Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое п редварительное следствие и дознание?




Оглавление

 

I. Введение. 2 стр.
II. Теоретическая часть. 3 – 24 стр.
1. История становления органов предварительного следствия и дознания в России. 3 – 8 стр.
1.1. Предварительное расследование в дореволюционной России. 3 – 4 стр.
1.2. Построение органов предварительного расследования после 1917года. 4 – 8 стр.
2. Что такое предварительное следствие и дознание? 9 – 14 стр.
3. Компетенция органов предварительного следствия и дознания. 15 – 17 стр.
4. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания при расследовании уголовных дел. 18 – 21 стр.
5. Организация работы следственно-оперативной группы. 22 – 24 стр.
III. Эмпирическая часть. 25 – 30 стр.
1. Данные практики взаимодействия следователя и органа дознания. 25 стр.
2. Анализ практики. 26 – 29 стр.
3. Выводы. 30 стр.
IV. Заключение. 31 стр.
V. Список литературы. 32 стр.

 


ВВЕДЕНИЕ

Состояние преступности в стране вызывает обоснованное беспокойство граждан, ставит государство перед необходимостью принятия решительных мер. В борьбе с преступностью применяются различные средства - экономические, социально-политические, правовые. В числе последних особое место принадлежит уголовно-процессуальному праву.

Уголовный процесс - это регулируемая законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при широком участии общественности, направленная на предупреждение готовящихся, раскрытие и расследование совершенных преступлений, разрешение дела и наказание только виновных лиц, порождающая правовые отношения между ее участниками.

С принятием нового УПК РФ, тема настоящей курсовой работы – «Взаимодействие органа дознания и следователя при производству по уголовному делу», является одной из наиболее актуальных тем.

В данной работе будут рассмотрены вопросы, касающиеся характеристики дознания и предварительного следствия, сроков расследования, компетенции органов дознания и предварительного следствия и взаимодействие вышеуказанных органов.

Целью моей работы, в первую очередь, является наиболее полное и всестороннее изучение материала по данной теме и изложение полученных знаний в форме письменной работы.

 


История становления органов предварительного следствия

И дознания в России

 

Институт предварительного расследования преступлений в России прошел сложный и противоречивый путь своего становления и развития. Можно выделить два его основных периода и несколько этапов.

 

1. Предварительное расследование в дореволюционной России.

 

Расследование преступлений до царского Указа от 8 июня 1960 года входило, в основном, в круг обязанностей полиции. Обычно в роли следователя выступали квартальные надзиратели, а в крупных городах имелись особые должности следственных приставов уголовных дел. Производить расследование могли также земские суды, управы благочиния иразличные присутствия, в которых состояли полицейские чины (полицмейстер, частный пристав, следственный пристав).

Само расследование делилось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление факта происшествия, содержащего признаки преступления. В задачу второго вменялось выяснение - действительно ли и «в каком виде и степени» обвиняемый совершил преступление и «подлежит ли он наказанию».

В 1860 году следствие было отделено от полиции. Указом от 8 июня 1860 года в 44 российских губерниях были введены должности судебных следователей с цепью освобождения полиции от выполнения не свойственных ей функций. Одновременно с Указом были изданы Наказ судебным следователям и Наказ полиции о производстве дознания по преступлениям и проступкам. Этими документами фактически впервые были разграничены два института, две формы предварительного расследования. Следствие и дознание, устанавливался порядок производства по уголовным делам, определялись взаимоотношения следователя с полицией и судебными учреждениями. Контроль за деятельностью следователей возлагался на суды. Только они имели право приостановить ипрекратить производство следствия, давать следователям предписания, рассматривать жалобы на их действия.

Будучи формально подчиненными министерству юстиции,фактически следователи полностью зависели от губернаторов на местах, которые назначали и перемещали следователей по участкам и по существу решали вопрос об их увольнении.

Крупным шагом в деле совершенствования государственно-правового устройства России явилась судебная реформа 1864 года. Она впервые положила начало созданию независимого от администрации суда, способного выносить законные и справедливые решения. Следователи приравнивались по должности к членам Окружного суда и состояли при этих судах. Назначать исмещать следователей мог только царь по представлению министра юстиции.

