Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Древнехристианская книжность на Руси, библейские канонические книги и апокрифы.




Апокрифы “книги не для всех”, тайные книги, потому что книги ложные, не признанные церковью. Есть сказание среди апокрифов о сотворении Адама (IV в.) – описывается, как Бог сотворил человека из 8 частей. Для апокрифа характерно обилие чудес, фантастики. Апокрифы для людей, кто размышляет. Характерна примитивизация. Апокрифы – книги запрещенных индексов, хотя написаны на библейские и евангельские сюжеты. Они были ярче, конкретнее, интереснее, привлекали внимание. Ложно в апокрифах: 1) как слишком конкретно изображается человек, языческая конкретика; 2) вид творца – умелый, мастеровитый старичок, ругающийся с дьяволом, приземленный образ; 3) идея о том, что в создании человека принимает участие не только Бог, но и дьявол: Бог создает душу, дьявол - тело). Апокрифы – легендарно-религиозные произведения. Они создавались до христианских времён и в первые времена христианской эпохи. Апокрифы опираются на легенды и предания др. времён, т.е. опираются на более древнюю культуру и связано с: 1)фольклором; 2) античной культурой; 3) древнееврейской культурой. В 4 в. на вселенском соборе были классифицированы священные книги на канонические и неканонические (отречённые). Апокрифы были отнесены к неканоническим, как к лит-ре еретической. Ересь- оппозиционные крестнические течения. На Руси апокрифы бытовали с 10-13 вв. Они делятся на: 1) ветхозаветные (легенды о сотворении мира, об Адаме, о12 патриархах,) 2) Новозаветные (О Христе). 3) Апокрифические евангелия (евангелие от Никадина; от Фомы; от Иакова; от Иуды); 4) Эсхатологические. О потусторонней жизни (хождение Богородицы по мукам; о страшном суде). Т. о. тематические апокрифы близки к религиозным каноническим текстом, но в трактовке событий или персонажей расходятся с каноном. Апокрифы всегда были интересны т.к. они связаны: 1)хождениями, мучениями, искушениями, откровениями, деяниями; 2) Они часто передавались из уст в уста, т.е. апокрифический текст воздействовал на чувства и исключал богословные длинные рассуждения. Древнехристианская книжность на Руси. Принятие Русью христианства должно было сопровождаться притоком на Русь книжности, уяснявшей и развивавшей его основные религиозные положения. Прогрессивное значение крещения Руси как раз определялось приобщением её к христианской книжности, явившейся продуктом более высокой культуры, чем культура языческая. Христианская книжность на первых порах не только расширяла умственный горизонт древнерусского писателя и читателя, но и знакомила его с новыми общественными и нравственными понятиями, содействовала усвоению более передовых форм гражданского общежития. Вместе с тем она пополняла тот запас средств словесного выражения, который уже имелся в русском языке. Языческая Русь, точно так же как и другие страны, только что приобщившиеся к христианству, должна была прежде всего воспользоваться главнейшими, давно уже выработанными и устоявшимися видами церковно-христианской литературы, без которой невозможны были укоренение и пропаганда нового вероучения и нового мировоззрения. Таковы были библейские книги Ветхого и Нового заветов и примыкавшие к ним апокрифические сказания, произведения житийной («агиографической») литературы, религиозно окрашенные исторические хроники, излагавшие исторические факты в свете церковно-христианской идеологии, сочинения по вопросам миротворения и устройства Вселенной, трактовавшимся в духе той же идеологии, сочинения «отцов церкви», посвященные вопросам христианской догматики и морали, и др. По своему происхождению это была в основном литература, созданная или оформившаяся в Византии и в переводах распространявшаяся на Руси, как она распространялась и в других странах средневековой Европы. Русская литература не могла не воспользоваться опытом старшей по возрасту христианской литературы, и сама по себе способность новообращённой Руси к широкому и очень быстрому освоению византийской книжности, а также живой интерес к ней — непререкаемое свидетельство высоты культурного уровня древней Руси.

