Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы политического конфликта




 

Многие конфликтные интересы обусловлены структурой общества, в котором формируются многочисленные группы с разными целями, и могут быть вызваны различным социально-экономическим статусом (рабочие versus управляющие производители versus потребители), вероисповеданием (протестанты versus католики), возрастом (пожилые versus молодые), местом жительства (жители привилегированных районов versus непривилегированных), различием по полу (мужчины versus женщины). Разные причины конфликта часто раскрываются, когда спорный политический вопрос связан с принятием закона, затратой денег или одновременно с тем и другим. Например, при решении вопроса о финансировании школ за счет налогов семьи, не имеющие детей (или семьи, в которых дети уже закончили школу), проявляют больший консерватизм, чем родители школьников. На государственном уровне производители выступают против потребителей, когда дело касается затрат, повышающих безопасность автомобилей, или использования консервантов в продуктах питания.

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

МОБИЛИЗАЦИЯ К ДЕЙСТВИЯМ

Иногда выразителями определенных интересов становятся постоянно действующие организации, контролирующие поведение избирателей. В качестве примеров можно привести комитеты политического действия и организации, воздействующие на членов Конгресса (т.е. лоббистские группы). В иных случаях мобилизация происходит путем постепенного объединения групп, имеющих общие интересы. Например, "организованная оппозиция" использованию ядерной энергии началась в конце 60-х годов главным образом под влиянием движения в защиту окружающей среды. Когда крупные организации наподобие клуба Сиерра и центров исследования общественного мнения, возглавляемых Ральфом Надером, объединились с небольшими местными группами, антиядерное движение стало важной политической силой. В настоящее время крупные влиятельные группы обсуждают многие аспекты применения ядерной энергии, включая себестоимость, загрязнение окружающей среды и использование отходов" (Касперсонидр., 1979).

В этой главе автор не использует важное в политической социологии понятие "гражданское общество". Это понятие, впервые введенное Локком, развитое Гегелем и активно используемое в работах Маркса, означает примерно следующее. Гражданское общество - это общество не отождествляемое с государством. По существу, гражданское общество есть совокупность многообразных групп и организаций. которые структурируют общество и обеспечивают людям выход на политическую систему через эти структуры. (Ред)

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА

 

Каким образом улаживается политический конфликт? Ответ на этот вопрос обусловлен политической структурой государства. Комитеты политического действия оказывали влияние на представителей политической власти: мэров, членов городских советов, государственных законодателей, членов палаты представителей и сенаторов. Эти люди занимаются разрешением конфликтов. Суды осуществляют такую же роль, когда наблюдают за конституционностью законов. Даже при диктаторских режимах, где законодательные органы н суды не имеют власти, на каком-то уровне можно найти некоторые механизмы урегулирования конфликтов; так Адольф Гитлер был вынужден улаживать конфликты, когда советы его генералов противоречили мнениям крупных немецких промышленников.

В этой главе мы рассмотрим компоненты политического процесса. Однако начнем с нескольких основных понятий и определений.

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

 

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

ВЛАСТЬ, СИЛА, ГОСПОДСТВО

 

Политическое устройство можно определить как совокупность идеологий и институтов, формирующих политическую деятельность в обществе. Для понимания политического устройства мы должны знать, что означают понятия власть, сила и господство.

Власть

Сила

Господство авторитета

 

 

 

 


Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

Глава 17. Политическая система

 

ВЛАСТЬ

Можно утверждать, что власть - основа политики. Социологи, исследующие политическую жизнь общества, должны серьезно разбираться в существе природы власти.

Макс Вебер, разработавший многие социологические понятия, ввел некоторые основные положения политической социологии. Он предложил одно из наиболее известных определений власти: это "возможность для одного деятеля в данных социальных условиях проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению" (1925/1968, т.1, с.53). Такое определение применимо к отношениям между двумя партиями. Подразумевается, что одна из них осуществляет власть над другой. Власть может быть основана на применении силы, связана с занимаемой политической должностью, унаследованным авторитетом или авторитетом статуса, как скажем власть родителей над несовершеннолетними детьми, и со многими другими факторами.

Что представляет собой власть, когда речь идет о более крупных группах, например, общностях и обществах? Талкотт Парсонс (1969) характеризует ее как "способность общества мобилизовать свои ресурсы ради достижения поставленных целей". Еще власть можно определить "как способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения" (с.204). Парсонс сравнивает власть с деньгами, поскольку она тоже "один из видов ресурсов". Кроме того, власть - это действенность системы, способность принимать законы, поддерживать порядок, защищать общество от врагов.

Однако определение власти остается в некоторой степени неясным. Она может означать применение силы по отношению к кому-то; можно также говорить о власти общности или всего общества, что вовсе не означает господства одного человека или группы над другими. Мы будем рассматривать власть одновременно и как способность навязывать свою волю, и мобилизовывать ресурсы общества для достижения поставленной цели.

Разногласия по вопросу о природе власти возникли также в связи с так называемой проблемой нулевой суммы. Власть можно сравнить с ограниченным количеством товара - если ее больше у одной партии, то у другой должно быть меньше. Более того, если власть перераспределяется, это всегда влечет за собой потерю для одной или другой группы. И определение власти как нулевой суммы отражено в описании политики с точки зрения того как, кто, что, когда и каким образом получает " (Лассвелл, Каплан, 1950).

С другой стороны, некоторые теоретики, включая Парсонса, утверждают, что власть имеет неограниченный характер. Парсонс снова проводит аналогию с деньгами. Кредит может способствовать увеличению денежных ресурсов, но богатство одного человека не всегда приводит к бедности других людей. Таким образом, увеличение власти необязательно связано с чьим-то поражением.

 

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...