В 1875 году учредили постоянные должностиследователей по особо важным дедам при Окружных судах. Но помимо своей следственной работы, в случаях нехватки судей, следователь мог привлекаться к рассмотрению дел, по которым он не производил предварительного следствия.

Дознание возникло в прошлом как административное расследование, оно проводилось не по процессуальным правилам, которые были обязательны лишь для производства предварительного следствия.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 года полиция немедленно или никак не позднее суток обязана была сообщить судебному следователю или прокурору о всяком проступке или преступлении. Если же этих должностных лиц не оказывалось на месте, полиция заменяла следователя и имела право произвести судебное дознание, не терпящее отлагательства; осмотр, обыск, выемку и т.д.

Аналогичным правом полиция обладала и при условии неотложности своих действий: когда обнаруживала только что совершившееся или совершающееся преступление, а также, когда следы обнаруженного преступления могли быть утрачены до прибытия на место происшествия следователя. С его появлением материалы дознания передавались ему.

Русский дореволюционный уголовный процесс исходил из различия органов, осуществляющих расследование: органы дознания рассматривались как несудебные, органы предварительного следствия - как судебные. Соответственно деятельность по производству дознания определялась как административная, и ее материалы выступали только в качестве основания для производства предварительного следствия.

Вследствие этого, акты дознания противопоставлялись актам предварительного следствия по их доказательственной силе, которая признавалась за актами следствия и отрицалась за актами дознания.

Февральская буржуазно-демократическая революция существенных изменений в структуру и деятельность судебно-следственного аппарата не внесла.

 

2. Построение органов предварительного расследования после 1917года.

 

Зарождение и формирование органов предварительного расследования в послереволюционный период также можно разделить на несколько этапов, характеризующихся конкретной исторической и социально-политической обстановкой в стране.

Первый этап (с 1917 года до принятия Уголовно-процессуального кодекса РСФСР 1923 года и Основ уголовного судопроизводства 1924 года) характеризуется первоначальной множественностью структурных построений органов предварительною расследования, обусловленной сломом старой судебно-следственной системы и активным поиском новых форм ее организации, проверкой ииспытанием их на практике.

Прообразом следственных органов Советской России стала следственная комиссия Военно-революционного комитета при Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Аналогичные комиссии были созданы в Москве, других местностях, а также в отдельных районах крупных городов. Кроме того, расследованием преступленийзанимались штабы Красной гвардии. Какой-либо законодательной регламентации деятельностиэтих органов не было, на первый план выступало революционное правосознание.

Первым законодательным актом, регламентирующим работу следственных органов, стал Декрет о суде №1 от 22 ноября 1917 года, который установил следующийпорядок: «Впредь до преобразования всего порядка судопроизводства предварительное следствие возлагается на местных судей единолично».Но в соответствии со ст. 8 этого Декрета при Советах были образованы особые следственные комиссии для производства коллегиального предварительного следствия по делам о контрреволюционных преступлениях, подлежащих ведению рабоче-крестьянских революционных трибуналов.

Постоянно шли поиски места аппаратов предварительного расследования в системе правоохранительных органов страны. Наряду со следственными комиссиями, состоящими при судах и трибуналах, расследованием общеуголовных преступлений занимались также ВЧК и органы милиции. Инструкцией об организации рабоче-крестьянской милиции, утвержденнойпостановлением НКВД и НаркомЮста в октябре 1918 года, к компетенции милиции и уголовного розыска отнесено расследование дел, переданных им народными судьями иди следственными комиссиями. Для их расследования в аппаратах уголовного розыска были введены должности следователей.

Третий Всероссийский съезд деятелей советской юстиции в июне 1920 года принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, сохранения за ним руководящей роли в расследовании преступлений, замене следственных комиссий единоличными следователями.

21 октября 1920 года ВНИК Положением о народном суде РСФСР ввел должности народных следователей, избираемых губернскимиисполкомами Советов исостоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и наркомате юстиции. Для выполнения возложенных на него задач следователь наделялся соответствующими полномочиями. Предварительное следствие проводилось народным следователем при содействииорганов милиции и уголовного розыска, которые действовали в этих случаях по указанию и под руководством следователя, требования следователя при производстве следственных действий были общеобязательны.

