Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциальная диагностика сходных состояний

  Задержка психического развития Олигофрения
Причины Чаще экзогенные: пренатальное неблагополучие, соматические заболевания, психическая депривация… Чаще – эндогенные (75-80 %) – наследственные факторы. Реже – экзогенные: патология внутриутробного развития, родовые травмы, нейроинфекции, черепно-мозговые травмы…
Раннее психомоторное развитие Психическое и речевое развитие нередко опережает двигательное. Есть потребность в движении, но нет возможности ее реализовать – задержка двигательного развития. Выраженное рассогласование между незначительной задержкой двигательного развития и заметным отставанием в психическом и речевом развитии. С раннего детства заметны нарушения со стороны эмоционально-волевой сферы (есть двигательные возможности, но нет мотивации)
Динамические изменения в области приращения знаний Темп накопления знаний при благоприятной социальной ситуации развития довольно стабильный. Страдают «программные» знания в силу преобладания игровых мотивов. При неблагоприятных социально-психологических условиях приращения знаний может практически не быть. Накопление знаний происходит крайне медленно
Поведение в обучающем эксперименте - чаще проявляют интерес к заданию - пытаются разобраться в инструкции - способны с помощью дозированной помощи взрослого организовать целенаправленную деятельность - способны планировать свои действия по решению задачи - способны критически оценивать свои результаты - адекватные эмоциональные реакции на неудачи и поощрения - чаще способны на формулировку обобщений, выводов по задаче - способны к переносу найденного способа действия на аналогичную задачу - безразличны к инструкции, интерес к оборудованию задачи может быть не связан с ее содержанием - нет интереса к процессу решения задачи - нет целенаправленности действий. Действуют скорее хаотично - не замечает и не анализирует своих ошибок - склонен переоценивать свои результаты - эмоциональные реакции могут быть неадекватны - не способен к продуктивному использованию помощи взрослого при решении задачи - низкий уровень (либо отсутствие) словесных обобщений - не способны к вербальному переносу усвоенного способа действия на изменившуюся задачу (некоторые выполняют полный или частичный перенос в наглядно-действенном плане)
Нарушение мышления Вторично. Невербальное мышление значительно выше вербального. Первично. Невербальное и невербальное мышление низкие.
  Олигофрения Общее недоразвитие речи
Характер нарушения Диффузное поражение ЦНС. Отсюда – тотальное недоразвитие познавательной деятельности: так или иначе страдают все функции, но в качестве основного выступает нарушение интеллектуальной деятельности в целом и в частности – недоразвитие абстрактно-логического мышления Парциальное нарушение: возможно поражение отдельных участков коры головного мозга, связанных с речевой деятельностью. Другие функции первично сохранны, но развитие некоторых из них, возможно, тормозится недостаточностью речевого развития.
В раннем детстве - слабая ориентировочно-исследовательская реакция - не выражен интерес к окружающему миру - задержка эмоциональных проявлений по отношению к матери - комплекс оживления формируется со значительной задержкой и его проявления слабо выражены - гуление может появиться в 6-8 месяцев, лепет – в 9-11 месяцев - начинают выделять мать среди окружающих примерно на втором году жизни - начинают понимать обращенную речь примерно к концу второго года жизни - психомоторное развитие на первом году жизни может быть в норме - при органических поражениях речевых зон коры возможна значительная задержка в формировании гуления и лепета - комплекс оживления появляется в срок - выражен интерес к окружающему миру и к игрушкам
Дошкольное детство - бедность эмоций - слабость побуждений - отсутствует интерес к игре, стереотипность игровых действий - тотальное недоразвитие речи (нарушено и понимание, и собственно говорение) - в 3-4 года речь соответствует 1 уровню ОНР (понимают речь только в знакомой ситуации, говорят звуковыми комплексами, сопровождая жестами) - в 5-6 лет даже без логопедического воздействия речь выходит на 2 уровень недоразвития (быстрый рост словаря, общение фразой; простая фраза носит подражательный характер – эхолалии; собственные высказывания бессодержательны). В речи не установлены связи между предметами и явлениями окружающего мира. Может создаваться впечатление, что спонтанная речь опережает умственное развитие. - в 7-8 лет речь часто переходит на третий уровень недоразвития: в предложении отсутствуют смысловые связи. Недостаточно развита обобщающая функция слова, не понимают сути рассказа со скрытым смыслом - диссоциация между развитием речи и психики (психическое развитие в целом опережает речевое) - даже при первом уровне недоразвития понимание обращенной речи лучше, чем собственная речь - выше обучаемость способны принимать помощь взрослого и переносить усвоенный способ действия на аналогичную задачу (особенно в невербальной ситуации) - критичны - способны планировать и пытаются объяснить свои действия - умеют решать логические задачи в невербальной ситуации - быстрое приращение знаний - следят за реакцией взрослого на собственные ответы и оценивают ее

