Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профсоюзы. Их права, функции и основные принципы деятельности.




Профессиональный союз (профсоюз) - это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными или профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов, это исторически сложившаяся организационная форма объединения трудящихся. Как общественное явление они представляют собой многогранную, сложную систему отношений и связей как внутреннего, так и внешнего характера.

Основной задачей профсоюзов является защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношений. Для достижения этой цели профсоюзы возникли, для этого они создаются и сейчас. Также можно выделить еще несколько сопутствующих функций: производственная, воспитательная, социальная, международная.

Как общественная организация, профсоюзы создаются на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Право каждого гражданина на объединение в профсоюзы, их создание для защиты своих интересов закреплено Конституцией РФ (ст. 30). Потребность защиты прав и интересов трудящихся особенно актуальна в современный период, когда эти нормы ущемляются работодателями, которые прикрываются кризисом.

Осуществлять защитные функции профсоюзов помогает социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов регулируются различными видами социальных норм - морали, этики, права, традиций и др. Одни из них сложились в практике взаимодействия профсоюзов с государственными, хозяйственными органами, работниками и формально не закреплены. Другие - предусмотрены актами профсоюзных органов. Третьи содержатся в нормативных правовых актах.

Деятельность профсоюзов регулируется, в основном, ими самими как самостоятельными общественными организациями с помощью внутренних норм, принимаемых руководящими профсоюзом органами. Эти нормы не носят правового характера, хотя многие из них имеют правовые последствия, и содержатся в уставах профсоюзов и их объединений, других профсоюзных актах. Из отношений, в которые вступают профсоюзы, правовому воздействию подвергаются только те, регулирование которых объективно возможно, экономически, социально и политически необходимо.

Законодательство содействует осуществлению профсоюзных задач по выполнению защитных функций. Предоставленные профсоюзу права создают юридическую базу для выполнения их уставных задач и функций. При этом государство не вмешивается во внутренние дела профсоюзов. Они действуют в соответствии с уставами и не подлежат регистрации в государственных органах. Если профсоюзам необходимо право юридического лица, то они, как и все иные организации, регистрируются в органах Министерства юстиции РФ, но в уведомительном, а не в обязательном порядке и включаются в соответствующий реестр.

Существует пять основополагающих принципов деятельности профсоюзов.

Первый принцип - независимость профсоюзов в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений. Обеспечивается такая независимость следующим:

  • прямым запретом всякого вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности;
  • имущественной самостоятельностью;
  • правом самостоятельно разрабатывать и утверждать свои уставы, определять структуру, избирать руководящие органы, организовывать свою деятельность;
  • запретом контроля за деятельностью профсоюзов со стороны органов юстиции, регистрирующих профсоюзы в качестве юридического лица.

Второй принцип – самоуправление. Он предусмотрен Федеральным законом «Об общественных объединениях» и в равной мере относится ко всем общественным объединениям. В разрезе профсоюзов он выражен в, упоминавшемся выше, их праве самостоятельно принимать свои уставы и регулировать всю внутреннюю деятельность.

Третий принцип - добровольность объединения в профсоюзы. Он закреплен как законодательством о профсоюзах, так и Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Четвертый принцип - равноправие профсоюзов, равенство всех профсоюзов перед законом. Он означает, что все профсоюзы и их органы одного уровня имеют одинаковые права независимо от численности, каких-либо иных признаков. Таким образом в законодательстве отражен профсоюзный плюрализм – возможность создания нескольких профсоюзов.

Пятый принцип - законность создания и деятельности, вытекает из законодательства о профсоюзах и закреплен Федеральным законом «Об общественных объединениях».

Законодательство о профсоюзах состоит из норм Конституции РФ, Трудового Кодекса РФ, Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», норм ряда других федеральных законов (законов РФ, РСФСР) и указов Президента РФ. Также, в некоторых республиках приняты свои законы о профсоюзах.

Стоит отметить, что законодательство, которое определяет правовые полномочия профсоюзов, меняется и развивается в зависимости от изменения общественных отношений, в которых эти объединения участвуют. Укрепляются и расширяются права, направленные на защиту интересов работников (например, по вопросам занятости). На содержание законодательства о профсоюзах огромное влияние оказали конвенции и рекомендации Международной организации труда (МОТ) - Конвенции № 87, 135, 144 и др.

