Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ




Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Московской области

ГОУ ВПО «Московский государственный областной

Социально-гуманитарный институт»

 

 

Соза Л.Н.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Палеография

Хронология

Метрология

Учебно-методическое пособие

Для студентов исторических специальностей

Под редакцией доцента, к.и.н. Н.С. Ватника

 

Коломна 2010

УДК 930.2(078.8) Рекомендовано к изданию

ББК 63.2я73 редакционно-издательским советом МГОСГИ

 

Рецензенты:

Ковалев Д.В., доктор исторических наук, профессор

Сергомасов М.Ю., кандидат исторических наук, доцент

 

 

Соза Л.Н. Вспомогательные исторические дисциплины. Палеография. Хронология. Метрология: учебно-методическое пособие для студентов исторических специальностей / Под ред. доц., к.и.н. Н.С. Ватника. – Коломна: Московский государственный областной социально-гуманитарный институт, 2010. – 111 с.

Учебно-методическое пособие представляет собой удачное сочетание программного теоретического курса каждой из вспомогательных исторических дисциплин (палеографии, хронологии, метрологии) с тематикой практических занятий, которые позволяют формировать у студентов навыки работы с историческими источниками. Пособие содержит подробные методические рекомендации, формулы и таблицы, задания для самостоятельной работы. Предназначено для студентов исторических специальностей всех форм обучения.

 

 

ББК 63.2я73

. © ГОУ ВПО «Московский государственный

областной социально-гуманитарный институт», 2010.

© Соза Л.Н., 2010.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОГРАММА КУРСА 4

Пояснительная записка 4

Введение 5

Тема 1. Палеография 5

Тема 2. Историческая хронология 7

Тема 3.Историческая метрология 8

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ КУРСА9

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ10

Палеография 10

Хронология 14

Метрология 18

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 20

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 21

Палеография 21

Хронология 42

Метрология 91

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 106

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 108

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ 110

 

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Историческая наука строит свои выводы на материале, извлеченном из разнообразных ис­торических источников. Изучением закономерностей возникновения массива исторических источников и отражения в них объективной реальности занимается источниковедение. Источниковедами разрабатывается общая методика критики исторических источников, значительное место в которой занимают приемы интегративных и вспомогательных исторических дисцип­лин. Относясь в целом к дисциплинам источниковедческого цикла, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свою специфику, разрабатывает на собственном материале теоретиче­ские вопросы и практические методы исследования, овладение которыми является необходимой ступенью к активному восприятию студентами исторического источника.

Наряду с этим усовершенствование методов каждой из вспомогательных исторических дис­циплин, все большее проникновение в их область историзма приводят к расширению чисто ис­точниковедческих задач, которые они традиционно решали, и открывают перспективы исполь­зования материалов вспомогательных исторических дисциплин для формулирования обобщающих выводов в области полити­ческой, экономической и культурной истории.

Следовательно, включенные в учебную программу вспомогательные исторические дисциплины имеют как самостоя­тельное значение в изучении исторического процесса, так и помогают решению конкретных вопросов ис­точниковедческой критики.

Основное содержание Программы по вспомогательным историческим дисциплинам опреде­ляется задачей профессиональной подготовки студентов-историков – будущих исследователей или педагогов. В Про­грамме уделяется внимание освещению не только теоретического материала каждой из вспо­могательных исторических дисциплин, но и их методикам, овладение которыми открывает перспективу практического применения выводов этих дисциплин.

Программа предусматривает использование знания материала вспомогательных историче­ских дисциплин в педагогической, краеведческой и просветительской работе учителя.

Ориентируясь на тот объем часов, который намечен для преподавания вспомогательных ис­торических дисциплин в пединститутах действующим учебным планом, курс рассчитан на 72 часа, которые отводятся на лекции и практические занятия (на дневном отделении).

ВВЕДЕНИЕ

 

Вспомогательные исторические дисциплины и их место в исторической нау­ке. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Развитие вспомогатель­ных исторических дисциплин в дореволюционной России, в советское время, в Российской Федерации. Взаимная связь вспомогательных исторических дисциплин друг с другом и ком­плексный метод их использования. Практическое применение вспомогательных исторических дисциплин в работе с историческим источником. Самостоятельное значение выводов вспомо­гательных исторических дисциплин в историческом процессе. Использование материала интегративных и вспомогательных исторических дисциплин в школе.

 

Тема 1. ПАЛЕОГРАФИЯ

 

Предмет, задачи и методы палеографии. Практическое использование выводов палеографии в процессе исторического исследования: выявление подлинника, копии, подделки, времени и места составления, авторства рукописи. Необходимость сопоставления выводов палеографии с данными других вспомогательных исторических дисциплин. Использование материала палео­графии в школе. Правила передачи текста.

