Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

- изучить этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии артериальных гипер- и гипотензий;




- изучить этиологию, патогенез, принципы диагностики и патогенетической терапии артериальных гипер- и гипотензий;

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями функции системы кровообращения.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: строение и функции сердечно-сосудистой системы, проводящую систему сердца, принцип регистрации ЭКГ, соответствие интервалов и зубцов ЭКГ периодам сердечного цикла и электрофизиологической активности сердца, механизмы регуляции тонуса сосудов.

После изучения темы: основные понятия недостаточности кровообращения, виды, этиологию, патогенез коронарной недостаточности, методы диагностики и принципы коррекции коронарной недостаточности. Виды, этиологию, патогенез артериальных гипертензий, этиологию и патогенез артериальной гипотензии.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с недостаточностью системы кровообращения.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

1. Назовите возможные последствия фибрилляции предсердий; фибрилляции желудочков?

2. Перечислите виды коронарной недостаточности.

3. Перечислите механизмы повреждения миокарда при коронарной недостаточности.

4. Назовите последствия ишемии миокарда.

5. При каких заболеваниях/состояниях отмечается повышение/понижение АД? Механизмы изменений АД?

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

1. Укажите изменения биохимических показателей крови, не характерные для острого инфаркта миокарда:

1) повышение активности креатинфосфокиназы (КФК)

2) увеличение содержания протромбина

3) уменьшение содержания молочной кислоты

4) повышение активности лактатдегидрогеназы (ЛДГ)

 

2. Изменения каких из перечисленных ниже показателей должны с наибольшей вероятностью свидетельствовать о недостаточности левого сердца?

1) системное артериальное давление,

2) центральное венозное давление

3) давление в капиллярах легочной артерии

4) пульсовое давление

 

3. Последствиями острой коронарной недостаточности являются:

1) инфаркт миокарда

2) аритмии

3) увеличение АТФ в миокардиоцитах

4) увеличение сердечного выброса

4. Причинами некоронарогенного некроза миокарда являются:

1) тромбоз венечных сосудов

2) гиперкатехоламинемия

3) эмболия венечных сосудов

4) тромбоцитопения

 

5. К веществам, способствующим подъему артериального давления путем повышения периферического сосудистого сопротивления, относятся:

1) брадикинин

2) ангиотензин II

3) простациклин

4) вазопрессин (антидиуретический гормон)

 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос
1, 2 2, 4

 

Обучающие задания

1. Зарисуйте схему регуляции сердечной деятельности – центральный контур, периферический контур.

2. Зарисуйте схему возникновения рециркуляции волны возбуждения по миокарду – механизм “re-entry”.

 

4) Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Алгоритм разбора ситуационных задач.

17. Назовите вид патологического процесса.

18. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.

19. В клинических задачах приведите патогенетически обоснованные методы терапии.

20. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.

Пример задачи с разбором по алгоритму.

Задача № 1. Больной А., 56 лет, находится в отделении реанимации с диагнозом «Острый распространенный инфаркт миокарда». На 2-е сутки после кратковременного улучшения состояния, несмотря на продолжавшиеся лечебные мероприятия, стала нарастать одышка, появились обильные мелкопузырчатые хрипы в легких.

Проведите разбор задачи по алгоритму.

Ответы:

1. Острая левожелудочковая недостаточность (миокардиального типа) и/или пневмония.

2. Уменьшение сердечного выброса, и сердечного индекса, удлинение фазы изометрического напряжения, фазы изгнания, увеличение конечного диастолического давления в левом предсердии и левом желудочке, повышение давления в системе лёгочной артерии. Острая левожелудочковая недостаточность. Она может развиваться вследствие:

- а) развития параксизмальной тахикардии;

- б) инфаркта миокарда – в связи с уменьшением его массы;

- в) сочетанного действия указанных факторов.

3. Лечение – разгрузочная терапия (диуретики, нитраты), кислородотерапия, продолжение терапии инфаркта миокарда.

 

Задачи для самостоятельного разбора

 

Задача № 2. При профосмотре у мужчины 32 лет обнаружено: АД 175/115 мм рт. ст., ЧСС 75. Дополнительное обследование выявило выраженный спазм сосудов глазного дна, микрогематурию, альбуминурию. В анамнезе: перенесенный в детстве острый диффузный гломерулонефрит.

