Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификационная характеристика




По уровню применения: общепедагогическая. По основному фактору развития: социогенная + психогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая. По ориентации на личностные структуры: СУД + СЭН + ЗУН + СУМ + СДП. По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразо­вательная, гуманистическая.

По типу управления: система малых групп.

По организационным формам: классно-урочная, академическая + клубная, груп­повая + индивидуальная.

По подходу к ребенку; личностно ориентированная. По преобладающему методу: развивающая. По направлению модернизации: альтернативная. По категории обучающихся: массовая.

Целевые ориентации

- Высокое общее развитие личности.

- Создание основы для всестороннего гармонического развития (гармонизация содержания).

Гипотезы Л. В. Занкова

Развитие Л. В. Занков понимает как появление новообразований в психике ре­бенка, не заданных напрямую обучением, а возникающих в результате внутрен­них, глубинных интеграционных процессов.

Общее развитие есть появление таких новообразований во всех сферах психи­ки - ума, воли, чувств школьника, когда каждое новообразование становится пло­дом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в целом.

Знания сами по себе еще не обеспечивают развитие, хотя и являются его пред­посылкой.

Только общее развитие создает фундамент гармонического развития человека (ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП).

В процессе обучения возникают не знания, умения и навыки, а их психологи­ческий эквивалент - когнитивные (познавательные) структуры.

Когнитивные структуры - это схемы, сквозь которые человек смотрит на мир, видит и понимает его.

Когнитивные структуры - субстрат умственного развития. Это относительно стабильные, компактные, обобщенно-смысловые системные представления знаний, способов их получения и использования, хранящиеся в долговременной памяти.

Когнитивные структуры и есть та сущность, которая развивается с возрастом и в процессе обучения. Результаты этого выражаются в особенностях психической деятельности: в перцепции, мышлении, речи, уровне произвольности поведения, памяти, в количестве и четкости знаний, умений.

Сложные структуры создаются из более простых, диффузных, но они никогда не складываются из них, а всякий раз рождается новое качество. В этом суть развития.

Концептуальные дидактические положения

Для наибольшей эффективности общего развития школьников Л. В. Занков раз­работал дидактические принципы РО:

- целенаправленное развитие на основе комплексной развивающей системы;

- системность и целостность содержания;

- ведущая роль теоретических знаний;

- обучение на высоком уровне трудности;

- продвижение в изучении материала быстрыми темпами;

- осознание ребенком процесса учения;

- включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы (роль наблюдения и практических работ);

- проблематизация содержания (коллизии);

- вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

- работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Особенности содержания

Содержание начальной ступени обучения обогащено согласно цели всесторон­него развития и упорядочено; в нем выделяется богатство общей картины мира на основе науки, литературы и других видов искусства. В первом классе представле­ны начала естествознания, во втором — географии, в третьем — рассказы по исто­рии. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художествен­ных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Во внимание берется не только классная, но и внеклассная жизнь ребят.

- Принцип ведущей роли теоретических знаний у Л. В. Занкова

Программы обучения построены как расчленение целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания.

Центральное место занимает работа по четкому разграничению разных при­знаков изучаемых объектов и явлений. Разграничение осуществляется в рамках принципа системности и целостности: каждый элемент усваивается в связи с дру­гим и внутри определенного целого. Занковцы не отрицают дедуктивного подхода к формированию понятий, способов мышления, деятельности, но все-таки доми­нирующее начало в их системе - путь индуктивный.

Особое место отводится процессу сравнения, так как посредством хорошо организованного сравнения устанавливают, в чем вещи и явления сходны и в чем различны, дифференцируют их свойства, стороны, отношения.

Главное внимание уделяется развитию анализирующего наблюдения, спо­собности к выделению разных сторон и свойств явлений, их четкому речевому выражению.

Особенности методики

Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный ин­терес.

Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональ­ное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы.

Методика Л. В. Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы обучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.

- Урок в системе развивающего обучения

Урок остается основным элементом образовательного процесса, но в системе Л. В. Занкова его функции, форма организации могут существенно варьироваться. Основные его инвариантные качества:

• цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и другим груп­пам свойств личности;

• полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей;

• сотрудничество учителя и ученика.

Методическая цель - создание на уроке условий для проявления познаватель­ной активности учеников.

Эта цель достигается следующими путями:

• учитель создает проблемные ситуации, коллизии;

• использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельно­сти, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

• составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися;

• создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса;

• стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ и т. п.;

• использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику вы­бирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

• оценивает не только конечный результат (правильно - неправильно), но и процесс деятельности ученика;

• поощряет стремление ученика находить свой способ работы (решения зада­чи), анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наи­более рациональные.

