Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональнои диагностики




Глава 14

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНОМАЛИИ РЕФРАКЦИИ

О.А. Пантелеева


Генетика человека, являющаяся одним из основных разделов науки о законах наследственности и изменчивости ор­ганизмов, зарождалась в недрах меди-


цины из эмпирических наблюдений семейных и врожденных болезней. Уже в первой половине XIX в. появи-лись работы, указывающие на значе-



ние наследственности при заболевани-ях органа зрения. В большинстве работ того периода факты и ошибочные представления были перемешаны, a критериев для установления истины в то время не существовало. Лишь в конце XIX в. с открытием чешским ис­следователем Менделем (G.J. Mendel) основных закономерностей поведе-ния, наследственных признаков в гиб-ридном потомстве появилась возмож-ность объяснения многих элементов наследственной изменчивости у чело­века.

В середине XX в. получены данные о 246 патологических генах, способ-ствующих возникновению различных аномалий развития и заболеваний органа зрения. Практически нет ни одного генетически обусловлен-ного заболевания, при котором не наблюдалось бы поражения органа зрения.

Аметропии (гиперметропия, миопия, астигматизм) широко распространены среди населения во веем мире и являют-ся одной из причин нетрудоспособно-сти и рано наступающей инвалидности. Согласно трехфакторной теории Э.С. Аветисова (1995), на формирова­ние клинической рефракции (аметро­пии) значительное влияние оказывают неблагоприятные факторы окружаюшей среды, условия зрительной деятельно-сти и наследственные факторы.

В истории изучения роли наследст-венности при аметропиях прослежива-ется несколько этапов. В начале XX в. появились работы, в которых полно-стью отрицалась наследственная пере-дача аномалий рефракции. Позже ряд авторов выступили в защиту наследст­венной обусловленности аметропии. С.В. Очаповский, Д.И. Березинская (1924, 1930) считали, что «возникнове­ние аномалий рефракции следует рас-сматривать в процессе их онтогенети­ческого развития, которое подчинено основным законам изменчивости и на­следствен ности».

В то же время большой интерес вызвала наследствен но-биологичес-кая гипотеза происхождения миопии


A. Stigere. Исследователь пришел к вы­воду, что элементы, из которых скла-дывается рефракция глаза, не зависят друг от друга и сочетаются в случайных комбинациях. Каждый из этих элемен­тов — преломляющая сила роговицы, длина переднезадней оси (ПЗО) гла­за — передается потомкам по наслед-ству через половые клетки, а внешняя среда не может влиять на формирова­ние рефракции. Ошибка A. Stigere co-стояла в том, что он отрицал законо-мерность в сочетании оптических эле­ментов в процессе рефрактогенеза и придавал наследственности значение фатального признака, игнорируя влия­ние условий внешней среды на форми­рование рефракции.

Клинико-генетические исследова-ния аномалий рефракции начали про-водиться со второй половины XX в. Сначала работы имели чисто описа-тельный характер; авторы описывали семьи, в которых неоднократно повто-рялись одни и те же аномалий рефрак­ции в нескольких поколениях у много­численных родственников [Березин­ская Д.И., 1925; Авербах М.И., 1949]. Авторы этих публикаций лишь конста-тировали множественность случаев аномалий рефракции в отдельно взя­той семье и предположительно теоре-тически высказывались о том или ином типе наследования патологии рефракции. После выхода в свет моно-графий R. Waandenburg (1963, 1990), A. Sorsby (1970), Э.С. Аветисова (1995) офтальмогенетические исследования аномалий рефракции получили даль-нейшее развитие. В исследовании ге­нетики рефракции используются в ос­новном следующие методы:

• клинико-генеалогический анализ —
изучение клинических и патологи­
ческих признаков у пациентов с
аметропиями;

• близнецовый метод — изучение раз­
вития аметропии (гиперметропии,
миопии) в разных группах близне­
цов, исходя из сходства или разли-
чия их генотипов и среды, в которой
они росли;


• популяционно-статистическии ме-тод — исследование наследственных признаков аметропии в больших группах населения из одной или не-скольких популяций.