Вопросы:

1) Какая форма патологии развилась у пациента? Охарактеризуйте ее по гемодинамическим показателям.

2) Назовите возможные причины ее возникновения и основные механизмы развития у пациента.

 

 

Тема: Типовые формы патологии газообменной функции легких

ЦЕЛЬ: сформировать знания о типовых формах патологии газообменной функции легких.

ЗАДАЧИ:

- рассмотреть этиологию, патогенез, и патогенетическую терапию основных форм патологии газообменной функции легких (нарушения вентиляции, диффузии, перфузии);

- обучить методам патофизиологического анализа состояний, связанных с нарушениями газообменной функции легких и развитием дыхательной недостаточности;

- изучить роль нарушений функции системы внешнего дыхания в формировании заболеваний человека.

 

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

До изучения темы: анатомию и физиологию системы внешнего дыхания, методы изучения функции системы внешнего дыхания, основные показатели спирографии.

После изучения темы: основные формы и механизмы нарушения дыхательной деятельности (этиологию, патогенез и принципы коррекции дыхательной недостаточности с нарушениями вентиляции по обструктивному, рестриктивному типу). Самостоятельно изучить: классификацию, этиологию, последствия гипоксий.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: Распознавать типовые нарушения газообменной функции легких на основе патофизиологического анализа изменений состояния системы внешнего дыхания и газового состава крови.

СТУДЕНТ ДОЛЖЕН владеть: основной терминологией по теме занятия, навыками разбора ситуационных задач.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

21. Для каких заболеваний характерно нарушение вентиляции легких, развивающееся по рестриктивному типу?

22. . При каких заболеваниях нарушения вентиляции легких, как правило, развиваются по обструктивному типу?

23.  При каких заболеваниях нарушения вентиляции легких, как правило, развиваются: по обструктивно-рестриктивному (смешанному) типу?

24. От каких показателей зависит скорость диффузии газов через альвеолярно-капиллярный барьер?

25. Объясните механизм развития легочной гипертензии и легочного сердца при заболеваниях легких.

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

 

1. Какое дыхание чаще всего наблюдается при уремии, эклампсии, диабетической коме?


1) дыхание Биота

2) дыхание Куссмауля

3) атональное дыхание

4) дыхание Чейн-Стокса


 

2. Какое дыхание возникает чаще всего при сужении просвета верхних дыхательных путей (дифтерия, отек гортани и др. )?


1) дыхание Биота

2) атональное дыхание

3) стенотическое дыхание

4) Дыхание Чейн-Стокса


 

3. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие показатели: ДО снижен, МОД повышен, МАВ снижена, РОвд снижен, ЖЕЛ снижена, ОЕЛ повышена, ООЛ повышен, ОФВ1 снижен, ИНД. ТИФФНО снижен, МВЛ снижена. Для какой формы патологии характерны такие показатели?


1) пневмония

2) бронхиальная астма

3) гидроторакс

4) эмфизема легких

5) сухой плеврит


 

4. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие показатели: МОД повышен, МВЛ снижена, ЖЕЛ в норме, ОФВ1 снижен, ИНД. ТИФФНО снижен, МАВ снижена, РД снижен, ОЕЛ повышена. Для какого заболевания наиболее характерны такие показатели?


1) пневмония

2) тяжелая эмфизема легких

3) ателектаз легких

4) бронхиальная астма

5) сухой плеврит


 

5. При обследовании вентиляционной функции легких у больного выявлены следующие показатели: ДО снижен, МОД повышен, МАВ снижена, МВЛ, РОвд снижен, ЖЕЛ снижена, Ровыд снижен, ОЕЛ снижена, ООЛ снижен, ОФВ1 снижен, ИНД. ТИФФНО 90%. Для какого заболевания характерны такие показатели?


1) эмфизема легких

2) крупозная пневмония

3) бронхиальная астма

4) обструктивный бронхит


 

Ответы на тестовые задания

1 вопрос 2 вопрос 3 вопрос 4 вопрос 5 вопрос

 

Решить ситуационные задачи, используя алгоритм разбора.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...