Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть вторая. Исследование Сурат Шабд Йоги 7 глава




Гуру Амар Дас

Таким образом, система йоги является, в сущности, единым целым и не может быть разделена на какие-то искусственные классификации. В Бхагавад Гите, или Небесной Песне, которая прежде всего является ЙогаСутрой, принц йогов, Господь Кришна, дает ясное изложение различных типов йог принцу-кшатрию Арджуне, чтобы убедить его в важности СВАДХАРМ, или Пути Долга, определенного с различных точек зрения, ибо работа - это не что иное, как поклонение в истинном смысле слова, если понимать ее как таковую и делать ее без привязанности к ее результату.

3.5. Джнана Йога, или Йога Знания

(Правильное Различение)

Путь Джнана - для тех, кто одарен сильным интеллектом или сообразительностью и имеет тонкую интуицию, способных проникнуть в причины вещей, чтобы достичь ядра реальности. Это означает правильное различение и знание, самую первую неотъемлемую часть в восьмиричном пути праведности, провозглашенном Буддой. Именно от правильного понимания истинных ценностей жизни последует в правильном направлении все остальное, так как без правильного и точного знания Истины все усилия с самыми лучшими намерениями, вероятно, пойдут вкривь и вкось и приведут нас рано или поздно к трудностям.

Важность истинного знания ощущается фактически во всех аспектах йоговской жизни, будь то Карма Йога или Бхакти Йога. В Карма Йоге нужно знать и понимать, что человек имеет право на действие или работу, но не на результат этого. Так как невозможно не делать работу, то работу нужно выполнять в истинном духе своего долга, посвящая ее Господу, с разумом, фиксированным на Нем. Отказ от привязанности к результатам приносит ровность характера, и в спокойной самоотдаче заключается истинная йога созерцания, совершенный покой, порожденный полным подчинением своей жизни Богу.

Также в Бхакти Йоге бхакта, или поклоняющийся, должен в качестве предварительного шага понять истинное значение бхакти, или преданности Господу, а затем развивать в себе правильную перспективу, которая может позволить ему видеть свет своего ИШТ-ДЭВА не только в человеческих существах, но и в каждой форме жизни.

Короче, путь Джнана Йоги делает ударение на истинном знании самой сокровенной Реальности, то есть истинной природы атмана. “Самосозерцание”, лейтмотив истинного джнани, пытается упражнением правильного различения отделить гигантское на вид маленькое “я” (внешнего человека) от маленького великого “Я” внутри (внутреннего человека), так как “я” - враг “Я”, и соответственно тренируемое “я” становится другом “Я”. Цель этой йоги - изгнать тьму невежества факелом знания. Это высоко аналитический путь, и для его успешной работы нужно тщательно придерживаться трех вещей:

1) ШРАВАН, или слушание: слушание священных писаний, философских рассуждений, и превыше всего, живых Мастеров духовности с личным опытом Реальности, которые могут передать свой жизненный импульс тем, кто вступает в контакт с ними, так как именно в обществе истинно пробужденной души человек пробуждается от своей долгой спячки.

2) МАНАН, или мышление: оно состоит в интенсивном и вдумчивом обдумывании услышанного и понятого, чтобы конкретизировать абстрактное и сделать интеллектуальные понятия пульсом сиюминутной жизни посредством тщательного упражнения различения, которое на каждом шагу отличает истину от лжи. Это приводит к освобождению души человека от петли эгоизма всеми возможными средствами по его команде. Это похоже на взбивание масла из пахты.

3) НИДХЬЯСАН, или практика: она состоит в перенесении центра тяжести с эфемерного и меняющегося “я” на постоянное и вечное “Я”, с окружности в центр своего существа. Это постепенно вызывает непривязанность к парам противоположностей - богатству и бедности, здоровью и болезни, славе и позору, удовольствию и боли и т.д. - в которых все имеют тенденцию плыть по течению в обычном ходе существования.