Клинико-генеалогический анализ по-

зволяет считать, что аметропия может наследоваться как по аутосомно-доми-нантному, так и по аутосомно-рецес-сивному типу; частота указанных ти­пов наследования заметно варьируёт. Э.С. Аветисов и соавт. (в период с 1970 по 2000 г.) провели многочисленные исследования по генетике аметропии в разных регионах страны. Клинико-ге­неалогический анализ 1200 семей в 3— 4 поколениях позволил установить, что аметропии могут наследоваться как по аутосомно-доминантному (44,2 %), так и по аутосомно-рецессив-ному типу (54,8 %).

При аутосомно-доминантном типе наследования аметропии возникают в возрасте 12—15 лет, протекают кли-нически более благоприятно, без ос-ложнений. Для аметропии, наследуе-мых по аутосомно-рецессивному типу, характерны фенотипический полиморфизм, раннее возникнове­ние аномалий рефракции (особенно миопии), склонность к прогрессиро-ванию и осложнениям, нередко соче­тание аметропии с рядом врожден­ных заболеваний и симптомов (мик-рофтальм, синдромы Маршалла, Дау-на, Фавра — Гольдманна, Марфана и др.) и более тяжелое клиническое те­чение процесса в последующих поко­лениях.

Внутрисемейный анализ клиниче­ских проявлений аметропии показал, что передается только вид рефрак­ции, а не ее степень и характер кли­нического течения. О.А. Пантелеева (1997) провела сравнительный анализ проявлений миопии в наследствен-но отягощенных семьях и в семьях, в которых наследственной передачи миопии не было. Из всех фенотипи-ческих проявлений близорукости были выбраны 3 показателя: 1) время проявления миопии, 2) степень мио-


пии и 3) тяжесть клинического те­чения.

Обследовано 120 семей с наследст­венной и 130 семей с ненаследствен-ной миопией. Полученные результаты позволили автору сделать вывод, что в семьях с наследственной миопией этот вид рефракции проявляется раньше, клиническое течение более тяжелое, чем в семьях с ненаследственной мио­пией. По данным О.А. Пантелеевей (1997), факторами, влияющими на экспрессивность гена, т.е. на степень выраженности его действия, при на­следственных аметропиях могут быть пол, генотип родителей и факторы ок-ружающей среды. На основании ана­лиза каждой родословной О.А. Панте­леева (1997) определила пенетрант-ность, т.е. степень проявляемости па­тологического гена, при аметропиях: 19,4 %. Столь низкий процент пенет-рантности при аметропиях свидетель­ствуёт о том, что наследуемый по аутосомно-доминантному типу ген аметропии может реализовать свое действие только под влиянием небла-гоприятных условий внешней среды или при взаимодействи и с другими па­тологическими генами. В настоящее время для выяснения наследственного генеза и семейного накопления гена миопии в ряде лабораторни мира про-водится молекулярно-генетическое картирование ДНК из лимфоцитов пе­риферической крови [Гинтер Е.К., 2003]. Накопление и систематизация данных помогут определить новые факторы, влияющие на наследствен­ный генез аметропии.

Близнецовый метод позволяет полу-чать качественные генетические дан-ные.

Близнецовый метод особенно пер­спективей для изучения генетики реф­ракции, он позволяет с большой долей вероятности ответить на вопрос, в ка-кой мере параметры рефракции (опти­ческая и анатомическая) являются ге-нетически обусловленными. Э.С. Аве­тисов (1995) и О.А. Пантелеева (1997) обследовали 56 пар моно- и дизигот-ных близнецов; при этом оценивали



статическую рефракцию, длину ПЗО глаза, преломляющую силу роговицы и хрусталика. Показатель наследуемо-сти в группе моно- и дизиготных близ­нецов оказался наибольшим для ПЗО глаза (0,85) и преломляющей силы ро­говицы (0,84) и наименьшим для пре­ломляющей силы хрусталика.

