Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические основы развития координационных качеств и ловкости у детей старшего дошкольного возраста




Развитие ловкости и координационных качеств старших дошкольников, посредством танцевально-игровой нимнастики «Са-Фи-Данс»

44.02.01 Дошкольное образование

 

 

Исполнитель:

Шалягина А.О.,

студентка 4до группы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.,

преподаватель

 

Камышлов, 2020

Оглавление

 

Введение. 3

    Глава 1 "Теоретическое обоснование развития ловкости и координационных качеств старших дошкольников"

1.1 Психолого-педагогические основы развития координационных качеств и ловкости у детей старшего дошкольного возраста. 8

1.2 Показатели развития ловости и кординационных способностй детей старшего дошкольного возраста……………………………………….13

Глава 2 Особенности применения танцевально-игровой гимнастики "Са-Фи-Данс"

2.1 Возможности танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи Данс» для развития ловкости и координационных качеств у детей старшего дошкольного возраста 15

2.2 Анализ имеющегося педагогического опыта использования танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи Данс» для развития ловкости и координационных качеств у детей старшего дошкольного возраста. 18

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Приложение……………………………………………………………….25

Введение

В современном обществе проблемы здоровья становятся все острее и острее, несмотря на стремительное развитие науки и медицины. Причин этому множество. Главное не столько знать о них, сколько попытаться устранить или минимизировать их влияние.

Танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс», проста в применении, для ее реализации важно желание педагога, а также наличие инструментария.

Также, танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс» позволяет решать задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического, и, в целом, психического развития детей. 

Актуальность обозначенной проблемы, в необходимости физического развития, а также укрепления здоровья, подтверждается Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ) и «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (от 17 октября 2013 г. № 1155 г.).

В законе «Об образовании в Российской Федерации» (статья 95) отмечается, что дошкольное образование направленно на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Для реализации задач физического воспитания необходимо соблюдать условия, которые отвечают требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13: здоровьесберегающая развивающая среда.

В нормативном документе: Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), указана значимость физического развития детей, укрепление их здоровья. В образовательную область «Физическое развитие» по ФГОС ДО, включается приобретение опыта в следующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию координации движений, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки).

В ФГОС ДО прописаны требования к результатам освоения Программы – это целевые ориентиры:

· У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

· Имеет начальные представления о ЗОЖ.

· Воспринимает ЗОЖ как ценность.

Эти целевые ориентиры по «Физическому развитию», обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства РФ, однако каждая из примерных программ имеет свои отличительные особенности, они могут углублять и дополнять эти требования.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребёнка, формируется личность человека. В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных - это танцевально-игровая гимнастика «Са-Фи-Данс». Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

На современном этапе данной проблемой занимались такие авторы как: Ю. В. Верхошанский, Е.А Бернштейн, И. И. Сулейманов, В.И Лях, Е.Г Сайкина, Ж.Е. Фирилева, Ж. Далькроз, Ж. Демели, Ф. Дельсарт, Л.Н. Алексеева, Ю.В. Денисенко, Ю. П. Денисенко. Авторы Е.Г Сайкина, Ж.Е. Фирилева разработали программу, направленную на всестороннее гармоничное развитие детей дошкольного возраста.

По мнению авторов, привлекательную форму образовательному процессу придает игровой метод. Он облегчает процесс запоминания и освоение упражнений и повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Физкультурные занятия с использованием элементов «Са-Фи-Данс» гимнастики носят интегрированный характер, так как на них решаются задачи и из других образовательных областей.

Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящие в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Но не все педагоги готовы использовать в своей работе инновационные методы обучения детей, вместо традиционных, именно поэтому возникают противоречия между значимостью решения задач развития ловкости и координационных качеств у дошкольников, которые соответствуют требованиям к физическому развитию детей, определенных во ФГОС ДО но в тоже время и недостаточным фактическим уровнем сформированности физических качеств у детей дошкольного возраста;

-между необходимостью системного применения разнообразных методов, направленных на развитие физических качеств детей, высоким развитым потенциалом танцевально-игровой гимнастики Са-Фи-Данс и ограниченным опытом применения технологии в практике современного ДОО;

-между популярностью танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи Данс», возможностями ее применения в работе с дошкольниками и недостаточным количеством методических разработок по танцевально-игровой гимнастике Са-Фи Данс, позволяющих системно и планомерно применять танцевально-игровую гимнастику в процессе развития ловкости и координационных качеств.

 Именно поэтому, проблемой является: недостаточное количество методических разработок по танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи Данс» позволяющих, системно и планомерно применять танцевально-игровую гимнастику в процессе развития координационных качеств дошкольников.

Объектом исследования является процесс развития ловкости и координационных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: раскрыть теоретические и методические основы развития координационных качеств и ловкости у детей старшего дошкольного возраста, посредством возможности применения танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс».

 Задачи:

1. Раскрыть психолого-педагогические основы развития ловкости и координационных качеств у детей старшего дошкольного возраста; 2. Раскрыть возможности танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс» для развития ловкости и координационных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
3. Проанализировать имеющийся педагогический опыт использования танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс» в ДОО у детей старшего дошкольного возраста, примерные, комплексные (авторские); 4. Проанализировать парциальные образовательные программы дошкольного образования с позиции выявления возможностей использования танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи- Данс» у детей старшего дошкольного возраста; 5. Обосновать и подобрать способы оценки и эффективности формирования ловкости и координационных качеств в процессе занятий танцевально-игровой гимнастики «Са-Фи-Данс» детей старшего дошкольного возраста; 6. Подобрать ритмические упражнения по танцевально-игровой гимнастике, направленные на развитие ловкости и координационных качеств детей старшего дошкольного возраста.

 

 

Глава 1 "Теоретическое обоснование развития ловкости и координационных качеств старших дошкольников"

Психолого-педагогические основы развития координационных качеств и ловкости у детей старшего дошкольного возраста

 

Понятием координационные способности начали пользоваться для конкретизации представлений о двигательном качестве «ловкость». В настоящее время термины «ловкость» и «координационные способности» не отождествляют, но до сих пор нет единой точки зрения по вопросу отношения этих двух понятий.

В понятийном словаре по теории физической культуры и спорта дано следующее определение координационных способностей. Координационные способности — вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий.

По мнению В. И. Ляха, координационные способности — это возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Это определение соответствует пониманию природы координации и ловкости, имеющемуся в трудах Н. А. Бернштейна и согласуется с содержанием, обычно вкладываемым в определения, данные другими авторами. Методист физического воспитания Ю. В. Верхошанский считает, что координация — это способность к упорядочению внутренних и внешних сил, возникающих при решении двигательной задачи для достижения требуемого рабочего эффекта при полноценном использовании моторного потенциала человека. И. И. Сулейманов под координационными способностями понимает способность к согласованию определенных действий в процессе управления деятельностью соответственно поставленной цели.

Таким образом, координация — умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится экономно, не напряженно, пластично, четко. Чрезвычайная биомеханическая сложность этих движений, обилие степеней свободы, многообразие и дифференцированность двигательных актов обусловливают значительные трудности в исследованиях движений.

Как известно, в возрасте четырех-пяти лет происходит становление координационных механизмов и налаживание их взаимодействия с вегетативной сферой организма, повышение роли второй сигнальной системы в становлении координационных двигательных механизмов.

В среднем дошкольном возрасте умеренно развиваются четыре физических качества (ловкость, статическая и динамическая сила, быстрота) и четыре функционально-двигательные способности (дифференцировка силовых напряжений и пространственных параметров, ориентационные и координационные способности). На пятом году жизни ускоренно развиваются три основных движения (движения руками и ногами, ходьба), умеренно — четыре движения (бег, равновесие, лазание и метание) и замедленно — одно движение (прыжки).