Постановлением третьей сессии ВЦИК - 25 мая 1922 года был утвержден УПК РСФСР. Он не дал перечень органов, осуществляющих предварительное следствие, но в ст. 23 разъяснялось, что под словом «следователь» разумеются народные следователи, старшие следователи, состоящие при губернских судах, следователи по важнейшим делам при народном комиссариате юстиции и Верховном суде и следователи Военных трибуналов. Должности следователей в уголовном розыске упразднялись. Таким образом, первый следственный аппарат органов внутренних дел был ликвидирован. Принятые в 1924 году основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик установили,что «органами производящими предварительное расследование преступлений, являются органы дознания, следователи и иные должностные лица, коим это предоставлено общесоюзными законами и законами союзных республик», но вопросов ведомственной принадлежности следователей Основы не затрагивали.

До советского периода развития отечественного уголовного процесса, деятельность органов дознания признавалась исключительно административной, ее акты не имели доказательственного значения. Советский и современный российский уголовный процесс рассматривают дознание в качестве уголовно-процессуальной деятельности, строго регламентированной законом. Конструирование этого принципиального положения началось уже с принятием уголовно-процессуального законодательства 1922-1923 гг., которое устанавливало, что акты дознания могут послужить основанием к преданию суду по дедам, не требующим производства предвари­тельного следствия: а дознание производится; по общим правилам, установленным для предварительного следствия.

По делам, переданным следователю, акты дознания имели доказательственнуюсилу одинаковую с материалами предварительного следствия, а следователь освобождался от обязанности повторять действия, уже выполненные органами дознания.

В советском уголовном процессе функции дознания, в первую очередь, были приданы милиции. Хотя число безотлагательных следственных действий,производимых милицией, согласно инструкции НКВД и НКЮ РСФСР об организации рабоче-крестьянской милиции, принятой в 1918 г., ограничивалось тремя (осмотр, обыск, выемка) этим уже закладывался принцип, на котором построено современное дознание - проведение органами дознания в случаеобнаружения преступления следственных дейст­вий, требующих срочности.

Следовательно, законодатель в первые годы развития советского уголовного процесса «принял на вооружение» дознание как вспомогательный, предшествующий предварительному следствию этап предварительного расследования, заключающийся в срочном реагировании компетентных органов на выявленное преступление, сохранении и закреплении его следов ииных доказательств.

Законодатель постоянно искал более избирательный подход к осуществлению расследования уголовных дел о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и не сложных в производстве. По указанной причине были предложены основные направления реформирования законодательства; освобождение следователя от расследования наиболее простых уголовных дел и упрощенное производство по ним, которое позволило бы сократить сроки расследования.

В результате в УПК 1923 г. было закреплено принципиально новое процессуальное положение: наряду с предварительным следствием получила право на существование иная самостоятельная форма предварительного расследования - дознание по дедам, по которым предварительное следствие не обязательно, т.е. дознание не предшествующее предвари­тельному следствию, а его заменяющее. Это тот случай, когда дознанием исчерпывается все производство по уголовному делу.

Следовательно, к концу первого этапа в основном сформировалась правовая основа института предварительного расследования, хотя окончательно организационные формы следственного аппарата и органов дознания не определились.

Второй этап развития органов предварительного расследования охватывает период с 1924 года до принятия Конституции СССР 1936 года и характеризуется централизацией следственного аппарата в системе органов прокуратуры с одновременным существенным расширением подследственности иполномочий органов дознания.

На пятом съезде деятелей советской юстиции в 1924 году был поднят вопрос о передаче следственного аппарата в полное административное и оперативное подчинение прокуроров, однако до 1928 года следственные аппараты повсеместно оставалисьв административном подчинении судов, а надзор за их процессуальной деятельностью по-прежнему осуществляли прокуроры.

