Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фабрика Тейле. Появление самоваров на жидком топливе. После революции. Предвоенные годы. Послевоенные годы. Позднесоветская эпоха




Фабрика Тейле

Рейндгольд Эрдман Тейле приехал в Тулу в 1860-х годах из Пруссии. В 1870 году он открыл небольшую самоварную фабрику. В 1874 году фабрика стала паровой, через пять лет на фабрике уже были два паровых двигателя, в 24 и 36 лошадиных сил. Основной продукт фабрики — самоварные детали, запчасти. В дальнейшем, Рейнгольд Тейле женился на Берте Данневитц, уроженке Пруссии.

В 1879 году Рейнгольд подаёт прошение в департамент торговли и мануфактур на утверждение образца клейма, которое он намеревается накладывать на свои самовары. Фабрика развивалась и приносила хороший доход, в 1883 году на ней работало 50 человек и было произведено товаров на 75 000 рублей. Фабрика выпускала не только самовары разных сортов, но и другие хозяйственные товары.

В середине 1880-х годов фабрика Тейле сгорела дотла. Хозяин восстановил её, но объёмы производства упали. Теперь фабрика принадлежала Берте Густавовне Тейле. Скоро случился ещё один пожар, который сделал положение ещё хуже. После пожара и ремонта Р. Тейле продал её в 1891 году Александру Степановичу Баташеву, сам поступил к нему управляющим.

Фабрика и «Торговый дом Берты Густавовны Тейле с сыновьями» была национализирована 31 марта 1919 года.

Появление самоваров на жидком топливе

В конце XIX — начале XX века появляются новые типы самоваров — керосиновый, самовар «Паричко» и медные самовары фабрики Черниковых с устройством трубы сбоку. В последних самоварах подобное устройство усиливало движение воздуха и способствовало быстрейшему закипанию воды.

Самовары керосиновые с резервуаром для топлива выпускала (наряду с жаровыми) основанная в 1870 году фабрика русского подданного Рейнгольда Тейле, и делали их только в Туле. Этот самовар нашёл большой спрос там, где был дёшев керосин, особенно на Кавказе. Керосиновые самовары продавались и за границей.

В 1908 году небольшая паровая фабрика товарищества братьев Шахдат и К° выпустила самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко» (по фамилии изобретателя). Его изобрёл российский инженер Альфонс Юлианович Паричко (г. Радом, Царство Польское), который продал свой патент в конце января 1899 г. товариществу братьев Шахдат и К°. Эти самовары были безопасны в пожарном отношении, не могли распаяться или испортиться, как обычные самовары, если при топке в них не оказывалось воды. Благодаря устройству верхнего поддувала и возможности регулировать тягу вода в них долго оставалась горячей. И чистить их было удобно. Работали они на угле, спирте и другом топливе. Газета «Тульская молва» за 1908 год писала о самоварах «Паричко» как о выдающемся изобретении, как о хорошем подарке к празднику. Самовар, хранящийся в музее, клеймо: «Самовар „Паричко“. Единственное в мире производство паровой самоварной фабрики товарищества братьев Шахдат и К°». Производство этого самовара продолжалось лишь 4 года и закончилось с банкротством предприятия.

После революции

Революция 1917 года внесла свои коррективы. В 1918 году происходит национализация самоварных предприятий. В 1919 году в Туле образуется государственное объединение самоварных фабрик. В 1922 г. производство самоваров организуется на Первом государственном меднообрабатывающим заводе в г. Кольчугино (ныне ЗАО ТД Кольчуг-Мицар).

Предвоенные годы

Послевоенные годы

Ещё в 1937 году Тульский патронный завод был разделён, выделенное производство стало называться заводом «Штамп». После войны это был единственный завод в Туле, который выпускал самовары. С 1956 года завод «Штамп» начал выпускать электрические самовары. Также продолжали выпускаться самовары в пгт Суксун.

Позднесоветская эпоха

Сувенирный самовар

В 1964 году на заводе «Штамп» начали выпускать самовары-сувениры «Ясная поляна». В настоящий момент в «Штампе» действует заводской музей самоваров, в котором более четырёхсот экспонатов.

В связи с массовой газификацией жилых домов самовары стали постепенно выходить из употребления. В первую очередь популярность потеряли жаровые самовары, электрические же продолжали массово использоваться.

Современность

Современный походный чайник-самовар

В 1990 году в Туле на Менделеевской улице у стен Кремля был открыт музей «Тульские самовары».

