Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Найдите лексические ошибки, назовите их вид и отредактируйте предложения.




а) В 1978 году в Токио состоялся международный симпозиум по химии цемента.

б) Приготовив раствор из кристаллов другого типа, он снова получил оптически активную винную кислоту, но с одной существенной разницей. Она вращала плоскость поляризации в другом направлении.

в) Необходимо единение всех ресурсов отечественной промышленности.

г) За последнее время разработаны и приняты законы по некоторым важным проблематикам нашей жизни.

д) Директор завода отметил важность поставленной проблемы для завода.

е) При завершении монтажа производственного оборудования произошёл неприятный инцидент.

ж) Очистные сооружения, которые сооружаются на территории страны, помогают частично решить экологические проблемы.

з) В заключение слово для доклада представили президенту фирмы.

и) Черты сходства между человеком и другими живыми организмами позволяют создать приблизительную схему, общую для всех высших живых.

7. Отметьте лексические, фразеологические и синтаксические средства, нарушающие стилевую однородность текстов, исправьте примеры:

а) Нельзя не отметить наличие субъективного подхода при подведении окончательных итогов некоторых проведенных экспериментов.

б) Наш поход по станции продолжается, и экскурсовод показывает царство реагентов.

в) Лицам, желающим более детально ознакомиться с вопросами структуры и свойств твердых растворов и промежуточных фаз, можно присоветовать следующие книги.

г) Если закрыть глаза на слова – кодовые переходы – то тема, обсуждаемая в этой статье, покажется почтенной, старой и давно уже поседевшей знакомкой – это соотношения мышления и языка.

д) В связи с большим увеличением объемов мелиоративного строительства нужно более тщательно подходить к составлению проектов как в части гидротехнического строительства, так и в области хозяйственного использования осушенных земель.

8. Правильно составьте библиографическое описание следующих статей, книги:

а) Резник Ф.Ю., Орлова Н.Н., Витеева Л.Н. Осмотические коэффициенты и коэффициенты активности смешанных водных растворов NaCl и CaCl2. В книге: «Вопросы физической химии растворов электролитов». (Под ред. Г.И.Микулина). Л., Химия. 1968, с. 289-303.

б) Лебедева М.И., Исаева Б.И., Якунина И.В. Практикум по аналитической химии. Под общей ред. М.И. Лебедевой. – Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. 2002. - 80 с.

в) Розов С.М. Дарвинизм и эпистемология: генетика и меметика. В кн.: На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А.Розова по эпистемиологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск, Новосибирский университет, 1996. стр. 311-338.

9. Определите функционально-стилевую принадлежность текста, подтверждая ваше суждение анализом лексики и грамматического строя отрывка:

Существование экосистем поддерживается очень тонким взаимодействием лимитирующих факторов, влияющих на все организмы. Нельзя изменить тот или иной фактор, не затронув существования всех видов экосистем. Я не предлагаю полностью отказаться от использования ресурсов природы. Но нам необходимо тщательно контролировать свое воздействие на окружающую природную среду в целом, следить за тем, все ли идет так, как мы хотим, или же стоит как-то изменить свое взаимодействие с ней. Остро стоят эколого-экономические проблемы в нашем регионе. Так, опытные партии боевых отравляющих веществ первого-третьего поколений выпускали в основном в Москве и Волгограде. Масштабное производство осуществлялось в основном в Волжском бассейне. Предприятие «Химпром» имени Кирова в плановом порядке сбрасывало свои отходы непосредственно в Волгу или сначала в усреднитель-накопитель – «белое море» - с последующим сбросом в Волгу. Санитарные службы так и не могли добиться прекращения сбросов высокотоксичных отходов. Сейчас «белое море» засыпано без проведения комплексной экологической оценки ситуации. Какие нас ожидают последствия? Волжская ГЭС также наносит огромный вред окружающей нас природе. Кроме того, большая задолженность потребителей усложняет поддержание работы ГЭС в экологически приемлемом режиме.