3 сентября 1928 года постановлением ВНИК и СНК РСФСР были внесены изменения в Положение о судоустройстве РСФСР, следователи выведены из подчинения судов и полностью подчинены прокурорам. Тем не менее, подконтрольность следователей Наркомюсту и Советам еще сохранялась. 20 июня 1933 года постановлением ЦИК и СНК СССР была учреждена Прокуратура СССР как самостоятельный орган, независимый от Наркомюста иВерховного суда СССР. В этом же году было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, согласно которому вводились должности по важнейшим делам.

Образованный в июле 1936 года Наркомат юстиции СССР практически был лишен возможности оказывать какое-либо влияние на правоохранительную деятельность, поскольку в его непосредственном ведении остались только нотариат и адвокатура, а также сугубо организационные вопросы работы судов.

Третий этап (1936 - 1963 годы) охватывает время от сосредоточения следственного аппарата в прокуратуре до законодательного предоставления права производства предварительного следствия органам МВД. Характерными его чертами явились наличие единого следственного аппарата по общеуголовным делам в системе прокуратуры; перегрузка следователей прокуратуры; растущая в связи с этим роль органов дознания в расследовании преступлений, фактическое выполнение милицией функции производства предварительного следствия. Формально следственный аппарат был единым (не считая органов госбезопасности), фактически же большинство уголовных дел по-прежнему расследовалось милицией. Для их расследования в 40-50 годах в милиции ведомственными приказами были созданы свои следственные аппараты, возглавляемые следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

В период Великой Отечественной войны характерной особенностью предварительного расследования преступлений явилось развитие уголовно-процессуального законодательства по линии расширения юрисдикции военной юстиции, ускорения и упрощения процессуального регламента в отношении некоторых преступлении.

В послевоенный период действовал УПК 1923 года с внесенными в него изменениями и дополнениями до 1960 года. Как и прежде по основной массе дел об общеуголовных преступлениях производилось дознание, которое по форме практическине отличалось от предварительного следствия.

Несмотря на это, основы уголовного судопроизводства Союза ССР, принятые 25 декабря 1958 года, наделили правом производства предварительного следствия лишь следователей органов прокуратуры и госбезопасности. Следственный аппарат милиции вновь, как и в 1922 году, был ликвидирован, но полностью освободить милицию от функции расследования не удалось. Попытка обеспечить производство предварительного следствия только силами следователей прокуратуры не удалась. Это стало основным аргументом реформирования организации предварительного расследования.

6 апреля 1963 года УказомПрезидиума Верховного Совета СССР органы охраны общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и государственной безопасности были наделены правом производства предварительного следствия. В системе МООП (МВД) вновь был создан следственный аппарат с сохранением в милиции права производства дознания по значительному числу преступлений в полном объеме.

Четвертый этап (с 1963 года по настоящее время) характеризуется дальнейшей разобщенностью следственного аппарата, наличием параллелизма в его деятельности, нарастанием организационных и кадровых проблем следственной деятельности.

В течениеэтого периода в уголовно-процессуальное законодательство неоднократно вносились измененияи дополнения, направленные на расширение демократическихначал предварительного расследования, расширение гарантий прав его участников, на совершенствование организации расследования.

Как и прежде самостоятельность следователей осталась лишь ничем не подкрепленной декларацией, чем и не преминулавоспользоваться господствовавшая в тот период административная система. Если в 1963 году следственные подразделения хотя бы юридически еще не подчинялись ГРОВД на местах, то приказом министра внутренних дед от 20 января 1970 года даже этой гарантии был положен конец - следственный аппарат был «намертво» включен в состав горрайорганов внутренних дел, где инаходится до настоящего времени.

В начале 90-х годов начальники следственных подразделений становятся по должности заместителями руководителей МВД - УВД – ГРОВД. Некоторое время следственный аппарат ОВД носил наименование «служба расследования преступлений», Главное следственное управление МВД РФ переименовано в Следственный комитет. Следователей ОВД стали отличать от других сотрудников милиции по несколько измененной форменной одежде и приставке к специальному званию: не «милиции»,а «юстиции». В конце 90-х годов прошлого столетия увидел свет Указ Президента России, а несколько позже и приказ МВД № 1 - 1999 года в соответствии с которыми следственные аппараты стали существовать не в ОВД, а при ОВД.


