Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Специфика психокоррекционной





 

Истратова О. Н.

Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О. Н. Истратова. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 349, [1] с. — (Психологический практикум). 18ВЫ 978-5-222-11691-3

Настоящее издание представляет собой практическое посо­бие по психокоррекционной и развивающей работе с детьми и подростками. В нем уделяется внимание вопросам орга­низации коррекционной работы, представлены разнообразные тренинговые упражнения и игры, подобранные в соответствии с задачами и проблемами развития в каждом возрасте. Они направлены на решение проблем познавательного, психомотор­ного, социального, личностного развития детей.

Предлагаемые рекомендации и игры помогут родителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке;

Книга может быть полезна практическим психологам, пе­дагогам, преподавателям и студентам психологических фа­культетов, а также любящим родителям, заинтересованным в полноценном развитии своего ребенка.


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемая читателю книга представляет собой пособие по организации коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками. Рост неблагопо­лучия в развитии современных детей порождает множество вопросов у их родителей, педагогов, ко­торые все чаще и чаще обращаются за помощью к психологу.

Первая глава «Специфика психокоррекционной ра­боты с детьми и подростками» посвящена вопросам организации психокоррекционной работы с детьми и подростками на основе возрастно-психологического подхода в консультировании. В главе отражены принципы коррекционной работы с детьми и под­ростками, даются рекомендации по формированию детской коррекционной группы и режиму ее ра­боты, приведено описание этапов групповой рабо­ты с детьми, которое отражает логику построения психокоррекционной программы, обсуждается вопрос критериев эффективности программы и проведен­ной психокоррекционной работы. Также здесь при­ведены основания для проведения индивидуальной и групповой форм психокоррекционной работы с детьми и подростками в соответствии с применя­емым методом коррекции.

Материал второй главы «Психологический прак­тикум» организован в соответствии с возрастными особенностями детей четырех возрастных групп: малышей раннего возраста (1-3 года), детей до­школьного (3-6(7) лет), младшего школьного (6(7)-10 лет) возрастов и подростков (11—16 лет). В на­чале каждого параграфа, соответствующего опреде­ленному возрасту, дается краткий анализ возраст­ных особенностей ребенка. Это поможет, на наш взгляд, сориентироваться психологу (особенно начинающему свою практику) и педагогу в планирова­нии коррекционной, профилактической или обще-развивающей работы с детьми.

Анализ возрастных особенностей, а также ти­пичных трудностей развития ребенка в каждом возрастном периоде позволил выделить основные типы проблем и, соответственно, направления коррекционно-развивающей работы психолога с детьми разных возрастов. По этому принципу и система­тизированы предлагаемые игры и упражнения. Они направлены на решение проблем познавательного, психомоторного, социального, личностного развития детей и т. д.

Предлагаемые рекомендации и игры помогут ро­дителям и педагогам оптимизировать свое общение с детьми, а психологу — организовать полезные и увлекательные занятия с ребятами, нуждающимися в психологической поддержке.

Книга может быть полезна практическим психологам, педагогам, преподавателям и студентам психологических факультетов, а также любящим родителям, заинтересованным в полноценном раз­витии своего ребенка.


ГЛАВА 1. Специфика психокоррекционной

работы с детьми и подростками

1. Цели, задачи и принципы психокоррекционной

работы с детьми и подростками

 

Психокоррекционная работа с детьми и подрост­ками имеет свою специфику по сравнению с та­ковой у взрослых. Вообще, обсуждая возможности коррекционной и развивающей работы с детьми, многие психологи, как у нас в стране, так и за ру­бежом, отмечают больший оптимизм по отношению к решению детских проблем. Эти проблемы имеют подчас менее длительную историю развития в силу относительно малого количества прожитых лет; к тому же развивающийся организм, личность ребен­ка имеют массу компенсаторных, адаптивных воз­можностей, что позволяет психологу, педагогу более гибко подходить к вопросам исправления искаже­ний развития: учет возрастных особенностей детей позволяет выявлять трудности на ранних этапах их становления или даже предупреждать их появ­ление, проводя профилактическую работу. Вот по­чему в коррекционной работе, по нашему мнению, необходимо руководствоваться принципами возрастно-психологического подхода.

Термин «коррекция психического развития» как «совокупность педагогических воздействий, направ­ленных на исправление недостатков в развитии ре­бенка»1 впервые был употреблен в дефектологии, а затем был перенесен в область нормального раз­вития. Здесь коррекция рассматривается как «со­здание оптимальных возможностей и условий для психического развития в пределах нормы»2. Боль­шой вклад в разработку принципов организации коррекционной работы с детьми внес Л. С. Вы­готский. Именно он указывал на первостепенную роль профилактических мер, направленных на предупреждение развития вторичных дефектов. Таким образом, основными направлениями коррекции пси­хического развития являются:

• коррекция отклонений в психическом раз­витии;

• профилактика негативных тенденций личнос­тного и интеллектуального развития.

Основываясь на положении Л. С. Выготского о зо­не ближайшего развития, можно выделить еще один уровень коррекционной работы с детьми — обще-развивающая работа.

Итак, основная цель коррекционной работы в пространстве нормального детства — способство­вать полноценному психическому и личностному развитию ребенка.

Основываясь на положениях отечественной пси­хологии о структуре и динамике возраста и пони­мании процесса психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым в форме усвоения общественно-исторического опыта путем интериоризации, следует выделить три основных направления в области постановки коррекционных целей: 1) оп­тимизация социальной ситуации развития; 2) раз­витие видов деятельности ребенка; 3) формирование возрастно-психологических новообразований3.

_____________________________________________

1 КарабановаО. А. Играв коррекции психического развития ребенка. — М., 1997.

2 Капранова С. В. Путешествие с волшебной кисточкой: програм­ма развивающе-коррекционной работы с детьми дошкольного воз­раста. Ростов н/Д, 1997.

3 Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: «Академия», 2002.


Принципы построения коррекционных программ

работы с детьми и подростками:

принцип «нормативности» развития на ос­нове учета возрастно-психологических и индивиду­альных особенностей ребенка;

 •    принцип «коррекции сверху вниз» посредс­твом создания зоны ближайшего развития ребенка;

• принцип системности коррекционных, профи­лактических и развивающих задач;

• принцип единства диагностики и коррекции;

• принцип приоритетности коррекции каузаль­ного типа, направленной на устранение или ниве­лирование самих причин, порождающих эти нега­тивные явления в развитии ребенка;

• деятелыюстный принцип;

• принцип комплексности методов психологи­ческого воздействия;

• принцип активного привлечения ближайшего социального окружения ребенка к участию в кор­рекционной работе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...