Путь Джнана - укороченный путь к йоге, но он пугающе крутой, и очень немногие могут принять его. Он требует редкого сочетания острого, как бритва, интеллекта и интенсивной духовной жажды, которыми обладают лишь немногие, типа Будды и Шанкары.

Однако, путь может стать ровным, если человек по чрезвычайно счастливому случаю встретит Мастера-душу. Сант Сатгуру может своей длинной и сильной рукой вытащить претендента прямо из бездонного вихря жизни чувств без необходимости для него делать слишком много садхны.

3.6. Бхакти Йога, или Йога Преданности

Тот, кто с непоколебимой преданностью (Бхакти Йога) служит Богу, перешел за пределы берегов и подходит для спасения.

Бхагавад Гита

Это есть йога поклонения с любящей и живой верой, абсолютной и твердой, в своего ИШТ-ДЭВА, или объект своего почтительного обожания. Это очень популярный путь, самый подходящий для тех, кто наделен эмоциональной склонностью разума. Бескорыстная преданность - ключ к успеху на этом пути. Бхакта, или преданный, всегда восторгается в восхищенных нотах и всегда занят пением гимнов хвалы своему Господу, и никогда не устает от них. Он стремится отличаться от джнани как в своем взгляде на жизнь, так и в своем подходе к Богу, так как вместо поиска истинного “Я”, которое является также Брахманом, он устанавливает дуализм между собой и Богом, которого он обожает как отдельное и высшее существо. Но этот дуализм не обязательно окончательный; бхакта знает секрет - становишься тем, кого обожаешь.

Культ бхакти занимает важное неотъемлемое место во всех йоговских садхнах. Джнанину он обеспечивает существенную поддержку в форме преданности причине самопознания. В Карма йоге он проявляется в форме следствия и находит свой расцвет в действиях любящей преданности общему благу всех созданий, так как все они - творение Бога.

Путь бхакти характеризуется тремя существенными чертами: ДЖАПА, ПРЕМ и символическим представлением объекта поклонения.

1) ДЖАПА: это означает постоянное воспоминание и повторение имени Бога; вначале устно, посредством языка, а затем мысленно. Все верующие занимаются этой практикой независимо от того, какая у них религия. Практика перебирания четок широко распространена в мире. Их индусское название - МАЛА, христианское - четки, а мусульманское - ТАСБИХ. Если это не выполняется с преданностью и концентрацией, оно не достигает цели, так как рискует стать механическим. Так, в некоторых странах вся практика превратилась в простое вращение колеса, на котором написаны различные молитвы, только рука занята этим, а разум вместо фиксации на Боге свободно блуждает в мирских мыслях.

2) ПРЕМ БХАВА, или любящее отношение, принимает многообразные формы у бхакты. Иногда он принимает роль ребенка и цепляется за Бога, как за своего отца или мать; в других случаях он полностью меняется ролями и играет с Ним, как со своим ребенком. Иногда он занимает позицию друга и компаньона (сакха-бхава), любящего, томящегося по своей возлюбленной супруге, преданного раба своего Хозяина или пьяницы к вину, как мы находим в четверостишиях Омара Хаяма. Все это зависит от различных настроений и пристрастий. Христос всегда говорил о Боге как об “Отце”, Парамаханса Рамакришна обожал Его как “Мать”, Арджуна, принц-воин, и Мира, раджпутская принцесса, всегда считали Его САКХА другом и компаньоном, а Гопи пели песни муки и горя, как любая влюбленная девушка о своем любимом.

3) Затем следует избранный символ Господа. Каждый имеет свое понятие об инкарнациях и проявлениях Бога. Как Безымянное принимает много имен, так и Бесформенное появляется во множестве форм, согласно желаниям своих поклонников. Один может находить Его в камне, как делал Садна, другой - в идоле, так как Он внутренне присущ всем формам и отвечает на молитвы всех Его искренних бхакта и никогда не позволяет им опуститься. Можно, конечно, служить Господу, когда Он появляется как Богочеловек, Учитель человечества, такой как Будда, Христос, Кабир, Гуру Нанак, которые своим присутствием освещают мир.

