Организация управления торговлей
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Министерство торговли РФ (Минторг России) – федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направленную на удовлетворение потребностей населения в товарах массового потребления и торговых услугах, организацию торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей. Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; организация конкурсного размещения заказов на поставку товаров народного потребления; организация федеральных ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления; поддержка деятельности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка; организация государственного контроля за качеством товаров и защитой прав потребителей и т.д. Следует учитывать, что основные функции в области организации внутренней торговли отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оптовой торговли, управление подведомственными торговыми предприятиями и т.д.). Государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в организациях промышленности, торговли и общественного питания непосредственно осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), входящая в систему Министерства торговли.
В ее задачи входит искоренение злоупотреблений в торговле и общественном питании, недопущение на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются все организации и предприятия торговли и общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги. Госторгинспекция состоит из Департамента и территориальных управлений в субъектах РФ. Главный государственный инспектор по торговле – глава Департамента – назначается Правительством РФ. Департамент Госторгинспекции организует работу и контролирует деятельность территориальных инспекций; вносит предложения о снятии с производства товаров, опасных для здоровьяижизни; производит контрольные закупки; проверяет документацию торговых организаций; дает обязательные для них предписания об устранении выявленных нарушений, о снятии с реализации товаров, о приостановлении приемки товаров, о наложении на виновных штрафных санкций. Аналогичны функции и полномочия территориальных инспекций, которые также контролируют соблюдение порядка применения цен, стандартов по качеству товаров, решают жалобы покупателей, причем их решения обязательны для продавцов. В своей деятельности органы Госторгинспекции руководствуются также Федеральным законом «О защите прав потребителей» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140).
59. Организационно-правовые основы управления финансами и кредитом. К ведению РФ относятся: финансовое, валютное и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции РФ).
В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции РФ). Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами. Министерство финансов РФ (Минфин России) разрабатывает проекты федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; принимает участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, в осуществлении государственного финансового контроля, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ. Федеральное казначейство организует осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами; контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств. Казначейство организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также осуществляет взаимные расчеты между ними; представляет ОГВ РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, о результатах исполнения федерального бюджета и т. д. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) принимает участие в выработке налоговой политики и осуществляет ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей; обеспечивает государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляет валютный контроль. Органы, осуществляющие финансовый контроль: - Счетная палата РФ;
- Федеральное казначейство; -Департамент государственного финансового контроля и аудита.
60. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической деятельностью. К ведению РФ относятся ее внешнеэкономические отношения, таможенное регулирование (ст. 71 Конституции РФ). Координация внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Внешнеэкономическая деятельность осуществляется и субъектами Федерации. Правительство РФ руководит финансово-валютной деятельностью в отношениях с иностранными государствами, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом и т. д. Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) регулирует внешнеэкономическую деятельность как составную часть общих отношений России с иностранными государствами, разрабатывает предложения по государственной внешнеэкономической политике России, меры по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем рынке и т. д. Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами реализует решения Президента и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) обеспечивает в рамках своей компетенции экономическую безопасность РФ и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности и взимание таможенных пошлин и налогов; выдает и обеспечивает выдачу лицензий; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу; организует борьбу с нарушителями таможенных правил; ограничивает и запрещает ввоз товаров и т. д. Органы местного самоуправления вправе заключать хозяйственные договоры с зарубежными партнерами для привлечение их продукции, товаров и услуг на местный рынок; могут осуществлять лицензирование и квотирование поставляемых на экспорт продуктов (товаров) предприятий и организаций, расположенных на их территории; участвуют в формировании валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, и т. д.
Государственный контроль в области внешнеэкономических связей осуществляют Минэкономразвития и ГТК РФ.
61. Административно-правовая организация в социально-культурной сфере. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации. 2. Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).