5. ПВЛ: худ. своеобразие, значение: Художественное своеобразие: 1)Сюжетная занимательность; 2) Присутствие коротких живых диалогов; 3)Присутствие психологических сцен; 4)Панорамное зрение, взгляд с больш. удаления; церимониальность, наличие шаблонных, стереотипных сюжетов, образов, метафор. Они рассчитаны на узнавание. Показана стандартная модель поведения, мышления. Значение: 1) Является архивом погибших для нас произведений;2) Летопись- это особое назидание, урок нам; 3) Источник сюжетов, образов, крылатых выражений; 4) Основа написания общерусской истории. ПВЛ сыграла важную роль в развитии областных летописей и в создании общерусских летописных сводов 15-16 вв.: она неизменно включалась в состав этих летописей, открывая историю Новгорода, Твери, Пскова, а затем историю Москвы, Московского гос-ва. В лит-ре 18-19 вв. ПВЛ служила источником поэтических сюжетов и образов (Я.Б. Княжнин свою трагедию «Вадим Новгородский» строит на мат-ле летописи. Большое место занимают образы Владимира, Олега в романтических «Думах» Рылеева. Поэтичность летописных сказаний прекрасно почувствовал, понял и передал А. С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге». И в наши дни повесть не потеряла своего большого не только историко-познавательного, но и воспитательного значения. Она продолжает служить воспитанию благородных патриотических чувств, учит глубокому уважению к славному историческому прошлому нашего народа.

 

7. ПВЛ как лит-ый памятник. Её состав, редакции и источники. ПВЛ- выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского гос-ва, его политический и культурный расцвет, а так же начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия 12 в.она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них —Лаврентьевская летопись — 1377 г., Ипать­евская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в. В Лаврентьевской летописи «Повесть временных лет» продолжена северорусской Суздальской летописью, доведенной до 1305 г., а Ипать­евская летопись помимо «Повести временных лет» содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды XV—XVI вв. непременно включали в свой состав «Повесть временных лет», подвергая ее редак­ционной и стилистической переработке.

В число материалов для «ПВЛ» входили византийские хроники, тексты договоров Руси с Византией, памятники переводной и древнерусской литературы, устные предания. Источники повести: летописные своды, хроники (Георгий Амартов), фольклор. «ПВЛ» использовала и письменные источники, русские и иноземные. Например, Хроника Георгия Амартола, мораво-паннонский источник, житие Василия Нового, греческий источник.
Русские источники «ПВЛ»: фольклор, воинские повести, монастырские сказания, жития (Борис и Глеб), поучения, легенды. Формирование летописи. ГипотезаШахматоваА. А. Шахматову, выдающемуся русскому филологу, в начале нынешнего столетия удалось создать наиболее ценную научную гипотезу о составе, источниках и редакциях «Повести временных лет». При разработке своей гипотезы А. А. Шахматов применил сравнительно-исторический метод филологического изучения текста. В 1039 г. в Киеве учредили митрополию - самостоятельную цер­ковную организацию. При дворе митрополита был создан «Древней­ший Киевский свод», доведенный до 1037 г. Этот свод, предполагал А. А. Шахматов, возник на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. В Новгороде в 1036 г. создается Новгородская летопись, на ее основе и на основе «Древнейшего Киевского свода» в 1050 г. возникает «Древний Новгородский свод». В 1073 г. монах Киево-Печерского монастыря Никон Великий, ис­пользуя «Древнейший Киевский свод», составил «Первый Киево-Печерский свод», куда включил также записи исторических событий, происшедших после смерти Ярослава Мудрого (1054). На основании «Первого Киево-Печерского свода» и «Древнего Новгородского свода» 1050 г. создается в 1095 г. «Второй Киево-Печерский свод», или, как его сначала назвал Шахматов, «Начальный свод». Автор «Второго Киево-Печерского свода» дополнил свои источ­ники материалами греческого хронографа, Паремийника, устными рассказами Яна Вышатича и житием Антония Печерского. «Второй Киево-Печерский свод» и послужил основой «Повести временных лет», первая редакция которой была создана в 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, вторая редакция — игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром в 1116 г. и третья — неизвестным автором —духовником князя Мстислава Владимировича. Первая редакция ( Выдубецкий монастырь) «Повести временных лет» Нестора основное внимание в повествовании об исторических событиях конца XI — начала XII в. уделяла великому киевскому князю Святополку Изяславичу, умершему в 1113 г. Владимир Мономах, став после смерти Святополка великим киевским князем, передал ведение летописи в свой вотчинный Выдубицкий монастырь. Здесь игумен Сильвестр и осуществил редакторскую переработку текста Нестора, выдвинув на первый план фигуру Владимира Мономаха. Несохранившййся текст первой Несторовой редакции «Повести временных лет» А. А. Шахма­тов реконструирует в своей работе «Повесть временных лет». Вторую редакцию, по мнению ученого, лучше всего сохранила Лав­рентьевская летопись (Выдубецкий монастырь), а третью — Ипатьевская. (В Киево-Печерском монастыре). Гипотеза А. А. Шахматова пока остается гипотезой. Так же есть ещё гепотизы Лихачёва и Рыбакова.