За рубежом очень серьезная работа по генетическому изучению рефрак-ции у близнецов проведена A. Sorsby (1970). Автор провел также биометрию у 78 пар монозиготных и 210 пар дизи­готных близнецов и обнаружил высо­кие внутрипарные коэффициенты корреляции у монозиготных близне­цов (0,93 для роговицы, 0,91 для ПЗО глаза), значительно более низкие (со­ответственно 0,51 и 0,50) — у дизигот­ных близнецов и еще более низкие (0,07 и 0,03) — у случайных пар. На ос-новании полученных результатов A. Sorsby сделал вывод, что вее компо­ненты рефракции обусловлены только генетическими факторами. Близнецо-вые исследования О.А. Пантелеевой (1997) показани, что при веей основа-тельности работы A. Sorsby нельзя со-гласиться с тем, что только наследст­венные факторы обусловливают раз-витие аметропии. Э.С. Аветисов (1995) обследовал 61 пару близнецов и пока-зал, что внутрипарные различия реф­ракции наименьшие при гиперметро-пии и существенно больше при мио-пии. Это, по мнению автора, свиде­тельствуёт о большом воздействии ге­нетических факторов на формирова-| ний миопии, а гиперметропия и эмме-тропия, по веей вероятности, пред-| ставляют видовую рефракцию челове-I ческого глаза. Э.С. Аветисов (1995) I считал, что аметропия относится к [ группе глазных болезней с наследст- I венной предрасположенностью, когда [ наследственность выступает как пато­генетический или условно-этиологи-| ческий фактор.

Популяционно-статистический ме- тод позволяет изучить роль наследст­венное™ и окружающей среды в фор-


мировании фенотипического поли­морфизма аметропии. Генетико-эпи-демиологические исследования аме­тропии проведены в некоторых попу-ляциях Узбекистана, Туркмении, Тад­жикистана, а также в ряде популяций России [Пантелеева О.А., 1997; Гин-тер Е.К., 2003]. Показано, что частота аметропии при разных типах браков среди сибсов и детей пробандов в на-следственно отягощенных семьях дос-товерно превышает частоту аметропии в популяций приблизительно в 10 раз. Популяционно-статистические иссле­дования обычно проводят в разных возрастных группах с использованием различных способов определения и учета рефракции, поэтому многочис­ленные результаты, полученные рядом авторов [Аветисов Э.С. и др., 1995; Duke-Elder, 1970; Sorsby A., 1970], под-час трудно сравнить и обобщить. Од-нако для менделирующей наследст­венной патологии, к которой относят-ся аметропии, популяционно-стати-стический метод позволяет определить роль генетической изменчивости в формировании как нормальных, так и патологических видов рефракции и определить частоту аметропии в раз­ных этнических группах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авербах М.И. Офтальмологические очер-ки. - М.: Медгиз, 1949. - С. 220-244.

Аветисов Э.С. Близорукость — М.: Меди­цина, 1995. - 285 с.

Бочков М.П. Генетика человека и клиниче­ская медицина//Вестн. РАМН. — 2001. - № 10. - С. 5-7.

Гинтер Е.К. Медицинская генетика. — М.: Медицина, 2003. - С. 379-402.

Пантелеева О.А. Клинико-генетический анализ аномалий рефракции и связан­ных с ними синдромов: Дис.... д-ра мед. наук. - М., 1997.

Duke-Elder A. The paactice of refraction. — London, 1970. - 230 p.

Waandenburg P. Refraction//Klin. Mbl. Augenheilk. - 1990. - Bd 84. - S. 593— 637.