Задание к тексту:

а) проанализируйте композицию текста, выпишите слова и словосочетания, которые служат для организации данного типа текста;

б) напишите рецензию на данный текст, используя характерные синтаксические конструкции для вторичного научного документа.

10. Используя форму и языковые клише, напишите:

а) заявление с просьбой предоставить вам отпуск;

б) резюме на должность эколога промышленного предприятия.

Вопросы к зачёту

1. Язык как знаковая система. Единицы языка. Уровни языка. Язык и речь. Функции языка. Формы существования языка.

2. Понятие национального языка. Литературный язык как высшая форма нацио­нального языка. Отличие литературного языка от нелитературных элементов (диалектизмов, просторечия, жаргонизмов). Русский язык среди других языков мира. Международный статус русского языка.

3. Понятие «культуры речи». Культура речи как компонент культуры в целом. Уровни культуры речи. Особенности современной языковой ситуации: язы­ковые изменения и их социальная обусловленность. Культура речи как лингви­стическая дисциплина. Основные аспекты культуры речи.

4. Речевое общение. Основные единицы общения: речевое событие, речевая си­туация, речевое взаимодействие. Организация вербального взаимодействия. Эффективность речевой коммуникации. Невербальные средства общения. Культу­ра несловесной речи.

5. Коммуникативная культура личности. Коммуникативная ситуация: основные компоненты коммуникативной ситуации; основные законы общения. Коммуни­кативные нормы.

6. Этико-социальные аспекты культуры речи. Основные ситуации общения и ре­чевой этикет. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет): культура по­ведения и этические нормы общения; проявление категории вежливости в рус­ском языке; социальные аспекты культуры речи.

7. Особенности служебно-делового общения. Культура делового общения, тре­бования к речевой коммуникации в деловой среде. Современный деловой эти­кет. Культура делового письма. Культура устной деловой речи. Телефонный раз­говор: особенности телефонной коммуникации, телефонный этикет.

8. Понятие правильности речи. Норма (признаки нормы, природа норм). Типы норм (общеязыковые и стилистические).

9. Вариантность как следствие развития языка. Этапы вытеснения одного вари­анта другим. Понятие языковых вариантов. Виды вариантов по отношению к норме. Причины возникновения вариантов. Последствия вариантности.

10.Орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Историческая основа орфоэпических норм. Основные произносительные нормы (произношение гласных звуков, согласных звуков и их сочетаний; особенности произношения иностранных слов.).

11.Акцентологические нормы. Основные черты русского ударения. Функции ударения. Основные акцентологические нормы современного русского литера­турного языка (правила постановки ударения в именах существительных, при­лагательных, в глаголах, причастиях).

12. Понятие благозвучия речи. Условия благозвучия речи (сочетаемость звуков в русском языке, эстетическая оценка звуков, длина слова, интонация). Факторы, нарушающие благозвучие речи.

13. Морфологические нормы. Особенности употребления форм имён существи­тельных: род несклоняемых существительных и аббревиатур, варианты падежных окончаний. Склонение собственных имен существительных.

14. Морфологические нормы употребления разных видов числительных и количественно-именных сочетаний. Нормы употребления имён прилагательных, глаголов и глагольных форм.

15. Особенности синтаксических норм. Согласование сказуемого с подлежащим. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов.

16. Синтаксические нормы организации однородного ряда. Ошибки в построе­нии сложных предложений.

17. Понятие точности речи. Виды точности речи. Условия точности речи. Лексические нормы. Правила выбора слова.

18. Правила использования в речи многозначных слов и омонимов. Паронимия и точность речи. Парономазия.

19. Лексическая сочетаемость, ее виды. Логическая сочетаемость слов. Понятие алогизма. Основные логические ошибки. Речевая недостаточность и речевая избыточность. Плеоназм и тавтология.

20. Привычная сочетаемость слов. Правила употребления фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний. Стилистическая сочетаемость слов. Виды стилистических ошибок.

