компетенцию и навыки по самоусовершенствованию) по лабораторной диагностике у детей различных возрастных групп.
VII. Критерии уровней владения компетенцией
Уровень
| Применительно к этой нозологии/дисциплине:
|
I
| знает теоретически основные понятия, понимание основных принципов, патогенеза заболевания
| Наблюдатель: обладает достаточным запасом теоретических знаний, но недостачно, чтобы применять в конкретной клинической ситуации, но может выделить факты (симптомы, синдромы).
|
II
| умеет применять теоретические знания на практике (умеет выявлять основные симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов, интерпретировать лабораторно-инструментальные методы исследования)
| Репортер:Способен получить и сообщить точно всю основную информацию о больном, необходимую для постановки диагноза, начинает интерпретировать полученные данные; профессиональные качества являются основательными.
|
III
| владеет принципами дифференциального диагноза, диагностики и лечения при наиболее типичном варианте заболевания
| Интерпретер: значительно более высокий уровень в умении интерпретировать данные; хороший рабочий (активно применяемый) запас знания. Уже готов к самостоятельной работе в клинике под наблюдением.
|
IV
| диагностирует и лечит, владеет методикой дифференциального диагноза данного заболевания, включая нетипичное течение и осложнения
| Менеджер: Высокий уровень активно применяемых знаний, активно предлагая варианты ведения больного, организации лечебного и диагностического процесса; превосходный общий запас (фонд) теоретических знаний; широкие и глубокие познания применительно к конкретной клинической ситуации, конкретному пациенту
|
V
| диагностирует и лечит, понимает проблему в комплексе, взаимосвязывает с особенностями пациента, клинического случая
| Педагог:Полное владение материалом основной литературы, знание дополнительной литературы по теме, обучает (объясняет) другим. Выказывает полное понимание течения болезни и ситуации пациента, полно и точно сформулирован предварительный диагноз, назначает план дифференциальной диагностики и/или подтверждения диагноза наиболее эффективным и достоверным методом. В плане лечения учитывает особенности клинической ситуации. Понимает проблему в комплексе, взаимосвязывает с особенностями пациента, клинического случая. Находчивый, эффективный, внимателен к деталям, проницательный.
|
VIII. Система оценки:
-вопросы по теме занятия.
- вопросы по темам дисциплины.
1. Тестирование (проводится на базе Центра тестирования КазНМУ)
2.Оценка практических навыков (проводится на кафедре).
R- оценка рейтинга допуска, R = R1+R2+R3+R4+R5/ 16, где R1- оценка знаний студентов, R2 – оценка практических навыков, R3- оценка коммуникативных навыков, R4- оценка правовой компетенции, R5 - оценка саморазвития студента, RСРС – оценка за СРС
Обучающийся считается допущенным к экзамену, если его семестровая оценка больше или равна 30%
По окончании программы обучения по дисциплине обучающийся должен будет владеть следующими компетенциями:
Компетенция
| Содержание
| Уровень
|
| Клиническая лабораторная диагностика
|
|
ЗНАЕТ
| теоретические, методические и организационные принципы клинической лабораторной диагностики в РК;
| II
|
| основные современные методы клинико-лабораторных исследований в клинической практике;
| III
|
| принципы и этапы лабораторной диагностики в ВОП;
| III
|
| о нормативно-инструктивной базе по лабораторным методам диагностики при различных заболеваниях в клинической педиатрической практике;
| III
|
| о клинических рекомендациях и клинических протоколах диагностики и лечения заболеваний МЗ РК, МКБ 10;
| III
|
| этапы лабораторного исследования: преаналитический, аналитический и постаналитический.