Процесс бхакти постепенно расширяет кругозор бхакты до тех пор, пока он не увидит свет своего избранного идола пронизывающим все в нем и вокруг него и не начнет чувствовать себя расширяющимся от любви до того, что он обнимет все творение Бога. Такова кульминация, к которой любовь приводит его. Этот процесс прекрасно проиллюстрирован в наше время жизнью Шри Рамакришны. Сначала он поклонялся Божественной Матери как идолу в храме Дакшинешвар, затем - как принципу, который проявляется во всех хороших и святых вещах, и наконец - как духу, пронизывающему все, зло не меньше чем добро, считая даже куртизанку его проявлением. Стадии прогресса истинного бхакты от дуализма к монизму, от ограниченной личности к всеобщности, традиционно называются так:

а) САЛОКЬЯ: стадия, на которой поклоняющийся желает пребывать в той же области, что его Любимый.

б) САМПРИЯ: стадия, на которой он хочет пребывать не только в той же области, но также в тесной близости к своему Любимому.

в) САРУП: стадия, на которой поклоняющийся желает для себя ту же форму, что у его Любимого.

г) САЮДЖА: финальная стадия, когда поклоняющийся не удовлетворяется ничем, кроме как стать единым с Божеством.

Когда бхакта достиг конца своего пути, он больше не видит никакой двойственности, а созерцает одно Божество, пронизывающее все и везде. Он может продолжать говорить о Нем в привычной манере, как об Отце или Матери, но он больше не знает никакого различия между этой Сущностью и собой, о чем мы читаем высказывания Христа: “Я и Отец Мой - Одно”.

3.7. Карма Йога, или Йога Действия

Карма - это сущность жизни, будь то жизнь человека или Бога, Владыки Кармы. Кармы, которые выполнены правильно, в духе служения Божественному, могут привести к духовному освобождению.

Кармы, или действия, бывают двух типов: хорошие и плохие. Хорошие дела - это такие, которые направлены на приближение нас к нашей духовной цели, в то время как плохие дела отдаляют нас от нее. Нет удовольствия более высокого и постоянного, чем возникающее от открытия вновь своего истинного “Я”, которое действительно является нахождением своей идентичности с миром вокруг.

Жизнь во всех ее формах характеризуется активностью, изменения закон жизни. Ни один человек не может обойтись без действия, даже на долю секунды. Вордсворд описал это состояние вечной активности так:

Глаз не имеет выбора, кроме как видеть,

Мы не можем заставить ухо быть глухим,

Наши тела чувствуют, где бы они ни были,

По нашей воле или против нее.

В этом случае все, что человеку нужно сделать - это возвысить ход своих действий от начала до конца настолько, чтобы они очистились от шлака низких и скверных желаний и чувственных отношений. Бескорыстное служение человечеству - высшая добродетель. “Служение другим прежде, чем себе” должно быть ведущим принципом в жизни. Поскольку вся жизнь исходит от Бога, источника жизни и света, жизнь должна быть постоянно посвящена Ему, безо всякого желания результата этого. БРАХМСТХИТИ, или установленность в Брахмане, приходит не отказом от работы (САИВЬЯС), а отказом от желания ее результата (ТЬЯГА). Не работа, а именно побудительная сила за работой связывает нас и балует эго.

Карма, чтобы быть средством МОКША, или освобождения от разума и материи, должна удовлетворять трем условиям:

1) Истинное знание более высоких ценностей жизни: сама Жизнь, будучи непрерывным принципом, внутренне присуща всем формам творения и поэтому достойна уважения и обожания. Это реалистический аспект Кармы.

2) Искренние и любящие чувства ко всем живым существам, от так называемых низших до высших. Это эмоциональный аспект Кармы.