Глава 15

ОСОБЕННОСТИ КОНТАКТНОИ КОРРЕКЦИИ ЗРЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

АЛ. Киваев


В связи с широкой распространенно-стью различных аномалий рефракции и дефектов оптического аппарата глаза в оптической коррекции зрения нуж-дается более % населения, поэтому оптимальная коррекция аметропии яв-ляется актуальной задачей.

Контактные линзы широко приме-няются в педиатрической офтальмоло-гии, в частности для профилактики и лечения слабовидения у детей с врож­денной миопией, афакией после уда-ления врожденной катаракты, амблио-пией, аниридией, а также для коррек­ции анизометропии с целью восста-новления монокулярных и бинокуляр-ных зрительных функций.

Близорукость — самый распростра­ненный дефект оптической системы глаза. Частота миопии среди населе­ния развитых стран составляет от 25 до 35 %, а в ряде стран (Япония, Китай) достигает 70 %.

Удельный вес врожденной близору-кости среди детей дошкольного воз­раста в России колеблется, по данным разных авторов, от 0,1 до 30 %, а среди школьников составляет в среднем 15,7%.

В школьном возрасте чаще встреча-ется миопия слабой степени (до 3,0 дптр). По мере перехода из класса в класс частота миопии возрастает и к окончанию школы миопия встречает-ся у 11,4—23,7 % учащихся, причем су­щественно увеличивается число детей с миопией средней и высокой степени.

Близорукость остается одной из со-циально значимых проблем, при водя­щих в 17 % случаев к первичной инва-лидности, которая в общей структуре инвалидности по зрению в России со­ставляет от 0,5 до 0,6 на 10 000 населе­ния.


Широкая распространенность бли-зорукости, занимающей лидирующее положение в структуре инвалидности по зрению, обусловливает актуаль-ность и социальную значимость ее профилактики и лечения.

Контактные линзы (КЛ) детям под-бирают в тех случаях, когда очки не обеспечивают адекватной коррекции зрения, а также когда косметические или офтальмологические эффекты не могут быть достигнуты другими спосо­бами. Таким образом, можно выделить три основные группы показаний с рефракционными, косметическими и терапевтическими целями.

Группа пациентов детского возрас­та, которым КЛ подбирают с рефрак­ционными целями, пожалуй, самая многочисленная. КЛ являются наибо-лее эффективным средством оптиче­ской коррекции при близорукости. Преимущество их перед очками за-ключается в том, что КЛ непосредст­венно контактируют с роговицей. По­казатели преломления линзы, слезы, заполняющей подлинзовое простран-ство, и роговицы приблизительно рав-ны, поэтому лучи света преломляются только на передней поверхности КЛ, представляющей собой, как правило, правильную сферическую поверх-ность, и в дальнейшем проходят через практически гомогенную среду. Таким образом, КЛ нейтрализуют вее дефор-мации роговицы, в том числе и астиг­матизм.

В отличие от очков КЛ мало влияют на величину ретинального изображе-ния. Если минусовые очковые линзы уменьшают изображение на сетчатке, особенно сильно (на 20—25 %) при вы­сокой миопии, то при контактной кор­рекции величина ретинального изо-


бражения практически не изменяется и пациенту окружающие предметы ка-жутся несколько увеличенными, что создаёт более комфортные условия для зрения. КЛ в отличие от очков хорошо компенсируют аберрации оптической системы глаза, улучшая качество рети-нального изображения.

В сочетании с косметическими пре-имуществами указанные свойства КЛ обеспечивают хорошие функциональ-ные результаты при коррекции аме-тропии, а также условия для нормаль­ного психоэмоционального и физиче­ского развития ребенка. Разработка современиых методов определения то­пографи и роговицы, совершенствова­ние полимерных материалов, конст-рукций КЛ и средств ухода за ними по-зволили улучшить переносимость КЛ паииентами и свести возможиые ос-ложнения при контактной коррекции зрения к минимуму.

