Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Определение, понятие, задачи и функции логистики

Логистика - наука о планировании, организации, управлении и контроле движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика происходит от греческого слова «Logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. История возникновения и развития практической логистики уходит далеко в прошлое. Профессор Гамбургского университета Г. Павеллек отмечает, что еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты» или «логистики»; они занимались распределением продуктов питания. В 1 тыс. н. э. В военном лексиконе ряда стран с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов. Так, во времена византийского царя Леона УI (865-912 гг. н. э.) считалось, что задачами логистики являются вооружение армии, снабжение ее военным имуществом, своевременная и в полной мере забота о ее потребностях и соответственно подготовка каждого акта военного похода.

По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Логистика стала активно применяться в период Второй миро­вой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие мето­ды прикладной математики, логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно­материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.

В современных условиях выделяют несколько видов логистики: логисти­ку, связанную с обеспечением производства материалами (закупочная логи­стика); производственную логистику; сбытовую (маркетинговую, или рас­пределительную, логистику).

В основном звене (на фирменном уровне) логистическая система распа­дается на ряд структур, которые можно представить в виде горизонтальных функциональных субсистем в области закупок, производства и сбыта. В свою очередь, в рамках каждой из субсистем находятся структуры функциональ­ного характера - складское хозяйство, транспортировка, производство, услу­ги, обеспечение и обработка информации. Каждое из этих элементов неиз­бежно присутствует на любом производстве, а логистика объединяет их в систему с едиными целями и задачами, которые лежат в области минимиза­ции издержек всего производства, а не его отдельно взятого элемента. Инст­рументом подобного объединения является информационное обеспечение процессов производства, начиная с закупки и кончая сбытом продукции.

В странах с рыночной экономикой основной целью закупочной логисти­ки является удовлетворение потребностей производства в материалах с мак­симально возможной экономической эффективностью. Основу экономиче­ской эффективности закупочной логистики составляют поиск и закупка не­обходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным це­нам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен - главный, но существенную роль также играет анализ дру­гих факторов, в том числе возможных логистических расходов и сроков по­ставок.

Производственная логистика обеспечивает выживаемость предприятий, завоевание ими конкурентных преимуществ возможных лишь при условии их обязательной непрерывной организационно-технической перестройки с це­лью приближения реально существующего производства к его оптимальному проекту, соответствующему достигнутому уровню знаний, техники, техноло­гий, организации и управления производством. Эта организационно­-техническая перестройка представляет собой непрерывный процесс гибкой адаптации предприятия к непрерывно меняющимся условиям рынка, к неста­бильным налогам и методам государственного регулирования. Для достиже­ния устойчивой конкурентоспособности на рынке процесс перестройки орга­низации должен идти как процесс сближения существующей модели органи­зации с ее идеальном проектом.

Сбытовая логистика, или логистика распределения, - неотъемлемая часть общей логистической системы, обеспечивающая наиболее эффектив­ную организацию распределения производимой продукции. Она охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирова­ние и др. Как организация процесс а сбыта во всем его многообразии логисти­ка распределения была призвана стать органической частью системы произ­водства, нацеленной на удовлетворение разнообразных потребностей заказ­чиков.

Выделяют также и транспортную логистику, которая, в сущности, явля­ется составной частью каждого из трех видов логистики. Неотьемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистиче­ского информационного потока, включающего в себя сбор данных о товар­ном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выда­чей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компь­ютерной логистикой

В логистической цепи, то есть цепи, по которой проходят то­варный и информационный потоки от поставщика до потребителя; выделя­ются следующие главные звенья: закупка и поставка материалов, сырья и по­луфабрикатов; хранение продукции и сырья; производство товаров; распре­деление, включая отправку товаров со склада готовой продукции; потребле­ние готовой продукции. Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, то есть тех работников, кото­рые выполняют все последовательные операции.

Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концеп­ции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбо­ром вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов по­ставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.

Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных фирм и предприятий. Примером может служить внутрипроизводственная логисти­ка, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реа­лизации и контролю за ирЬцессами перемещения товаров внутри промыш­ленных предприятий. Oтличие между макро- и микрологистикой состоит еще и в том, что в масштабах первой взаимодействие между участниками процес­са товародвижения происходит на основе купли-продажи товаров, а в рамках второй - на бестоварных отношениях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...