Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объект психологии - субъект, обладающий психикой. (животные или человек а также их группы).




Объект и предмет психологической науки. Основные методологические принципы психологии.

Слово «психология» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе» (греческий PSYHE — «душа» + LOGOS — «понятие», «учение»)В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Значения термина "психология":

Психология - это наука, изучающая психику.

Психика - это особое свойство высокоорганизованной материи, субъективное отражение объективного мира, необходимое человеку (или животному) для активной деятельности в нём и управления своим поведением.

Психика есть как у человека, так и у животных. Есть высшая форма психики - сознание, которое присуще только человеку.

Область психологического широка и многообразна: это и отражение простейшими животными тех отдельных свойств окружающей среды, которые оказываются значимыми для поиска жизненно важных веществ, и сознательные представления сложных связей природного и социального мира, в котором живет и действует человек.

Сознанием обычно называют высшую форму психики, необходимую для организации общественной и индивидуальной жизни людей, для их совместной трудовой деятельности.

Психология - это сама психическая и душевная жизнь, то есть сложный внутренний мир индивида. Психология - это наука о психической реальности, а с другой - сама психическая реальность.

J объект и предмет психологии:

1. Объект науки - область познания, изучения, анализов, то есть та сфера, в которой ведётся научный поиск определенный фрагмент объективной действительности, существующий независимо от исследователя.

Объект психологии - субъект, обладающий психикой. (животные или человек а также их группы).

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

2. Предмет - это ракурс анализа, угол зрения, познания, исследования. Предмет отражает ту основную связь явлений в объекте, которая выступает как наиболее важное, существенное для изучения конкретного феномена в объекте.

Предмет психологии - психика человека и животных, её развитие. По С.Л. Рубинштейну (1889—1960), предмет психологии, в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и др. субъективных проявлениях.

Предмет психологии сущность закономерности взаимодействия и проявления психических явлений как форм отражения объекта визированных в поведении и деятельности индивидов и групп. (Платон) порождение функционирования и структуры психического отражения в деятельности субъекта человека и животных психики. (Леонтьев).

Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.

Методологический принцип (от лат pruncipium- начало, основа) – это основные исходные положения какой-либо науки.

Основные методологические принципы психологии:

1. Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном.

К внешним факторам детерминации относятся те, которые существуют вне субъекта, а именно: зада и условия деятельности, которые ставятся перед субъектом; процессы общения, события и так далее.

Внутренний фактор присущ самому носителю психики – это установки, ценности, интересы, склонности, способности, черты характера, свойства темперамента и так далее.

 

2. Принцип развития – любое психическое явление постоянно количественно и качественно изменяющееся и развивающийся процесс.

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Для процесса развивается необратимость и прогрессирующий характер. Психика может быть правильно понята только если рассматривается в непрерывном воздействии. В качества источника развития выступают противоречия, которые возникают в самой психике.

Принцип единства сознания и деятельности

Он был сформулирован известным психологом Рубинштейном в 1934г. Данный принцип утверждает, что сознание человека и его деятельность находятся в неразрывном единстве. Деятельность – есть условие возникновения факта формирования и объект приложения сознания. Деятельность представляет собой форму активного сознания. С другой стороны сознание – это внутренняя деятельность. Как деятельность так и сознание носят активный характер. Деятельность служит условием возникновения сознания, а сознание регулирует поведение и деятельность.

С точки зрения Тихомирова данный принцип требует 3 уточнений: 1.Между сознанием и деятельностью может существовать не только единство, но и противоречие. 2Может иметь место особая деятельность, направленная против сознания отдельного человека. 3. Существует деятельность по уничтожению субъекта, а значит и его сознания (убийство, наркотики).

4) Принцип системности Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Принцип системности, с позиции которого психические явления изучаются как системы, то есть сложно организованные и постоянно развивающиеся объекты. При анализе любой психические системы надо учитывать ее многоплановость т.е надо рассматривать как самостоятельную систему, обладающую своим характерами. Должно рассматривать как часть макросистемы в которое оно включено(ощущение, восприятие, память и тд). Должно рассматривать как интеграция ряда микросистем закономерности которой работают и в условной системе.

- Рассмотренные нами принципы методологические служат психологам помощью в работе с людьми и помощи им если такая помощь необходимо им.

Объект и предмет психологической науки. Сходство и разлитие житейской и научной психологии.

J объект и предмет психологии:

1 Объект науки - область познания, изучения, анализов, то есть та сфера, в которой ведётся научный поиск определенный фрагмент объективной действительности, существующий независимо от исследователя.

Объект психологии - субъект, обладающий психикой. (животные или человек а также их группы).

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

(Особенности психологии как науки одновременно естественной и гуманитарной: Ю.Б. Гиппенрейтер)

1. Это наука о самом сложном, что пока известно человеку- Ведь психика – это свойство высокоорганизованной материи.

2. В психологии как бы сливаются воедино объект и субъект познания.

3. Уникальные практические следствия. Познавая себя, человек будет себя изменять. Психология - наука, познающая и созидающая человека.

2 Предмет - это ракурс анализа, угол зрения, познания, исследования. Предмет отражает ту основную связь явлений в объекте, которая выступает как наиболее важное, существенное для изучения конкретного феномена в объекте.

Предмет психологии - психика человека и животных, её развитие. По С.Л. Рубинштейну (1889—1960), предмет психологии, в классическом понимании, составляет содержание внутренней жизни человека, непосредственно данное ему в ощущениях, образах, мыслях, чувствах и др. субъективных проявлениях.

Предмет психологии сущность закономерности взаимодействия и проявления психических явлений как форм отражения объекта визированных в поведении и деятельности индивидов и групп. (Платон) порождение функционирования и структуры психического отражения в деятельности субъекта человека и животных психики. (Леонтьев).

Предмет психологии в традиционных представлениях

Душа ( все исследователи до начала XVIII века)

Явления сознания (английская эмпирическая ассоцианистская психология — Д. Гартли, Джон Стюарт Милль, Александр Бэн, Герберт Спенсер)

Непосредственный опыт субъекта (структурализм — Вильгельм Вундт)

Интенциональные акты сознания (функционализм — Франц Брентано)

Происхождение психических деятельностей (психофизиология — Иван Михайлович Сеченов)

Поведение (бихевиоризм — Джон Уотсон)

Бессознательное (психоанализ — Зигмунд Фрейд)

Процессы переработки информации и результаты этих процессов (гештальт-психология — Макс Вертгеймер)

Личный опыт человека (Гуманистическая психология — Абрахам Маслоу, Карл Роджерс, Виктор Франкл, Ролло Мэй)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...