Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные издательско-полиграфические термины




 

Авторская рукопись — текстовой материал, представляемый автором или коллективом авторов в издательство для последующей редакционно-издательской обработки. Авторская рукопись поступает в издательство чаще всего в виде машинописного текста, отпечатанного на пишущей машинке с соблюдением определенных требований: для печати используется стандартная бумага формата 210 х 297 мм, печать через два интервала на одной стороне, в строке должно быть 57 — 58 знаков, включая пробелы; на странице 30 строк, что составит емкость такой страницы, равную 1700 знакам. Авторская рукопись может быть закодирована и представлена в издательство в виде распечатки с принтера или дискеты.

Авторский лист — 24 страницы машинописного текста, что составит 40 тыс. знаков. К одному авторскому листу приравнивается 700 строк стихотворного текста или 3 тыс. см2 воспроизведенного авторского изобразительного материала. В авторских листах измеряется объем рукописи и оригинала.

Авторский оригинал — оригинал, предназначенный для воспроизведения без редакционной обработки. Это чаще всего изобразительный оригинал, в том числе текст, написанный автором (художником) вручную или закодированный оригинал.

Издание — полиграфическое изделие определенного вида, отпечатанное (изданное) после соответствующей издательской обработки

Учетно-издательский лист — единица объема издания с учетом издательской информации и художественного оформления, равная 40 тыс. знаков.

Печатный лист физический — бумажный лист определенного формата, запечатанный с одной стороны. Один бумажный лист содержит два печатных (за исключением афишно-плакатной продукции).

Печатный лист — единица натурального объема издательской продукции.

Условный печатный лист — печатный лист любого формата, приведенный к формату 60 х 90 см. Объем продукции, выпущенный издательством за определенное время, удобнее оценивать в условных (приведенных) печатных листах.

Учетный лист набора — условная единица объема текстового оригинала, равная 40 тыс. знаков или 700 строкам стихотворного текста. При наборе текста кеглем 10 п. шрифтом литературной гарнитуры учетный лист набора равен условному печатному листу.

Издательская техника — совокупность технических средств, используемых в редакционных и издательских процессах для обработки текстовой и изобразительной информации.

Экземпляр — единица издания (одна книга, один журнал, одна газета и т.п.).

Тираж — количество экземпляров одного и того же издания.

Прогонный тираж — тираж, уменьшенный во столько раз, сколько одинаковых изображений отпечатывается одновременно. Имеет значение при печати листовой продукции (открыток, акциденции, отдельных видов календарей, репродукции и т.п.) и некоторых элементов печатных изданий (обложек, форзацев, суперобложек).

 

 

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

 

При разделении печатных изданий на виды учитываются не только тип и характер издания, но и специфика полиграфического оформления, сложность набора и верстки, вид и процент иллюстраций, требования к качеству воспроизведения и оформления и другие особенности.

Все виды текстового набора в зависимости от сложности разбиты на четыре группы.

Первая группа — набор простого текста с небольшими усложнениями и выделениями (до 10%), например, набор основного (сплошного) текста художественной литературы.

Ко второй группе относится набор усложненного текста, содержащего до 25% различных выделений, примесь иностранных слов и отдельных однострочных формул. К этой группе относятся ритмизованные тексты, драматические произведения, учебники для среднего школьного возраста.

К третьей группе относится набор усложненного текста, содержащего более 50% выделений с использованием шрифтов нескольких алфавитов или с примесью однострочных формул. К этой группе относятся библиографические тексты, ряд словарей, техническая литература.

К четвертой группе относится набор особо сложного смешанного текста. Это словари, таблицы, многострочные математические и химические формулы, акцидентный набор.

Группа сложности, как правило, определяется целиком на все издание, но возможно определение группы сложности и на отдельные части. Дополнительно могут использоваться поправочные коэффициенты на усложнение.

 

 

Виды печатных изданий

 

Все печатные издания подразделяются на нижеперечисленные основные виды.

