Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально-деловое общение: виды, формы, языковая специфика




Лексические и грамматические особенности официально-делового стиля.

Стиль речи - разновидность русского литературного языка, предназначенного для общения в определенных сферах.

Официально-деловой стиль: а) законодательный б)концелярский в)дипломатический

Функция: информативно-директивная

Свойства: точность, стандартность, логичность, императивность, официальность, клишированность

Морфологические нормы

Морфология — раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части (морфемы).

Проблемы употребления морфологических норм:

1. Ошибки, связанные с неправильным согласованием определений (наш «счет-фактура»<= правильный вариант)

2. Ошибки, связанные с неправильным употреблением полных и кратких форм прилагательных

3. Ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных

4. Ошибки, связанные с использованием предлогов (ввиду; вследствие; благодаря)

5. Ошибки, связанные с выбором падежа существительного при синонимичных словах

Орфоэпические нормы

Орфоэпия — наука (раздел фонетики), о произносительных нормах устной речи

Правила орфоэпии:

1. В глаголах, оканчивающихся на –ить, ударение чаще всего падает на этот суффикс. (Исключения – закУпорить и откУпорить, освЕдомиться, опОшлить, надоУмить, пЕрчить).

2. В глаголах на –ировать ударение чаще всего падает на «И» (исключения – премировАть, нормировАть, маркировАть, (за)пломбировАть).

3. Ударения в формах глагола настоящего и будущего времени, в деепричастиях, а также причастиях, кроме тех, которые образованы с помощью суффикса –т, имеют то же ударение, что и формы инфинитива. Те причастия, которые имеют суффикс –т, обычно имеют ударение на первом слоге.

4. Ударение в именах существительных. Множественное число, именительный падеж, окончание –ы или –и – имеют чаще безударные окончания. Те, которые имеют окончания –а, -я – будут иметь ударные окончания. В формах родительного падежа множественного числа окончание –ов чаще всего бывает безударным. Те, которые имеют окончание –ей, имеют ударение на окончании (кроме местностей и судей).

5. Иноязычные слова чаще всего имеют ударение на последнем блоге.

6. Наречия. Ударение падает в словах на приставку в словах вовремя, загодя, затемно, исстари. ЗавИдно.

7. Имена прилагательные. КрасИвее, мозаИчный, оптОвый, грУшевый, слИвовый, кУхонный, лососёвый, украИнский.

Морфологические нормы

Морфология - раздел лингвистики, изучающий правила употребления отдельных частей слова и самих слов

Проблемы употребления морфологических норм:

6. Ошибки, связанные с неправильным согласованием определений (наш «счет-фактура»<= правильный вариант)

7. Ошибки, связанные с неправильным употреблением полных и кратких форм прилагательных

8. Ошибки, связанные с неправильным употреблением числительных

9. Ошибки, связанные с использованием предлогов (ввиду; вследствие; благодаря)

10. Ошибки, связанные с выбором падежа существительного при синонимичных словах

Синтаксические нормы

Синтаксис — раздел лингвистики, изучающий строение предложений и словосочетаний.

В письменной речи:

1. Используем главные и второстепенные члены предложения.

2. Используем различные типы предложений.

3. Использование прямой и косвенной речи.

4. Использование одного или двух предложений.

5. Заголовок чаще всего это повествовательное предложение.

Длина предложения должна соизмеряться с оперативной памятью человека (оптимально 7 слов для русского человека). Сложные конструкции, развернутые и осложненные предложения в спонтанной речи встречаются редко. В неподготовленной речи сложные конструкции, включающие несколько придаточных предложений, нередко рассыпаются, смещаются, остаются незаконченными. Среди осложнителей наиболее характерны для устной речи однородные члены предложения, вводные слова, наименее характерны причастные и деепричастные обороты, являющиеся яркой приметой синтаксиса книжно-письменных стилей речи.

В устной речи лучше упрощать предложения, адаптировать письменную речь. Минимизировать употребление причастных и деепричастных оборотов.

 

Лексические нормы

Лексические нормы – это нормы, которые регулируют правила использования и сочетания слов в речи.

Лексические нормы в аспекте точности:

1. Нарушение лексической сочетаемости слов (черствый хлеб, человек, но не торт и не друг)

2. Смешивание паронимов- похожи по звучанию но по значению различны (эффектный-эффективный)

3. Неточность словоупотребления

4. Плеоназмы – это слова, близкие по смыслу и поэтому логически лишние («пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц»).

5. Тавтология (остановите на остановке)

6. Речевая недостаточность – пропуск слов в ущерб содержанию высказывания (в кабинете висели русские писатели)

 

Лексические нормы в аспекте выразительности:

Выразительность – это качество речи, которое предполагает грамотное использование образных средств.

1. Синонимы

· Стилистические

· смысловые

2. Антонимы

3. Омонимы:

· омографы – совпадают по написанию, но разные по звучанию(зАмок и замОк);

· омофоны – совпадают по звучанию, но разные по написанию(кот,код);

· омоформы – пишутся одинаково и произносятся, но являются разными частями речи(три три);

4. Многозначные слова

5. Фразеологизмы

Омонимы пришли в язык из разных языков, но имеют одинаковое написание и звучание. Многозначные слова развивают свое значение в одном языке.

Лексические нормы с точки зрения развития речи:

1. Устаревшие слова:

· Историзмы-вышли из употребления, т.к. исчезли данные предметы

· Архаизмы- заменены другими словами (очи-глаза)

2. Неологизмы

3. Иноязычные (заимствованные) слова

 

Профессионально-деловое общение: виды, формы, языковая специфика

Деловое общение- взаимодействие двух и более лиц по поводу определенного вида деятельности.

Отличительные особенности обстоятельств делового общения:
1. Наличие специального повода или причины для общения.
Общность или целей или мотивов или деятельности.
2. Наличие общего социального пространства – времени:
организация, группа, команда.
3. Взаимосвязанность участников – система социальных ролей и иерархичность общения.
4. Регламентация форм общения.

Виды делового общения.
1. К монологическим видам относятся:
· Приветственная речь;
· Реклама;
· Информационная речь;
· Доклад (на заседании, собрании).

2. Диалогические виды:
· Деловой разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.
· Деловая беседа - продолжительный обмен сведениями, точками зрения, часто сопровождающийся принятием решений.
· Переговоры - обсуждение с целью заключения соглашения по какому - либо вопросу.
· Интервью - разговор с журналистом, предназначенный для печати, радио, телевидения.
· Дискуссия;
· Совещание (собрание);
· Пресс-конференция.
· Контактный деловой разговор - непосредственный, "живой" диалог.
· Телефонный разговор (дистантный), исключающий невербальную коммуникацию.

Структура и функции делового общения.
К структуре относится:
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.
Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

в общении выделяют три функции — информационно - коммуникативная, регуляционно - коммуникативная, аффективно - коммуникативная.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...