Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальный менеджер в современном бизнесе





Экономическое развитие мирового сообщества в начале XXI века характеризуется процессами глобализации мировых экономических отношений и ростом международных компаний и транснациональных корпораций, их проникновением на рынки большинства стран мира. Успех на зарубежных рынках для многих международных компаний является одной из главных составляющих их работы, так как доля прибыли, получаемой от деятельности за пределами страны происхождения компании, с каждым годом становится все более значительной. Этот успех в большой степени зависит от деятельности и профессиональной подготовленности менеджеров-глобалистов, в руках которых лежит управление всеми производственными и организационными процессами, и, что еще более важно и ответственно, на их плечи возложено управление человеческими ресурсами – главным и наиболее хрупким активом любой компании.
Главные качества глобального менеджера – это умение понимать разные культуры, мыслить широко и успешно работать в многонациональной среде. «Международные компании сталкиваются с клиентами и потребителями, являющимися представителями разных культурнапример, в Латинской Америке бизнес построен на личном доверии – в Мексике и Аргентине нужно хорошо познакомиться с партнером, прежде чем заключить контракт. Во Франции следует напрямую обращаться к гендиректору, а в Германии – досконально соблюдать все правила.
Появление термина глобальный менеджер, в широком смысле, означает реорганизацию способа мышления менеджеров и студентов, изучающих менеджмент. Думать глобально означает распространять концепции и модели от двусторонних отношений (мы - им) к одновременному учету многочисленных реалий и отношений, профессионально действовать внутри этой более сложной реальности.
Управляя представительствами в разных странах, глобальный менеджер должен находить, согласовывать и координировать многочисленные варианты делового сотрудничества с учетом политической и экономической ситуации, норм гражданского и трудового права каждой страны.
Чтобы эффективно работать в глобальной среде, менеджеры должны обладать рядом способностей и навыков. Именно они делают менеджера эффективным глобальным управленцем со «всевидящим оком».
Ниже в табл.1 приведены характерные черты, которыми должны обладать менеджеры завтрашнего дня.

Таблица 1. Сравнение черт менеджера ХХ и ХХI вв.

Сегодня Завтра
· Знает все · Смотрит с национальной точки зрения · Постоянно учится · Смотрит с глобальной точки зрения
· Предсказывает будущее на основе прошлого · Заботиться о людях · Имеет свою точку зрения · Использует власть · Диктует цели и методы · Сам наверху · Ценит порядок · Владеет одним языком · Вызывает доверие коллег и акционеров · · Предвидит будущее · Заботится о людях как главном активе преуспевающей организации · Прислушивается к точкам зрения других · Использует власть и мнение других · Уточняет процессы · Часть единой команды · Умеет видеть порядок среди хаоса · Знает несколько культур · Вызывает доверие владельцев, потребителей, служащих


