Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел III. Социальные институты.




Глава 14. Образование

 

ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Вторым важнейшим событием в истории современного образования стала промышленная революция. На ранних этапах развития промышленности, когда технология была примитивной, а рабочие обладали низкой квалификацией, не было потребности в образованных кадрах. Но развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности - например, электротехников или инженеров. В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышлением развитии тесно связано с более высоким уровнем образования. Вскоре во многих странах мира стали совершенствоваться системы образования.

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ИНСТИТУТ

 

Третья важная перемена, способствовавшая расширению системы обучения, была связана с развитием самого института образования. Когда институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу - например, относительно повышения своего престижа «ли материальной поддержки со стороны государства. Образование не является исключением из этого правила. Несмотря на трудные времена и сокращение бюджета, институт образования остается устойчивым, почти не наблюдаются признаки его ослабления или распада.

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

 

Характерной особенностью образования в современных промышленно развитых странах является то, что рано или поздно обучение в начальной школе становится обязательным и бесплатным. Эта тенденция, возникшая в Германии в начале XVIII в., повторилась и в других странах. Образование рассматривается как способ привлечения рабочих в систему промышленности и их продвижения на более высокие уровни (Брим, 1958). Действительно, и в развитых, и в сравнительно отсталых странах обычно предполагается, что для модернизации общества необходимо грамотное население. Правительства и капиталистических, и социалистических стран обращаются за помощью к школе, когда осуществляются меры по модернизации и стимулированию экономического развития (Моракко, Моракко, 1978).

Социологи отмечали, что процесс образования обычно состоит из нескольких отдельных этапов. На дошкольном этапе (в возрасте от 2 до 5 лет) обучение в детском саду почти не отличается от домашнего обучения. Такие познавательные навыки, как чтение и письмо, развиваются лишь в небольшой мере. В начальной школе (в возрасте от 5 до 12 лет) детей обучают более сложным познавательным навыкам, в это время делается упор на усвоение знаний общего характера. В системе среднего образования {в возрасте от 12 до 16 лет) главное внимание уделяется более специальным знаниям, иногда профессиональному обучению. Наконец, на уровне высшего образования делается упор на изучение точных и гуманитарных наук, а также технических дисциплин, например вычислительной техники.

Такое разделение процесса образования отражает психологические и физические возможности учащихся. Начальное образование должно соответствовать способностям подрастающих детей. Например, даже мальчики, обладающие способностями к технике, не могут ремонтировать часы. И даже одаренные школьники не могут понять Толстого, их эмоциональный уровень еще недостаточно глубок. На уровне высшего образования эти недостатки преодолеваются. Здесь различия между системами образования обычно становятся гораздо более заметными, чем на ранних этапах. Эти различия проявляются в нескольких аспектах: существуют массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, централизованное и децентрализованное обучение, техническое и общее образование.

Массовое и элитарное образование

Государственные и частные учебные заведения

Британская модель

Американская модель

Централизованное и децентрализованное образование

Техническое и общее образование

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

МАССОВОЕ И ЭЛИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

В средневековой Европе все системы высшего образования можно было бы назвать элитарным. Оно было доступно лишь для небольшой части населения (от 1 до 5 процентов) - представителей высших слоев общества. В Оксфорде, Кембридже, Эдинбурге, Сент-Эндрю и других старинных университетах Великобритании главное значение придавалось высоко специализированному, гуманитарному знанию, подходящему для "джентльмена". Эта тенденция сохраняется и в наши дни в большинстве стран Европы, она получила распространение и в менее развитых странах. Например, в колледжах и университетах Китая и Турции обучается лишь около 10 процентов всех потенциальных студентов. Главное внимание там уделяется усвоению теоретических и абстрактных концепций, а не овладению практическими знаниями в различных областях, которые могли бы в большей мере пригодиться студенту после окончания учебы.

Однако во многих странах в XX в. наблюдается распад элитарного образования. Высшее образование получило широкое распространение в ответ на требования предоставить равные возможности для получения знаний представителям групп меньшинств и низших классов. Эта тенденция ярче всего проявилась в четырех странах: США, Канаде, Советском Союзе и Японии. Например, в США колледжи с двухгодичным неполным курсом обучения, колледжи, входящие в состав университетов, и профессиональные училища иногда получали статус четырехгодичных. А некоторые государственные колледжи получали статус университетов после создания в них аспирантуры.

В 60-е годы европейские страны все еще отставали - в них лишь 10 процентов (или менее) всех потенциальных студентов поступали в высшие учебные заведения (Бэнкс, 1968). Однако сравнительно недавно в результате социального и политического давления во многих европейских университетах увеличился прием студентов. В настоящее время в европейских странах он составляет примерно 25 процентов всех групп студенческого возраста. В то же время возрастает нагрузка на профессорско-преподавательский состав этих университетов - они должны проводить научные исследования в медицине, экологии и других областях, а также быть советниками в правительственных и коммерческих организациях.

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 14. Образование

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...