| III
|
| особенности биобезопасности и лабораторного мониторинга различных инфекционных заболеваний и особо опасных инфекции в практике врач общий практики;
| III
|
| перечень лабораторных исследований в педиатрической клинической практике на уровне ПМСП и стационара
| III
|
| нормативно-инструктивную базу назначения, проведения и регистрации результатов лабораторных исследований в РК;
| III
|
| правила подготовки ребенка к различным методам лабораторного исследования;
| III
|
| правила взятия и выбора биологического материала для основных видов исследования;
| III
|
| правила взятия информированного согласия у родителя ребенка к различным методам лабораторного исследования с подробным объяснением (коммуникативный аспект)
| II
|
| изменения и отклонения лабораторных показателей при транспортировке, влиянии физических, химических и др. факторов;
| II
|
| правильное использование пробирок-вакутейнеров в практике медицинской сестры кабинета (пункта) забора крови;
| II
|
| понятие референтных величин биологических жидкостей человека;
| II
|
| как устанавливаются и используются референтные интервалы, а также различные типы эталонных интервалов, в том числе полученные на основе распределений популяций, из рекомендаций экспертов по консенсусу или из основанного на фактических данных определения «пороговых» значений на основании прогностической ценности теста в клиническом алгоритме;
| III
|
| место и роль лабораторного мониторинга в скрининге и определении риска развития заболеваний у детей и разных возрастных групп и взрослых пациентов, диспансерном наблюдении;
| IV
|
| основные аналитические характеристики неопределенности измерений и источники их возникновения (точность, смещение, коэффициент вариации).
| III
|
| влияние техники взятия крови (флеботомия) на результаты лабораторных исследований;
| III
|
| правила использования вакутейнеров (пробирок) для биологических образцов с различной цветовой маркировкой и порядок их применения;
| II
|
| принципы организации POC (лабораторная диагностика по месту лечения) и различия лабораторных показателей, полученные с использованием методов POC от значений клинических лаборатории;
| IV
|
| основные принципы доказательной и персонализированной медицины в лабораторной диагностике на уровне оказания ПМСП.
| III
|
| основные методы работы и критической оценки научно-практической литературы по лабораторным исследованиям в РК и за рубежом (на английском языке)
| III
|
| принципы оценки и применения современных научно-обоснованных и высотехнологичных методов диагностики и лечения заболеваний на уровне оказания ПМСП
| III
|
| основные группы лабораторных исследований по видам исследований (общеклинические, биохимические, цитологические, микробиологические, гематологические, ИФА, иммунологические, молекулрно-генетические) на уровне оказания ПМСП
| III
|
| понятия нормы, патологии и критических значений лабораторных показателей всех возрастных групп
| II
|
| понятия лабораторных параметров, отражающих изменения определеннных органов и систем при неотложных состояниях.
| III
|
| понятие референсных значении лабораторных параметров
| III
|
Умеет
| определять необходимые лабораторные исследования в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь населению РК;
| IV
|
| определять и оформлять необходимые учетно-отчётные формы документов для направления на различные виды лабораторных исследовании и интерпретации лабораторных исследований;
| III
|
| применять международные клинические рекомендации и периодические протоколы МЗСР РК на основе доказательной медицины в лабораторной диагностике заболеваний с учетом МКБ-10;
| IV
|
| обследовать пациентов, применяя основные научно-обоснованные современные лабораторные методы и правильно интерпретировать полученные данные.
