Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие ферментов на органические вещества




Органические вещества До каких веществ расщепляются Фермент Отдел пищеварительной системы Условия среды, температура
Углеводы Глюкоза амилаза Ротовая полость, в слюне Слабощелочная, среда, 37°С
Белки аминокислоты пепсин Желудок, желудочный сок Слабокислая среда, 38°С
Жиры Жирные кислоты и глицерин липаза Двенадцатиперстная кишка Слабощелочная, среда, 38 – 39 °С

Всасывание органических веществ происходит через стенки кишечника в кровь и лимфу, а затем разносятся по всему телу в каждую клетку.

Причиной пищевых отравлений является несвежая пища, в которой содержатся микроорганизмы (как правило, бактерии, грибки и продукты их жизнедеятельности, токсины, ядовитые для человеческого организма).Наиболее опасным для человека является ботулинический токсин («колбасный яд»), который вырабатывается анаэробной бактерией, поселяющейся внутри кусков рыбы, колбасы, ветчины и в консервах. Этот токсин полностью разрушается при кипячении в течение 15 минут.

Пищевые отравления сопровождаются болью в животе, рвотой, поносом, головной болью, головокружением, обмо­рочным состоянием. Часто заболевает не один человек, а несколько принимавших одну и ту же пищу. У всех могут возникнуть одинаковые жалобы. Иногда возможны судо­роги, бред.

Предупреждение отравлений

Для предупреждения пищевых отравлений необходимо:

· Соблюдать правила личной гигиены (мыть руки перед едой, пос­ле посещения туалета и приходя с улицы);

· не есть немытые фрукты;

· не есть ядовитые ягоды и грибы; тщательно мыть продукты, хорошо проваривать, кипя­тить, (особенно летом), есть только свежие продукты;

· тщательно очищать воду, не пить сырую неочищенную воду

· необходимо бороться с муха­ и тараканами, так как эти вредные насекомые могут быть переносчиками бактерий

.Особо опасными желудочно-кишечными заболеваниями являются дизентерия, брюшной тиф, холера. Больных немедленно госпитализируют, а помещение, где находились больные и их вещи, тщательно дезинфицируют. Против дизентерии, брюшного тифа и других инфекционных заболеваний делают профилактические прививки, которые предотвращают возникновение эпидемий, но самое главное – это соблюдение правил личной гигиены и скорейшая госпитализация больных.

ГЕПАТИТ – это воспаление печени, чаще всего вызываемое одним из вирусов А, В, С и некоторыми другими. Гепатит это очень опасное заболевание, так как при нем повреждаются клетки печени, что в итоге может привести к перерождению печени – циррозу и гибели пациента.

Вирус гепатита А передается пищевым путем, вирусы гепатита В и С через кровь, причем пути передачи могут быть естественными и искусственными. Естественные пути передачи: половой от матери к плоду (заражение во время беременности и родов), от

 

грудного ребенка матери (при грудном вскармливании), бытовой – при реализации «кровоконтактного» механизма через бритвенные приборы, зубные щетки и пр. Искусственный путь передачи реализуется через поврежденную кожу, слизистые оболочки при лечебно-диагностических манипуляциях: уколы, операции, переливание крови, эндоскопические исследования и др.

Для профилактики гепатитов необходимо соблюдение правил личной гигиены, употребление доброкачественной питьевой воды и пищевых продуктов, проверка работников питания на носительство вирусов гепатита, проверка крови доноров, а самое главное – вести здоровый образ жизни. Против гепатита А и В имеется вакцина. Вакцинация рекомендуется в первую очередь детям. Для предупреждения заболевания лиц, подвергшихся риску заражения гепатитом В, может быть проведена вакцинация, проводимая в этих случаях по ускоренной схеме.

Билет № 19

Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с млекопитающими животными и отличие от них.

1. Место человека в системе органического мира. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид человек ра­зумный.

2. Сходство человека и млекопитающих жи­вотных: четырехкамерное сердце, диафрагма, хо­рошо развитая кора головного мозга, млечные желе­зы, матка, где происходит развитие плода, тепло­кровность.

3. Направления эволюции человека: усложне­ние мозга, форм поведения, формирование признаков, связанных с прямохождением, совершенство­ванием руки как органа труда.

4. Отличие человека от млекопитающих: раз­витие головного мозга (по массе в среднем превыша­ет мозг шимпанзе и гориллы в 3-4 раза), прогрес­сивное развитие областей мозга, связанных с появле­нием членораздельной речи, усложнение строения аппарата голосообразования, относительное увели­чение мозгового отдела черепа и уменьшение лице­вого, редукция волосяного покрова, S-образная фор­ма позвоночника с четырьмя изгибами, расширен­ная форма таза, сводчатая стопа с расширенным большим пальцем, противопоставление большого пальца кисти остальным, развитие специфического для каждого человека узора на пальцах рук.

2. Членистоногие, их классификация, многообразие, роль в природе.

Объясните, почему насекомые заняли господствующее положение на Земле. В коллекции найдите насекомых, ведущих общественный образ жизни, раскройте их значение в природе и жизни человека.

