Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

III. Функционально — деятельностный компонент.




Системообразующим видом деятельности, способствующим формированию воспитательной системы класса и индивидуальности классного коллектива, является познание, основными источниками которого являются общение и совместная деятельность. Можно выделить следующие методы совместной деятельности:

1. Методы мотивации деятельности. Совместная работа во время субботников по уборке закрепленной территории школы, регулярные уборки в кабинете, когда работа находится всем — и мальчикам, и девочкам, организация дежурства по школе, участие в конкурсе «Здоровый класс», концертах и творческих проектах сближают воспитанников, приучают нести ответственность за результаты общей работы и личного вклада. Когда в прошлом учебном году была объявлена благотворительная акция по сбору игрушек и учебных принадлежностей для ребят, находящихся в центре временной изоляции несовершеннолетних, откликнулись почти все ребята класса. Они принесли обувь, книги, игрушки и приняли участие в концерте, организованном для этих ребят.

2. Методы поиска самого себя — метод «встреч». Посещение театра и кинозалов, совместные вечера и поездка по городам России расширяют кругозор учащихся, воспитывают культуру общения и вырабатывают навыки правильного поведения, что особенно важно для детей, живущих в нашем достаточно неблагополучном районе.

3. Методы повседневного общения и взаимодействия: метод уважения личности подростка, обсуждение разнообразных вопросов жизни, понимание, доверие, сочувствие, метод конфликтных ситуаций. В начале 10 и 11 классов было проведено социометрическое исследование, позволяющее определить направленность личности каждого подростка, особенности отношения учащихся в семье и классном коллективе, выявить лидера класса и отверженных членов коллектива, выявить основные проблемы и наиболее трудные предметы школьного курса. По результатам исследований были запланированы и проведены классные часы и беседы по темам, встречи с медиками и представителями ВУЗов города. На классных часах обсуждались различные вопросы, в ходе которых разбирались такие понятия, как «эгоизм», «альтруизм», «толерантность», выработаны принципы толерантности для данного классного коллектива.

4. Методы, инициирующие самоанализ, самокритику, самоконтроль, самоограничения, самонаказание.

5. Методы организации подросткового (классного) коллектива: коллективная перспектива.

Условия развития познавательного интереса у детей школьного возраста.

1. Создание условий успешности ребенка в познавательной деятельности как важнейшее условие благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности.

2. Формирование творческого воображения воспитанника на основе:

· расширения и обогащения его повседневного опыта;

· развития у него способности к критическому отношению к самому себе.

3. Формирование и развитие теоретического мышления на основе систематизированного и обобщенного опыта.

4. Оказание помощи в самоутверждении, самореализации, и социализации ребенка.

5. Формирование этических отношений в коллективе учащихся.

6. Тесное взаимодействие с родителями, их заинтересованность в благополучии внутреннего мира и становлении психически здоровой личности ребенка.

Изучение потребностей, склонностей и интересов детей проводилось посредством общения, совместной работы по выпуску газет, проведения анкетирования, участия в общих творческих делах и возможности гордиться как успехами самого себя, своих одноклассников, своего классного коллектива, так и своей школы, своего района, своей страны. Тест выборочного решения «Это сладкое слово — свобода» выявил следующее: 38% детей ориентируются на свое «Я», им больше присущи черты эгоизма, чем альтруизма, 20,5% ориентируются на интересы другого человека — друга, одноклассников, родителей, знакомых, 43,4% — подчиняются обстоятельствам. Поэтому родителям было предложено обратить внимание на занятость детей во внеурочное время, организовать подготовку учащихся к поступлению в ВУЗ. В результате сейчас 87% воспитанников посещают различные подготовительные курсы и занимаются дополнительно, многие дети посещают 2 — 3 места. Это способствует развитию у учащихся самостоятельности, ответственности, формирует навыки самоанализа, самооценки и самокоррекции.

Выбор содержания и способов организации деятельности и общения в классном коллективе находятся в тесной взаимосвязи с функциями воспитательной системы. Можно выделить следующие функции:

· собственно воспитательную, содействующую нравственному становлению личности ребенка;

· образовательную, направленную на формирование у школьников целостной и научно обоснованной картины мира;

· защитную, способствующую психологической защите детей от негативных влияний среды;

· креативную, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей воспитанников, их самореализации в различных сферах деятельности;

· интегрирующую и корректирующую, заключающиеся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.