Что такое п редварительное следствие и дознание?

 

Предварительное расследование - это вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия уголовного процесса.

В этой стадии необходиморешить следующиезадачи:

- путем производства следственных действий по собиранию доказательств раскрыть преступление, объективно установить фактические обстоятельства дела;

- изобличить виновного и обеспечить привлечение его к уголовной ответственности;

- возмещение причиненного преступлением ущерба, а также выяснить условно, способствовавшие совершению преступления, приняв меры к их устранению;

- подготовить материалы уголовного дела к судебному разбирательству.

Такое расследование называется предварительным потому, что ведется до суда и для суда.

Стадию предварительного расследования обязательно проходят все уголовные дела, кроме дел частного обвинения. Как и любая другая, эта стадия имеет своё специфическое содержание, начало, окончание, особый круг участников и завершается составлением особого уголовно - процессуального документа. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором, а заканчивается, когда будут установлены основания для составления обвинительного заключения (акта) или прекращения уголовного дела. Основное содержание данной стадии заключается в собирании, проверке и оценке доказательств, т.е. в уголовно - процессуальном доказывании. При этом неизбежны задержания, аресты и применение других мер пресечения, обыски, выемки, наложения ареста на имущество и др. Все это применяется в целях достижения задач, стоящих перед данной стадией и перед уголовным процессом в целом. Круг участников в этой стадии очень широк, именно в этой стадии появляются центральные фигуры - подозреваемый и обвиняемый, а также потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, свидетели, эксперты и другие субъекты.

Согласно ч.1 ст.150 УПК РФ предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Основная форма предварительного расследования - это предварительное следствие. Предварительное следствие производится процессуально самостоятельным должностным лицом - следователем, что является одним из главных признаков данной формы предварительного расследования. В п.41 ст.5 УПК дается определение понятия «следователь» (данное определение также воспроизводится в ч.1 ст.38 УПК РФ): следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Предварительное следствие в России производится следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями органов внутренних дел.

Предварительное следствие состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает в себя применение мер принуждения, привлечения лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела, производство следственных действий и многое другое. УПК рассматривает производство следственных действий как основной способ собирания доказательств. Предусмотренные УПК следственные действия соответствуют следующим признакам:

1. производятся в стадии предварительного следствия только по возбужденному уголовному делу (кроме осмотра места происшествия, производство которого в случаях, не терпящих отлагательства, разрешается и, до возбуждения уголовного дела);

2. производятся должностными лицами (следователь, дознаватель и др.), уполномоченными на это законом;

3. в уголовно-процессуальном законе указаны основания и процессуальный порядок их производства;

4. в результате их производства в распоряжении следователя и суда появляются фактические данные, признаваемые доказательствами по делу.

По отношению к органам дознания следователь занимает более высокое положение и обладает определенной властью. Следователь, по расследуемым делам, может давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-разыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п.4 ч.2 ст.38 УПК РФ).

Статья 5 УПК РФ вводит определение «дознания». Дознание – это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем), по уголовному деду, по которому производство предварительного следствия необязательно. В этой же статье вводится определение понятия «дознаватель». Дознаватель - должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия. Согласно ст.40 УПК РФ к органам дознания относятся:

1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-разыскной деятельности;

2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4. органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Возбуждение уголовного дела в порядке и выполнение неотложных следственных действии возлагаются также на:

1. капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2. руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных oт мест расположения органов дознания - по уголовным делам о преступлениях, совершенных но месту нахождения данных партий и зимовок;

3. глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Итак, основной объем работы по дознанию приходится на дознавателей органов внутренних дел. Дознание также производится: дознавателями службы судебных приставов и таможенных органов. На органы дознания возлагается:

- дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия - необязательно;

- выполнение неотложных следственных действий, по уголовным дедам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст.157 УПК РФ).

По смыслу этой статьи, а также по смыслу п.8 ст.5 УПК РФ,, производство неотложных следственных действий дознанием не является.