21. Чистота речи. Коммуникативные условия чистоты речи. Элементы языка, засоряющие литературную речь. Стилистически не оправданное употребление диалектизмов. Вопрос об употреблении иноязычных слов. Причины активиза­ции употребления иноязычных слов на современном этапе. Правила употребле­ния иноязычной лексики. Слова-паразиты.

22. Жаргоны и жаргонизмы. Основные социальные разновидности жаргонов. Проблема молодежного жаргона. Использование профессиональной и профес­сионально-жаргонной лексики в литературном языке. Ущербное и ценное в жаргонной речи.

23. Уместность речи. Стилистическая окраска языковых единиц (функционально-стилевое расслоение лексики, эмоционально-экспрессивная окраска слов). Сфера использования в речи стилистически окрашенной лексики. Неоправданное употребление оценочных, эмоционально окрашенных средств и слов раз­личных стилистических пластов (смешение стилей). Стилистическая оценка устаревших слов (историзмов и архаизмов) и неологизмов, правила их исполь­зования, ошибки, вызванные их употреблением. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики.

24. Понятие «функциональный стиль». Характеристика разговорного стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (фонетический, словообразовательный, морфологический, лексический и синтаксический уровни). Вопрос о стиле художественной ли­тературы. Характеристика художественного стиля. Взаимодействие различных стилей в языке художественной литературы.

25. Характеристика научного стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни).

26. Особенности устной научной речи (информативные жанры: реферативное сообщение, лекция, доклад). Особенности письменной научной речи. Первичные жанры собственно научного стиля (научная статья, монография, курсовая и дипломная работа). Конспект, аннотация и реферат как вторичные научные тек­сты и их разновидности. Научно-популярный стиль изложения.

27. Характеристика официально-делового стиля: сфера употребления, основные стилевые черты, жанровые разновидности, языковые черты стиля (лексический, морфологический, словообразовательный и синтаксический уровни).

28. Официально-деловая письменная речь. Особенности языка деловых бумаг и документов (языковые формулы официальных документов). Типы документов. Требования к оформлению реквизитов документов. Приёмы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства официально-деловой письменной речи.

29. Характеристика публицистического стиля. Сфера употребления и основные функции стиля. Языковые черты стиля (лексический, морфологический, слово­образовательный и синтаксический уровни). Жанровые разновидности.

30. Устная публицистическая речь. Дискуссия как управляемый публичный спор. Задачи дискуссии, их типы. Роль ведущего. Дискуссионные (аргументативные) выступления, их особенности. Типы аргументов. Культура выражения несогласия.

31. Особенности публичной речи. Оратор и его аудитория. Диалогичность ора­торской речи. Подготовленная и неподготовленная ораторская речь. Приёмы подготовки речи (выбор темы, цель речи и т. д.). Начало, завершение и развёр­тывание речи. Основные приёмы поиска материала. Культура общения с аудито­рией.

32. Особенности публичной речи. Интонационно-мелодические закономерности публичной речи. Способы словесного оформления публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Понятность и доступность как коммуникативные качества хорошей речи. Языковая и рече­вая доступность речи. Доступность речи и проблема понимания. Основные помехи для доступности речи. Средства достижения доступности речи.

33. Логичность речи. Логичность рассуждения и логичность изложения. Законы логики. Логичность в предложении и тексте. Условия логичности речи. Синтаксические средства для выражения логических связей, основные логические ошибки на уровне предложения. Основные условия логичности на уровне тек­ста. Логичность в научной и художественной речи.

34. Богатство (разнообразие) речи. Условия богатства речи. Лексическое, семантическое, грамматическое, интонационное богатство речи. Значение организа­ции и динамики речи, ее информативной насыщенности. Проблема речевого бо­гатства и речевой бедности применительно к разным функциональным стилям.

35. Выразительность речи. Условия выразительности речи. Неязыковые факторы, повышающие выразительность речи. Факторы, снижающие выразитель­ность речи: канцеляризмы, речевые штампы и стандарты.

36. Языковые средства, усиливающие выразительность речи (тропы и фигуры).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...