История развития палеографии в XVI - XX вв. Дискуссионность вопроса о хронологиче­ских рамках палеографии и ее терминологии применительно к новому времени. Недостаточная изученность палеографических аспектов второй половины XIX—XX вв.

Возникновение письменности. Проблема происхождения письменности у восточных сла­вян. Графические формы славянского алфавита: кириллица и глаголица. Вопрос о времени их возникновения и авторстве.

Характеристика письменности и наиболее известных рукописных памятников Древней Ру­си. Материал письма (пергамен, береста). Древнейший устав XI—XII вв. и его особенности. Орудия письма, чернила, краски. Формат рукописей. Древнерусский орнамент и миниатюра.

Характеристика письменности и наиболее известных рукописных источников.XIII - XIV вв. Вытеснение пергамена бумагой. Техника производства бумаги. Филиграни. Поздний устав XIII—XIV вв. и причины его перехода в полуустав. Характерные черты полуустава и его раз­новидности. Береста. Особенности графики берестяных грамот. Орудия письма. Чернила, крас­ки. Чудовищный (тератологический) орнамент, его общие черты и местные особенности, про­исхождение. Миниатюра. Вязь как декоративное письмо. Тайнопись и ее наиболее распростра­ненные системы.

Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных па­мятников XV—XVII вв. Бумага как основной материал для письма. Филиграни иностранной бумаги, их усложнение. Эволюция полуустава в скоропись. Особенности скорописи XV-XVII вв. Дальнейшие судьбы полуустава. Орудия письма. Чернила, краски. Формат рукописей. Балканский и неовизантийский орнаменты. Старопечатный орнамент, его характерные черты и происхождение. Орнамент московское барокко. Миниатюра XV—XVII вв., влияние на ее раз­витие художественных школ Андрея Рублева и Симона Ушакова. Вязь. Тайнопись и ее наибо­лее распространенные системы.

Характеристика письменности и наиболее распространенных рукописных и печатных ис­точников XVIII - XX вв. Реформы алфавита Бумага как основной материал для письма. Фили­грани отечественной бумаги. Гербовая бумага. Филиграни, штемпели, клейма, цвет, плотность, химический состав, технология производства — показатели времени выпуска бумаги. Особен­ности скорописи XVIII-XIX вв. и ее приближение к современному письму. Канцелярский и писарский почерки. Разнообразие почерков. Современное письмо. Значение наблюдений за знаками препинания, орфографией для датировки письменных источников. Поморский старо­обрядческий стиль в рукописном орнаменте. Стили рококо (XVIII в.) и ампир (XIX в.) в рус­ском книжном орнаменте. Орудия письма. Чернила, краски. Формат письменных источников. Палеография нового времени (XX в.)

 

Тема 2. ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЯ

 

Предмет, задачи и методы исторической хронологии. История развития и изучения истори­ческой хронологии в дореволюционной России, в СССР и РФ. Датировка исторических собы­тий и источников. Датировка по косвенным данным. Использование материалов исторической хронологии в школе.

Природные и искусственные меры времени. Несоизмеримость природных мер времени и невозможность создания идеального календаря. Понятие календаря, эры, календарного стиля. Основные календарные эры. Виды календарей (солнечные, лунно-солнечные, лунные). Основы их построения. Древнейшие календарные системы: вавилонская, древнеегипетская, древне­греческая, римская и византийская. Мусульманский календарь. Юлианский и григорианский календари. Счет времени у народов южной и юго-восточной Азии, Центральной Америки.

Календарь французской революции. Новоюлианский календарь. Проекты всемирного ка­лендаря. Стабильный календарь.

Календари восточных славян. Древнерусская хронология: эра от «сотворения мира»; сен­тябрьский, мартовский и ультрамартовский стили; перевод дат с эры «от сотворения мира» на современное летосчисление; счет индиктами и его значение для датировки; недели и определе­ние дней недели; датировка по переходящим и непереходящим церковным праздникам; опре­деление переходящих праздников; великий индиктон; датировка по астрономическим явлени­ям; древнерусское деление суток. Календарная реформа 1699 г. Проекты реформы календаря в XIX веке. Декрет СНК и календарная реформа 1918 г. Реформы календаря в СССР. Декретное время. Часовые пояса. Зимнее и летнее время. Изменения в календаре (праздничные дни, памятные даты, часовые пояса, зимнее и летнее время) на рубеже XX - XXI вв.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.