Расследование в форме дознания заключается в том, что орган дознания, возбудив уголовное дело и, руководствуясь правилами производства предварительного расследования, сам. Без передачи дела следователю, полностью устанавливает все обстоятельства предмета доказывания и завершает уголовное дело самостоятельно. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения в суде на общих основаниях.

Разграничение компетенции между отдельными органами дознания и предварительного следствия производится на основе установленных УПК правил определения подследственности уголовных дел.

Подследственность - это совокупность закрепленных в законе юридических признаков уголовного дела, на основе совокупности которых устанавливается конкретный орган, правомочный и обязанный осуществлять предварительное расследование данного дела.

«Выделяются следующие основные признаки уголовного дела, на основе которых определяется ее подследственность; а) предметный (родовой); б) территориальный (местный); в) персональный (личный); г) альтернативный;    д) подследственность по связи дел.[1] Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего путем вынесения специального постановления передать дело прокурору для направления по подследственности. Орган дознания может передать дело непосредственно следователю, и только когда преступление подследственно разным органам предварительного следствия, направляет дело прокурору для определения органа, который будет проводить предварительное следствие.

Предварительное следствие и дознание как самостоятельные формы расследования направлены на достижение единой цели - раскрыть преступление, установить преступника и обеспечить рассмотрение уголовного дела в суде, пользуются одними и теми же средствами и единым режимом уголовно-процессуальной деятельности.

Но если эти формы предварительного расследования существуют самостоятельно, то соответственно, должны и отличаться друг от друга. Большинство процессуалистов проводит эти различия по двум основным признакам: органам, осуществляющим эту деятельность, и ее процедуре.

Дознание и предварительное следствие осуществляется разными управомоченными на то органами.

Исчерпывающий перечень органов и должностных лиц, выступающих в качестве органов дознания, дан в ст.40 УПК РФ, а согласно ст.38 УПК РФ органом предварительного следствия является следователь, для которого производство расследования, в отличие от органа дознания, - единственная функция.

Предварительное следствие и дознание различаются также объемом и сроками уголовно-процессуальной деятельности по расследованию преступлений. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Согласно ст.162 УПК РФ предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышают 2 месяцев со дня возбуждения уголовною дела. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

В срок предварительного следствия включается не только время, затраченное на производство следственных действий по собиранию доказательств и принятие следственных решений, но и всё время ознакомления сторонами с материалами уголовного дела.

Срок предварительного следствия может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа. По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев. Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями. В случае необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

В срок предварительного следствия не включается время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным УПК РФ.

В случае возвращения прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями срок для исполнения указаний прокурора либо обжалования решения прокурора устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления данного уголовного дела к следователю. При возобновлении приостановленного или прекращенного уголовного дела срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления уголовного дела к следователю.

В соответствии со ст.223 УПК РФ дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен прокурором до 30 суток. Дознание производится по общим правилам, установленным для предварительного следствия, разница лишь в том, что производство по делу в данной форме осуществляется в сокращенные сроки (и по другой категории дел).

На органы дознания также возложено производство неотложных следственных действий (ст.157 УПК РФ). Согласно п.19 ст.5 УПК РФ «неотложные следственные действия» - это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного деда, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. В УПК РФ не содержится конкретного и исчерпывающего перечня неотложных следственных действий. Круг неотложных следственных действий определяется конкретными обстоятельствами совершенного преступления.

При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следственного органа. После направления уголовного дела руководителю следственного органа орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя. В случае направления руководителю следственного органа уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах

В постановлении следователя или органа дознания о возбуждении ходатайства о продлении процессуальных сроков указывается следующее:

- дата возбуждения дела, а в случае соединения дел в одном производстве дату возбуждения каждого из них, приостановления и, возобновления производства;

- краткое описание события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства). В случае совершения многоэпизодных преступлений фабулу излагать сжато;

- основные доказательства виновности обвиняемых;

- даты задержания и избрания меры пресечения в отношении каждого обвиняемого; сущность предъявленного обвинения;

- решение суда по жалобе на арест или продление сроков содержания под стражей; в случае применения по

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...