 

6.

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Основная задача – регулирование социально-трудовых отношений. Стороны коллективного договора – работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем предприятия либо другим полномочным лицом.

Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

Содержание коллективного договора – согласованные сторонами условия (положения), призванные регулировать социально-трудовые отношения в данной организации. Эти условия определяют права и обязанности сторон и ответственность за их нарушение. Коллективный договор состоит из вступительной части; раздела, содержащего права и обязанности администрации, работодателя, и раздела, содержащего права и обязанности работников организации и их представительных органов. В приложениях к коллективному договору содержатся нормативные положения – нормы, установленные в централизованном порядке, которые посредством коллективного договора доводятся до сведения работников организации, и локальные нормы, применяемые на данном предприятии.

В коллективном договоре могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. Существенные условия договора: а) срок действия; б) порядок изменения; в) срок отчета сторон о выполнении условий договора.

Подписанный сторонами коллективный договор в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган по труду по мест о нахождени ю организации для уведомительной регистрации, при осуществлении которой выявляются условия, ухудшающие положение работников.

Коллективный договор вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного в самом договоре. Срок действия коллективного договора может быть продлен сторонами, но не более чем на три года.

Функции коллективного договора:

1) организация трудовых отношений;

2) обеспечение стабильности трудовых отношений;

3) обеспечение и защита интересов работников и работодателей;

4) приспособление трудовых отношений в организации к реальным экономическим отношениям;

5) достижение компромисса между работниками и работодателем посредством заключения договора;

6) обеспечение экономического прогресса, повышения производительности труда, снижения себестоимости товара.

Принципы заключения коллективного договора:

- соблюдение законодательства. В основе этого принципа лежит выполнение всех законодательных норм, действующих в сфере коллективных трудовых отношений;

- полномочность представителей сторон. Поскольку полномочие - это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности, то стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов;

- равноправие сторон. Этот принцип предопределяет степень эффективности взаимодействия сторон коллективных трудовых отношений. Партнеры могут договариваться и принимать взвешенные, взаимовыгодные решения только в том случае, если они наделены равными правами;

- добровольность принятия обязательств, что означает свободу выбора условий, составляющих содержание коллективного договора. При ведении договорного процесса стороны должны быть свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;

- реальность обеспечения принимаемых обязательств. Коллективные договоры не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства, поэтому необходимо учитывать реальные возможности сторон;

- систематичность контроля и неотвратимость ответственности. Формы контроля могут быть разными: как проверка выполнения отдельных конкретных обязательств сторон, так и содержание договора в целом. При осуществлении контроля стороны обязаны представлять всю необходимую для этого информацию.

7.

«ЗАНЯТОСТЬ» и «ТРУДОУСТРОЙСТВО» в РФ.

Основными законами, регулирующими проблемы занятости и гарантии реализации права граждан на труд, являются: Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также гл. III-A КЗоТ РФ «Обеспечение занятости и гарантии реализации права граждан на труд».

Законодательство о занятости имеет целью содействовать сбалансированности спроса-предложения рабочей силы на рынке труда.Оносодействует усилению правовой защищенности граждан и обеспечению предприятий необходимыми кадрами.

В условиях перехода к рыночным отношениям в законодательстве о занятости появились многие новые понятия, которые закреплены в законе. Знание таких норм и понятий позволяет более правильно и эффективно применять действующее законодательство. Наиболее часто приходится встречаться со следующими понятиями: безработные, подходящая работа, высвобождаемые работники, трудоустройство. Рассмотрим эти понятия.

Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Принуждение (в какой-либо форме) к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в п. 3 ст. 4 настоящего Закона);

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и профессионального высшего образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения (далее – органы службы занятости);

- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;

- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка работникам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата.

Для получения статуса безработного необходимо удовлетворять следующим условиям: быть трудоспособным, иметь трудоспособный возраст (мужчины – до 60 лет, женщины – до 55 лет), быть зарегистрированным в государственной службе занятости в качестве лица, ищущего работу. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) – паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов.

