Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: субъекты, механизм, виды и размеры обеспечения по страхованию.

Порядок расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве.

Акт несчастного случая на производстве по форме Н-1 составляется, когда расследованный комиссией или государственной инспекцией труда несчастный случай связан с производством.

Если установлено, что несчастный случай не связан с производством, составляется акт расследования в произвольной форме.

Составляется три экземпляра акта формы Н-1:

• для пострадавшего (его родственников);

• для работодателя;

• для исполнительного органа страховщика.

В акте расследования указываются:

• лица, проводившие расследование несчастного случая, включенные работодателем в состав комиссии;

• лица, принимавшие участие в расследовании (пострадавший, очевидцы и т.д.);

• краткая характеристика места происшествия и оборудования, использование которого привело к несчастному случаю;

• все сведения о пострадавшем, включая проведение инструктажей, обучения, стажировки и проверки знаний по охране труда;

• обстоятельства несчастного случая в строгой временной последовательности.

При определении причин, вызвавших несчастный случай, важно установить основную причину, чтобы разработать меры по предупреждению дальнейших травм.

Исключение основной причины, как правило, полностью предупреждает возможность возникновения несчастного случая. Причины перечисляются по мере их важности и роли в происшествии (сначала указываются основные, затем - сопутствующие.

При определении причин указываются нормативные документы (законодательные и локальные нормативные акты), которые нарушены, с их полным наименованием и указанием статей, пунктов, разделов и т.д.

Указывается должностное лицо, допустившее нарушение, которое явилось непосредственной (основной) причиной несчастного случая.

Акт формы Н-1 подписывается членами комиссии или в нем делается отметка о заключении государственной инспекции труда. Акт формы Н-1 утверждает работодатель.

Утвержденный акт формы Н-1 работодатель обязан в 3-дневный срок выдать пострадавшему, а при смертельном исходе - доверенному лицу или членам семьи пострадавшего.

При установлении грубой неосторожности пострадавшего, которая содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, комиссия должна определять:

• как выполнял свои обязанности по обеспечению охраны труда работодатель;

• как выполнял свои обязанности в области охраны труда работник;

• указать степень вины пострадавшего в процентах.

При этом учитывается заключение профкома организации или иного уполномоченного представительного органа.

Акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом составляется после окончания его комиссионного расследования независимо от квалификации несчастного случая.

Акты расследования несчастных случаев, происшедших в результате аварий транспортных средств, составляются комиссией, возглавляемой работодателем, с учетом материалов расследования дорожно-транспортного происшествия.

Ответственность работодателя, как правило, связана с плохим обеспечением безопасных условий труда, отсутствием контроля, инструктажа, обучения и проверки знаний по охране труда, нарушением режима труда и отдыха, а также недостаточным снабжением спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты, несовершенством технологического процесса и т. д. (ст. 212 Трудового кодекса РФ).

 

Социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: субъекты, механизм, виды и размеры обеспечения по страхованию.

Страхователями по данному виду страхования выступают: юридическое лицо любой организационно-правовой формы, в том числе иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории России и нанимающие граждан Российской Федерации, либо физическое лицо, использующее наёмных работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Главной задачей данного вида страхования является социальная защита застрахованных при наступлении страхового несчастного случая или профессионального заболевания, повлекших за собой временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. В случае смерти застрахованного обеспечивается социальная защита иждивенцев и других граждан, имеющих право на обеспечение по страхованию в связи со смертью кормильца.
Страховая защита обеспечивается в основном за счёт денежных фондов, формируемых из обязательных страховых взносов страхователей, капитализированных платежей, поступивших страховщику в случае ликвидации страхователей, а также за счёт взыскания штрафов, пени и иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Размер страховых тарифов устанавливается в зависимости от видов экономической деятельности на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Всего выделено 22 класса профессионального риска

75. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства является одним из способов защиты трудовых прав и законных интересов работников. Он распространяется в равной мере на предприятия и организации всех форм собственности и всех организационно-правовых форм, а также на работодателей — индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Основным контролирующим государственным органом является Федеральная инспекция труда, деятельность которой регулируется ст. 354-365 ТК.
Федеральная инспекция труда — это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, и его территориальных органов
Руководство деятельностью Федеральной инспекции труда осуществляет Главный государственный инспектор труда РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ.

Основными задачами инспекции являются:

- обеспечение соблюдения и защита трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

- обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

- обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных методах соблюдения норм трудового законодательства;

- доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений, не подпадающих под действие трудового законодательства.

76. Права профессиональных союзов в области защиты трудовых прав и интересов работников.

Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними, отношений новый Трудовой кодекс РФ называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст.2 ТК).
Основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам закреплены в ст.370 ТК.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

· осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;
· принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
· получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
· защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
· предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
· направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
· осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
· принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
· принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
· принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
· принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;
· обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

 

77. Самозащита работниками своих трудовых прав.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Все звенья государственного механизма наделены обязанностью защищать права и свободы человека и гражданина.
Самозащита - новый для российского трудового законодательства способ защиты трудовых прав работника. Трудовой Кодекс РФ не дает определения самозащиты, отсутствует оно и в актах других отраслей законодательства. Самозащита предполагает самостоятельные активные действия работника по охране своих трудовых прав, жизни и здоровья без обращения или с обращением в органы, уполномоченные на рассмотрение индивидуальных трудовых споров, либо в надзорные органы. При этом общим условием применения самозащиты является наличие нарушения права или возможности его нарушения, а также соответствие применяемых мер самозащиты характеру и содержанию нарушения.
Целью защиты трудовых прав и свобод является обеспечение реализации таких прав работников, которые установлены в порядке законодательного и договорного регулирования трудовых отношений.
Ст. 352 ТК РФ предусматривает четыре основных способа защиты трудовых прав и свобод:
Самозащита работниками трудовых прав;
Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
Государственный надзор и контроль над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
Судебная защита.

78. Понятие и классификация трудовых споров.

Трудовой спор - разногласия между работником и работодателем по вопросам применения законодательства о труде, о выполнении условий индивидуального трудового и коллективного договоров, не урегулированные раннее между работником и работодателем.
Споры могут быть разрешены сторонами в ходе переговоров путем подбора оптимального для обеих сторон решения. Законодательством предусмотрен порядок разрешения трудовых споров в случаях, если стороны не пришли к единому мнению или не пожелали разрешить его путем переговоров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...