3) Карма должна выполняться с активной волей, без страха наказания или надежды на воздаяние. Иными словами, она должна быть спонтанной, автоматически вытекающей из специфической природы человека (СВАДХАРМА), то есть из чувства долга - работа ради работы, а не по какому-либо ограничению или по принуждению. Человек - не просто создание обстоятельств, он имеет волю, посредством которой может изменять свое окружение и направлять свою собственную судьбу. Это волевой аспект Кармы.

Человек, живущий полностью для других, живет не для себя и не позволит своему эго раздуваться от мыслей об обладании. Будучи полностью непривязанным духом, карма йог живет в полном отмежевании от своего обычного “я”.

Кто выполняет задачу, продиктованную долгом,

не заботясь вовсе о результате действия, тот - йог.

Бхагавад Гита

Короче, “бескорыстная преданность долгу” - ключ к успеху на пути действия. При исполнении долга нужно подняться над чувственными объектами, чувствами, разумом и сознательной волей, чтобы все, что делается от полноты своего бытия, было спонтанным действием в свете атмана и праведным действием, давая возможность видеть деятельность в бездействии и бездействие в деятельности и быть неподвижной точкой в вечно вращающемся колесе жизни, которая находится сразу и в деятельности, и в бездействии. Таким образом, “правильно выполненное” и “правильно отвергнутое” действия ведут к одной и той же цели, так как именно правильное понимание природы действия приводит к йогическому состоянию.

Итак, таковы три основных типа йоги, предназначенных и приспособленных согласно человеческой натуре. Каждый получает мистический зов к тому, к чему он склонен по своему темпераменту. Рассудительному философу, одаренному логическим умом, он приходит так: “Оставь все иное и познай меня”. Стремящийся к духовности, наделенный эмоциональным умом, получает его таким: “Оставь все иное и потеряйся в моей любви.” А высоко практический и активный ум получает такой зов: “Оставь все иное и служи мне”.

Как уже сказано, эти три подхода частично совпадают и не могут быть полностью разделены. Что-то от бхакта и карма-йога присутствует в истинном джнани; что-то от джнани и карма йога - в истинном бхакте; и что-то от джнани и бхакты - в истинном карма-йоге. Дело не в исключительности, а в преобладающей тенденции.

3.8. Другие Йоги, упоминаемые в Гите

Кроме этих хорошо известных и популярных форм, Господь Кришна дает нам также еще несколько типов с некоторыми оттенками различий между ними.

Йога медитации

Это йога сосредоточенного внимания, как “свет лампы в безветренном месте”. Она - для контролирующего себя, способного упорно бороться. С разумом, всегда фиксированным на атмане, человек с помощью сознательной воли постепенно отводит себя от рассеянности разума и обнаруживает себя живой и самосветящейся душой, и после этого всегда движется к совершенству. Для этого нужно отделаться от всех стремлений, желаний, надежд и имущества и удалиться в уединенное место, чтобы практиковать контроль над разумом и телом.

Йога духовного опыта

Этот опыт получают, прорвавшись сквозь трехмерное яйцо гун: САТВА, РАДЖАС и ТАМАС и поднявшись над физическим и умственным состояниями. Это приходит с пониманием истинной природы вещей, т.е. ВИВЕК, или различением. Ее заслуга больше, чем от выполнения обрядов и ритуалов, жертвоприношений и церемониалов, изучения священных писаний и пения псалмов, аскетической практики, подавания милостыни и совершения других благотворительных дел, каждое из которых поневоле делается на плане чувств и связано с ним, но не может доставить в Запредельное.

Йога мистицизма

Это прибежище в Господе посредством полной самоотдачи Ему. Оно приходит от знания истинной природы Бога и от непосредственного видения. Этим путем освобождаются от добрых и злых последствий своих действий, каждое из которых выполняется как жертвоприношение у Лотосовых Стоп Господа.