Следует указать, что статус безработного не дается пожизненно.Он по мере подыскания подходящей работы может быть ликвидирован.

Подходящая работа – это в соответствии со ст. 4 Закона такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

В частности, подходящей не может считаться работа, если: она связана с переменой места жительства без согласия гражданина; условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда; предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние два месяца по последнему месту работы.

Высвобождаемые работники – это лица, состоящие в трудовых или ученических правоотношениях и подлежащие увольнению в связи с прекращением деятельности предприятия (его ликвидацией, реорганизацией), сокращением численности или штата работников. Поэтому лица, уволенные по другим основаниям, не могут считаться высвобождаемыми работниками, и на них не распространяются льготы и гарантии, предусмотренные для высвобождаемых работников.

Трудоустройство – это субъективное право граждан, имеющее всеобщий характер. Оно реализуется посредством обращения правообладателя к органу трудоустройства. В результате возникает правоотношение по трудоустройству между гражданином и центром занятости, а после получения направления такого центра правоотношение возникает между гражданином и предприятием, в которое выдано направление. Решающую роль в РФ в данной сфере играет государственная служба занятости и предприятия. Государственная служба занятости занимает ведущее место. Это обусловлено:

- важностью выполняемых данными органами функций по отношению к населению и работодателям – обеспечения предложения и спроса на рабочую силу, трудоустройства населения и т.д.;

- широкой сетью центров занятости. Их деятельностью практически охвачено население и предприятия всей РФ;

- масштабностью выполняемых функций и обслуживаемых контингентов.

Законодательство устанавливает гарантии реализации права граждан на труд. Государство гарантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве; предоставление работодателями в соответствии с их заранее поданными заявками подходящей работы за период не менее трех лет выпускникам учебных заведений.

Следует отметить, что государство гарантирует безработным гражданам: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости; компенсацию в соответствии с действующим законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. Кроме того, законодательство устанавливает дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения.

 

8.

Понятие трудового договора. Его признаки и содержание.

В Конституции РФ (ст. 37) закреплена свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию без какой-либо дискриминации, при запрещении принудительного труда.

В условиях рынка труда свобода труда позволяет каждому гражданину (физическому лицу) реализовать право на труд на основе трудового договора при свободном добровольном выборе профессии и соответствующей работы. Трудовой договор выступает, таким образом, основной формой реализации свободы труда включая право на труд для каждого, кто желает трудиться, зарабатывая на жизнь своим трудом.

Вместе с тем трудовой договор является той юридической формой, которая в максимальной мере предоставляет возможность работодателю для свободного осуществления подбора необходимых ему работников с учетом его собственных интересов и потребностей. Следовательно, в трудовом договоре отражается свобода труда и договорный принцип регулирования трудовых отношений, позволяющие сторонам свободно и добровольно выбирать друг друга исходя из своих частных интересов на рынке труда. В этом проявляется важная социальная и экономическая роль трудового договора, но его значение шире.

Это и функциональная роль трудового договора в механизме правового регулирования трудовых отношений, и юридическое значение трудового договора, что особенно проявляется в соотношении трудового договора и трудового правоотношения. Как юридический акт - основание возникновения трудового правоотношения - трудовой договор позволяет его сторонам (работнику и работодателю) достичь соглашения по условиям договора, т.е. по его содержанию, индивидуализировать и конкретизировать эти условия, определить права и обязанности сторон.

Трудовой договор является также основанием существования и развития трудового правоотношения. Изменение сторонами условий трудового договора (переводы, перемещения и др.) влечет за собой изменение трудового правоотношения, а прекращение трудового договора разрывает юридическую связь его сторон, т.е. ведет к прекращению трудового правоотношения.

Кроме того, трудовой договор имеет большое значение, поскольку является одним из важнейших институтов, который занимает центральное место в системе российского трудового права. Он объединяет правовые нормы, регулирующие порядок заключения, изменения и прекращения данного договора, т.е. прием, переводы и увольнения работников.

