Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема возраста в психологии. Психологический возраст человека, его структура и динамика.




Возраст существует одновременно как абсолютное, колич-ое, понятие (календарный возраст), и как этап в процессе физ-го и психолог-го развития (условный возраст (УВ)). УВ определяется степенью развития, текущим этапом, и зависит от принятой системы периодизации. Возраст – это единица анализа процесса развития ребенка.

Деление жизн-го цикла чел на возр-ые категории менялось со врем-м, оно культурно-зависимо, и определ-ся подходом к установлению возр-ых рамок. 1)онтогенез – (единицы деления (ед): стадии развития). 2)связанные с возр-ом соц. процессы и соц. структура общ-ва.- -(ед: «возрас-ые страты», «возрас-ые группы», «поколения»). 3) представления о возрасте в культуре (возрастные стереотипы)

Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; (н-мер развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена).

Психологический возраст (предложил Выготский) – это новый тип строения лич-ти и ее деят-ти, те психич-е и соц. изменения, кот. впервые возникают на данной возрастно ступени, и кот. в основном определяют сознание чел. его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период.

В структуру психол. возр-та входит: 1) Центральное новообразование (ЦН) – те новые качества психики кот. впервые появляются в данном возрасте. Явл-ся и предпосылкой и результатом и продуктом развития, формир-ся к концу возр-го этапа. ЦН - психол. портрет возраста; 2) Ведущий вид деят-ти (ВВД) – тот вид деят-ти кот. задает основное направление развития; 3) Соц. ситуация развития (ССР) – это сочетание внутренних процессов развития и внешних условий(типичных д/каждого возрастного этапа); 4) Центральная функция сознания (ЦФС) – это ВПФ кот. впервые появилась в этом возрасте. (Все это имеет большое значение в разработке периодизации как существенные признаки развития чел. на разных возрастных этапах)

Выготский Л.С. различал 3 группы период-ций: 1)основывается на внешнем критерии, без связи с физ. и психич. развитием чел. (Н-мер, по ступеням системы воспитания и обучения). 2)По внутреннему критерию. Выбор крит-я субъективен (по самым разным причинам, н-мер крит-ий появление и смена зубов). 3)основ-ся на нескольких существенных особен-ях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Н-мер периодизации Выготского, Эльконина.

Осной принцип период-ции:т: только повороты и переломы в течении развития могут дать надежное основание д/главных этапов построения л-ти ребенка.

Л.С.Выготский: основание д/периодизации - это внутренняя логика детского развития, процессы самодвижения, возникновения и образования в психике нового. (новообразование, зона ближайшего развития). Развитие – это закономерное необратимое изменение во времени, приобретение новообразований.

Воз-тные изменения могут происходить 1) резко, критически (кризисы развития), 2)постепенно, литически (фазы развития). Особ-ти критических периодов: относит-но коротки по времени, это капитальные сдвиги в развитии лич-ти ребенка, определяется как «болезнь роста», несет позитивный заряд хотя происходит негативное развитие, границы кризиса размыты, а кульминация обязательна, в это время дети трудновоспитуемы.

Идеи Выготского, а также Леонтьева А.Н. развил Эльконин Д.Б. Его период-ия (таблица) считается общепринятой. Согласно его концепции смена стадий развития зависит от степени взаимодействия ребёнка и общ-ва. Лич-ть реб-ка формир-ся внутри систем «реб-ок – общест-ый предмет» и «ребёнок – общес-ый взрослый». Закономерность: – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах чел-ой дея-ти, и только потом осваивает общес-но выработанные способы действия с предметами. Эти две линии развития идут паралельно, но в каждом возр-ом периоде одна из тенденций явл-ся преобладающей, последовательно сменяя друг друга. Возрастное развитие - это общее изменение л-ти, формир-ие нового плана отражения, изменение в деят-ти и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формир-е новых мотивов поведения и ценностных установок. Развитие - это диалектический процесс, определяемый внутр-ми противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определ-ые критические периоды. Природу детства следует рассматривать в ее конкретно-историческом понимании. Т.о., вся псих. деят-ть чел. была рассмотрена ученым как процесс непрерывной смены деят-ти, в кот. выделяются ВД, новообразования и кризисы.

Значение гипотезы о периодичности процессов, выводы: 1)взаимосвязь между познавательным развитием и становлением л-ти как соц. индивида; 2)процесс психического развития не как линейный, а как идущий по восходящей спирали; 3)существует связь между отдельными периодами; 4)такое расчленение псих. развития на эпохи и стадии, кот. соответствует внутренним законам этого развития.

 

 

Возр-ные периоды ВВД ССР ЦН ЦФС Система отнош-ий
Младенческий (0-1) Эмоц.-физическое общение со взрослыми «Пра-мы» Чувство доверия к близкому сенсомоторика Чел. – чел.
Раннее детство(1-3) Предметная деятельность Аффективная заряженность вещей Приобретение субъективных позиций, инициативы речь Чел. - предмет
Дошкольный возраст (3-7) Игра Сверстник-сверстник воображение эмоции Чел. – чел.
Младший школьный (7-11) Учебная деятельность Ученик-учитель Рефлексия Произвольность память Чел. - предмет
Подростковый в-т (11-15) личн-ое общение со сверстниками Сверстник-сверстник Самосознание Мышление в понятиях Чел. – чел.
Юношеский возраст (15-17) Профессиональное самоопределение Опред-ние своего места в жизни Личностная идентичность мировоззрение Чел. - предмет

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...