Бхагавад Гита - это поистине конспект систем йоги, преобладавших во время ее обнародования, и фактически их упомянуто восемнадцать: ВИКХАД ЙОГА (гл.1), САНКХЬЯ ЙОГА (гл.2), КАРМА ЙОГА (гл.3), ГЬЯН-КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (ГЛ.4), КАРМА-САНЬЯС ЙОГА (гл.5), АТАМ САНДЖАМ ЙОГА или ДХИАН ЙОГА (гл.6), ГЬЯН-ВИГЬЯН ЙОГА (гл.7), АКШАРА-БРАХМА ЙОГА (гл.8), РАДЖА ВИДЬЯ РАДЖ ГУХЬЯ ЙОГА (гл.9), ВИБХУТИ ЙОГА (гл.10), ВИШВА-РУП ДАРШАН (гл.11), БХАКТИ ЙОГА (гл.12), КШЕТРА КЕХЕТРАГЬЯ ВИБХАГ ЙОГА (гл.13), ГУН ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.14), ПУРШОТТАМ ЙОГА (гл.15), ДЭВАСУРА САМПАД ВИБХАГ ЙОГА (гл.16), ШРАДХА ТРАИ ВИБХАГ ЙОГА (гл.17) и МОКШАР САНЬЯС ЙОГА (гл.18).

Из приведенного выше анализа ясно, что отличия, обрисованные между разными аспектами системы йоги, скорее иллюстрируют свойство человеческого разума смотреть на одно и то же по-разному, чем какое-нибудь внутреннее различие между одним типом и другим. Они являются разными гранями одного и того же предмета и часто частично совпадают и взаимопроникают друг в друга. Если изучить Гиту достаточно хорошо, начнешь видеть, что, в то время как Господь Кришна говорит о различных йогах, чтобы гармонизировать различные человеческие подходы к Божественному, сопровождающая их практическая эзотерическая дисциплина - одна и та же. Когда Он посвятил Арджуну в мистическую науку, Он открыл его ДИВЬЯ ЧАКШУ, или третий глаз, и только после этого принц смог созерцать Его Вселенскую Форму, или ВИШВА РУПА (гл.11). В конце концов, как Гуру великий королевский йог сказал ему, чтобы он оставил все иное и полностью подчинился Ему; САРВА ДХАРМАН ПАРИТЬЯДЖЬЯ МАМ ЭКАМ ШАРАНАМ ВРАДЖА (гл.18). В Гите нет недостатка в дальнейших намеках на внутренний путь; так, в главе 1 нам говорится, что в самом начале Господь затрубил в раковину пяти мелодий. Но при отсутствии учителя, который сам практически овладел наукой, мы стремимся истолковать это или на уровне интеллектуальной дискуссии, или на уровне ритуального пения, таким образом упуская ее внутренний смысл.

Можно отметить, что дуалистическое предположение характеризует первые стадии не только Бхакти Йоги, но также и всех остальных типов йоги. Они начинают с отличения дживы от Брахмана; одна - несовершенная, конечная и ограниченная, а другой - Совершенный, Бесконечный и Неограниченный. Само творение - это продукт двух принципов, позитивного и негативного: САТ и САТО в чисто духовном мире, ПУРУШ и ПРАКРИТИ в более высоких сферах Брахманда, БРАХМА и ШАКТИ в середине Брахманда, КАЛЬ и МАЙЯ еще ниже, и ДЖИОТИ и НИРАНДЖАН в нижней части Брахманда. Именно их союз, какова бы ни была стадия, приводит различные формы к проявлению, от мельчайшего атома до огромнейшей Вселенной.