 

8.Летописное время. Концепция Лихачёва, своеобразие композиции. Летописи, исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси. Летописи свидетельствуют о высоком патриотическом сознании русского народа в XI-XVII вв. Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хожение за три моря” Афанасия Никитина и др. Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113. В Киеве в XII в. летописание велось в Киево-Печерском и Выдубицком Михайловском монастырях, а также при княжеском дворе. Южнорусское летописание сохранилось в Ипатьевской летописи, которая состоит из “Повести временных лет”, продолженной в основном киевскими известиями (кончая 1200), и Галицко-Волынской летописи (кончая 1289-92). Во Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Памятником этого летописания является Лаврентьевская летопись, которая начинается “Повестью временных лет”, продолженной владимиро-суздальскими известиями до 1305. Большое развитие получило летописание в Новгороде при дворе архиепископа, при монастырях и церквах. Монголо-татарское нашествие вызвало временный упадок летописания. В XIV-XV вв. оно вновь развивается. Крупнейшими центрами летописания являлись Новгород, Псков, Ростов, Тверь, Москва. В летописных сводах отражались гл. образом события местного значения (рождение и смерть князей, военные походы, битвы и т.д.), церковные (поставление и смерть епископов). Новые явления в летописании отмечаются в XV в., когда складывалось Русское государство с центром в Москве. Политика московских вел. князей нашла свое отражение в общерусских летописных сводах. Наиболее известна Вологодско-Пермская летопись. В XVII в. происходило постепенное отмирание летописной формы повествования. Слово “летопись” продолжает употребляться по традиции даже для таких произведений, которые слабо напоминают Летописи прежнего времени. Концепция: Интересные уточнения гипотезы А.А.Шахматова сделаны советским исследователем Д.С.Лихачевым. Он отверг возможность существования в 1039г. Древнейшего Киевского свода и связал историю возникновения летописания с конкретной борьбой, которую вело Киевское государство в 30-50 годах 11 столетия против политических и религиозных притязаний Византийской империи. Византия стремилась превратить церковь в свою политическую агентуру, что угрожало самостоятельности Русского государства. Особого напряжения борьба Руси с Византией достигает в сере дине 11 века. Политическая борьба Руси с Византией переходит в открытое вооруженное столкновение: в 1050г. Ярослав посылает войска на Константинополь во главе со своим сыном Владимиром. Хотя поход Владимира закончился поражением, Ярослав в 1051г. возводит на митрополичий престол русского священника Иллариона. Это еще больше укрепило и сплотило русское государство. Исследователь предполагает, что в 30-40 годы в 11 веке по распоряжению Ярослава Мудрого была произведена запись устных народных исторических преданий о распространении христьянства. Этот цикл послужил будущей основой летописи. Д.С.Лихачев предполагает, что " Сказания о первоначальном распространении христьянства на Руси " были записаны книжниками киевской митрополии при Софийском соборе. Очевидно, под влиянием пасхальных хронологических таблиц-пасхалий, составляющихся в монастыре. Никон предал своему повествованию форму погодных записей - по ~ летам ~. В созданный около 1073г. пер вый Киевско-Печерский свод Никон включил большое количество сказаний о первых русских, их многочисленных походах на Царьград. Благодаря этому свод 1073г. приобрел еще более антивизантийскую направленность. В " Сказаниях о распространении христьянства " Никон придал летописи политическую остроту. Таким образом первый Киево-Печерский свод явился выразителем народных идей. После смерти Никона работы над летописью непрерывно продолжались в стенах Киево-Печерского монастыря и в 1095 году появился второй Киево-Печерский свод. Второй Киево-Печерский свод продолжал пропаганду идей единства русской земли, начатую Никоном. В этом своде также резко осуждаются княжеские междоусобице. Далее в интересах Святополка на основа второго Киево-Печерского свода Нестером создается первая редакция " Повести временных лет ". При Владимире Мономахе, игумен Сильвестр по поручению великого князя в 1116 году составляет вторую редакцию " Повести временных лет ". Эта редакция дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи. В 1118 году в Выдубицком монастыре неизвестным автором была создана третья редакция " Повести временных лет ". Она была доведена до 1117г. Эта редакция лучше всего сохранилась в Ипатьевской летописи. В обоих гипотезах есть много различий, но обе эти теории доказывают, что начало летописания на Руси является событием огромной важности. Своеобразие композиции. Условно можно поделить на 2 части: I) а) О разделе земли между сыновьями Ноя (Сим, Хам, Иофет); б) О вавилонском столпотворении; в) О разделе единого родна на 72 народа, языка; г) О том, что язык «славенеск» - славянский пошёл от племени Иофета; пишет о славянах, их землях, обычаях; д) об истории полян; о возникновении Киева; е) 852 г. с этого момента Русь упоминается в летописании. Такую композицию называют конусной, т.е. от большего к меньшему. Значение этой части: 1) Нестор вводит историю Руси во всемирную историю. 2) Он укрепляет версию Никона о происхождении княж. династии от призванного норманнского князя (Рюрика). 3) Утверждает право князя на власть над всей Русью. 4) Утвержд. идею о том, что все князья- братья и должны подчиняться старшему в роде - киевскому князю. 5) Утвержд. идею независ. княжеской власти от Византии. II) Строится иначе – хронологически, по летам, она называется анфиладной: 1)Она позволяет свободно распоряжаться с мат-ом, вносить новые сказания, исключать старые, дополнять. 2) Позволяет включать разнородный мат-л: по хар-ру и жанрам.

