Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тара и упаковка – понятие и функции

Упаковка – это процесс подготовки товаров к транспортировке, хранению и продаже, обеспечивающий сохранность количества и качества товаров. Упаковка включает в себя:

1) потребительскую тару (флаконы и т.д.),

2) транспортную тару (ящики, бочки, мешки),

3) прокладочные материалы (картон, бумага),

4) вспомогательные материалы.

Тара – особый вид промышленных изделий, предназначены для перемещения, хранения и частично продажи товаров.

Значение тары в народном хозяйстве определяется ее функциями:

1) предохранение товаров от физических, механических, биологических воздействий

2) предохранение внешней среды от вредных воздействий товара

3) сохранение количества и качества товара в процессе хранения

4) создание надлежащих условий для механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, перевозки товаров

5) обеспечение условий для укладки и хранения товаров

6) более эффективное использование площадей складов, транспортных средств

7) обеспечение надлежащих условий труда работников

8) выполняет роль торговой информации и рекламы продукции

9) средство выкладки и продажи товаров

 

требования, предъявляемые к таре:

1) экономические – она должна быть дешевой в изготовлении, компактной, удобной

2) технические – прочность, обеспечение сохранности товаров, легкость

3) санитарно-гигиенические – обеспечение соответствия свойств материала тары потребительским, физико-химический свойствам товаров

4) эстетические – привлекательность, должна быть красочно оформлена

5) экологические – обеспечение экологической безопасности населения, должна легко утилизироваться и не наносить вреда природе

 

61.КЛАССИФИКАЦИЯ ТАРЫ

1) по функциональному признаку

· транспортная - для перевозки (ящики, мешки)

· потребительская – поступает покупателю вместе с товаром и переходит в его собственность. Цена этой тары полностью включается в цену товара

· производственная – при транспортировке товаров м\у производственными цехами

· тара-оборудование – малотоннажные контейнеры, предназначенные для перевозки, хранения, продажи товаров

2) по материалу изготовления:

· деревянная (ящики, решетки, бочки, барабаны, катушки),

· картонная и бумажная (дешевая, легкая, изотермичная, экономически эффективная, легко подвергается вторичной переработке),

· полимерная (санитарно-гигиенические преимущества),

· металлическая (обычно для затаривания легко воспламеняющихся, летучих товаров; прочная, экономичная, дорогая),

· текстильная (тканевые мешки и паковочные ткани),

· стеклянная и керамическая (для пищевой, химической, молочной, винно-водочной продукции),

· комбинированная

3) по назначению: универсальная, специальная

4) по кратности использования: многократного использования – стеклянная, полимерная, разового использования – картонная, бумажная

5) по конструкционным особенностям: сборная/разборная, плотная/решетчатая

6) по жесткости: жесткая, полужесткая

7) по специфическим свойствам: герметичная, изотермическая, изобарическая, пыле-, водо-, газонепроницаемая

8) по способу изготовления: литая –пластмассовая, металлическая; клееная, штампованная, бондарная

9) общего пользования / индивидуального пользования

 

70.СТАНДАРТ-Я, МАРКИРОВКА И УНИФИКАЦИЯ ТАРЫ

Стандартизация – процесс установления наиболее рациональных типов тары по размерам, форме, весу, конструктивным особенностям.

На тару действуют 2 вида стандартов:

1) нормативные – определяются общие технические требования к таре, ее типы, параметры, методы испытаний

2) предметные – разработаны на тару для упаковки конкретных видов товаров

Важнейшие показатели стандартов на тару:

1) показатели качества тары:

· Назначения – исходный материал, влажность, физико-химические показатели и т.д.

· надежности,

· технологичности

· транспортабельности – коэффициент складирования (отношение сложенного ящика к габаритному размеру ящика) и коэффициент пакетирования (отношение площади, занятой тарой на поддоне, к общей площади поддона)

Маркировка тары – обычно наносится изготовителем. Маркировка содержит знак изготовителя и обозначения стандарта или ТУ.

Клеймение – маркировка мешкотары. Осуществляется несмываемой краской. Клеймо содержит буквы и цифры (буква – материал изготовления, цифра – категория (всего 3))

Виды маркировки тары:

1) товарная – наименование производителя, сорт, качество товара

2) отправительская маркировка – станция отправления, станция назначения, конкретный получатель товара

3) ж\д грузовая - количество мест и масса груза

4) специальная – рекомендации по сохранности товара в процессе транспортировки

5) международная – определенные рисунки

Унификация тары – процесс сведения множества разнообразных по видам, конструкциям видов тары к относительно небольшому количеству типоразмеров. Унификация производится на основе единого модуля для тары, для транспортных средств, для оборудования и складского хозяйства – размеры международного плоского поддона (800\1200).