Несомненно, рациональная оптиче­ская коррекция является одним из важнейших факторов, способствую-щих стабилизации рефракции при прогрессирующей близорукости. Ран­нее назначение КЛ для коррекции близорукости позволяет получать наи-лучшие результаты. При этом отмече-но, что жесткие газопроницаемые КЛ в большей степени способствуют ста-| билизации рефракции.

Стабилизирующие действие кон­тактной коррекции зрения объясняет-ся в основном улучшением деятельно-сти ослабленного при прогрессирую­щей миопии аккомодационного аппа­рата глаза, проявляющимся в повыше­ним работоспособности цилиарной мышцы, увеличении резервов относй- I тельной аккомодации, улучшении кровообращения цилиарной мышцы, a t также увеличением ретинального изо­бражения и компенсацией аберрации оптического аппарата глаза.

Как известно, при врожденной ка- \ таракте в большинстве случаев разви-[ вается обскурационная амблиопия, I определяющая главным образом низ-I киефункциональные результаты после | экстракци и катаракты. Причиной раз-


вития амблиопии является сенсорная депривация, т.е. нарушение поступле-ния зрительней информации в постна-тальном онтогенезе. При этом следует учесть, что развитие зрительней систе­мы в значительной степени определяет ранний сенсорный опыт.

Установлено, что наиболее чувстви­тельна зрительная система к деприва-ции в первые месяцы жизни, поэтому в настоящее время рекомендуются ранняя операция экстракции катарак­ты и раннее назначение контактных линз (на 7—10-й день) для коррекции афакии, что препятствует формирова-нию обскурационной амблиопии. Обязательным условием реабилитации детей после экстракции катаракты яв­ляется оптическая коррекция афакии, позволяющая фокусировать изображе­ние на сетчатке. У маленьких детей с афакией мягкие высокогидрофильные КЛ являются оптимальным видом кор­рекции.

С возрастом в связи с развитием анатомо-оптических элементов глаза у детей меняется рефракция, это требуёт смены оптической силы корригирую-щего средства. Поэтому другие методы коррекции или практически неприме-нимы в детском возрасте (очки), или несут в себе элементы риска (напри-мер, интраокулярные линзы — ИОЛ, эпикератофакия).

Назначение корригирующих КЛ в раннем детском возрасте создаёт опти­мальные условия для развития зри-тельного анализатора, оказывает поло-жительное влияние на формирование зрительных функций, способствует профилактике и уменьшению степени амблиопии.

У детей школьного возраста подбор КЛ обычно не вызывает затруднений; сложности возникают у дошкольни-ков, особенно в возрасте до 2—3 лет, у которых применяют специальные лин­зы, входящие в пробный набор. Плав­ные отличия глаз у детей в возрасте до 5—7 лет заключаются в меньшем диа­метре роговицы, меньшем радиусе ее кривизны, а также в меньших величи-нах переднезаднего размера глазного


яблока. Подбор КЛ у детей первых лет жизни в подавляющем большинстве случаев требуёт применения специаль-ных типов индивидуально изготовлен-ных мягких контактных линз.

В условиях углубленного сна опре-деляют диаметр роговицы и базовый радиус КЛ, который выбирают в соот-ветствии со средним офтальмометри­ческим радиусом. Выбор оптической силы линзы осуществляют по данным исследования рефракции глаза в усло­виях мидриаза. При определении оп­тической силы линзы для коррекции афакии учитывают рефракционную поправку (у детей первего года жизни к полученной рефракции прибавляют 3,0 дптр, в возрасте от 1 года до 3 лет — 2,0 дптр). Дополнительные поправки к линзам требуются для фокусировки глаза на близкое расстояние. Таким образом, сила линз, входящих в проб-ный набор для коррекции афакии у де­тей, варьируёт от 25 до 38 дптр, базо­вый радиус — от 6,8 до 7,2 мм, диаметр линзы — от 11,5 до 14,0 мм. С учетом особенностей режима у детей раннего возраста (чередование бодрствования и сна) целесообразно применение мяг­ких корригирующих КЛ, предназна-ченных для пролонгированного ноше-ния, обладающих высокой кислород-ной проницаемостью.