В парк-отеле «Грумант» Щекинского района Тульской области экспонируется частная антикварная коллекция самоваров (различных эпох, фабрик и географии) Михаила Борщёва. В коллекции свыше пятисот экспонатов. [8]

В 2007 году в г. Касимове Рязанской области открылся частный музей «Русский самовар». Музей насчитывает около 280 экспонатов. В сентябре того же года музейная выставка самоваров открылась и в г. Городце Нижегородской области (более 400 экспонатов от местного коллекционера Н. Ф. Полякова).

С середины 1990-х массово выходят из употребления электрические самовары, вытесненные дешёвыми бытовыми электрочайниками с функцией автоматического выключения после закипания воды, в основном китайского производства. В настоящее время выпускаются электросамовары с автоматическим отключением.

С 2005 года при тульском патронном заводе вновь создан участок производства самоваров. Участок ориентирован на штучный выпуск жаровых самоваров в авторском эксклюзивном исполнении, с соблюдением ремесленных традиций. Самовары выпускаются в виде комплекта с подносом и трубой.

Устройство жарового самовара

Детали самовара:
1 — заглушка; 2 — конфорка; 3 — крышка; 4 — тулово; 5 — ручка-валик; 6 — поддувало; 7 — носик; 8 — конусный кран; 9 — ручки-«шишки»

Труба-дымоход для самовара обычно изготавливалась Г-образной для установки в специальное предусмотренное для этого отверстие в дымоходе печи

Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.

Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:

· Тулово (основная часть самовара, куда наливается вода для кипячения);

· Ручки (металлическая арматура для переноски самовара; бывают различных форм);

· Валик (деталь, за которую берутся при переноске самовара);

· Кувшин (трубчатая топка в самоваре, куда кладётся топливо: сосновые шишки, ветки, щепки, угли);

· Конфорка (приспособление для установки заварочного чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка закрыта крышкой);

· Тушилка (колпачок, закрывающий кувшин);

· Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части тулова);

· Крышка;

· Шишки / хватки (детали на крышке самовара и тушилке, необходимые, чтобы безопасно снимать / надевать их);

· Подшишки (металлические проставки под шишками / хватками);

· Гвозди (металлические детали со шляпкой и резьбой, крепящие хватки);

· Малинки (металлические гайки, которыми фиксируются гвозди);

· Душничок / паровичок / отдушник (деталь на крышке самовара, прикрывающая отверстие для выпускания пара);

· Шейка (низ самовара);

· Поддон (основание самовара);

· Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке самовара, в которую врезается кран);

· Конусный кран;

· Верток (ручка крана, которая может иметь различную форму; преобладают «решётка» и «ветка»);

· Донышко;

· Колосник;

· Зольник (лючок в нижней части самовара, предназначенный для удаления золы из-под колосника).

Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально пронизывает топка, от решётки до конфорки. Через верх закладывается топливо. Внутри топка расширяется. Топка прикрепляется к нижней части ёмкости самовара. Через нижнюю решётку в топку проходит воздух и естественным образом поднимается вверх через приставную трубу длиной около 0, 5 м создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с помощью Г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было раздувать. Это можно сделать с помощью сапога, который надевается на самовар. Когда вода закипает, из топки удаляют дрова горящие коптящим пламенем, засыпают древесный уголь горящий бездымно. Низ самовара закрывают металлической крышкой для предотвращения выпадения пепла. Дымовую трубу снимают, на её место ставят конфорку на которую затем устанавливается заварочный чайник. Самовар ставят на стол на специальный поднос. Вода в самоваре медленно кипит, жар из топки также нагревает заварочный чайник.

Самовар в искусстве

Т. Е. Мягков. «Семейство за чайным столом». 1844

Б. М. Кустодиев. «Купчиха за чаем». 1918

Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар упоминается едва ли не в каждом значительном произведении русских писателей той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного чаепития.

Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,

Китайский чайник нагревая;

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Отношение к самовару у большинства авторов очень тёплое, он является для них символом домашнего уюта, семейного очага. «Но и в комнатке Алексея Степановича, когда засветился в ней яркий огонек и запел начищенный к празднику самовар, стало весело и уютно» — читаем мы у Л. Н. Андреева. «Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими; было бы так тепло, хорошо, знакомо» — такими словами вспоминает Варвара Алексеевна из «Бедных людей» Ф. М. Достоевского свою разлуку с домом. Даже звук, издаваемый самоваром, кажется приятным и привлекательным: «Тонким уютным голоском поёт самовар» (А. Н. Толстой), «… самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский).

Самовар также может выступать в качестве символа чего-то истинно русского, национального. «Хлестаков, а не Яго — вот кто истинный наш представитель, и, думается мне, как в литературе, так и в мире он представляет собой нечто единственное, вроде самовара: существуют на свете кофейники и тей-машины, а настоящий самовар есть только у нас» — пишет Л. Н. Андреев в очерке «Москва. Мелочи жизни» (1901—1902).