 

9.Абстагированность,и лит-ый этикет в ДРЛ. Литературный этикет. Абстрагированность. Это хар-ая черта всей ДР лит-ры, т.к. отражает идеалистическую средневековую модель мировоззрения.1) Во всём тленном, временном средневековый человек видит знаки вечного, духовного. 2)Для лит-ры хар-но стремление к отвлечённости, абстрагированности, разрушение конкретного, мат-го. 3) В произв-ии не употребляется: а) бытовая, политическая, военная, экономическая терминология (вместо «Князь» говориться «властитель той земли», «Вельможа некий»), б) Конкретное явление природы, в) Имена собственные, если это лицо эпизодическое («некая дева»). 4) В этот период лит-ра пытается обособиться, выделиться из ряда обыденной речи, отсюда стремление, чтобы язык лит-ры был прямой, приподнятый, абстанированный. Слово воспринимается как священное слово, кот. не всем доступно: а)боязнь употребл. худые, грубые, некрасивые слова; б) Часто с просторечным словом присутствует его греческий эквивалент («зверь рекомый аркуда еже сказается медведь»); в) манера говрить об известном, как о чём-то неизвестном; г) нагромождение синонимов, сходных сравнений («Молчати и на устех своих перст положити»); д) Слово воздействует не столько своей логической стороной, сколько таинственной многозначимостью, оно завораживает созвучьями, оно подчёркивает зыбкость всего мат-го и повторимость, извечность всего духовного. Этикет. В Др. Руси взаимоотношения людей м/у собой и с Богом подчинялись этикету (обычаи, традиции, церемонии). Из жизни это переходит в искусство. Писатель стремиться писать как подобает, подчинить лит-ым канонам всё то, о чём он писал, т.о. лит-ый этикет складывается: 1) Из представлений о том, как должен действовать человек; 2) Как должно свершаться событие; 3)Какими словами должно описываться это. Т.о. перед нами этикет миропорядка. Этикет зависит не от жанра, а от предмета изображения (князь). Лит-ый этикет повлёк за собой: 1)традиционность лит-ры (украшал произведение); 2)Появление устойчивых стилистических формул. 3) Перенос отрывков одного произведения в другое. 4) Устойчивость образов, метафор, сравнений. Постепенно система лит-го этикета разрушается с 16в., но полностью от лит-го этикета освобождается лит-ра 18в. т.к. меняется порождающий лит. этикет феодализм.