Легальное определение понятия трудового договора приведено в ст. 56 ТК. Согласно данному определению трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные ТК, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник. Таким образом, трудовой договор есть двустороннее соглашение между работником и работодателем как сторонами трудового договора, которые на основании данного договора, вступая в трудовое правоотношение, становятся его участниками (субъектами).

Из определения, приведенного в ст. 56 ТК, также следует, что трудовой договор (соглашение) основан на свободе труда, его стороны свободны в выборе друг друга, а соглашение, свободно достигаемое сторонами, предполагает их добровольное волеизъявление. Заключая трудовой договор, его стороны договариваются о том, в каком структурном подразделении (отдел, цех, участок и т.д.) работник будет работать, и о том, какую трудовую функцию он будет лично выполнять (т.е. по какой конкретно специальности, квалификации и должности он будет работать). Работник также обязуется выполнять работу наряду с подчинением внутреннему распорядку, т.е. он должен соблюдать трудовую дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка организации, установленный режим рабочего времени, выполнять установленные нормы труда (нормы выработки, нормированные задания и др.), не совершать дисциплинарных проступков (нарушений трудовой дисциплины), он обязан выполнять распоряжения руководителя и т.д. Подчинение работника трудовому распорядку является отличительной чертой (признаком) трудового договора.

К отличительным признакам трудового договора относится и личный характер выполнения работником его работы, именно по обусловленной трудовой функции. Работник не вправе поручать работу по своей трудовой функции, например врача, юрисконсульта, инженера и др., какому-либо иному лицу. Трудовое законодательство охраняет жизнь и здоровье работника, защищает его трудовые права, честь и его достоинство.

Указанные отличительные признаки трудового договора позволяют разграничить данный договор от гражданско-правовых договоров, связанных с трудовой деятельностью (подряд, поручение, возмездное оказание услуг и т.д.), содержанием которых является выполнение конкретного (заранее обусловленного) задания (представление результата труда, оказание услуги).

При выполнении заданий по гражданско-правовому договору (например, подряда) труд служит лишь способом выполнения взятых обязательств, поскольку подрядчик не подчиняется внутреннему трудовому распорядку, он сам распределяет свое время, когда ему работать, когда отдыхать, он не связан определенными нормами труда, не получает определенную заработную плату в установленные дни и часы и др. На основе гражданско-правовых договоров возникают не трудовые, а гражданско-трудовые отношения.

Эти отличия имеют важное практическое значение. Если гражданин выполняет работу по гражданско-правовому договору, то время этой работы не засчитывается ему как стаж работы по специальности и не вносится в трудовую книжку, ему не предоставляется ежегодный отпуск, не устанавливаются иные условия труда и льготы, как работникам. На него не распространяется трудовое законодательство, коллективный договор организации, он не вправе обращаться в комиссию по трудовым спорам за разрешением индивидуального трудового спора или участвовать в забастовке и др.

 

9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА.

При заключении трудового договора лицо, которое поступает на работу, должно предъявить работодателю следующие документы:

1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

2) трудовую книжку (кроме случаев, когда договор заключается впервые или работник поступает на работу по совместительству);

3) страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

4) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу (военные билеты, удостоверения);

5) при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, – документ об образовании.

Трудовой договор должен быть заключен в письменной форме в двух экземплярах и должен храниться у каждой из сторон. Он является основанием для издания приказа (распоряжения) о приеме на работу. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под расписку в трехдневный срок со дня подписания трудового договора. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

Работодатель при заключении трудового договора обязан ознакомить работника с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции, коллективным договором.

В некоторых случаях при приеме на работу граждане должны пройти обязательный медицинский осмотр. Условие об испытании работника по соглашению сторон предусматривается в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

Срок испытания не может превышать 3 месяцев (кроме указанных в законе случаев). В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе. Испытание при приеме на работу не устанавливается для: а) лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности; б) беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет; в) лиц, не достигших возраста 18 лет; г) лиц, впервые поступающих на работу в течение одного года после окончания образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию; д)лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу; е) лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями; ж) лиц, заключающих трудовой договор на срок до 2месяцев; з) иных лиц.

 

10.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...