Навыки глобального менеджера.
Глобальный менеджер должен иметь:
Ø Способность развивать и использовать глобальные стратегические навыки
Ø Способность управлять изменениями и переменами
Ø Способность управлять культурными различиями
Ø Способность создавать гибкие организационные структуры и в них функционировать
Ø Способность работать в команде
Ø Способность общаться
Ø Способность учиться и передавать знания организации
Ø Толерантность к неопределенности
Ø Максимальная стрессоустойчивость
Ø Новые уровни способностей к творчеству и изобретательству
Ø Способность своевременно распознавать различные производственные и маркетинговые проблемы и приоритеты в разных местах и решать их при помощи новых структур и процессов.
Рассмотрим некоторые из перечисленных навыков.
Новая глобальная экономика потребует от глобальных менеджеров знания международных отношений и иностранных дел, включая глобальные финансовые рынки и поведение обменных курсов валют. К этим расширенным деловым навыкам менеджера необходимо будет подобрать глобальные обязанности, чтобы использовать преимущества международного разделения труда и видеть пути снижения издержек за счет использования глобальных ресурсов. Глобальное мышление, которого требуют новые реалии в области экономики и конкуренции, необходимо на всех уровнях управления в фирме. Менеджеры, видящие все в глобальной перспективе, должны будут найти баланс между способностью реагировать на происходящее внутри страны и использовать это за рубежом. Это как раз и называется «думать глобально, а действовать на месте».
Хотя некоторые эксперты в области маркетинга и утверждают, что в мире наблюдается тенденция к стандартизации, опыт последних лет показывает, что менеджеры должны чувствовать как местные особенности, так и глобальные императивы при принятии стратегических решений. Несколько примеров иллюстрируют необходимость мыслить глобально, но приспосабливаться к местным условиям, чтобы избежать неудач вследствие неоправданной стандартизации.
Ø Рестораны «МакДональдс» продают пиво в Германии и тропические коктейли в Гонконге, в то время как «Данкин Донатс» продает бисквитные пончики в Соединенных штатах, а дрожжевые пончики в Бразилии. Маркетинговые стратегии имели глобальный успех, поскольку учитывали местные предпочтения.
Ø Корнфлэкс компании «Келлогс» в начале ошибочно употреблялись как чипсы, когда впервые появились на рынке Бразилии. При помощи образовательной рекламы фирма добилась, что корнфлэкс был признан в качестве пищи на завтрак.
Эти примеры наводят на мысль, что локальный успех зависит от достижения баланса между капитализацией ресурсов и потребностей внутри национальных границ и способностью представлять себе мир без границ. Один аспект управления этим балансом, вероятно, включает максимально возможное приближение органа, принимающего решения, к потребителю с целью гарантировать удовлетворение местных требований.
Управление изменениями в нестабильных условиях будет всегда внешним вызовом. Постоянный поиск баланса между глобальным и местным давлением в изменяющейся конкурентной среде усилит необходимость в частой реорганизации ресурсов, кадров, технологий, систем маркетинга и распределения. Сокращение жизненных циклов продуктов, вызванные технологическими усовершенствованиями и способами их производства и распределения, эти изменения ускоряет.
В условиях сложности требований глобальной экономики, которые она предъявляет к менеджерам, маловероятно, что найдется универсальная организационная форма, адекватная для всех заданий. Глобальным менеджерам, безусловно, потребуется гораздо больше изобретательности при проектировании организации.
Задача глобальных менеджеров заключается в создании и управлении той организацией, которая поможет повысить им свою эффективность. Это так называемые организации без границ, в которых способность учиться, реагировать и быть эффективными заложена уже в административном наследии фирмы. Персонал в таких фирмах должен демонстрировать способности стратегического мышления и деятельности, при помощи открытого обмена планами, децентрализации стратегических заданий, возможностей развивать навыки, необходимые в высшем звене менеджмента, еще в начале карьеры и систем контроля, оценивающих результаты деятельности по многим параметрам. Менеджеры должны обладать способностью эффективно распределять власть и ответственность, делегировать обязанности и полномочия между штаб-квартирой и полевыми подразделениями, чтобы приблизить принятие решения к клиенту. В свете реформ, происходящих в бизнесе, демографических сдвигов и стремительного развития новых технологий есть один главный вывод, который фактически приобрел статус императива: «В новых условиях специалисты по ведению и управлению бизнесом (менеджеры) должны взять на себя новые обязательства и выступить в новой роли. Причем сделать это нужно без промедления».
Сегодняшние задачи профессионалов в сфере управления отличаются комплексностью и разнообразием. Компании уже не ограничивают свою деятельность национальными рамками. Все больше организаций становятся глобальными, возлагая огромную ответственность на своих менеджеров. Им приходится контролировать людей в разных уголках мира, в которых они сами никогда не были. Этот навык нужно развивать. Создание рациональных методик, исходя из прогнозируемых потребностей в глобальных менеджерах, является одной из важнейших стратегических задач. Чтобы стать настоящим глобальным менеджером, нужно с готовностью воспринимать новые знания, а также стремиться понять мышление других людей.
Узкие специалисты, способные привести к снижению издержек производства или проталкиванию товаров на рынке, уже не будут пользоваться бесспорным успехом. Руководитель должен обладать более широким взглядом на жизнь, не испытывать многих традиционных страхов и не бояться рискованных нововведений. От него потребуется не столько умение отдавать приказы, сколько способность отказаться от излишнего администрирования, умение вести переговоры и осуществлять управление в ситуациях, которые вышли из-под контроля.