К общеобразовательным программам, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. К профессиональным образовательным программам, которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы, как и основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, а нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом. Наряду с образовательными программами в системе образования в России устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный, а также национальный и (или) региональный компоненты. Федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
62. Организационно-правовые основы управления образованием. Организационно-правовые формы управления образованием Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ: общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее (причем оно обязательно), среднее профессиональное образование; бесплатное высшее - на конкурсной основе. Также поддерживаются различные формы образования и самообразования. Основное регулирование - в Законе «Об образовании» и принятых на его основе подзаконных актах. Управление осуществляется в следующих организационно-правовых формах: - установление государственных образовательных стандартов (ГОС) (федеральный и региональный компоненты), которые обязательны для всех аккредитованных образовательных учреждений, расположенных на территории РФ (ГОС устанавливают минимум содержания образовательных программ и др.). - утверждение образовательных программ (определяют содержание образования определенного уровня и направленности). Виды: 1) общеобразовательные (общая культура личности) - для дошкольного и начального, основного, среднего общего образования; 2) профессиональные (подготовка специалистов) - для начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования; - лицензирование на основе заключения экспертной комиссии (проверка материально-технической базы, санитарно-гигиенических норм; не учитываются содержание, методика образовательного процесса); -аккредитация - признание способности образовательного учреждения осуществлять деятельность на уровне официально признанной нормы, выдавать документ об образовании государственного образца; - аттестация - установление соответствия уровня, качества подготовки выпускников требованиям ГОС (как правило, раз в 5 лет). Государственные органы управления образованием: 1) Министерство образования РФ (управление и координация деятельности других ФОИВ, осуществление государственной политики в сфере образования; разработка госстандартов, программ развития образования, типовых положений об образовательных учреждениях, перечня специальностей, учебной литературы, порядка приема в государственные учреждения среднего и высшего образования); 2) органы государственного управления образованием субъектов Федерации (осуществление федеральной политики, лицензирование образовательных учреждений, разработка учебных планов, организация переподготовки педагогических кадров и др.); 3) федеральные ведомственные органы управления образованием (управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю сфер деятельности этих органов; управление образованием - не основное их назначение).
63. Организационно-правовые основы управления здравоохранением. Конституция РФ (ст. 7,41) устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья основывается на следующих принципах: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; приоритет профилактических мер; ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья. Охрана здоровья (здравоохранение) - медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии. Виды систем здравоохранения: 1) государственная (Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением (ОУЗ) субъектов Федерации, лечебно-профилактические, фармацевтические, аптечные и другие учреждения, находящиеся в государственной собственности); 2) муниципальная (муниципальные ОУЗ, аналогичные учреждения, находящиеся в муниципальной собственности); 3) частная (учреждения, имущество которых находится в частной собственности; лица, занимающиеся частной медицинской деятельностью). Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (программа обязательного медицинского страхования); дополнительные услуги оказывают на основании программ добровольного страхования и иных источников. Основным, бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы (СЭС). Система органов, осуществляющих управление здравоохранением: 1) Президент и Правительство РФ (осуществляют общее руководство): Правительство РФ утверждает, финансирует программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность учреждений и организаций в области охраны здоровья; 2) Министерство здравоохранения РФ (Минздрав): в его компетенцию входят разработка государственной политики, нормативов и стандартов; организация оказания медицинской помощи населению; осуществление госсанэпидемнадзора, лицензирования; выдача разрешений; развитие сети санаторно-курортных учреждений и др.; 3) ОУЗ субъектов Федерации, помимо тех же полномочий, что и у Минздрава, осуществляют меры по развитию сети учреждений на соответствующей территории, по спасению жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях; выдают разрешения на применение новых методов диагностики, лицензии; 4) другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения (Минобороны, МВД, ФСБ и др.).