Книжные издания. Книжные издания подразделяются на брошюры (объемом от 5 до 48 с.) и книги (объемом от 48 с. и выше). В зависимости от вида книжного издания, планируемого срока использования, вида и количества иллюстративного материала, тиража, сложности по набору и объема, книги, в свою очередь, делятся на ряд подгрупп (таблица 5.1).

 

Таблица 5.1

  № п/п Вид книжного издания Специфика издания  
  сложность набора вид иллюстраций % илл-ций (в среднем) использование  
  Историческая литература   черно-белые- цветные 25-85 сплошное чтение и хранение
2. Художественная литература: а) отдельные произведения и сборники б) собрания сочинений и избранные произведения 1-2 одно-двухкрасочные одно-четырехкрасочные внутритекстовые или 4 — 8 иллюстраций- вкладок 5 15 чтение (для подготовленного читателя) сплошное чтение и хранение (для подготовленного читателя)
3. Учебники для школ среднего и старшего возраста 1-4 чаще одноцветные 5-15 сплошное чтение и хранение
4. Учебники для вузов, техникумов и спец. учебных заведении 1-4 чаще одноцветные   -"-
5. Производственно-инструктивные издания 2-4 чаще одноцветные небольшой процент или без иллюстрации выборочное чтение
6. Энциклопедии и словари энциклопедического типа: а) энциклопедии, б) словари     могут быть цветные нет небольшой процент выборочное чтение и хранение выборочное
  Художественная литература для детей дошкольного и младшего школьного возраста   черно-белые и цветные более 50 сплошное чтение и хранение
  Художественная литература для детей среднего и старшего школьного возраста   черно белые и цветные менее 50 сплошное чтение и хранение
  Учебники для младшего школьного возраста   чаще цветные 20-40 чтение и хранение
  Официально-документальные и официально -справочные издания   - - выборочное чтение
                         

 

Книжные издания выпускаются в соответствии с тематическим и перспективным планами.

Для журналов характерна периодичность выхода в свет и, как правило, они оформляются в обложку. Журналы подразделяются на следующие виды (табл. 3 2)

Таблица 5.2

 

№ п/п Вид журнала Вид иллюстраций % иллю-страций Сложность набора
  Массовые малообъемные иллюстрированные в т.ч. и рекламные цветные 30-90  
  Журналы для детей цветные 50-70  
  Журналы по искусству черно-белые или цветные от 30  
  Научно-популярные журналы черно-белые или цветные от 25 1-3
  Научные и производственные периодические и продолжающиеся чаще черно-белые, штриховые 3-5 3-4
  Литературно-художественные журналы и альманахи: а) для широкого круга читателей; б) для молодежи; в) литературно-критические   чаще черно-белые - " - - " - до 5 до15 до 3  
  Общественно политические журналы и бюллетени   0-25  
  Официальные или информационные бюллетени -   1-2

 

Газета — официальное издание, содержащее актуальные материалы, оперативную информацию по общественно-политическим, производственным, экономическим и другим подобным вопросам, рекламу. Газета — одна из основных поставщиков информации для сети электронных мультимедиа

Газеты, как и журналы, характеризуются периодичностью выхода в свет. Особенностью продукции газетного производства является предельно краткий срок ее изготовления, строго по графику, за выполнением которого следит выпускающий издательства или редакции. В настоящее время газеты характеризуются увеличением объема и красочности.

Календарь — справочное издание с последовательным перечнем дней недели, недель, месяцев года с обозначением воскресных, праздничных дней и памятных дат. В некоторых календарях, например в отрывном настенном календаре-численнике, содержится полезная текстовая информация. Календари подразделяются на настенные (календарь-численник отрывной, ежемесячный перекидной, годовой листовой), настольные перекидные и карманные.

Настенные календари должны иметь специальные приспособления для крепления на стену. Отрывные календари должны иметь специальную перфорацию в месте отрыва. Кегль набора цифр не менее 24 п (7,5 мм) Допускаются все известные способы скрепления и специальные. Иллюстрации высокохудожественные цветные (кроме перекидного настольного и календаря-численника), отделка календаря, в зависимости от вида и назначения, может быть использована любая из известных (лакирование, припрессовка пленки, бронзирование, тиснение, высечка, припрессовка растра для варио-стереокалендарей и др).