 

Справедливым будет следующее обобщающее определение: многонациональные компании – это компании, которые осуществляют международный бизнес, размещая свои подразделения в различных странах мира с целью наилучшего обслуживания рынков, повышения эффективности и конкурентоспособности и эффективного доступа к ресурсам и факторам производства, снижения рисков.

Снижение затрат достигается по мере расширения производства («эф­фект масштаба»), накопления опыта и выгодного размещения. Снижению затрат способствуют также уход от дублирова­ния инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделе­ние труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом осо­бенностей функционирования финансовых рынков и государственной эконо­мической политики в различных странах.

МНК через свои зарубежные пред­приятия получает возможность доступа к дополнительным (возможно, более дешевым) сырьевым, трудовым, финансовым и информационным ресурсам за­рубежных стран.

Снижение рисков достигается путем страновой (регио­нальной) диверсификации операций, выхода на новые перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возмож­но снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партне­ров из числа национальных инвесторов.

Наряду с термином «многонациональный» в на­учной, специальной и деловой литературе используется и целый ряд сходных понятий, например, «транснациональные», «глобальные», «международные». Термин «транс­национальная корпорация" (ТНК) в течение десятилетий использовали применительно к фирмам, веду­щим бизнес более чем в одной стране. В последнее время ряд ученых стали использовать его в отношении компаний, реализующих соответствующие стратегии, которые можно охарактеризовать и как глобальные, и как многонациональные, то есть в отношении компаний, стремящихся к достижению эффекта масштаба за счет глобальной интеграции и в то же время высокочувствительных к разнонациональной внешней среде. Следует также уточнить, что ранее термин «транснациональная компания» иногда использовался в отношении фирмы, образовавшейся в результате слияния двух компаний примерно одинакового раз­мера, однако представляющих различные страны. Примером таких фирм являются англо-голландская компания Royal Dutch/Shell, шведско-швейцарская компания ABB.

Итак, термин “МНК” можно считать общеприменимым к компаниям, ведущим международный бизнес, независимо от их конкретных стратегий и национальной принадлежности капитала.

Основные принципы организации МНК следующие:

· корпоративная целостность, основанная на принципе акционерного уча­стия;

· ориентация на достижение единых для компаний МНК стратегических целей и решение общих стратегических задач;

· наличие единой управленческой вертикали (с различной степенью жес­ткости) и единого центра контроля в виде холдинговой компании, банка либо группы взаимосвязанных компаний;

· бессрочный характер существования МНК.

Во всемирном хозяйстве МНК оказывают влияние на экономический рост национальных хозяйств и в целом мирового хозяйства, на размещение производительных сил, на интенсификацию научно-технического прогрес­са, на рост эффективности производства. Велика также роль МНК с точки зрения совершенствования форм менеджмента и организа­ционных структур, систем контроля и управления маркетинговым, производственно-технологи­ческим и кадровым потенциалом предприятия.

Многонациональная природа современного бизнеса – свер­шившийся и, по-видимому, необратимый процесс. Корпоративная интернационализация имеет много форм. Например, отдельные компоненты различных потребительских товаров, таких как ма­шины, персональные компьютеры, видеоаппаратура, могут произ­водиться за пределами страны окончательной сборки этих това­ров.

Другим примером корпоративной интернационализации явля­ется приобретение контрольного пакета акций или полное погло­щение некоторых фирм другой зарубежной компанией. Ярким примером корпоративной интернационализации являет­ся продажа акций и других ценных бумаг на зарубежных рынках капиталов.

Целевая ориентация фирмы, решившей выходить в международный бизнес, сосредоточивается в трех основных направлениях:

1) поиск и освоение новых рынков;

2) поиск и использование эффективных ресурсов;

3) использование возможностей, открывающихся для бизнеса в рамках дан­ной страновой и/или межстрановой правовой среды.

