Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пробелы в праве и пути их устранения




В практике правоприменения возникают случаи, когда определенные обстоятельства, имеющие юридический характер, не урегулированы нормами права. Подобное состояние называется пробелом в праве.

Пробелы в праве это отсутствие в действующей системе законодательства нормы права, необходимой для решения вопроса, требующего правового регулирования.

Существуют следующие методы, способы преодоления, выполнения пробелов в праве:

1.Аналогия закона – применение в процессе применения сходной правовой нормы.

2.Аналогия права – решение конкретного дела на основе общих принципов права (гуманизм, справедливость, равенство перед законом и др.).

Аналогия закона и аналогия права должны применяться в исключительных случаях.

В уголовном праве аналогия права и аналогия закона запрещаются, поскольку действует непреложный принцип “нет преступления без указания на то в законе”, что служит гарантией защиты личности. В других отраслях права аналогия допускается, а в таких, как гражданское и гражданско-процессуальное право, она прямо закреплена.

 

Толкование права

Толкование правовых норм – это сложный волевой процесс, цель которого установить точный смысл нормы права.

Объектом толкования являются законы и подзаконные акты. Толкование состоит из двух частей – уяснения и разъяснения.

Толкование-уяснение – это внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения. Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении, использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.

Толкование-разъяснение – адресовано не себе, а другим участникам отношений. При разъяснении результаты находят выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт, либо в устной: совет, рекомендация.

Таким образом, разъяснение права есть объяснение и изложение смысла государственной воли в нормативно-правовых актах.

Виды толкования:

1. По субъектам:

а) официальное – оно дается уполномоченными на то субъектами: государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Официальное толкование юридически значимо, вызывает правовые последствия.

Официальное толкование бывает нормативным и казуальным, аутентическим и легальным.

Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих. Имеет общий характер и призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.

Казуальное толкование не имеет общего характера, не общеобязательно по значению, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него.

Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа.

Легальное толкование осуществляется теми субъектами, которым это поручено. Легальное толкование имеет подзаконный характер;

б) неофициальное толкование – это разъяснение правовых норм, даваемых не уполномоченными на то субъектами. Оно не является общеобязательным и юридически значимым, не влечет юридических последствий.

Неофициальное толкование делится на обыденное, профессиональное, доктринальное (научное).

2. По способам различают следующие виды толкования:

а) грамматическое – анализ текста нормативного акта, выяснение значения юридических терминов;

б) логическое – исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики;

в) систематическое – уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом;

г) специально-юридическое – основывается на профессио-нальных знаниях юридической науки и законодательной техники;

д) историко-политическое – выясняется законодательная воля в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил и др.

3. По объему различают:

а) адекватное (буквальное) толкование – здесь “дух” и “буква” закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны;

б) расширительное – действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение;

в) ограничительное – действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение.

Согласно ст. 72 Конституции РК Конституционный Совет дает официальное толкование норм Конституции.

Рассмотрим более подробно толкование-разъяснение. От толкования-уяснения последнее отличается тем, что оно либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией, либо содержится в высказываниях отдельных лиц.

Данное толкование различается по субъектам - официальное и неофициальное.

В процессе толкования смысл нормы не может искажаться. Разъяснение не должно изменять содержание правовой нормы и преследует только одну цель: выявить волю законодателя.

Толкование - одна из стадий процесса применения норм права, но оно может быть самостоятельным актом, преследующим цель укрепления законности. В качестве примера толкования как самостоятельного процесса можно привести деятельность Конституционного совета РК по разъяснению смысла норм Конституции РК. В результате такого официального толкования Конституционный совет принимает самостоятельный акт толкования.

Фактически результатом толкования должна быть полная определенность смысла нормативного акта, которая заключается в его точности, безоговорочности, отсутствии каких-либо параллельных решений; не следует допускать выводы «и то, и другое», «и да, и нет».

В процессе толкования правовых норм большое значение имеют акты толкования - интепретационные акты, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, разъясняющие юридические нормы. Они действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Акты толкования зависят от них и в принципе разделяют их судьбу.

В теории государства и права различаются два вида актов толкования:

интерпретационные акты правотворчества - нормативные юридические аткы, изданные в порядке аутентичного или легального толкования;

интерпретационные акты правоприменения - специфические правовые акты, содержащие правила применения норм права, сформулированные в результате обобщения опыта их жизнедеятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...