71.ОРГАНИЗАЦИЯ ТАРООБОРОТА И ПУТИ СНИЖЕНИЯ РАСХОДОВ И ПОТЕРЬ ПО ТАРЕ

Тарооборот – совокупность операций, связанных с приемкой, вскрытием и высвобождение, хранением и возвратом тары.

Приемка тары по количеству и качеству, как и приемка товаров, осуществляется материально ответственным лицом. При качественной приемке обращается внимание на соответствие требованиям стандартов и ценам в договоре поставки. При несоответствии согласно Положению о приемке составляется акт о предъявлении санкций поставщику.

Вскрытие и хранение тары - осуществляется при помощи инструментов для вскрытия тары. Тара должная вскрываться только с определенной стороны. Освобожденная тара размещается в места хранения.

Возврат тары – регулируется договорами поставки. Деревянная тара подлежит обязательному возврату специальным тарным базам концерна по материальным ресурсам. Мешкотара должная возвращаться базам бакалеи или мелькомбинатам. Картонная и бумажная – подлежит возврату в виде макулатуры. Оборот стеклотары регулируется специальным Постановлением СМ и Положение о порядке приема от населения стандартной возвратной тары из-под пищевых продуктов (в соответствии с этими документами возврату подлежит стеклотара белорусского производства). Не подлежит приему тара, имеющая дефекты, неснятые крышки, маркированная несмываемой краской, со знаком «техтара», нестандартная тара. Прием от населения этой тары может осуществляться в виде стеклоотходов.

Особое значение в процессе тарооборота имеет порядок оплаты тары. Деревянная и картонная тара оплачивается товарополучателем (40% по деревянной и 20% по картонной таре) сверх цены товара.

Мешкотара – мешки поступают по залоговым ценам, и их возврат чаще всего дает отрицательный результат.

Пути снижения потерь и расходов по таре - строгое соблюдение стандартов при изготовлении тары; утилизация отходов, сбор и реализация тары, цена которой полностью включена в цену товаров; экономическая заинтересованность работников в использовании и сдаче тары; своевременный возврат тары; расширение использования многооборотной тары; расширение применения тары-оборудования вместо тары; обеспечение условий хранения, сохранности и сдачи тары.


1.Торговля как отрасль народного хозяйства имеет чрезвычайно важное значение для каждого общества. В ней сосредоточены экономические, социальные и политические задачи предприятий, организаций, населения и государства. От их правильного решения во многом зависят эффективность функционирования хозяйственного механизма страны, его отдельных отраслей и удовлетворение потребностей всех слоев населения.

Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров.

Субъекты торговли — это торговые организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговлю на территории Республики Беларусь. Объектами торговли называют товары, а также работы и услуги, связанные с продажей товаров.

Организационное построение торговли определяется несколькими признаками:

• административно-территориальным (управление торговыми организациями осуществляется как соответствующими министерствами, иными республиканскими органами управления, так и местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами);

• товарно-отраслевым (деятельность торговых организаций может ограничиваться отдельными группами и даже видами товаров);

• ведомственным (торговлю осуществляет множество министерств, промышленных объединений и предприятий);

• организационным (оптовая торговля, розничная торговля, общественное питание).

Благодаря коммерческим процессам обеспечивается рациональное осуществление операций купли-продажи в сфере товарного обращения (изучение спроса и формирование ассортимента, организация оптовых закупок и продажа товаров, коммерческая реклама и др.).

В условиях перехода к рыночной экономике торговля получила мощные импульсы развития, существенно улучшив и расширив поле деятельности. В торговлю пришло много новых людей с коммерческим мышлением, но не имеющих знаний организационного и экономического характера и решаю­щих многие коммерческие вопросы интуитивно. Вместе с тем процесс насыщения рынка товарами и возрастающая конкуренция требуют более глубоких и всесторонних знаний в области торгового бизнеса. Современный специалист торговли должен уметь анализировать торговые процессы и проблемы в стране и за рубежом, знать особенности развития отрасли в целом и конкретного предприятия и на этой основе уметь прогнозировать деятельность, направленную на повышение эффективности торговли и уровня ее культуры.

