Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организмов. Сравнение клеток растений и животных.




1. Клеточное строение организмов. Клетка -­ единица строения каждого организма. Одноклеточ­ные организмы, их строение и жизнедеятельность. Многоклеточные организмы, возникновение в про­цессе эволюции клеток, разнообразных по форме, размерам и функциям. Взаимосвязь клеток в организме, образование тканей, органов.

2. Сходное строение клеток растений, живот­ных, грибов и бактерий. Наличие плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра или ядерного вещест­ва, рибосом в клетках всех организмов, а также ми­тохондрий, комплекса Гольджи в клетках расте­ний, животных и грибов. Сходство в строении кле­ток организмов всех царств - доказательство их родства, единства органического мира.

3. Различия в строении клеток:

· отсутствие целлюлозной оболочки, хлоропластов и вакуолей с клеточным соком у животных, грибов (у простейших животных: инфузория, амеба – сократительные вакуоли выполняют выделительную роль, очень мелкие);

· отсутствие в клетках бактерий оформленного ядра (ядерное ве­щество расположено в цитоплазме), митохондрий, хлоропластов, комплекса Гольджи.;

· На втором этапе энергетического обмена в растительной клетке наблюдается спиртовое брожение;

· во всех животных клетках есть центриоли, а у растительных они отсутствуют (за исключением низших водорослей);

· минеральные соли в растительной клетке могут находиться в виде кристаллов, а в животной клетке они растворены;

· при делении растительной клетки между двумя дочерними образуется перегородка, животная клетка делится перетяжкой.

4. Клетка - функциональная единица живого. Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки и организма. Способы поступления веществ в клетку: фагоцитоз, пиноци­тоз, активный транспорт. Пластический обмен -­синтез органических соединений из поступивших в клетку веществ с участием ферментов и использо­ванием энергии. Энергетический обмен - окисле­ние органических веществ клетки с участием фер­ментов и синтез молекул АТФ.

5. Деление клеток - основа их размножения, роста организма. Генетическая информация в клетке. Гены и хромосомы – материальная основа наследственности. Редупликация – удвоение хромосомы ДНК. Митоз- процесс деления клетки и передачи генетической информации в дочерние клетки.

Лишайники – симбиотические организмы, их разнообразие. Среди гербарных экземпляров найдите лишайники. По каким признакам вы их определите? Приведите другие примеры симбиотических отношений в природе и раскройте их значение.

Лишайники – необычная группа живых организмов, представляющие собой симбиотическую связь грибов и водорослей. Наука о лишайниках называется лихенология. При этом между симбионтами возникают очень тесные связи, в результате чего формируется морфологически и физиологически целостный организм. Такое сосуществование гриба и водоросли является постоян­ным. Нередко удается разделить лишайниковые компоненты: отдельно выделить водоросль и гриб, кото­рые могут некоторое время нормально существовать друг без друга. Однако физиологические, биохимичес­кие и морфологические особенности, проявляемые эти­ми организмами во время сосуществования в лишайни­ке, часто значительно отличаются от их индивидуаль­ных свойств.

Тело лишайников представле­но слоевищем, имеющим размеры от долей миллиметра

 

до нескольких десятков сантиметров. Компоненты тесно взаимосвязаны и выполняют различные функции: водоросли осуществля­ют синтез основных органических веществ, а грибы поглощают воду и минеральные соли. Гифы гриба могут по-разному контактировать с клетками водорослей: либо проникать сквозь клеточную стенку внутрь клетки, либо плотно

 

прилегать к клеткам водорослей, не проры­вая их стенок, В симбиотические отношения с грибом могут вступать зеленые и бурые водоросли.

Различают следующие формы лишайников: нитчатые, у которых тело имеет вид нитей; накиипные или корковые, имеющие тело в виде корочки. на ска­лах, деревьях; земле и т. д, (ликонора); листова:тые - тело в виде листовидных пластинок, прикрепленных к почве или деревьям при помощи ризин - аналогов ризоидов, состоящих из пучков гиф (пармелия); кусти­стые - тело имеет вид более или менее. разветвленных кустиков, достигающих 12-15 см в высоту (исландский лишайник, ягели, например, олений лишайник- кла­дония).

Лишайники размножаются преимущественно вeгe­тативным способом. Слое­вище лишайника нарастает очень медленно за счет де­ления водоросли и самого гриба, поскольку каждый из компонентов лишайника размножается самостоятельно. Лишайник образуется только тогда, когда гифы гриба встретят на своем пути соответствующую водоросль.

