Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и анализ педагогической технологии




Описание технологии предполагает раскрытие всех основных ее характерис­тик, что делает возможным ее воспроизведение.

Описание (и анализ) педагогической технологии можно представить в следу­ющей структуре.

/. Идентификация данной педагогической технологии в соответствии с принятой систематизацией (классификационной системой).

2. Название технологии, отражающее основные качества, принципиаль­ную идею, существо применяемой системы обучения, наконец, основное направ­ление модернизации учебно-воспитательного процесса.

3. Концептуальная часть (краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов технологии, способствующее пониманию, трактовке ее построения и функционирования):

• целевые установки и ориентации;

• основные идеи и принципы (основной используемый фактор развития, на­учная концепция усвоения);

• позиция ребенка в образовательном процессе. 4. Особенности содержания образования:

ориентация на личностные структуры (ЗУН, СУД, СУМ, СЭН, СДП);

• объем и характер содержания образования;

• дидактическая структура учебного плана, материала, программ, формы из­ложения.

5. Процессуальная характеристика:

особенности методики, применения методов и средств обучения;

• мотивационная характеристика;

• организационные формы образовательного процесса;

• управление образовательным процессом (диагностика, планирование, рег­ламент, коррекция);

• категория учащихся, на которых рассчитана технология. 6. Программно-методическое обеспечение:

учебные планы и программы;

• учебные и методические пособия;

• дидактические материалы;

• наглядные и технические средства обучения;

• диагностический инструментарий.

Экспертиза педагогической технологии является многоаспектной.

Концептуальная часть рассматривается с позиции новизны (инновационнос-ти), альтернативности, гуманизма и демократизма, современности.

Содержание образования в рамках технологии рассматривается с позиций современных теорий общего среднего образования, принципов системности, идей развивающего обучения и социального заказа.

В процессуальной характеристике прежде всего определяется целесообраз­ность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту обучаемых.

Программно-методическое обеспечение должно удовлетворять требованиям научности, технологичности, достаточной полноты и реальности осуществления.

Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффектив­ность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в при­ложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.

Литература

1. Атутов П. Р. Технология и современное образование // Педагогика. - 1996. - № 2.

2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. — М., 1980.

3. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.

4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.

6. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии // Педагогика. - 1993. - № 5.

7. Волович М. Б. Наука обучать (технология преподавания математики). - М., 1995.

8. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.

9. Гершунский B. C. Педагогическая прогностика. - Киев, 1986.

10. Гриндер М. Исправление школьного конвейера, или НЛП в педагогике. - М., 1995.

11. Гузеев Н. И. Еще одна точка зрения // Народное образование. - 1997. - № 6.

12. Гуружапов В. А. Вопросы экспертизы образовательных технологий //Психологическая на­ука и образование. — 1997. — № 2.

13. Гусинский Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. - М.: Школа, 1994.

14. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

15. Долгополое Н. Гештальт-подход //Частная школа. - 1995. - №1.

16. Дреер А. Преподавание в средней школе США. - М., 1983.

17. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.

18. Ильясов И. И. Структура процесса учения. — М., 1986.

19. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. - Рига, 1995.

20. Кларин М. В. Педагогическая технология. - М., 1989.

21. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. - 1995. - № 6.

22. Краевский В. В., Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности // Дидактика средней школы. - М.: Педагогика, 1982.

23. Кудрявцев П. О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.

24. Ланда Л. Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Правда, 1966.

25. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.

26. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 1992.

27. Лозанов Г. Суггестология и суггестопедия. - София, 1978.

28. Менчинская Н. А. Проблемы учения и умственного развития. - М., 1989.

29. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.

30. Пидкасистый П. И. Педагогика. - М.: Роспедагентство, 1996.

31. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. — М., 1997.

32. Разин В. Философия образования: предмет, концепция, направления изучения // Alma mater. Вестник высшей школы. - 1991. - №1.

33. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.

34. Селевко Г. К. Опыт системного анализа современных педагогических систем // Школьные технологии. - 1996. - №3.

35. Теоретические основы процесса обучения/Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера -М., 1989.

36. Уланов. Российская школа в европейском контексте //Директор школы. - 1996. - №3.

37. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. - М.: Просвещение, 1987.

38. Фридман Л. М. Психологическая наука - учителю. - М., 1985.

39. Центр нейролингвистического программирования в образовании // Частная школа. -1994. -№1.

40. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное об­разование, 1996.

41. Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. - М.: Логос, 1993.

42. Шадритв В. Д. Психология деятельности и способности человека. — М., 1996.

43. Шварцман К. А. Философия и воспитание. - М.: Политиздат, 1989.

44. Щедровицкий П. Г. Лекции по философии образования. - М., 1993.

45. Щукина Г. П., Пидкасистый П. И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса. - М., 1988.

46. Элъконин Д. Б., Занков Л. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

47. Юдин В. В. Педагогическая технология. - Ярославль, 1997.

 

III. Современное традиционное обучение (ТО)

Нет силы более могущественной, чем традиция. Ф. Энгельс

Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-уроч­ную организацию обучения, сложившуюся в XVII веке на принципах дидактики, сформулированных Я. А. Коменским, и до сих пор являющуюся преобладающей в школах мира.

Отличительными признаками традиционной классно-урочной технологии яв­ляются:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школь­ного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно расписа­нию. Вследствие этого дети должны приходить в школу в одно и то же время года и в заранее определенные часы дня;

- основной единицей занятий является урок;

- урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс;

- учебные книги (учебники) применяются, в основном, для домашней работы. Учебный год, учебный день, расписание уроков, учебные каникулы, перемены, или, точнее, перерывы между уроками - атрибуты классно-урочной системы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...