Самовар был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом быта, и тема кражи самовара возникает во многих произведениях. «Ну, не дурак ли этот Вафля! До сих пор со стола не убрал! Ведь самовар украсть могут…» — сетует Юля в пьесе «Леший» А. П. Чехова. У Л. Н. Толстого в «Воскресении» полковник рассказывает про «поразительный случай воровства серебряного самовара». Кража самовара упоминается у многих писателей-сатириков.

В детской литературе самовар обычно персонифицирован, он мудрый и добродушный, приглашает отведать чаю (С. Г. Писахов. «Самоварова семья», К. И. Чуковский «Федорино горе»), но отказывает «лежебокам» (Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»).

Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой живописи. Следует особо упомянуть Б. М. Кустодиева, создавшего целую галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906), «Чаепитие» (1913), «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха на балконе» (1920), «Купчиха, пьющая чай» (1923), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926) и др. Среди других известных картин произведения В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» (1862), К. А. Коровина «За чайным столом» (1888), К. Е. Маковского «За чаем» (1914), К. С. Петрова-Водкина «За самоваром» (1926), В. Ф. Стожарова «У самовара» (1956). Нередко можно встретить самовар в натюрмортах (например, у П. П. Кончаловского — Натюрморт. Самовар (1917)), в том числе и у современных художников.

На почтовых марках Русские самовары на марках СССР

·

Самовар в форме груши, 1989 г.

 

·

Самовар-бочонок, 1989 г.

 

·

Самовар-кабачок, 1989 г.

 

·

Самовар в виде классической вазы, 1989 г.

Самовары в Иране

В самоварной культуре существуют аналоги в Иране, и эмигранты повсюду её сохраняют. В Иране самовары используются, как минимум, уже два века, а электрические, газовые или на жидком топливе (нефтяное топливо) всё ещё повсеместно распространены. Самовар в персидском произносится как samā var (س م ا و ر ). Иранские мастера использовали элементы персидского искусства в производстве самоваров. Иранский город Боруджерд был основным центром производства, а несколько мастерских всё ещё выпускают самовары вручную. При производстве боруджерских самоваров используется немецкое серебро, и элементы известного направления искусства Varsho-Sazi. Эти самовары являются типичными представителями иранского искусства, и часто экспонируются на выставках в иранских и зарубежных музеях.

Фотографии

Тульские самовары начала XX века

 

·

Металлический самовар советского производства, США

 

·

Серебряный самовар XIX века, подаренный Никсону Брежневым

 

·

Золочёный самовар из серебра с эмалевыми украшениями, конец XIX века

 

·

Старинные русские самовары

 

·

Памятник самовару в Ленкорани

 

·

памятник самовару в городе Хачмас, Азербайджан

 

·

Вид сверху в топящийся самовар

 

·

Снятие крышки самовара

 

·

Самовар-кофеварка, США

 

·

Электрический самовар

 

·

ТЭН и кабель подключения электрического самовара

1. ↑ Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С. -Петерб. гос. университета, 2002

2. ↑ Древняя история самовара (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 августа 2015. Архивировано 5 марта 2016 года.

3. ↑ Мухамадиев А. Г. Новый взгляд… — Казань: Татар. кн. изд-во, 2011. - С. 43.

4. ↑ Этимология слова «authepsa», см. Numen. The Latin Lexicon.

5. ↑ Иргинский (после 1771 — Иргинский Нижний, Шуртанский) медеплавильный, чугуноплавильный и железоделательный, с 1769 — только чугуноплавильный и железоделательный) завод / Корепанов Н. С., Микитюк В. П. // Металлургические заводы Урала XVII—XX вв.: Энциклопедия / глав. ред. В. В. Алексеев. — Екатеринбург: Издательство «Академкнига», 2001. — С. 234. — 536 с. — 1000 экз. — ISBN 5-93472-057-0.

6. ↑ Наука и жизнь. Уральский самовар. Не он ли был первым в России?

7. ↑ Эндрю Синклер[en]. A Concise Hystory of the United States. 1984, p. 156.

8. ↑ Музей самоваров и бульоток

Литература

Самовар // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая советская энциклопедия, 1960. — Т. 2 (О—Я). — С. 554. — 772 с.

· Самовары // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.: Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VII. — Стб. 989—991

· Л. В. Беловинский. Самовар // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 593—594. — 784 с.: — ил. с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

· Алексеева Л. Л. Самовар кипит — уходить не велит // Мелитопольский краеведческий журнал, 2013, № 2, с. 87-90

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...