Для коррекции зрения у детей пер­вых лет жизни обычно применяют ин­дивидуально изготовленные высоко-гидрофильные кислородопроницае-мые мягкие КЛ, в более старшем воз­расте (5—7 лет) возможна коррекция стандартными типами линз. В послед­нее время при афакии и альбинизме широко применяют мягкие КЛ с УФ-защитой, обеспечивающие погло­щение светового потока в зоне корот-коволнового излучения.

Адаптация глаза к высокогидро-фильным мягким КЛ или к линзам пролонгированного ношения прово-дится по следующей схеме. В 1-ю не­делю линзы назначают в режиме днев­ного ношения (1-й день — 4 ч, 2-й — 6 ч, 3-й — 12 ч, 4-й и 5-й — 16 ч). При хорошей переносимости мягких линз


на 6-й день допускается ношение линз в течение 24 ч. В последующие дни возможно кру посуточнее ношение линз в течение 5 дней, затем делают суточный перерыв. Пролонгированное ношение специально предназначен-ных для этого мягких КЛ допускается при условии контакта родителей ре­бенка со специалистом, который по-стоянно информирует их о состоянии глаз ребенка. Дезинфекцию линз луч-ше осуществлять пероксидной систе­мой 1—2 раза в неделю. За детьми должно осуществляться диспансерное наблюдение: вначале 1—2 раза в неде­лю, затем 1 раз в месяц, в дальнейшем 1 раз в 3 мес. Это позволяет не только тщательно корректировать геометри­ческие параметры линзы, но и ее опти­ческую силу, а также с помощью био-микроскопии роговицы контролиро-вать состояние эпителия, слезной пленки, лимбальных сосудов глаза. Проведенные функциональные иссле­дования показали зависимость остро­ты зрения от возраста, в котором про-изведена операция: чем раньше она была выполнена, тем выше острота зрения. Дети с сопутствующей патоло-гией должны наблюдаться у эндокри-нолога, педиатра, ревматолога, кото-рые при необходимости вносят кор-рекцию в общее лечение. При двусто­ронней афакии подбор мягких КЛ це­лесообразно проводить одновременно. В период между операциями рекомен-дуется окклюзия первоначально опе-рированного глаза. При односторон­ней афакии необходима окклюзия контралатерального глаза или его пе-нализация слабоположительной кон-тактной линзой.

Еще раз подчеркнем, что оптиче­ская коррекция амблиопии наиболее эффективна при рефракционном типе, коща снижение зрительных функций объясняется наличнем аномалий реф­ракции. При этом виде слабовидения имеют место, как правило, функцио­нальные нарушения, обусловленные отсутствием со дня рождения резкого изображения объектов окружающего мира на сетчатке.


Контактная коррекция в этом слу­чае, как и в случае афакии, является обязательным компонентом в терапии рефракционной и анизометропиче-ской амблиопии.

Необходимость подбора КЛ при анизометропии в более раннем возрас­те определяется тем, что миопическая анизометропия нередко сопровожда-ется амблиопией, нуждающейся в ран­нем плеоптическом лечении. Большое значение для прогноза успешности ле-чения амблиопии имеет исходная ре-тинальная острота зрения, которая оп-ределяет различительную способность сетчатки: чем она выше, тем лучше прогноз. При оценке рациональной тактики лечения детей с амблиопией в возрасте до 3 лет рекомендуется учи-тывать данные электрофизиологиче­ских исследований, в частности ре­зультаты исследования зрительных вы-званных потенциалов.

