Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения




 

Под предложением понимается то количество товаров, которое производитель готов предложить в данный момент времени по данным ценам. Предложение – желание и способность продавцов предоставлять товары для продажи на рынке по существующим ценам. Объем предложения – это количество товаров, которое продавцы желают продать за некоторый период времени.

Между объемом предложения и ценой существует зависимость, которая получила название закона предложения. Закон предложения: на любых рынках, при прочих равных условиях, существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. Таким образом, при снижении цены происходит снижение объема предложения. И наоборот.

Закон предложения можно представить в виде кривой предложения. Кривая предложения – графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения обычно является возрастающей (имеет положительный наклон).

Р

S

 

 

0 Q

Рисунок 4 - Кривая предложения

Различают:

· Индивидуальное предложение – предложение отдельного производителя.

· Рыночное предложение – совокупность индивидуальных предложений.

 

Рыночное предложение, по аналогии со спросом, находится чисто арифметически, как сумма предложений каждого производителя по каждой данной цене. График рыночного предложения представляет собой сумму графиков предложения индивидуальных производителей. Графически рыночное предложение определяется путем горизонтального сложения графиков индивидуального предложения.

5 Р SА 5 Р SБ 5 Р Sрын

4 4 4

3 3 3

2 2 2

1 1 1

0 5 10 15 20 Q 0 5 10 15 20 Q 0 5 10 15 20 25 30 Q

а) индивидуальное б) индивидуальное в) рыночное

предложение предложения предложение

производителя А производителя Б

Рисунок 5 - Индивидуальное и рыночное предложение

Кривая предложения строилась нами исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы (неценовые). Когда эти прочие факторы изменяются, то изменяется и сам объем предложения при каждом значении цены.

Неценовые факторы предложения (детерминанты предложения) приводят к смещению кривой предложения вправо и вверх (при увеличении объема предложения от S0 к S1) и влево и вниз (при уменьшении объема предложения от S0 к S2).

Р S2 S0 S1

 

0 Q

Рисунок 6 - Кривая предложения и неценовые факторы предложения

Наиболее существенное влияние на положение кривой предложения оказывают следующие факторы:

1. Количество продавцов на рынке.

Чем их больше, тем объем предложения больше. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот.

2. Ожидания производителей.

Обычно в условиях стабильной экономической и политической ситуации, когда роста цене не предвидится, объемы предложения увеличиваются. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот. В условиях кризиса, инфляции, когда ожидается повышение цен, производство и предложение сокращается. Кривая предложения смещается от S0 к S2.

3. Величина издержек производства.

Чем она ниже, тем объем предложения больше. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот.

4. Уровень техники и технологии.

Появление более совершенных технологий ведет к снижению издержек производства, следовательно, объем предложения растет. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот.

5. Цены на экономические ресурсы.

Снижение цен на ресурсы ведет к снижению издержек производства, следовательно, выпускается больше продукции, объем предложения растет. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот.

4. Государственное регулирование (налоги и субсидии).

Субсидии ведут к снижению издержек производства, следовательно, выпускается больше продукции, объем предложения растет. Кривая предложения смещается от S0 к S1. И наоборот. Налоги ведет к росту издержек производства, следовательно выпускается меньше продукции, объем предложения сокращается. Кривая предложения смещается от S0 к S2. И наоборот.

Изменение цены и неценовых факторов по-разному влияют на графическое изображение кривой предложения:

· Изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево.

Здесь мы говорим об изменении предложения – изменении количества товара, которое производители могут предложить на рынок, происходящее в результате изменения неценового фактора. При изменении предложения происходит смещение кривой предложения.

· При изменении цены предложение изменяется в пределах существующей кривой предложения.

Здесь мы говорим об изменении величины предложения - изменении количества товара, которое производители хотят и могут предложить на рынок, происходящее в результате изменения цены товара. Показывается движением от одной точки кривой предложения к другой точке этой же кривой.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...