Особенности урока

• Ход познания - «от учеников».

• Преобразующий характер деятельности учащегося: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности. Отсю­да иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.

• Интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоцио­нальным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности зада­ния, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творче­ства, помощью и поощрением со стороны учителя.

• Коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспечивается воп­росами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.

• Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждо­му ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в спосо­бах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

• Гибкая структура. Выделенные общие цели и средства организации урока в технологии развивающего обучения конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания.

• Отслеживание развития

Вовлекая ученика в учебную деятельность, ориентированную на его потенци­альные возможности, учитель должен знать, какими способами деятельности он овладел в ходе предыдущего обучения, каковы психологические особенности это­го процесса и степень осмысления учащимися собственной деятельности.

Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребенка Л. В. Занков предложил следующие показатели:

- наблюдательность - исходное основание для развития многих важных психи­ческих функций;

- отвлеченное мышление - анализ, синтез, абстрагирование, обобщение;

- практические действия - умение создать материальный объект. Успешное решение трудных проблем завершается мощным включением систем положительного подкрепления.

Литература

Теоретические работы, которые служат научному раскрытию проблемы соотношения обучения и развития: Развитие учащихся в процессе обучения / Под ред. Л. В. Занкова. - 1-11 кл. - М.: Изд-во АПН РСФСР; III-IV кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В. Дидактика и жизнь. - М.:

Педагогика, 1968; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: Педагогика, 1975; Индиви­дуальные варианты развития младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова и М. В. Зверевой. - М.:

Педагогика, 1973; Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л. В. Занкова. -М., 1965; Чуприкова Н. И. Умственное развитие и обучение. - М.: АО «Столетие», 1995; Занков Л. В. Память. - М., 1949; Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М.:

Учпедгиз, 1960; Занков Л. В. О начальном обучении. - М., 1963; Занков Л. В. Содружество ученого и учителя. - М., 1991; Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.; Зверева М. В. О системе начального обучения, направ­ленной на общее развитие учащихся //Психологическая наука и образование. — 1996. — № 4.

Учебные программы, методические пособия, учебные задания для учителя: Программы сред­ней школы. Начальные классы. - М.: Просвещение, 1997; Новая система начального обучения - I, II, III классы / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Экспериментальные учебные задания / Под ред. Л. В. Занкова. - М.: НИИОП АПН СССР, 1978; Изучение развития учащихся учителем / Под ред. М. В. Зверевой. - М.: НИИОП АПН СССР, 1984; Обучение и развитие / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1975; Развитие школьников в процессе обучения (3-4-е классы) / Под ред. Л. В. Занкова. - М., 1967; Беркман Т. Д., Гршценко К. С. Музыкальное развитие учащихся в процес­се обучения пению / Под общ: ред. Л. В. Занкова. - М., 1961; Занков Л. В. Беседы с учителями. -М., 1970, 1975; Содружество ученого и учителя / Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. - М.: Просвеще­ние, 1991; История становления человека. Для учителей и учеников 2-го класса. Учебно-методичес­кое пособие. - Минск: Белорусский дом печати, 1996; Программа обучения по системе Л. В. Занкова, 1-3 классы. - М., 1996; Нечаева Н. В. Планирование периода обучения грамоте (система I-III). -М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В. Изучение результативного развития речевой деятельности млад­ших школьников. - М.: ФНМЦ, 1996; Нечаева Н. В., РогановаЗ. Н. Экспериментальная программа и материалы по преподаванию русского языка в 5-6-х классах. - М.: ФНМЦ, 1996.

Учебники, книги для учащихся: Романовская Э. И., Романовский А. П. Живое слово: Книга для чтения в I, II, III классе / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967; Полякова А. В. Русский язык: учебник для I, II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1965, 1966, 1967;

Занков Л. В. Учебник математики для I класса. - М., 1965; Аргинская И. И. Учебник математики для II, III класса / Под общ. ред. Л. В. Занкова. - М., 1966, 1967; Чутко И. Я. Учебные материалы по истории - III кл. - М.: Просвещение, 1967; Занков Л. В., Аргинская И. И. Математика, I кл. -М.: Просвещение, 1979; Дмитриева Н. Я. Книга по естествознанию. I кл. - М.: Просвещение, 1979;

Азбука / Под ред. Нечаевой Н. В. - М., 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...