Успешность реализации перечисленных функций во многом зависит от педагогического обеспечения жизнедеятельности классного сообщества и целесообразности деятельности классного руководителя, причем в профильном классе роль классного руководителя обусловлена спецификой этого класса. Среди наиболее важных видов деятельности классного руководителя профильного класса можно отметить следующие:

· изучениеличности каждого обучающегося профильного класса, его склонностей, интересов;

· создание благоприятноймикросреды и морально-психологического климатадля каждого обучающегося в профильном классе;

· развитие у обучающихся навыков общения, помощь в решении проблем, возникающихв общении с товарищами, учителями, родителями;

· содействие получению дополнительногообразования обучающимися через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в МОУ, учрежденияхдополнительного образования детей и по месту жительства, тесная связь с ВУЗами и коррекция работы по мере становления каждого учащегося;

· обновлениесодержания жизни коллектива профильного класса в соответствии с возрастными интересами обучающихся и требованиями жизни общества;

· проведение совместно с МОУ активной пропагандыздорового образа жизни, физкультурно-массовых, спортивных и другиемероприятий, способствующихукреплению здоровья обучающихся в профильномклассе.

Большую помощь в работе классному руководителю оказывает актив класса. Именно при участии дублера класса и ответственных за каждый блок деятельности готовятся и проводятся все мероприятия, распределяются обязанности среди учащихся, контролируется их выполнение. Вот основные черты, которые назвали дети при обсуждении вопроса «Какой мы класс»«:

· достаточно дружный, активный и ответственный;

· ученикам класса присущи стремление к учебе по выбранному профилю, разносторонние интересы и целеустремленность, взаимное уважение и взаимопомощь;

· «...мы думаем по — разному, но приходим к общему мнению».

IV. Пространственно — временной компонент.

Воспитательное пространство, в котором происходит совместная деятельность и общение девятиклассников — кабинет информатики, уютный, светлый, всегда готовый принять своих юных хозяев и где ребята чувствуют себя всегда нужными. Отношения между детьми в классном коллективе доброжелательные, среди них нет отверженных и изолированных, все имеют друзей в классе, любят общаться друг с другом. В классе имеются «деловые» и «эмоциональные» лидеры, причем они могут меняться в зависимости от видов деятельности, которыми заняты воспитанники. В минисочинениях «Класс и школа моей мечты», которые ребята писали на одном из классных часов, большинство отметили, что нынешний класс их вполне устаивает и близок к желаемому.

Учащиеся класса очень востребованы в различных мероприятиях, проводимых в школе, принимают участие в большинстве конкурсов, в сборную команду школы по волейболу входит Васильева Алена, представительница данного класса. Ребята участвуют во всех олимпиадах и конкурсах по истории, обществознанию и праву и умеют использовать современные информационные технологии на вышеперечисленных уроках. На районных олимпиадах 2 ребят попали в десятку. Есть и первое место в районе, и диплом республики в олимпиаде по праву «Я избиратель», 6 место в прошлом году на олимпиаде по правовой информатике, 1 место в республиканском конкурсе стихов «Я б в спасатели пошел». Кроме этого, имеются победители лыжных соревнований и по стрельбе из пневматической винтовки.

Воспитательная система класса, как любой развивающийся организм, проходит определенные этапы в своем развитии. Условно можно выделить такие:

1) диагностический, связанный с проведением отбора детей в профильный класс, изучение результатов работы психолога с этими детьми;

2) проектировочный, на котором главенствует деятельность по изучению личности каждого воспитанника, его интересов и запросов и определению перспектив развития каждого ребенка и классного сообщества в целом;

3) становление системы, когда особое внимание уделяется воспитанию межличностных отношений, формированию понятия «Мы», поиску форм совместной деятельности и места каждого ребенка в сообществе, созданию традиций классного коллектива;

4) стабильное функционирование системы, при котором активно развивается ученическое самоуправление. Жизнь классного сообщества строится на основе традиций, охраняемых и поддерживаемых большинством членов коллектива.

V. Диагностико — аналитический компонент.

Мы выделили следующие критерии эффективности воспитательной системы:

· сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного потенциала личности школьника профильного класса;

· развитость креативных способностей ученика;

· активность детей, готовность участвовать, делать, заботиться, получать удовольствие от коллективной деятельности на благо других;

· проявление индивидуальности каждого ребенка и классного сообщества в целом;

· сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями нами были использованы следующие методы и формы изучения результативности воспитательной системы:

· тестирование;

· социометрические методы;

· анкетирование;

· портфолио класса и каждого ученика в отдельности;

· метод совместных проектов (проекты «Здоровый класс», «Классный уголок», «План воспитательной работы класса», «Правила толерантности» и т. д.).

Для оценки эффективности работы классного руководителя и результативности функционирования воспитательной работы класса необходимо посмотреть на достигнутые результаты не только изнутри, но, что бывает много полезнее, со стороны.

Итак, сегодня можно подвести итоги жизни классного коллектива. Все ребята (20 человек) продолжать обучение, 14 человек из них в ВУЗы и 5 ребят в колледжи при ВУЗах с перспективой дальнейшего обучения в данных учебных заведениях. Ребята с удовольствием встречаются, приходят в школу, хотят видеть друг друга и переживают за успехи и неудачи одноклассников.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...