Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в экономическую теорию.




07.09.12.

1.1. Экономика и ее роль в жизни общества.

I. Предмет и функции экономической теории.

II. Экономические отношения и типы экономических систем.

III. Потребности блага. Ресурсы. Кривая производственных возможностей.

IV. Основные этапы развития экономической теории.

V. Методы экономической теории.

 

I. Экономика – с гр. «искусство ведения хозяйства». Впервые, 2500 лет назад, это определение дал Ксенофонт.

Самуэльсон в учебнике «Economics» писал, что человек, не изучающий экономику, подобен глухому, который пытается оценить музыкальные произведения.

В 1619 году французский ученый Монтретьен впервые употребил термин «Политическая экономия». Сейчас она именуется как «Экономика» или как «Экономическая теория». И в том, и другом случае, коренного различия не существует, и предметом исследования рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

Экономика - это наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ. Машал сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов действия человека и мотивов противодействия. Наука о законах управляющих производством, обменом материальных благ на различных этапах развития общества.

Кэмпбел, Макконелл, Стенли, Брю. Они говорили, что экономика – это наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов, или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.

Основные функции экономической теории:

1. Познавательная.

2. Методологическая.

3. Практическая. Кейнс (первая половина XX века).

4. Прогностическая. Возможность предвидения краткосрочных и долгосрочных периодов.

 

II. Экономические отношения – это предмет научных изысканий, законов и объектов исследования, которые находятся в органической связи друг с другом. В целом экономические отношения бывают двух типов:

1) Отношения собственности, связанные с тем, кому принадлежат основные факторы производства и результаты производства.

2) Отношения по организации и управлению хозяйственной деятельностью.

 

Существует несколько типов экономических систем (3 типа). В качестве стратегических экономических целей современных развитых государств можно выделить следующие:

· Высокие темпы экономического роста и экономическая обеспеченность населения.

· Обеспечение полной занятости трудоспособных граждан.

· Справедливое распределение доходов.

· Разумное распределение платежного баланса и государственного долга.

Поскольку существует 2 крайних случая:

1. Свободный рынок (чистая рыночная экономика).

Государство не играет никакой роли в распределении ресурсов. Цены в экономике свободного рынка определяют не только то, что и как производится, но также и для кого все это производится.

2. Командная экономика.

В ней все решения о производстве, потреблении, распределении принимаются государством. Командно-административная система применялась в СССР 30-70 годы XX века. При такой экономике полностью отсутствовала конкуренция, а следовательно не было обратной связи между производителем и потребителем.

3. Смешанная экономика.

Это система с элементами рынка, команды и традиции. Все современные развитые страны мира живут в условиях смешанной экономики.

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач сможно выделить несколько моделей смешанной экономики:

1) Либеральная модель (американская)

Характерна приоритетная часть, роль частной собственности. Правительство реглирует экономику через налоговую и законодательную политику.

2) Шведская модель.

Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

3) Японская модель.

Модель регулируемого корпоративного капитализма.

 

III. Потребность – это желание потребителя приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют ему полезность. Потребность является стимулирующей силой индивидов.

 

 

Наиболее емкой является классификация Маслоу.

1. Физиологические потребности.

2. Потребность в безопасности. Уверенность в будущем.

3. Социальные потребности.

4. Потребности в уважении со стороны окружающих и признание.

5. Потребность в самовыражении.

Потребности можно разделить на две части: духовные и материальные. Материальные потребности можно назвать экономическими. Это одна из основополагающих категорий в экономической теории. В рыночной экономике существует такое понятие, как экономические блага (товары, услуги). Экономические блага в рыночной экономике продаются и покупаются.

Блага – это средства служащие для удовлетворения потребностей. Особое место среди благ занимают услуги.

Услуги – это деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какую либо потребность людей.

Для осуществления классификации благ, различают блага:

· Настоящие и будущие.

· Прямые и косвенные.

· Недолговременные и долговременные.

· Частное и общественное.

· Экономические и неэкономические.

Производственные ресурсы:

· Земля.

Природные ресурсы. Все то, что производится в натуральном виде без предварительной обработки (леса, полезные ископаемые, земля).

· Капитал.

Представляет собой те производственные ресурсы или средства производства, которые созданы людьми. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием.

· Труд.

Включает в себя затраты, совершаемые людьми в процессе производства.

Часто 4-м фактором производства называют предпринимательство.

Эти 4 группы часто называют факторами производства. Эти ресурсы взаимно переплетены. Экономические ресурсы мобильны, так как могут перемещаться в пространстве, как внутри государства так и между ними. Степень их мобильности различна.

Наименее мобильны природные ресурсы. Их подвижность практически равна нулю. Наиболее мобильные трудовые ресурсы. Еще более мобильны предпринимательские способности. Самый мобильный капитал.