Роль лишайников в природе и хозяйстве. Лишайники приспособлены к крайне неблагоприятным усло­виям температуры и влажности и растут всюду, где только возможна жизнь. Они заходят на север дальше любых растений Арктики, но при этом хорошо себя 'чувствуют и во влажном тропическом лесу. Они являются первыми поселенцами незаселенных пространств (на скалах, деревьях), занимают большие площади в тундрах. Лишайники играют существенную роль в поч­вообразовательном процессе, так как постепенно растворяют и разрушают горные породы, к которым они прикрепляются. Поселяютсялишайники на самых бесплодных местах.

Примеры симбиоза: протокооперация (выгодно для обоих видов, но не обязательно) – гречихи и пчела, муравьи и семена некоторых растений леса; мутуализм (присутствие каждого вида обязательно) - кедровка питается только орешками кедра, птицы кормятся насекомыми – паразитами на коже носорога и др.

3. Раскройте роль белков в организме по следующему плану: в каких продуктах содержатся, конечные продукты расщепления в пищеварительном канале, конечные продукты обмена, роль белков в организме. Объясните, почему в пищевом рационе детей и подростков должны обязательно присутствовать белки.

Белки – это те структурные элементы, из которых строятся тела. Однако на этом их роль далеко не заканчивается. Именно с белками связано осуществление основных проявлений жизни: обмена веществ, сократимости, раздражимости, способности к росту, размножению и даже к мышлению. Белки входят в состав ферментов - веществ, выполняющих роль ускорителей биохимиче­ских реакций в организме. Белками являются и гормоны - регуляторы об­менных процессов в организме, и нуклеопротеиды, ответственные за синтез белка в организме, носители наследственности.

Роль белков в организме:

- каталитическая. Белки - катализаторы, уве­личивающие скорость химических реакций в клет­ках организма. Ферменты - биологические катали­заторы;

- структурная. Белки - элементы плазматиче­ской мембраны, а также хрящей, костей, перьев, ногтей, волос, всех тканей и органов;

- энергетическая. Способность молекул белков к окислению с освобождением необходимой для жиз­недеятельности организма энергии;

- сократительная. Актин и миозин - белки, входящие в состав мышечных волокон и обеспечи­вающие их сокращение вследствие способности мо­лекул этих белков к денатурации;

- двигательная. Передвижение ряда однокле­точных организмов, а также сперматозоидов при помощи ресничек и жгутиков, в состав которых входят белки;

- транспортная. Например, гемоглобин - бе­лок, входящий в состав эритроцитов и обеспечиваю­щий перенос кислорода и углекислого газа;

 

- запасающая. Накопление белков в организме в качестве запасных питательных веществ, например в яйце, молоке, семенах растений;

- защитная. Антитела, фибриноген, тромбин - ­белки, участвующие в выработке иммунитета и свертывании крови;

- регуляторная. Гормоны - вещества, обеспечи­вающие наряду с нервной системой гуморальную регуляцию функций организма. Роль гормона инсу­лина в регуляции содержания сахара в крови.

Белки имеют очень сложную структуру и состоят из 20 аминокислот, при­чем 10 из них относятся к разряду так называемых незаменимых, т. е. не син­тезируемых в организме человека и поступающих в него с пищей.

По своему происхождению белки делятся на животные и растительные.

Соя - чемпион по содержанию белка - целых 34 грамма на 100 граммов продукта. Но может ли она заменить мясо? Нет. Потому что аминокислотный состав белка животного происхождения ближе организму человека. Белок жи­вотного происхождения содержит в большем количестве так называемые не­заменимые аминокислоты.

Важнейшими источниками белка являются (в граммах на 100 граммов продукта): сыр - 30, мясо - 14-20, рыба - 12-16, яйцо -1-6, молоко - 3,0, соя - 34,0, горох - 20, хлеб - 5-10 и др.

В рационе подростка белки животного происхождения должны составлять 60 % от общего количества белка в пище. Белковая недостаточность, особен­но, если не хватает белка животного происхождения, приводит к тяжелым заболеваниям детей.

Назовем лишь некоторые из них. Малокровие, задержка роста, чрезвычай­но слабая сопротивляемость болезням, особенно инфекционным,- результат белковой недостаточности.

Конечные продукты расщепления белков в пищеварительном канале под действием ферментов желудочного сока (пепсина) – аминокислоты. Окисляясь в клетках, белки образуют конечные продукты обмена – воду, углекислый газ и выделяют энергию (1 г – 17,6 кДж).

Билет № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...