Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Власть. Роль политики в жизни общества.




Билет № 1

Религия, ее роль в жизни современного общества.

Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность представлений, основывающихся на вере в существование богов, духов.

Выделяют несколько мировых религий: буддизм, христианство, ислам и др. Каждое направление включает, помимо вероучений, религиозные культы (определенные обряды), религиозные организации (церковь).

Для догматических вероучений характерно наличие определенных утверждений — догматов, которые должны приниматься на веру без рассуждений и логического анализа. Боги и духи являются предметом поклонения. Происходящие события объясняются вмешательством этих сверхъестественных существ.

Полезно знать, что такие недружелюбно настроенные друг к другу религии, как иудаизм, христианство, ислам, основываются на одних и тех же преданиях, входящих в священное писание («Ветхий Завет» у христиан — часть Библии, включающей кроме того «Новый Завет». У мусульман — Коран). Раскол произошел в первые века нашей эры в силу различного отношения к личности Иисуса Христа (это произношение принято у христиан) и порядку отправления религиозных культов.

Христианство на сегодня составляют православие, католическая церковь и множество протестантских деноминаций: лютеране, баптисты, пятидесятники и др.

Для ранних религий (язычество) характерно наличие множества богов (политеизм) и поклонение идолам, или кумирам, (идолопоклонство). Для более поздних религий характерно поклонение одному богу (монотеизм).

Отрицание существования бога получило название атеизм.

Появление религий на ранних стадиях развития общества связывают с попытками разгадать происхождение мира, объяснить причины событий, недоступных пониманию на основе известных фактов. Религиозные представления и служители культов стали использоваться властями для управления подданными.

В современном обществе уровень развития науки позволяет объяснять эти вопросы без привлечения сверхъестественных сил.

Формально, Россия — светское государство, и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Тем не менее, религия остается инструментом влияния, а во многих странах, например, мусульманских, частью государственного аппарата.

Роль догматических вероучений (в частности, православия) как формы сознания, препятствующей распространению научного знания, в целом является отрицательной и тормозит решение прогрессивных задач, стоящих перед обществом.

В то же время, церковь, будучи сложным явлением, может вносить и полезный вклад в конкретных вопросах, например, способствовать борьбе за мир, организовывать помощь нуждающимся, вести просветительную работу в области нравственности. Многие церкви организуют работу с молодежью, досуг.

Поскольку официальная наука уделяет недостаточно внимания важнейшим вопросам, волнующим людей: смысл человеческой жизни и т.п., — религиозная литература для многих становится первым шагом на пути просвещения, становления духовной личности.

Официально православие стало религией Древнерусского государства в 988 г.

После того, как в конце XIX века в России в результате развития науки доверие населения к церковным догматам стало стремительно падать, нравственные устои догматических вероучений перестали быть непререкаемым авторитетом и утратили свое внешнее влияние на поведение людей.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Основные причины обнищания населения России:

  1. Приватизация
    В ходе приватизации наиболее доходные предприятия государственного сектора (газо- и нефтедобывающие отрасли, предприятия цветной металлургии) были за бесценок переданы в собственность частным лицам. Это привело к снижению доходов государства и, как следствие, к снижению зарплаты работников, занятых в бюджетной сфере (врачей, учителей, военных, государственных служащих) и пенсионеров.
  2. Законодательство и налогообложение
    Были приняты законы, способствовавшие экспорту сырья за границу и позволяющие вывозить капитал за рубеж. Высокие налоги сделали убыточным производство товаров промышленности и сельского хозяйства. Это привело к резкому снижению производства в России, снижению зарплат, повышению безработицы.
  3. Отсталое производство, распад Советского Союза
    Рентабельность производителей товаров была к тому же подорвана импортом дешевых и зачастую более качественных товаров из-за рубежа, разрывом хозяйственных связей между бывшими республиками СССР, ставшими суверенными государствами.
  4. Рост бюрократического аппарата, коррупция
    При этом росла численность бюрократического аппарата. Бюрократические барьеры препятствовали развитию малого бизнеса — важного сектора экономики.
  5. Организованная преступность
    Преступные группировки подкупали чиновников, несогласных убивали, захватывая новую собственность. Предпринимателей обкладывали «данью». Добивались монопольного положения на рынке, что позволяло завышать цены на свои товары и услуги.
  6. Низкая организованность населения
    Население России в целом оказалось не готовым к создавшейся ситуации. Преобладали потребительские настроения как у избирателей, так и у депутатов. Профсоюзы были фактически «задавлены» еще при советской власти. Наиболее активные и образованные граждане в ходе Октябрьского переворота 1917 г., репрессий и пр., были высланы из страны или погибли.
    Всё это позволило провести перечисленные пагубные преобразования без заметного противодействия со стороны трудящихся.

Государство практикует следующие меры социальной поддержки населения с низким уровнем доходов:

  1. Денежные или натуральные выплаты (бесплатные обеды, одежда) для безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.
  2. Услуги, оказываемые социальными службами (социальная работа).
  3. Бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, лагеря отдыха и пр.,
  4. Содержание нетрудоспособных в специальных учреждениях (домах престарелых и пр.)
  5. Бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения.

Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

При ответе на этот вопрос следует учитывать два момента:

1. Группа для выступления должна включать людей, способных подготовить и провести выступление. Роли можно распределить следующим образом:

  • кто интересуется компьютером и умеет на нем работать, — техническая часть;
  • кто интересуется поэзией, литературой — тексты для выступления;
  • творческие, креативные личности — «генераторы идей»;
  • интересующиеся педагогикой (собираются стать учителем) — учебные программы для компьютера;
  • (если Вы не собираетесь сами руководить) организаторы — общее руководство.

2. На практике приходится брать во внимание и заинтересованность товарищей в данном выступлении. Тут могут пригодиться:

  • Ваши друзья, которые всегда готовы помогать Вам; или все, кто просто любит общаться;
  • лидеры и другие члены коллектива, заинтересованные в приумножении своего авторитета;
  • одноклассники, у которых в пятом классе учатся младшие братья или сестры (или мама ведет классное руководство в том классе);
  • одноклассники, которым участие в мероприятиях нужно для портфолио (или характеристики).

Также обращаем внимание на ответственность, дисциплинированность — чтобы не подвели в последний момент.

Билет № 2

Власть. Роль политики в жизни общества.

Власть — право и возможность воздействовать на других людей, подчинять их своей воле. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

Источники власти:

  • Насилие (физическая сила, оружие, организованная группа, угроза применения силы)
  • Авторитет (семейные и социальные связи, глубокие познания в какой-то области и т.п.)
  • Право (положение и полномочия, контроль над ресурсами, обычай и традиция)

Самый примитивный источник власти — применение или угроза применения грубой силы, насилия (деспотическая власть отца семейства).

К методам прямого насилия нередко прибегает и государство. Но гораздо чаще власть в государстве базируется на институтах юридического права. Право является социальным источником власти, прежде всего право собственности.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов.

Слово «политика» греческого происхождения, переводится как искусство управления государством.
Политика — деятельность общественных классов, партий, групп, определяемая их интересами и целями, а также деятельность органов государственной власти. Часто под политической борьбой подразумевают борьбу за власть.

Выделяют следующие виды власти:

  • Законодательная (парламент)
  • Исполнительная (правительство)
  • Судебная (суды)
  • В последнее время средства массовой информации характеризуются как «четвёртая власть» (владение информацией)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...