Сам термин “БРАХМАН” происходит от двух корней: ВИРЕХ - что означает “рост” или “расширение”, и МАНАН - что означает “понимание”. В процессе творения Единое проецирует себя в дуалистические и плюралистические формы, и путь возврата - через обратный процесс, от дуализма и множественности к Единому. Но пока человек остается в теле, он не может, согласно йогам, всегда быть в состоянии Самадхи, или единства с Ади Пуруш, Первичным Существом. Поэтому система йоги верит в ВЕДЕХ МУКТИ, или окончательное освобождение только после смерти. Кроме того, высшее небо йогов - Сахасрар, сфера тысячелепестковых огней, а йогишваров - Трикути, штабквартира Брахманда, самое начало или яйцо Брахмана. Большинство Пророков мира нисходит из этой сферы, являющейся как бы гостиницей на полпути между физическим и чисто духовными планами; иногда на Запредельное ссылаются как на ПАР БРАХМ только. Путь Святых и Мастеров, однако, лежит за пределами этих планов, так как они определенно говорят о САТ ЛОК, Обители Истинного, царстве Чистого Духа, и даже о планах за его пределами: *, ** и ***.

3.9. Йога в священных писаниях зороастрийцев

Будет интересно узнать, что мы имеем в Гатхах Зороастра пятиричную систему Блаженного Единения с Ахура Мазда, которая близко соответствует йоговским системам, таким как Джнана, Бхакти, Карма, Раджа Йога и т.д., которые мы рассмотрели. Мы процитируем много из “Практической Метафизики Зароастрийцев” м-ра Миночехра Хормусджи Тут, ведущего зороастрийского ученого.

1. Гатха Ахура Ваити - Путь Божественного Знания

Смотри внутрь проникающим просветленным разумом и найди истину своего личного “я”, чтобы преодолеть низменное “я” и грубый физический эгоизм АКИН путем эволюции лучшего и высшего “Я”, ВАХЬО, и в конце концов реализовать наилучшее, Абсолютное Бытие (ВАХИШТ АХУРА) и наивысшее “Я” - АХУРА МАЗДА, или Высшую Реальность Вселенной, АША ВАХИШТА.

Полярность “Лучшего и Низменного”, изначальной духовной тонкости и грубейшей инертности, создается двойственными духовными силами: развертывающей (СПЕНТО) и выпрямляющей (АНГУ), произведенными Маздой. Как Жизнь, так и Материя произведены гармоничным соединением этой пары духовных сил и развиваются к совершенству их соединенной активностью. Это метафизический путь духовного знания, данный ГАТХА АХУРА ВАИТИ (соответствует Джнана Йоге).

2. Гатха Ушта Ваити - Путь Любви и Преданности

“Путь АРМАИТИ, Божественной Любви и Преданности, приобретаемой устойчивой привязанностью к Истинному Любимому Мастеру Рату Заратустре. Считая, что Любимый Мастер, связанный со Всепроникающей, Бесконечной Реальностью, есть все во всем, альфа и омега, поклоняющийся остается непривязанным и незапутанным в мирских привязанностях, и приобретает божественную любовь, которая ищет и лелеет Блаженное Единение со Всепроникающей Реальностью Творца Ахура Мазда.

Так провозглашает Рату Заратустра в этой Гатхе:

Так Я открываю Слово, которому Самый Раскрытый научил меня,

Слово, которое лучше всего слушать смертным;

Кто бы ни оказывал мне повиновение и постоянное внимание,

Добьется для своего собственного “я”

Всеобъемлющего Цельного Бытия и Бессмертия;

И с помощью служения Святому Божественному Духу

Познает Мазда Ахура.

Ха. 45:8 (соответствует Бхакти Йоге)

3. Гатха Спента Маинью - Путь Бескорыстного Служения

Бескорыстное служение оказывается для помощи,

Роста и блага всей вселенной и всех живых существ в ней:

Объединительное Знание - лучшее для людей с их рождения,

Пусть бескорыстное служение будет делаться для вселенной,

Эта вселенная должна процветать для нашего возвышения.

Ха. 8:5

Мы должны принести в жертву конечное “я”, эго, или индивидуальность, на алтарь благого, филантропического служения всей Вселенной, чтобы приобрести бесконечное видение Единства Жизни и имманентности Всепроникающей Реальности с помощью поклонения Ахура Мазде, Творцу, Источнику и Конечной Цели всего.