Переплетение ресурсов, их мобильность наиболее существенно отражаются в свойстве, которое называется взаимозаменяемость или альтернативность. Взаимозаменяемость не бывает полной. Необходимость постоянного выбора, какие ресурсы и в каких количествах использовать ярко демонстрирует модель, которая называется кривой производственных возможностей. Она является примером моделирования экономики, часто используемым в экономических исследованиях. Любая точка на этой кривой показывает, какое количество товаров и услуг в различных комбинациях способна производить данная страна при полном использовании имеющихся в ней ресурсов. Любая точка вне кривой показывает, что ресурсы страны используются не полностью, либо недостаточно. Кривая производственных возможностей является вогнутой по отношению к началу системы координат. Главная причина этой вогнутости в неполной взаимозаменяемости ресурсов.

IV. Первые попытки теоретически осмыслить эконмическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона и в меньшей степени в учениях Аристотеля.

Ксенофонт – аристократ. В трактате «Домострой» восхвалял земледелие и осуждал ремесла и торговлю.

Платон (428-348 гг.) – натурально хозяйственная концепция была характерна для его взглядов. Он подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к соразмерности и единообразию несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель – внес большой вклад своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли.

XV -XVII в. Н.э. – Меркантилизм ~ «купец, торговец». Познавали закономерности торговли. Богатство общества выражалось в накоплении денег, особенно золота, серебра.

В связи с проникновением капитала в производство, появляются родоначальники классической буржуазной полит. экономики. Этим родоначальником является Уильям Петти (1623-1687 гг.)

· «Трактат о налогах и сборах»

· «Слово мудрым»

· «Разное о деньгах»

Представители французской буржуазии:

Кенне (1694-1674 гг.)

Тюрго (1727-1781 гг.)

Перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. Называют их физиократы (с гр. «Природа» и «власть»).

Адама Смит (1723-1793 гг.) – пророк свободной конкуренции. Основная идея учения Смита – идея либерализма, минимального вмешательство государства в экономику. Рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. «Исследования о природе и причинах богатства народов» 1776 г. После он перешел к изложению происхождения и употреблению денег. Большой вклад внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и не производительном труде, о капитале и воспроизводстве и об экономической политике государства. Главный фактор увеличения уровня производительности труда – это расзделение труда и специализация.

Рикардо (1772-1823 гг.) Англия. Центральное учение – теория стоимости и денег, заработная плата и прибыль, земельная рента и учение о капитале и воспроизводстве. Главная задача – распределение продуктов между классами.

Классическая политическая экономия (XVIII- начало IXX вв.)

Проблема частного предпринимательства

У истоков:

В Англии – Уильям Петти

Во Франции – Буагельберг

Завершился процесс развития классической школы трудами Милля и Маркса.

С конца IXX века начинает формироваться новые подходы к экономики и все это уокруг двух проблем:

· Трудовая теория стоимости.

· Теория полезности.

Противовес буржуазной возникла пролитарская экономия, оснооположниками которой были Карл Маркс и Энгельс.

Другое экономическое течение получило название Маржинализм (конец IXX в.)

Заслугой маржиналистов является обоснования совместного изучения спроса и предложения (на первом этапе изучались проблемы спроса, а в дальнейшем классики отдавали приоритет проблемам производства). В рамках маржинализма получили развитие следующие направления. Одно из них неоклассическое направление. Возникло как реакция на экономическое учения Маркса. Оно господствовало до 30-х годов XX-го века. Оно воспевало эпоху свободного предпринимательства.

· Альфред Маршал 1842-1924 гг.

· Артур Пигул 1877-1859 гг.

Главная проблема привлекшая их внимание – удовлетворение потребностей человека. По Маршалу, по мере потребления новых единиц, частей, либо долей блага, темп нарастания полезности падает и добавочная полезность приносимая каждой новой единицей падает.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса. Ее втор – Джон Кейнс (1883-1946 гг.)

Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложения.

В 60-х - 70-х годах снова становится актуальным неоклассическое учение, которое актуально и по сей день.

Возврат к неоклассике представлен теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой решающую роль играют денежные факторы.

До 70-х – безработица, после стала актуальна инфляция. Признанным авторитетом этой теории является Милтон Фридман (1912 г.)

Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма признан Фридрих Фон-Хаек.

В Москве была издана «Дорога в рабство» «Пагубная самонадеянность».

V. Методы:

· Всеобщие:

1) философские.

2) Метафизика.

· Общенаучные:

1) Исторические.

2) Политические.

3) И т.д.

· Специфические.

Для каждой отрасли наук.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по составным частям, так и в целом.

Методы индукции и дедукции.

Индукция – от частного к общему.

Дедукция – от общего к частному.

К специфическим относятся метод сравнительного анализа, метод графических изображений и экономико-математическое моделирование.

 

Раздел II.Тема 2.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...