Следует учитывать преимущества КЛ перед очками: компенсацию абер-раций оптической системы глаза, в том числе астигматизма, увеличение ретинального изображения по сравне-нию с коррекцией минусовыми очко-выми линзами при миопии, отсутствие анизейконии и анизофории при ани­зометропии, косметический эффект (КЛ практически незаметны на глазах, в то время как от очков дети нередко отказываются из эстетических сообра-жений).

КЛ являются эффективным мето­дом коррекци и при тех состояниях глаз, которые сопровождаются амб­лиопией и нарушениями бинокуляр-ного зрения и должны рассматривать-ся как обязательный компонент пле-оптоортоптического лечения при вро­жденной миопии, анизометропии, аниридии, афакии у детей.

Как известно, одним из эффектив-ных методов лечения амблиопии при анизометропии является окклюзия од­ного из глаз (лучшего глаза). Для этой цели обычно применяют заклейки, окклюдоры, которые малоэстетичны, неудобиы, дети часто отказываются от них. В качестве окклюдора можно


применять мягкие КЛ со светопогло-щаемым покрытием в оптической зоне или сильные плюсовые КЛ. При нару-шениях бинокулярного зрения ортоп-тическое лечение включает восстанов­ление бифовеального слияния с помо-щью синоптофора, диплоптику, при­менение призм. При налични косогла-зия со значительной девиацией реко­мендуется хирургическое лечение.

С косметическими целями КЛ де­тям назначают реже.

Основные патологические состоя-ния органа зрения, при которых ис-пользуют КЛ, следующие: аниридия, колобома радужки, альбинизм, мик-рофтальм, грубые рубцы и бельма ро-говицы, неоперабельная катаракта.

Такие врожденные изменения глаз, как колобома радужки и аниридия, приводят к затруднениям или полной невозможности диафрагмирования света путем изменения величины зрач­ка. Это в свою очередь вызывает по­вреждение световоспринимающих элементов сетчатки, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Применение в этих случаях так на-зываемых стеноптических очков (с диа­фрагмой) неэффективно, так как, во-первых, применение очков у детей раннего возраста вызывает большие затруднения, во-вторых, подобные оч­ки вызывают резкое ограничение поля зрения и дети от них отказываются.

Наиболее эффективным средством реабилитации детей с колобомой ра­дужной оболочки или аниридией явля­ется применение косметических КЛ с окрашен ной под цвет радужной обо­лочки периферией и прозрачной цен-тральной частью. Использование та-ких линз ограничивает интенсивность светового потока, позволяет снять яв-ления светобоязни, уменьшть свето­рассеяние на сетчатке и повысить ост­роту зрения. Использование космети­ческих мягких КЛ у новорожденных позволяет сохранить высокую остроту зрения.

Косметические мягкие КЛ могут также применяться в случае микроф-


тальма у детей. Такой глаз имеет ги-перметропию высокой степени и тре­буёт коррекции до +25 дптр. Подбор линз в этих случаях мало отличается от такового при афакии.

Терапевтические КЛ у детей приме-няют редко: в случаях эпителиопатий, состояний после кератопластики.

Подбор мягких КЛ у детей проводят после обязательной предварительной психологической подготовки родите-лей.

Родители должны быть обучены ма-нипуляциям с КЛ при надевании и снятии линз, строго соблюдать реко-мендации офтальмолога по режиму


ношения линз, их очистке и дезинфек-ции.

Еще раз отметим, что при лечении новорожденных и детей раннего воз­раста требуются более частые осмот­ры, замены КЛ, подбор КЛ с высокой кислородной проницаемостью. Следу­ет быть особенно аккуратным при ис-пользовании средств ухода за линзами.

Постоянное динамическое наблю­дение за ребенком необходимо для своевременного внесения изменений в параметры применяемых КЛ по мере роста глазного яблока, а также при по­тере линзы или ее повреждении в про­цессе ношения.


Глава 16

КОМПЬЮТЕРНЫЕ МЕТОДЫ

ФУНКЦИОНАЛЬНОИ ДИАГНОСТИКИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...