Значимость воспитания координационных способностей у детей дошкольного возраста объясняется четырьмя основными причинами:

1. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

2. Только сформированные координационные способности — необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

3. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей — гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Таким образом, физическая культура – не только средство развития собственно физических качеств ребенка и укрепления его здоровья, но и важный компонент и средство духовного, нравственного, эстетического воспитания дошкольника. Важнейшая роль в физическом воспитании ребенка по-прежнему принадлежит воспитателям и инструкторам. Именно их умение методически правильно организовать и провести занятия, нестандартные подходы к выбору форм и средств их проведения – важнейшие компоненты развития интереса к занятиям, формирования у ребенка необходимых привычек, двигательных умений и навыков.

Ритмика и танцевально-игровая гимнастика напрямую взаимосвязаны между собой. Они помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувство ритма, уверенность в себе, развить выразительность, научиться двигаться в соответствии с
музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления, а также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, координацию, постановку корпуса, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом.

Таким образом, оказывается разностороннее влияние на детей, способствуя воспитанию гармонично развитой личности, вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения.

В педагогике с давних пор известно, какие огромные возможности для воспитания души и тела заложены в синтезе музыки и пластики, интеграции различных видов художественной деятельности. По мнению Платона, «трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опытом веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Ритмическая гимнастика в нашей стране имеет давнюю историю и богатые традиции.

 В 1910 г. князь Сергей Волконский открыл в Петербурге Институт ритма, который являлся филиалом уже знаменитого в то время Геллерауского института, основанного Ж. Далькрозом.

Во второй половине XIX века французский физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась ритмичным напряжением и расслаблением мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включались сразу несколько суставов и сегментов тела в течение 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительностью 1-3 мин. Продолжительность урока - 60 мин. для взрослых и 30 мин. для детей.

Родоначальником направления, объединявшего колоритность и ритм движения был оперный певец Ф. Дельсарт. В 1883 году он открыл в Париже курсы сценической выразительности. Система его упражнений была основана на слитности включения в действие многих суставов, связи эмоционального состояния человека с телодвижением. Профессор Женевской консерватории Э.Жак-Далькроз (1865-1950) - композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы - подчинение движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.

Системы Демели, Дельсарта и Далькроза имели большое число последователей, которые модифицировали и дополняли их в соответствии со всеми взглядами. Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бега, легкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан прониклась античным культом тела.

В программу обучения, помимо ритмической гимнастики, сольфеджио по Ж. Далькрозу, входили гимнастика, акробатика, элементы классического танца, историко-бытовые танцы, пластика, анатомия, биомеханика, политграмота. Те, кто закончил эту студию, могли работать преподавателями физического воспитания средних школ и техникумов. Одновременно в Москве была создана школа ритмопластического движения в театральном техникуме им. Луначарского.

В 1910 г. В Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда получили развитие разные школы художественной гимнастики. Возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и т.д. разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.

Одну из таких студий, а именно «Московские классы пластики», закончила Л.Н. Алексеева - создательница системы гармонической гимнастики. Главное в Алексеевской гимнастике - подбор упражнений, гармонически развивающих тело; естественность движения; особая обработка гимнастического материала. Даже самые небольшие учебные комбинации оформлять как маленькие «этюды движения» со своей гимнастической и эмоциональной задачей. Движения в них органически сливаются с музыкой, соответствуют духу музыкального произведения. Между движением и музыкой должна быть, как говорила Алексеева, «ритмическая гармония», исполнение разнообразных художественно-гимнастических этюдов под классическую музыку доставляет занимающимся большое эстетическое удовольствие. Для детей особо привлекательна игровая форма занятий.

В настоящее время ритмическая гимнастика в нашей стране развивается на богатых традициях физкультурного движения и танцевального искусства предшествующих поколений. Большой вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях и начальных школах в 80 годы внесла Л. В. Карманова. Она разработала рекомендации к проведению ритмической гимнастики, где сформулировала требования к составлению комплексов ритмической гимнастики; особенности методики проведения с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...