2. Основные функции торговли:

§ реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Выполнение этой функции создает экономическую предпосылку для воспроизводства совокупного общественного продукта и связывает производство с потреблением;

§ доведение предметов потребления до потребителей. Именно за счет торговли происходит пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, причем в торговле продолжаются процессы производства в сфере обращения (а именно — транспортировка, хранение);

§ поддержание баланса между предложением и спросом. Одновременно торговля активно воздействует на производство в вопросах объема и ассортимента производимых товаров;

§ сокращение издержек обращения в сфере потребления (затраты покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и т.п.;

§ функции, связанные с внедрением маркетинга, а именно: рыночные исследования, определение цены, создание служб сервиса, разработка товара и т.п.

Торговля подразделяется на два вида:

Оптовая торговля — это любая деятельность по продаже товаров и услуг тем, кто приобретает их в целях или дальнейшего использования (переработка, пошив), или перепродажи. Поэтому при оптовой торговлетовар закупается крупными партиями и в больших объемах.

Розничная торговля — это особая деятельность людей, связанная с осуществлением акта купли-продажи товаров конечным потребителям. Эта деятельность представляет собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена, и является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.

4. Для выполнения своих функций по обслуживанию населения торговля как отрасль хозяйства нуждается в определенной
организации, характер которой во многом определяется формой собственности на средства производства, производственными отношениями, общественным и государственным устройством. Наличие в экономике республики различных форм собственности предполагает существование и функционирование организаций розничной торговли нескольких форм собственности.

Организации с государственной формой собственности (государственная торговля) базируются на общественной собственности и сроят свою работу, но принципу непосредственного подчинения торговых звеньев органам государственного аппарата. Организации с частной формой собственности:

• организации с коллективными формами собст­венности (потребительская кооперация, акционерные общест­ва, концерны, кооперативы и др.);

• организации с индивидуальной формой собственности (единоличные владельцы магазинов, кафе, оптовых баз и т.п.);

• физические лица;

• организации — иностранные собственники.

Организационно-правовая форма торговых организаций определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь. В соответствии с ним юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

В торговле получили развитие следующие виды хозяйственных товариществ и обществ:

• полное товарищество;

• товарищество на вере (коммандитное);

• акционерное общество;

• общество с ограниченной ответственностью.

Унитарные торговые предприятия — это коммерческие организации, не наделенные правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных в Республике Беларусь созданы государственные (республиканские или коммунальные) и множество частных унитарных предприятий.

Характерный признак торговой системы — однородность входящих в нее предприятий, действующих на определенной территории или обслуживающих определенный контингент населения.

К основным торговым системам, осуществляющим розничную торговлю в Республике Беларусь, относятся Министерство
торговли, потребительская кооперация, ОРСы промышленных
предприятий и транспорта, прочие министерства и ведомства
(Минздрав, Минобороны, Минсвязи и др.).

6. В основу Концепции реализации государственной политики в сфере внутренней торговли и общественного питания на 2011 - 2015 годы (далее - Концепция) положен проект Программы развития внутренней торговли и общественного питания на 2011 - 2015 годы, разработанной государственным научным учреждением "Институт экономики Национальной академии наук Беларуси" в соответствии с подпунктом 3.3.1 пункта 3 протокола заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. N 13, а также концепцией, одобренной Премьер-министром Республики Беларусь 30 ноября 2010 г. N 32/221-938.

В настоящей Концепции определены цели, задачи и приоритетные направления развития розничного товарооборота торговли и общественного питания, потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров, расширения и совершенствования инфраструктуры розничной и оптовой торговли, общественного питания, совершенствования технической и технологической политики, финансово-кредитного обеспечения торговых организаций, а также принципы государственного регулирования в сфере торговли и общественного питания. При этом определены важнейшие параметры развития торговли и общественного питания, разработаны мероприятия по выполнению концепции, утвержденные приказом Министра торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2011 г. N 178 (далее - Мероприятия на 2011 - 2015 годы).

Основной целью развития торговли и общественного питания на долгосрочный период будет являться создание условий для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные товары широкого ассортимента, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создания эффективной системы товародвижения, при высоком уровне обслуживания, а также развития торговой инфраструктуры и увеличение сопутствующих услуг.

Основными источниками финансирования программных мероприятий являются собственные и привлеченные средства торговых организаций, инвесторов.

Реализация мероприятий по выполнению Концепции не требует дополнительного привлечения средств республиканского и местных бюджетов.Реализация Концепции позволит обеспечить:увеличение розничного товарооборота торговли в 1,7 - 1,8 раза, оборота общественного питания почти в 1,6 раза;рост показателя обеспеченности торговыми площадями до 600 кв. метров на 1000 человек, обеспеченности местами в объектах общественного питания - до 40 мест на 1000 человек;в торговле и общественном питании будет дополнительно создано более 38 тыс. рабочих мест.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...