С другой стороны, есть своего рода переменные, которые рассматриваются МНК при выборе рынков, ресурсов, форм вхождения в международный бизнес:

· уровень экономического развития отдельных стран;

· природные особенности стран (включая минеральные ресурсы, водные, климатические и т. д.);

· характеристики страновой демографии и культурных особенностей (население, его размещение по территории, уровень урбанизации и т. д.).

2.6. Ролевые функции международного менеджера

Эффективность управления многонациональной компанией зависит от того, насколько хорошо международный менеджер знает и понимает базо­вые элементы внешней среды и те проблемы, с которыми сопряжена в ней рабо­та его фирмы. В свете этого можно определить семь основных ролей международного менеджера.

1. Международный менеджер как организатор стратегического поиска возможностей фирмы на внешнем рынке.

Поиск возможностей фирмы проводится в рамках подробного анализа внешней среды, с тем чтобы сделать его максимально полезным. На этом этапе организующая роль международного менеджера предполагает решение трех ключевых проблем: выделение совместно с командой ключевых направлений поиска (здесь весьма полезны метод мозговой атаки и техника экспертных оценок); организация усилий служб и внешних консультантов на проведение предварительного анализа; окончательный выбор перспективных возможностей (с особым упором на контроль результатов анализа и ведущую роль международного менедже­ра во всех предварительных переговорах с вероятными партнерами).

2. Международный менеджер как стратегический мотиватор.

Здесь предполагается особая роль международного менеджера в оконча­тельном определении тех стратегических мотивов, которыми будет руковод­ствоваться фирма, выбирая те или иные направления и возможности выхода на международный рынок. Это могут быть: завоевание определенных ниш международного рынка с экспортной продукцией, продажа лицензий фирмы, прямые зарубежные инвестиции для того, чтобы получить доступ к более эффективным факторам производства или лучше обслуживать рынки.

3. Международный менеджер как культурный аналитик.

Эту роль в отличие от маркетинговых, экономических или юридических за­дач никто, кроме самого менеджера, выполнить не может: именно он должен видеть и понимать особенности страновой (национальной) культуры, на кото­рые может опереться фирма, именно он должен просмотреть все проблемы ком­муникаций для обеспечения эффективности менеджмента, и, наконец, только он может контактировать с топ-менеджерами зарубежных фирм с учетом их национальных стереотипов. По всем этим причи­нам культурный анализ – основа работы менеджера с внешней средой.

4. Международный менеджер как эффективный организатор и руководитель интернационального коллектива.

Внешне кажется, что эта роль, как и предыдущая, требует лишь знаний в области культуры, но при более внимательном анализе становится ясным, что в значительной мере здесь необходимо привлечение и экономических, и политических, и юридических знаний, то есть всех элементов внешней среды.

5. Международный менеджер как дипломат.

Эта его роль реально подразумевает не просто комплексное знание внеш­ней среды (во всех четырех элементах), но и значительный, именно дипломатический талант, который практически необходим везде: от грамотных, тонко проводимых переговоров до решения зачастую очень непростых проблем взаи­моотношений с властями в стране пребывания.

6. Международный менеджер как общественный деятель.

В этой роли меж­дународный менеджер выступает достаточно часто, поскольку он представля­ет за рубежом не только свою фирму, но и в известных обстоятельствах свою страну и свой народ. Участие в общественной жизни страны пребывания – непременное условие эффективности и стабильности бизнеса за рубежом, хо­тя понятно, что масштабы этого участия существенно разнятся в зависимости от масштабов самого бизнеса. Здесь на первый план, естественно, выступают политическая и социальная составляющие внешней среды, но заметную роль играет и культурная составляющая.

7. Международный менеджер как «стратегический оптимизатор» международного бизнеса.

В этой особой роли международный менеджер выходит за рамки данной страны пребывания, заботясь об оптимальности бизнеса фирмы в целом. И здесь его зачастую ждут крайне непростые решения, в которых особого учета и тонкой, с многочисленными нюансами, оценки требуют политические и экономические аспекты внешней среды.

В заключение следует заметить, что если экономические, правовые и политические оценки могутготовить для международного менеджера соответствующие службы фирмы, то в культурном фоне он должен достаточно глубоко разбираться лично.

 


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...