 

  Олигофрения Ранний детский аутизм
Сходства Нарушены взаимодействия с окружающим миром, и эти нарушения проявляются с раннего детства. Равнодушие к дискомфорту. Слабый интерес к предметам и недостаточность к манипулятивной деятельности.
Запаздывает появление комплекса оживления. Появившись, проявляется неярко. Не проявляется комплекс оживления на мать, хотя может проявиться на любой другой объект.
Различия С задержкой, но все же устанавливаются формы эмоционального контакта. Формируется зрительный контакт с окружающими людьми. Характерны нарушения моторики, общая моторная неловкость, неуклюжесть. С трудом выполняются мелкие движения. Косноязычие. Недоразвитие всех сторон речи. Не склонны к словотворчеству. В целом логика развития речи сохраняется, но с задержкой. Часто - эхолалии. Свойственны страхи, связанные с обеспечением их жизнедеятельности. Первая улыбка отрешенная, не связана с лицами конкретных людей. Нет зрительного контакта с людьми, взгляд как бы вскользь, мимо человека. Свойственны нарушения моторики и двигательные расстройства, но в эмоционально значимых ситуациях могут выполнять сложные двигательные акты и демонстрировать пластику движений. «Скандированная» речь. В основном – отрешенные отдельные слова. Возможен мутизм. Логика развития речи нарушена: чрезвычайно раннее появление словосочетаний (вплоть до 10-12 месяцев) – и сворачивание к 1,5-2 годам. Крайне склонны к образованию необычных неологизмов. Отставленные эхолалии. Избегают личных местоимений. Длительное время говорят о себе в третьем лице. Страхи неадекватны: боятся того, что для человека в принципе не представляет опасности. Реальные страхи несвойственны.

 

Задержка психического развития Общее недоразвитие речи
Речевое нарушение вторично, первична задержка в развитии невербальных функций. Сочетание медленного темпа развития всех психических функций, в том числе и речи. Задержка речевого развития приблизительно соответствует уровню задержки развития всех других функций. По мере развития (при условии благоприятной социальной ситуации развития) речь может спонтанно приближаться к норме. Невербальный интеллект выше вербального. Речевые функции нарушены первично. Неречевые – вторично. Нет задержки предречевого развития. Невербальный интеллект выше вербального.

 

 

Ранний детский аутизм Нарушение слуха
Дети часто не воспринимают обращенную к ним речь: не откликаются на зов, не реагируют на источник звука, не реагируют на речевые инструкции.
Не ищут контакт, не смотрят на губы, в глаза говорящего. Не реагируют на обращенную речь, но при этом могут реагировать на другие звуки (музыку, электроприборы). В течение длительного времени могут не вступать в контакт, но неожиданно реагируют на сказанное, понимают обращенную речь. Ищут зрительный контакт и помощи взрослого. Могут активно выступать инициаторами жестового контакта. Как правило, смотрят на губы говорящего. Равно одинаково слабо реагируют (либо – при тотальном отсутствии слуха – не реагируют) как на речь, так и на другие (неречевые) звуки.

 

 

Детский церебральный паралич Ранний детский аутизм
Уход от социальных контактов «в болезнь», псевдоаутизация как результат переживания своего дефекта. Вступают в вербальный, визуальный, мимический контакт. Постоянный характер двигательных нарушений. Нарушения речи в виде дизартрии. Чем сложнее слово, тем труднее его произнести. Адекватные страхи. Часто проявляются двигательные нарушения, но не носят постоянного характера: в определенных ситуациях дети проявляют ловкость. «Мерцающий» характер симптоматики. Нарушены все формы контакта, в том числе и визуальный. Речь часто смазанная. Но это носит «мерцающий» характер: в определенных ситуациях произношение внятное, четкое. Страхи неадекватны.

 

 