Тип Членистоногие

Характерные признаки членистоногих:

- Тело сегментировано, конечности членистые, хитиновый покров. Выделяют отделы тела: голова, грудь, брюшко. У некоторых представителей (ракообразных, паукообразных) отделы сливаются

голова и грудь, образуя единый отдел головогрудь. Членистые конечности, функционально специализированы (для захвата пищи, для передвижения и т, д.). Конечности располагаются на разных отделах тела.

- Тело покрыто хитиновым покровом, образующим наружный скелет и выполняющим защитную функцию. В связи с тем, что хитиновый покров прочный, мало растяжимый, рост членистоногих сопровождается линькой.

- Мышечные волокна сгруппированы в пучки, имеют поперечно­полосатую структуру. Мышцы изнутри прикреплены к хитиновому покрову, сокращаясь и расслабляясь они приводят в движение конечности и крылья насекомых

- Кровеносная система незамкнута, имеются сердце и сосуды. Имеется пульсирующий сосуд – «сердце» и сосуды (артерии), по которым циркулирует гемолимфа (по своему составу частично сходна с составом крови).

- Пищеварительная система: ротовой аппарат ® глотка ® пищевод ® желудок ® передняя, средняя и задняя кишка ® анальное отверстие ® железы.

 

Имеется набор пищеварительных желез (вырабатывающих секрет, улучшающий процессы пищеварения).

- Дыхательная система - у водных форм - жабры, у наземных - легкие, трахеи.

- Выделительная система - мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных.

- Нервная система - пара ганглиев и брюшная цепочка.

- Имеют органы чувств, у некоторых представителей очень хорошо развиты, органы зрения - глаза.

- Раздельнополые, половой диморфизм (отличие самца и самки по внешним признакам). Развитие прямое (с неполным превращением) и непрямое (с полным превращением).

Прямое: яйцо ® личинка ® взрослое животное.

Непрямое: яйцо ® личинка ® куколка ® взрослое животное.

Класс Ракообразные.

Отделы тела: головогрудь и брюшко (членистое). Различное количество конечностей. Органы дыхания: жабры. Органы выделения: зеленые железы у основания усиков. Органы чувств: орган зрения­ сложные глаза, на подвижных стебельках, органы обоняния - короткие усы. Органы осязания - длинные усы, органы равновесия в основании усиков. Самки откладывают яйца и вынашивают рачат под брюшком, оплодотворение внутреннее. Развитие прямое. Дафнии, мoкрицы, речные раки, крабы.

Класс Паукообразные.

Отделы тела: головогрудь и брюшко, не членистое. Четыре пары конечностей, у пауков на брюшке три пары паутинных бородавок многие паукообразные плетут ловчую сеть. У пауков имеются ядовитые железы, на когтевидных челюстях на голове. Четыре пары простых глаз, расположены на головогруди, органы осязания находятся на ногощупальцах. Пищеварение предварительное, внеорганизменное, так как яд не только парализует жертву, но и является пищеварительным соком, переваривание жертвы проис­ходит вне тела паука. У клещей не имеется ядовитых желез, ротовой аппарат грызущий и сосущий, в зависимости от типа питания. Органы дыхания: легкие и трахеи. Самки откладывают яйца в кокон. Оплодотворение наружно-внутреннее (самец выделяет мешочек со спермиями, самка направляет его внутрь). Отряды: Пауки. Клещи, Скорпионы

Класс Насекомые.

Отделы тела: голова, грудь, брюшко (членистое). Органы чувств: пара усиков - органы осязания и вкуса. пара сложных фасеточных глаз, орган обоняния. Три пары конечностей. Органы дыхания: трахеи - тонкие трубочки, оплетающие все тело, заканчиваются дыхальцами на брюшке. Раздельнополые. Самки откладывают оплодотворенные яйца. Развитие с неполным или полным метамор­фозом.

Отряды:

- Пряморылые - имеют две пары крыльев передние прямые, прозрачные, более твердые, задние, более широкие, складывающиеся. Ротовой аппарат грызущий, развитие с неполным превращением. Саранча, кузнечик, богомол.

- Чешуекрылые (бабочки)- имеют две пары крупных крыльев, покрытых роговыми чешуйками. Ротовой аппарат сосущий у личинок (гусениц) - грызущий. Развитие с неполным превращением.

- Перепончатокрылые - имеют две пары прозрачных крыльев, передние больше задних. Ротовой аппарат у жалоносных (пчелы. шмели) грызуще-сосущий, у остальных (муравьи) грызущий. Жало - видоизмененный яйцеклад. Пчелы, муравьи, осы - общественные насекомые. Развитие с полным превращением.

- Двукрылые - имеют одну пару прозрачных крыльев. ротовой аппарат лижущий (мухи) или колющий (комары).

- Жесткокрылы (жуки) - имеют две пары крыльев. Верхние ­жесткие хитиновые надкрылья и нижние - прозрачные. Pотовой аппарат грызущий. Развитие с полным превращением.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...