Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов




Дисциплина «Современные теории социального благополучия» состоит из двух разделов – Теоретические основы анализа социального благополучия и Современные теории социального благополучия, – каждый из которых имеет свои задачи и особенности изучения. Задачами первого раздела является ознакомление с основными направлениями и подходами к исследованию социального благополучия в социальном знании, его показателей и изучение основ конструирования моделей социального благополучия, а задачами второго – изучение различных подходов к определению современных теорий социального благополучия и самих современных теорий, что обнаруживает необходимым наличие умений анализировать теоретическую базу, оперировать социально-философскими понятиями и категориями, а также навыков работы с экономической и психологической литературой в рамках изучения благополучия.

Принимая во внимание указанные особенности, при изучении курса современные теории социального благополучия рекомендуется:

– основное внимание уделять усвоению определений базовых понятий и категорий, а также содержанию основных концепций развития призрения;

– при изучении отдельных концепций развития социального благополучия акцентировать внимание на взглядах их основоположников, на теоретических течениях, к которым они, возможно, относились;

– при пересечении с другими областями знаний обращаться к специализированной литературе;

– не ограничиваться использованием только лекций или учебника и использовать дополнительную литературу из рекомендованного списка;

– не просто заучивать и запоминать информацию, но понимать ее – понимание существенно экономит время и усилия, и позволяет продуктивно использовать полученные знания;

– использовать основную терминологию дисциплины в устных ответах, и курсовых работах – это развивает необходимый навык обращения с понятиями и категориями данной дисциплины, способствует их усвоению и позволяет продемонстрировать глубину знаний по курсу;

– аргументировано излагать свою точку зрения – каждый имеет право на собственное мнение, но точкой зрения это мнение становится, только если оно корректно и убедительно обосновано (в полной мере это относится и к критике изучаемых теорий и концепций развития общественного призрения);

– при подготовке к семинарским занятиям, в устных ответах, и в курсовых работах выделять необходимую и достаточную информацию – изложить подробно и объемно не означает изложить по существу;

– соотносить полученные знания по предмету с имеющимися знаниями из других областей науки, в первую очередь – из областей, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Современные теории социального благополучия – дисциплина гуманитарная, поэтому ее изучение связано с чтением достаточно больших объемов литературы, что требует существенных временных затрат. Для более рационального использования времени, при работе с литературой рекомендуется:

– в первую очередь вычленять информацию, относящуюся к конкретным изучаемым темам (по отдельным проблемам или вопросам);

– из дополнительной литературы прежде всего обращать внимание на публикации по отдельным аспектам, поскольку они наиболее глубоко рассматривают их и формируют более глубокое знание материала;

– использовать справочную литературу – словари, справочники и энциклопедии, которые зачастую содержат более подробную информацию, чем учебники; кроме того, справочная литература содержит корректные и принятые в современной науке определения понятий и категорий истории социальной работы;

– использовать предметные и именные указатели, содержащиеся во многих учебных и академических изданиях – это существенно сокращает время поисков конкретной информации;

– научиться вычленять информацию по исследуемым проблемам из публицистической или иной литературы, необязательно рекомендованной по курсу.

При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется:

– ознакомиться с планом темы и перечнем контрольных вопросов к ней (по методическим пособиям) – это позволит получить общее представление о рассматриваемых проблемах;

– ознакомиться с учебными материалами по теме (конспекты лекций, учебник, учебно-методические пособия) и определить степень его достаточности;

– выбрать наиболее интересный вопрос (вопросы), по которым предполагается развернутый ответ или активное участие в обсуждении (в норме подробно готовится именно вопрос, показавшийся наиболее интересным, но общее представление о теме и знание базовых положений и определений необходимо и обязательно);

– ознакомиться с доступной (имеющейся в библиотеке или на электронных ресурсах) дополнительной литературой, в случае необходимости или по желанию использовать самостоятельно выбранные источники;

– четко сформулировать основные моменты предполагаемого устного ответа – ответ должен быть связным, целостным и законченным сообщением по конкретному вопросу, а не набором реплик по поводу;

– не ограничиваться заявленными вопросами по теме и попытаться предположить, какие вопросы могут возникнуть по ходу обсуждения темы, или сформулировать свои вопросы для обсуждения (в том числе, оставшиеся неясными или непонятными при изучении темы);

– регулярно готовиться к семинарам, даже если не планируется активное участие в них – регулярная подготовка способствует постепенному и поэтому качественному усвоению курса и существенно облегчает последующую подготовку к экзамену или зачету (независимо от субъективных психологических особенностей, сравнительно небольшие объемы информации, получаемые в течение длительного времени запоминаются и усваиваются лучше, чем большие объемы той же информации в сжатые сроки и в состоянии сессионного стресса).

При подготовке к экзамену рекомендуется:

– внимательно ознакомиться с вопросами к экзамену и в дальнейшем готовиться именно по этим вопросам – вместо чтения всего материала, целесообразнее в первую очередь изучать материал по вопросам;

– при этом необходимо четко представлять, к какой теме курса относится конкретный вопрос и как он связан с остальными вопросами – это существенно облегчит ответы на возможные дополнительные вопросы и придаст уверенности в своих знаниях по курсу;

– определить степень достаточности имеющихся учебных материалов (учебники, учебные и учебно-методические пособия, конспекты лекций и прочитанной литературы) и ознакомиться с необходимыми материалами;

– не злоупотреблять изданиями из разряда «скорая помощь студенту», поскольку в подобных изданиях, как правило, дается необходимый минимум информации, представляющий собой либо опорный конспект, либо краткий ответ на некоторую часть вопроса – в обоих случаях предполагается исходное знание материала или наличие дополнительных источников;

– также не стоит увлекаться изданиями, в которых курс истории социальной работы дается в таблицах или схемах – подобные таблицы или схемы позволяют систематизировать имеющиеся знания, но сами по себе достаточным источником для полного ответа не являются;

– ни в коем случае не полагаться на возможность несанкционированного доступа к учебным материалам, конспектам лекций и материалам по подготовке к экзамену, в просторечии – на возможность списать с учебника конспекта или шпаргалки, – во-первых, надежда на него мешает продуктивной подготовке, во-вторых, уровень владения спешно списываемым материалом всегда невысок, что неизбежно скажется на ответе, в-третьих, списывание может привести к отстранению от сдачи экзамена;

– в вопросах, относящихся к теоретической части курса, основное внимание уделять базовым определениям (значениям терминов и понятий), в вопросах, относящихся к исторической части – основным историческим этапам, фактам, событиям в развитии общества, основным положениям теорий социальной работы на каждом историческом этапе, также необходимо обратить внимание на время создания конкретного учения и особенности этого исторического этапа в плане развития общества и общественного призрения в нём;

– пропорционально распределять подготовку на все вопросы – целесообразнее и надежнее хорошо знать максимум материала, чем знать подробно только некоторую его часть;

– отчетливо представлять себе примерный план ответа на конкретный вопрос и сформулировать основные положения ответа – ответ должен быть связным, информативным и достаточным, во избежание большого количества дополнительных вопросов;

– учитывать, что положительно оцениваемый ответ на вопросы билета – это ответ именно на эти вопросы, а не изложение набора знаний по всему курсу; дополнительные знания не возбраняются и поощряются, но основным является изложение сути вопроса, заданного в билете.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...