Гатха кончается волнующей душу аксиомой жизни:

Самая Возвышающая, Облагораживающая Воля или Сила Воли - это воля праведного служения, Которую Создатель индивидуализированного человеческого существования кульминирует в Просветленный Сверхразум. (соответствует Карма Йоге)

4. Гатха Ваху-Кшетра - Путь Самообладания

Контролированием низменных умственных склонностей и скверных тенденций физической природы с помощью возвышения силы воли, стремлением в Божественное Царство единения со Вселюбящим и Всепроникающим Ахура Мазда, самообладание достигается умиротворенным и успокоенным разумом.

Святое Самообладание - это самое поддерживающее абсолютное господство. Интроспекцией почтительного служения оно достигается внутренне через Всепроникающую Реальность. О Мазда! Пусть мы достигнем этого лучшего сейчас.

Ха. 51:1 (соответствует Раджа Йоге)

5. Гатха Вахишто Иштиш - Путь Самовозвышения

Он состоит в физической, умственной и духовной культуре с помощью культивирования более высоких и благородных качеств головы и сердца в попытке познать свое истинное “Я” по отношению к Высшему “Я” Ахура Мазды и в посвящении конечного “я” и относительного бытия Ахура Мазде.

Жизнь на земле - это великая жертва, ЯДЖНА (ЯГНА) - добровольная жертва себя на благо своих собратьев. Именно самовозвышением в конце концов оканчиваются все человеческие усилия, и фактически оно является целью, к которой ведут все описанные выше пути. Без истинного знания двойственных духовных сил, лучшей и низменной, без любящей преданности претендента великому делу и бескорыстного служения невозможно овладеть самоутверждающимся “я” внутри себя, чтобы подняться над телесным сознанием и этим подготовить себя для духовного пути, лежащего впереди.

В зороастрийской философии парные принципы или “Лучшая и Низменная духовные силы” - это фундаментальный закон относительного существования, проявленный во Вселенной. Эта полярность существенна для эволюции жизни от грубейшего низменного до лучших и более высоких стадий духовности, вплоть до реализации бесконечного добра и высшего блага Абсолютного Бытия за их пределами. Без этой полярности Лучшего и Низменного наилучшее Абсолютного Запредельного никогда не может быть реализовано, и Безличное Верховное Существо не может быть постигнуто:

Действительно, твоему “Я”, как лучшему из всего,

Самосветящаяся личность передаст Самопросветление,

Так что, о Всезнающий Мазда, Ты будешь открывать Себя

Через Твой Самый Благой Дух и будешь даровать

Блаженную Мудрость Божественного Разума

Через Всепроникающую Реальность.

Гатха Уштаваити

В ВЕНИДАД Верховный Ахура Мазда уверяет нас:

Действительно, Я не позволю двум противоположным духовным

Формам выступить против сверхчеловека, который продвигается

К Лучшему Абсолютному Бытию.

Звезды, луна и солнце, О Заратустра, славят такого человека;

Я славлю его, Я, Творец Ахура Мазда,

Призываю Блаженство на тебя, о Сверхчеловек!

Ты пришел из бренного места в Вечное.

Венидад

3.10. Йога и внешние науки

Обсудив в некоторых деталях различные методы йоги, мы можем в заключение напомнить себе справедливое предупреждение Шанкары:

Троякий путь - путь мира, путь желаний и путь священных писаний, далекий от того, чтобы дать знание Реальности, держит нас постоянно связанными в тюрьме Вселенной. Освобождение приходит только тогда, когда освобождаешься от этой железной цепи. Освобождения нельзя достичь иначе как восприятием тождественности индивидуального духа со Всеобщим Духом. Этого нельзя достичь ни йогой, ни Санкхьей, ни практикой религиозных церемоний, ни простой ученостью.

