Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задание 6. Структурные и коммуникативные свойства языка




1. Язык – это …, которая состоит из …, которые, в свою очередь, находятся … и образуют …. Язык состоит из единиц: …

2. Однородные языковые единицы образуют языковые уровни: …

3. Отношение между единицами одного уровня называются … и …

4. Отношения между единицами разных уровней называются …

5. Знаки – это …

6. Основными свойствами знаков являются следующие …

7. Семиотика – наука …

8. Естественные знаки – это … (например).

9. Искусственные знаки – это … (например).

10. Самостоятельный языковой знак – это …

11. Основные функции языка – это …

12. Литературный язык, просторечие, диалекты (территориальные и социальные) – это …

13. Обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества, универсальность, стилистическая дифференциация, наличие устной и письменной разновидностей – это признаки … языка.

14. Форма существования языка, противопоставленная, с одной стороны, литературной разговорной речи, а с другой стороны – территориальным диалектам, понимаемая как совокупность особенностей речи лиц, не вполне владеющих нормами литературного языка – это …

15. Территориальная ограниченность, неполнота общественных функций, существование нормы в виде узуса, а не кодифицированных правил – это основные черты ….

16. Разновидность речи (преимущественно устная), используемая отдельной относительно устойчивой социальной группой – это …

Задание 7. Разновидности речи

1. По форме существования речь может быть … и …. Для первой формы характерно …, для второй характерно следующее …

2. По количеству участников коммуникации различается речь … и …

3. Диалогические единства (или диалогические единицы) – это …

4. В структуру диалога входит …

5. Принцип экономии средств словесного выражения проявляется в следующем …

6. В зависимости от сферы функционирования выделяют … разновидности литературного языка. Это … (перечислите их).

7. Объективность, логичность, доказательность, точность, обобщенность и отвлеченность, насыщенность фактической информацией – это качества … речи.

8. Аннотация, реферат, конспект, тезисы – это жанры … речи.

9. Две тенденции характерны для публицистического стиля. Это – тенденция к … и тенденция к …

Литература

1. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 604–606.

2. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М., 2000. С. 8–21; 52–94.

3. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М., 2000. С. 19–25; 114–121.

4. Введенская М.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2001. Гл. 2.

5. Федосюк М.Ю., Ладыженская Т.А. Русский язык: Учебное пособие для студентов-нефилологов. М., 1999.

6. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. М., 1999.

Для справки:

• Семиотика – наука о знаковых системах. Знаки как соединение определенного смысла и определенного способа его выражения, т. е. означаемого и означающего. Свойства знаков: преднамеренность, условность, двусторонность, конвенциональность, консерватизм, изменчивость. Язык как основной объект изучения языкознания. Язык как определенный класс знаковых систем и язык как некоторая реально существующая знаковая система, используемая в некотором социуме, в некоторое время и в некотором пространстве. Элементы языковой системы – языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения между единицами языка. Формы существования языка: диалекты (социальные и территориальные), просторечье, литературный язык как высшая форма существования национального языка. Литературный язык: книжный литературный язык и устная кодифицированная речь; разговорная речь, ее особенности. Функции языка: коммуникативная, когнитивная (функция операций над мыслью), функция воздействия, аккумулятивная, эмоциональная.

• Речь как реализация языка. Разновидности речи: устная и письменная; монологическая и диалогическая. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Стили: научный, официально-деловой, публицистический, язык художественной литературы, разговорный.

Тема 3. Понятие культуры речи

1. Три аспекта культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.

2. Понятие языковой нормы. Система норм современного русского литературного языка.

Задание 8. Понятие культуры речи

1. Владение функциональными разновидностями языка, ориентация на прагматические условия общения, знание основных коммуникативных качеств речи, выбор необходимых для данной цели языковых средств – все это понимается под … аспектом культуры речи.

2. Какой из названных признаков не присущ языковой норме? Языковая норма консервативна, динамична, индивидуальна.

3. Орфоэпические нормы в широком понимании – это нормы …

4. Слова, образованные от одного корня с помощью разных аффиксов, но имеющие разный смысл, называются ….

5. Выберите правильные варианты. Необходимые сведения о значении заимствованных слов можно найти:

– в Современном словаре иностранных слов;

– в Толковом словаре русского языка (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова);

– в Орфоэпическом словаре русского языка.

6. Способность слова иметь два или более значения называется …

7. Нормы построения синтаксических конструкций – это … нормы.

8. Нормы словоизменения при склонении именных частей речи, местоимений, причастий и при спряжении глаголов – это … нормы.

9. Верно ли следующее утверждение? Под кодификацией понимается фиксация того или иного языкового факта в словарях и справочниках.

10. Выберите правильные варианты. Ударение в русском языке:

– фиксированное,

– свободное,

– подвижное.

Литература

1. Введенская М.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д, 2001. Гл. 3.

2. Культура русской речи / Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М, 2000. С. 12–19; 25–39; 47.

3. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. В.И.Максимова. М., 2000. Гл. IХ. С. 276–283; 324–339.

4. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987.

Для справки:

• Многозначность термина «культура речи». Культура речи как свойства и способности отдельной языковой личности. Культура речи как часть общей культуры отдельного народа. Культура речи как совокупность коммуникативных качеств речи – таких, как правильность, точность, логичность, понятность, выразительность, уместность, действенность, разнообразие, чистота речи. Культура речи как лингвистическая дисциплина. Предмет культуры речи – языковая норма во всех ее аспектах. Коммуникативный аспект предполагает изучение текста с точки зрения соответствия его языковой структуры целям, задачам общения. Этический аспект – знание и применение правил речевого поведения в различных ситуациях общения.

• Нормативный аспект связан с понятием языковой нормы. Языковая норма – это языковой идеал; это правила употребления языковых средств. Признаки нормы: общеупотребительность, распространенность, общеобязательность, устойчивость, консерватизм, динамизм. Кодификация литературной нормы – это ее официальное признание и фиксация в словарях, грамматиках. Понятие вариантности (равноправные варианты, допустимые, т. е. менее предпочтительные, нерекомендуемые, неправильные, устаревшие, профессиональные). Нормативные словари и справочники русского языка.

• Общеязыковые нормы: орфоэпические (акцентологические и собственно нормы произношения), грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, словообразовательные, орфографические и пунктуационные. Нормы стилистические; нормы коммуникативные. Особенности русского ударения: разноместность, нефиксированность, подвижность (способность перемещаться в грамматических формах одного и того же слова). Лексические нормы. Проблема выбора слова. Омонимия, паронимия, полисемия. Заимствования. Речевая недостаточность и речевая избыточность (тавтология и плеоназм). Устойчивые и фразеологические сочетания. Грамматические нормы: морфологические и синтаксические. Определение родовой принадлежности заимствованных несклоняемых имен существительных, аббревиатур. Употребление имен существительных в форме родительного падежа мн. ч. Синонимия окончаний существительных мн. ч. - ы(и) / -а(я). Образование форм степеней сравнения имен прилагательных. Ошибки в употреблении имен числительных. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм («двойное управление», нанизывание падежных форм, употребление деепричастных оборотов, трудные случаи согласование подлежащего и сказуемого).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...