 

10. Жанр Житие. Житие – жанр литературы. Житие – это небольшое прозаическое произведение, рассказывающее о жизни святого (человека, возведенного церковью в ранг святых). Житие – жанр строгий, он строится по определенному канону (своду правил), поэтому в житиях разных святых почти всегда присутствуют одни и те же моменты. Начинается житие с описания чудес, предшествовавших рождению святого. Далее идет рассказ о его детстве, в котором особо отмечается момент внутреннего просветления святого, его решения посвятить свою жизнь служению Господу. Читатель жития узнает о добрых делах преподобного, о его подвигах. Нередко жития включают и эпизоды искушения святого. За описанием смерти святого (часто мученической) следует рассказ о посмертных чудесах, которые он совершает. Смысл жития состоит в том, чтобы показать, как святой прошел жизненный путь, подобный жизни Иисуса Христа. Именно поэтому святого иначе называют преподобным. Сказание о Борисе и Глебе. “Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси” – еще не житие, но есть описание подвигов, рассказы о смерти (например, “Борис и Глеб”). Из него вырастает первое русское житие, которое не имеет всех житийных черт (сказание о Борисе и Глебе).Исследователи до сих пор выясняют, какое из сказаний о Борисе и Глебе появилось позже: сказание или чтение. Чтение написано Нестором – это правильное житие, каноническая форма.Из летописной истории вырастает анонимное сказание о Борисе и Глебе. Анонимный автор расширяет и дает нам подробное описание того, как Борис и Глеб приняли смерть. Здесь нет канонического вступления, младенчества их и отрочества. Затем рассказ о сыновьях Владимира, а потом рассказ о смерти Бориса и Глеба, которых убивает Святополк, их брат (сын убитого брата Владимира). Он боялся соперничества с братьями как князьями.. княжеский род тогда еще воспринимается как единый. Но Ярослав затем победил Святополка. В этом сюжете все внимание – событие смерти, которое описывается очень подробно (рассказывается то, что они чувствуют). Монологи братьев очень похожи (мы видим, что Борис догадывается, что происходит: он умен, а Глеб не может поверить в братоубийство). Описывается ощущение тоски (то, что дети не похоронили своего отца. Для него – Глеба – отец все еще жив; усиливаются его переживания; хорошо описывается психологическое состояние). Также после смерти брата Глеба Бориса еще сильнее усиливается его переживания.Но это еще и не каноническое житие (поэтому оно такое насыщенное и эмоциональное). Так как оно не каноническое, Нестор взялся сделать его каноническим. Он добавил вступление, рассказ о юности (а так как мало знал, то добавлял то, что нужно: читали божественные книги, не играли с детьми). Нестор убрал всю конкретику (имя отрока, который пытался спасти Бориса). Конкретика принижала их поступки, приземляла. Когда ушла конкретика, острота, эмоциональность, получились так называемые риторические упражнения. Нестор отредактировал и часть чудес (убирает социальные мотивы, конкретику). Это неудачная модель построения жития.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...