Чтобы осовременить послание Шанкары о том, что Истинное знание дело непосредственного восприятия, а не просто церемонии, ритуала или логического вывода, мы можем добавить, что оно также не может прийти через внешние науки. Открытия внешних физических наук действительно впечатляют и подтвердили многие взгляды на природу космоса и существования, высказанные йоговскими системами. Они установили, без сомнения, что все во вселенной относительно, и что все формы, в сущности, приводятся к существованию взаимодействием позитивной и негативной энергии. Эти открытия привели некоторых к предположению, что физические науки могут и приведут нас к тому же знанию, которое йоги прошлого искали с помощью Йоги, что наука заменит Йогу и сделает ее неуместной.

Слепой, хотя он не может видеть солнца, все же может чувствовать его тепло. Его осознание какого-то явления, которое он не может воспринимать непосредственно, может привести его к замыслу и выполнению серии экспериментов, чтобы узнать его природу. Эти эксперименты могут дать ему много ценных данных. Он может быть способен проследить более точно, чем обычный человек, ход солнца, его сезонные изменения и различную интенсивность его излучения. Но может ли все это знание, которое он собрал, заменить возможность на одно мгновение увидеть солнце непосредственно самому?

Как обстоит дело со слепым и человеком нормального зрения, так же с ученым и йогом. Физические науки могут дать нам много ценного косвенного знания о вселенной и ее природе, но это знание никогда не сможет занять место непосредственного восприятия; так же как логическое знание слепого не сможет понять главный атрибут солнца - свет, так и ученый в своей лаборатории не сможет понять главный атрибут космической энергии - Сознание. Он может знать очень много о вселенной, но его знание никогда не сможет достичь всеобщего сознания. Этого сознания можно достичь только через внутреннюю науку, науку йоги, которая открытием нашего внутреннего глаза приводит нас лицом к лицу с Космической Реальностью. Тому, чей внутренний глаз открыт, больше не нужно полагаться на то, что говорят о духовности, на утверждения своего Учителя или просто на философский или научный вывод. Он видит Бога сам, и это превосходит всякое доказательство. Он может сказать вместе с Христом: “Узри Бога!” или с Гуру Нанаком: “Господь Нанака виден везде”, или со Шри Рамакришной: “Я вижу Его, как тебя - только намного более интенсивно” (отвечая Нарену - впоследствии известному как Свами Вивекананда - в его самый первый визит на его вопрос: “Мастер, вы видели Бога?”).

АДВАЙТИЗМ

Йога вечна, как сам Брахман. Так как с каждым новым циклом человек приходит к осознанию Всепроникающего, он пытается подыскать средства для реализации Его. Говорят, Хираньягарбха был первым, кто учил йоге или Божественному Пути, но именно его преемники, Гаудапада и Патанджали, развили ее в упорядоченную систему. Как мы уже видели в предыдущей главе, вся истинная йога начинается с дуалистического предположения, но кончается недуализмом. Неудивительно поэтому, что многие изучающие внутреннюю науку должны были быть озадачены этим парадоксом. С ходом времени путаница привела к спору и полуистина часто ошибочно принималась за полную истину. Именно в такое время появился Шанкара, необыкновенно одаренный человек из Южной Индии, чтобы проповедовать истинную философию адвайтизма.

Он был одарен изумительными способностями к рассуждению, логике и прозрению, и немногие достигли глубины, тонкости и последовательности видения, которые находят в писаниях Шанкары. Взяв все великие священные писания, как они дошли из прошлого, он недвусмысленно истолковал их смысл и установил идентичность их сути. Он показал, что Реальность - Одна и, в конечном счете, не может допускать никакой множественности или дуализма. Индивидуальная джива может начать как отличная от Брахмана, но ко времени, когда она достигнет полной реализации, она реализует свое единство с Абсолютом, Всепроникающим. Вооруженный интеллектуальной способностью ясновидения, он очистил индийскую мысль от всех кажущихся противоречий, препятствовавших ее свободному развитию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...