64. Санитарно – эпидемиологический надзор, его органы, учреждения и их административные полномочия. Данная разновидность административного надзора регламентируется Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,* Положением о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации,* Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации и другими правовыми актами. Различается государственный и ведомственный специализированный санитарно-эпидемиологический надзор. Государственный надзор определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. В содержание государственного надзора входит наблюдение, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодательства организациями и гражданами; применение мер пресечения санитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших. Государственный надзор включает также ведение государственного учета инфекционных, профессиональных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики. Государственный надзор осуществляется Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Минздрава России; центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекционные станции и другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Минздрав России руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на водном и воздушном транспорте. Кроме того, оно руководит непосредственно подчиненными ему учреждениями и предприятиями, в том числе по производству медицинских иммунобиологических препаратов. Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Руководство учреждениями и предприятиями службы, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется: заместителем Министра здравоохранения, возглавляющим Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора — Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; главными врачами центров государственно-эпедемиологического надзора — главными государственными санитарами врачами по субъектам Российской Федерации, городам и районам, на водном и воздушном транспорте. Перечень основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы приведен в Положении об этой службе. Они не сводятся к государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, являющемуся лишь одним из направлений ее деятельности. Данная служба занимается прежде всего вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она разрабатывает предложения для принятия решений компетентными органами по таким вопросам: разрабатывает целевые программы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека. Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обязательны для выполнения на всей территории страны всеми государственными органами, всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Какие разновидности правил, норм и нормативов имеют общеобязательный характер, определено в Положении об этой службе. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, устанавливающие гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности отдельных факторов среды обитания человека для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. В Положении конкретизированы также сферы действия санитарных правил, норм и нормативов. Например, они устанавливают гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых продуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды: атмосферного воздуха, вод и почвы. Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на две группы, связанные с осуществлением: предварительного контроля, например, при размещении объектов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения и др.; надзора за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации. Под этим углом зрения служба осуществляет наблюдение, оценку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека; проверяет выполнение гигиенических и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации предприятий, учреждений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств и т.д. Разумеется, что контроль и надзор — это двуединая функция службы, поскольку они органично взаимосвязаны и взаимопроникают, что находит свое отражение в нормативных актах и особенно в практическом их осуществлении. Тем не менее на различия между предварительным контролем и надзором указывают юридически значимые действия (решения), принимаемые по их результатам. При таком контроле они обычно заключаются в даче согласия на то или иное решение вопроса либо заключения по его проекту и т.п. Выявленные же в порядке надзора нарушения могут повлечь применение, в частности, мер административного принуждения. Служба осуществляет и другие, кроме обозначенных выше, виды работ, соответствующих ее основному назначению. Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы и учреждения указанной службы, их должностные лица наделены широкими полномочиями, которые можно подразделить на следующие группы: а) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы; б) полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.; в) полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Эти меры различны. К ним относятся приостановление либо прекращение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатации действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Они могут принимать решения по применению административного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в которых они заняты; об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемиологическим показаниям; г) полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил. Органам Государственной санитарно-эпидемиологической службы предоставлены такие своеобразные полномочия, как право требовать возмещения ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей. Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведомственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.
65. Организационно-правовые основы управления наукой и технической политикой. Научная деятельность проявляется в различных организационных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее государственное регулирование осуществляется на основе Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения. Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важнейших научно-технических проблем; осуществляет межотраслевую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номенклатуру специальностей научных работников; координирует работы по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о присвоении научным организациям статуса государственных научных центров и т.д. Миннауки также осуществляет государственную аккредитацию научных организаций по представлению органов исполнительной власти. Российской академии наук и отраслевых академий наук. При осуществлении своих функций министерство взаимодействует с Российской академией наук, отраслевыми академиями, другими научными сообществами. Определенную роль в регулировании отношений в сфере научной деятельности играет Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции применительно к государственной регистрации и охране прав на изобретения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свидетельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является официальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изобретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам. Научные организации Научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Это научно-исследовательские организации; научные организации вузов; опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств. Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполнительной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества. Центральное место в системе научных организаций принадлежит Российской академии наук (РАН). Она является высшим научным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе российского законодательства и собственного устава. РАН объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собственность. РАН действует на основе устава, утвержденного общим собранием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секретаря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделениями и утверждаемых общим собранием. Отделения РАН – творческие и организационные центры, объединяющие членов академии по одной или нескольким специальностям по соответствующему направлению деятельности. Например, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт государства и права. РАН имеет свои региональные отделения. Например, Уральское, Сибирское, Дальневосточное. РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают исследования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера. В стране существует немало отраслевых академий наук. Например, Российская академия архитектуры, Российская академия медицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреждения, действующие в системе соответствующих федеральных органов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные сообщества, не финансируемые государством. Например, Российская академия естественных наук (РАЕН). Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются многие высшие учебные заведения. Например, Московская государственная юридическая академия. Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-исследовательских учреждениях системы соответствующих министерств, государственных комитетов и иных органов исполнительной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преимущественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней, подведомственный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД РФ и т.д. Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образовательных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дисциплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной работе привлекаются студенты. В последние годы появилась новая форма научных организаций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских научных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих научных школ мирового уровня. Создаются также федеральные научно-производственные центры (связь науки и оборонного производства).
66. Организационно-правовые основы управления культурой. Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обе<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|