Альбомы по характеру иллюстраций подразделяются на три подгруппы:

— альбом по искусству, живопись, графика, архитектура, скульптура — содержат репродукции, фотографии и авторские (оригинальные) работы,

— фотоальбомы — видовые, репортажно-публицистические, исторические, туристические рекламные каталоги и тому подобные фотоизображения,

— научно-технические альбомы научные, производственные, технические, учебные, атласы (кроме картографических), в которых содержатся чертежи, схемы, фотографии, графики, технические и научные рисунки, планы и т.п.

Красочность иллюстрации может быть от одной до шести.

Альбомы (за исключением массового использования: научно-популярных, учебных, инструктивных, каталогов, рекламных и т.п.) оформляются в переплет, иногда и в суперобложку с использованием дополнительной отделки или в футляр.

Альбомы массового, популярного назначения оформляются в обложку или более дешевый переплет.

Репродукции — оттиски произведений живописи, графики, эстампа, художественных фотографий, прикладного и народного искусства, полученные полиграфическим способом. Чаще всего это репродукции картин или видовых художественных фотографий, черно-белых или цветных.

Это высокохудожественная продукция (1—4 и более красок). Выпускают ее отдельными листами или комплектами.

Репродукции относятся к листовой продукции, т.е. не требующей брошюровочно-переплетных работ, но часто использующей приемы дополнительной отделки: лакирование, припрессовку пленки, тиснение (бескрасочное), бронзирование, высечку, совмещение с линзовым растром при воспроизведении стерео- или вариоизоб-ражений.

Открытки относятся к листовой, часто высокохудожественной цветной продукции. Открытки бывают двухполосные и четырехполосные. Используются различные виды отделки: лакирование, припрессовка пленки, тиснение, высечка, припрессовка линзового растра и др.

Акциденция (accidens — случайный) — это заказы (кроме издательской акциденции), которые не отражены в тематическом плане издательств, а часто поступают от предприятий, фирм, физических лиц нерегулярно, т.е. случайно.

Акциденция весьма специфична как по оформлению, так и по воспроизведению. Сложность по набору — четвертая.

Акциденция подразделяется на три группы:

1. Издательская акциденция — все виды титулов, изобразительные элементы переплетов, обложек, суперобложек, книжные и журнальные объявления, заставки и концовки, а также проспекты, буклеты, листовки. Специфика издательской акциденции, оформляемой в издательстве и постулаемой для воспроизведения вместе или несколько раньше основного оригинала конкретного издания, заключается в том, что оформление оригиналов, набор, печать производятся отдельно от основной части издания, часто с других печатных форм и другим способом.

2. Акциденция малых форм включает: бланки, программы, пригласительные билеты, дипломы, аттестаты, грамоты, свидетельства, театральные билеты, меню ресторанов, визитные карточки, удостоверения и т.п. малотиражную листовую продукцию.

3. Афишно-плакатная акциденция (листоваяпродукция): афиши, плакаты, объявления, призывы, аншлаги и т.п. могут быть в виде самостоятельных экземпляров, серийных изданий и тематических подборок. Используются все виды отделки при красочности от 1 до 6. Афишно-плакатная акциденция предназначена для расклейки на афишных витринах или стендах.

Специальные виды печатных изданий названы так потому, что для их воспроизведения и печати используются специальные материалы и технология. Это ценные бумаги, нотные издания, обои (обойные фабрики), этикетки и упаковка (картонажные фабрики), стерео- и вариоиздания, издания для слепых, тетради и блокноты (фабрики беловых товаров).

Технология полиграфического производства используется также в других отраслях народного хозяйства, например в текстильной промышленности (печать на тканях), в легкой промышленности (печать на стекле, жести, полимерах), в радиоэлектронном производстве (изготовление радиоэлектронных печатных плат) и т.д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...