  Задержка психического развития Ранний детский аутизм
Сходства Иногда наблюдаются внешние проявления аутизма (особенно- при органической недостаточности правого полушария) Структура нарушения познавательной деятельности часто сходна с проявлениями таковой при задержке психического развития
Различия Для речи не свойственны неологизмы. Задержка развития монологической речи. Связная речь характеризуется лексико-грамматическим недоразвитием. Крайне склонны к образованию неологизмов. Диссоциация между уровнем речи для себя (может быть довольно богатой) и речи для общения с другими (крайне скудная).
Характер игры Задержка эволюции игры: позже начинают функционально использовать предметы-заместители, позже переходят к сюжетной игре; сюжетные игры часто примитивны. Затрудняются в организации игры с партнерами, но довольно легко справляются при помощи взрослого. Затрудняются в использовании правил, но способны подчиниться инструкции взрослого. Аутоагрессия не характерна. Качественное своеобразие игр: в качестве игрушек используются предметы, которыми дети играют редко, не свойственны игры с функциональным использованием предметов-заместителей и сюжетно-ролевые игры. Не играют в коллективе. Возможны игры «рядом» (копирование действий других детей). Часто – игры на уничтожение и ломание. При попытках привлечения к играм других детей возможна аутоагрессия.
Графическая продукция Примитивный рисунок. Затруднения в передаче величины, использовании оттенков, размещении рисунка на листе. Рисунки своеобразны. Предпочтение черного, лилового, малинового цветов. Изображения часто расчлененные. Обычная «детская» тематика несвойственна. Возможно, рисунки отражают их страхи. Рисовать могут на обрывке бумаги, часто – в углу листа.
Отношение к книгам и картинкам Любят рассматривать. Рано начинают узнавать изображения и радуются, узнавая. Имеют любимые книги, любимых героев. Испытывают трудности на ранних этапах обучения чтению. Рано проявляется интерес к книге, При этом не любят красочных, ярких изданий, не рассматривают картинки. Скорее, проявляют интерес к знакам: могут часами перелистывать и рассматривать книги. Научившись читать, отдают предпочтение серьезной литературе, читают книги «не по возрасту».
Музыка Любят детскую (или другую «легкую») музыку, песенки. Отдают предпочтение серьезной, необычной музыке.
Интересы В раннем детстве – примитивные. В дошкольном возрасте с некоторой временной задержкой – интерес к игре, который нередко продолжает превалировать в период обучения в начальной школе. Определенных, свойственных всем детям с РДА и преобладающих в определенный период жизни интересов нет. Интересы своеобразны и не отражают специфики возраста.

 

 

Олигофрения Деменция
Возникает вследствие органического поражения ЦНС в ранние периоды развития (внутриутробно, в процессе родов, в первые 3 года жизни). Высокий процент наследственных механизмов передачи. Тотальный характер поражения коры больших полушарий. Общее недоразвитие всех сторон психической деятельности с преимущественным преобладанием недоразвития абстрактных форм мышления и интеллекта в целом. Нарушение мышления первично. Стойкость интеллектуального недоразвития. Возникает в результате органического поражения ЦНС в возрасте от 3 лет. Непосредственного влияния наследственных факторов нет. Возможен как тотальный, так и парциальный характер поражения. Распад зрелых или созревающих функций (с возможным сочетанием зрелых и не подвергшихся поражению функций) и дальнейшее развитие на нарушенной основе. Первично скорее грубое нарушение сложных форм памяти и нарушение умственной работоспособности. Возможна прогредиентность.

 

Деменция Ранний детский аутизм
Для распада всегда есть видимая причина. Выражена неврологическая симптоматика (знаки органического поражения ЦНС. Нет избегания контакта со знакомыми (а подчас и с малознакомыми) людьми. Часто – усиление витальных потребностей (еда, секс); некритичны к чувству удовлетворения этих потребностей (недифференцировано чувство насыщения). Иногда – афазические проявления. Всегда – нарушения моторики разной степени выраженности. Возможен распад рано и активно формировавшейся речи, двигательных навыков. Пик проявлений – 1-3 года. Видимой причины возникновения чаще всего нет. Однако часто связан с изменениями социальной ситуации развития. Предполагаются глубокое эмоциональное неблагополучие. Выраженные знаки органического поражения ЦНС отсутствуют. Тотальное нарушение общения: избегают контакта даже с близкими. Витальные потребности не выражены. В период половой зрелости отмечается половая холодность. Речь и моторика отличаются скованностью, отсутствием плавности, однако в эмоционально значимых ситуациях речь может стать четкой и выразительной, исчезает моторная неловкость.

 

Нарушения слуха Сенсорная алалия
Наступают вследствие гнойных, воспалительных заболеваний, действия наследственных механизмов. Поражены чаще всего внутреннее, среднее ухо и слуховой нерв. Нарушается проводимость звуковых раздражений. Дети не реагируют на голос матери. Звучащая речь формируется в результате специального обучения. Голос обычно глухой, низкий, немодулированный. Ограничена речевая активность. Предпочитают невербальные формы речи (часто – даже при частично сохранном слухе). Не понимают обращенную речь вследствие органического поражения зоны Вернике. Чаще наступает в результате патологии внутриутробного развития, родовой травмы, черепно-мозговой травмы. Есть физиологический слух, но нарушен высший анализ и синтез звуковых раздражений. Есть реакция на голос матери и негромкие звуки. Голос может быть довольно звонким, интонации – богатыми.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...