| IV
|
| организовать забор биологического материала для цитологического, микробиологического, биохимического, иммунологического и молекулярно-генетического исследования у новорожденных и детей различных возрастных групп с учетом правил биобезопасности (кровь, мазок, слюна, спинномозговая жидкость, буккальный смыв для генетического исследования);
| III
|
| организовать транспортировку и хранения биологического материала для цитологического, микробиологического, биохимического, иммунологического и молекулярно-генетического исследования с учетом правил биобезопасности (кровь, мазок, слюна, спинномозговая жидкость, буккальный смыв для генетического исследования);
| III
|
| правильно производить флеботомию и брать кровь в вакутейнеры с различной цветовой маркировкой:
| V
|
| готовить микроскопические препараты из биологического материала, проводить окрашивание препаратов, микроскопировать с иммерсионной системой светового микроскопа;
| V
|
| применять экспресс-тесты в лабораторной диагностике на уровне оказания ПМСП (глюкоза, тропонины, ВИЧ/СПИД, гепатиты, сифилис и.т.д.);
| V
|
| проводить цитологический анализ мазков крови с подсчетом лейкоцитов;
| V
|
| проводить инструктаж пациентов по правилам подготовки к сдаче анализов для общеклинического, гематологических, биохимических, иммунологических и генетических исследований;
| III
|
| применять концепции диагностической чувствительности и специфичности лабораторного теста к конкретной клинической ситуации;
| IV
|
| составлять алгоритм лабораторной диагностики и интерпретации лабораторных исследований конкретных заболеваний, проводить надлежащую оценку заключений специалистов лаборатории;
| IV
|
| определять отрицательную и положительную прогностическую ценности лабораторных показателей и объяснить, как эти значения зависят от распространенности (вероятности) заболевания в определенных группах населения (теорема Байеса);
| IV
|
| объяснить, как эталонные референтные интервалы могут быть разделены по возрасту, полу, расе, клиническому состоянию (например, беременность) или другим факторам;
| IV
|
| объяснить, почему 5% результатов лабораторных анализов здоровых лиц могут выходить за пределы контрольного диапазона;
| IV
|
| объяснить концепцию изменчивости повторных измерений, а также изменчивости внутри и между индивидуумами;
| IV
|
| объяснить аналитическую неопределенность измерении лабораторных показателей с источниками изменчивости (точность, смещение, коэффициент вариации) и то, как источники изменчивости связаны с клинической интерпретацией изменений результатов тестов;
| IV
|
| объяснить роль преаналитических и постаналитических ошибок и их влияние на результаты исследований и качество помощи пациентам, определить общие источники преаналитических ошибок;
| III
|
| применять правила использования вакутейнеров (пробирок) для биологических образцов с различной цветовой маркировкой и порядок их применения у одного пациента;
| IV
|
| объяснить, почему следует ожидать различий в результатах между лабораториями, использующими разные методики при оценке лабораторных тестов;
| III
|
| обеспечить участие медицинского персонала в организации и проведении лабораторного исследований при различных заболеваниях;
| III
|
| наладить коммуникации для установления максимально доверительных отношений с детьми, родителями, коллегами и другими работниками;
| II
|
| определить принципы организации POC (лабораторная диагностика по месту лечения) и объяснить различия лабораторных показателей, полученные с использованием методов POC от значений клинических лаборатории;
| III
|
| различать лабораторные исследования, которые используются для клинической лабораторной диагностики, и лабораторное тестирование, проводимое для научно-исследовательских целей.
| III
|
| оценивать и применять современные научно-обоснованные и высотехнологичные методы диагностики и лечения заболеваний
| II
|
| определить и использовать основные методы работы и критической оценки научно-практической литературы по лабораторным исследованиям в РК и за рубежом (на английском языке)
| II
|
| правильно интерпретировать и регистрировать в истории болезни результаты основных групп лабораторных исследований по видам исследований (общеклинические, биохимические, цитологические, микробиологические, гематологические, ИФА, иммунологические, молекулрно-генетические)
| V
|
| провести неонатальный скрининг развития, диагностики, прогноза и лабораторного мониторинга лечения различных заболевании.
| V
|
| составить алгоритмы лабораторного обследования различных заболевании на уровне оказания ПМСП для различных возрастных групп в зависимости от патологии и индивидуальных особенностей.
| V
|
| интерпретировать результатов лабораторных исследований с учетом возрастных особенностей пациентов на уровне оказания ПМСП и индивидуальных особенностей.
| V
|
| работать на анализаторах (гематологический, биохимический, мочевой и т.д.) в соответствии с СОПом
| V
|
| оценить риск развития, диагностики, прогноза и лабораторного мониторинга лечения различных заболевании на уровне оказания ПМСП различных возрастных групп
| V
|
| взаимодействовать с пациентами в целях разъяснения значимости лабораторных исследований и ошибок преаналитического этапа
| IV
|
| способность и готовность выполнять основные общеклинические, цитологические и микробиологические лабораторные исследования с использованием соответствующих методов окраски, микроскопии и автоматических анализаторов по выявлению патогенов и патологических изменений лабораторных показателей при основных заболеваниях на уровне оказания ПМСП при различных возрастных групп;
| V
|
| способность и готовность объяснить современные научные обоснования различных лабораторных исследований для диагностики различных заболевании различных возрастных групп на уровне оказания ПМСП.
| IV
|