Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация управления торговлей




Министерство торговли РФ (Минторг России) – федераль­ный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику в сфере торговли и общественного питания, направлен­ную на удовлетворение потребностей населения в товарах массово­го потребления и торговых услугах, организацию торгового обслу­живания в соответствии с современными требованиями, защиту прав и интересов покупателей.

Соответственно в функции министерства входят: разработка и реализация государственной политики торговли и общественного питания; координация работы по защите потребительского рынка от некачественных отечественных и импортных товаров; органи­зация конкурсного размещения заказов на поставку товаров на­родного потребления; организация федеральных ярмарок по опто­вой продаже товаров народного потребления; поддержка деятель­ности товарных бирж; определение технологических требований к услугам розничной торговли и производству продукции общест­венного питания для внутреннего потребительского рынка; орга­низация государственного контроля за качеством товаров и защи­той прав потребителей и т.д.

Следует учитывать, что основные функции в области организа­ции внутренней торговли отнесены к компетенции органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (развитие розничной, фирменной и оп­товой торговли, управление подведомственными торговыми пред­приятиями и т.д.).

Государственный контроль за соблюдением норм и правил тор­говли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в орга­низациях промышленности, торговли и общественного питания непосредственно осуществляет Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция), входящая в систему Министерства торговли.

В ее задачи входит искоренение злоупотреблений в торговле и общественном питании, недопущение на потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объектами контроля являются все организации и предприятия торговли и общественного питания независимо от форм собственности и ведомственной принадлеж­ности, а также граждане, реализующие и производящие товары или услуги.

Госторгинспекция состоит из Департамента и территориаль­ных управлений в субъектах РФ. Главный государственный ин­спектор по торговле – глава Департамента – назначается Прави­тельством РФ.

Департамент Госторгинспекции организует работу и контроли­рует деятельность территориальных инспекций; вносит предложения о снятии с производства товаров, опасных для здоровьяижизни; производит контрольные закупки; проверяет документацию торговых организаций; дает обязательные для них предписания об устранении выявленных нарушений, о снятии с реализации товаров, о приостановлении приемки товаров, о наложении на виновных штрафных санкций. Аналогичны функции и полномочия территориальных инспекций, которые также контролируют соблюдение порядка применения цен, стандартов по качеству товаров, решают жалобы покупателей, причем их решения обязательны для продавцов. В своей деятельности органы Госторгинспекции руководствуются также Федеральным законом «О защите прав по­требителей» (СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 140).

 

59. Организационно-правовые основы управления финансами и кредитом.

К ведению РФ относятся: финансовое, валютное и кредитное регулирование; денежная эмиссия; основы ценовой политики; федеральные банки; федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы (ст. 71 Конституции РФ).

В совместном ведении РФ и ее субъектов находится установление общих принципов налогообложения и сборов в стране (ст. 72 Конституции РФ).

Правительство РФ обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

разрабатывает и представляет Госдуме федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами.

Министерство финансов РФ (Минфин России) разрабатывает проекты федерального бюджета и обеспечивает его исполнение; принимает участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней, в осуществлении государственного финансового контроля, концентрации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ.

Федеральное казначейство организует осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета, управление его доходами и расходами;

контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств. Казначейство организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также осуществляет взаимные расчеты между ними; представляет ОГВ РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, о результатах исполнения федерального бюджета и т. д.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) принимает участие в выработке налоговой политики и осуществляет ее с целью обеспечения своевременного поступления

в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей; обеспечивает государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляет валютный контроль.

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

- Счетная палата РФ;

- Федеральное казначейство;

-Департамент государственного финансового контроля и аудита.

 

60. Организационно-правовые основы управления внешнеэкономической дея­тельностью.

К ведению РФ относятся ее внешнеэкономические отношения, таможенное регулирование (ст. 71 Конституции РФ). Координация внешнеэкономических связей субъектов Федерации отнесена к совместному ведению РФ и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Внешнеэкономическая деятельность осуществляется и субъектами Федерации.

Правительство РФ руководит финансово-валютной деятельностью в отношениях с иностранными государствами, разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического сотрудничества, осуществляет общее руководство таможенным делом и т. д.

Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития России) регулирует внешнеэкономическую деятельность как составную часть общих отношений России с иностранными государствами, разрабатывает предложения по государственной внешнеэкономической политике России, меры по защите экономических интересов РФ, ее субъектов, российских участников внешнеэкономической деятельности, отечественных товаропроизводителей и потребителей на внешнем рынке и т. д.

Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами реализует решения Президента и Правительства РФ по вопросам регулирования и контроля деятельности в области военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами.

Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) обеспечивает в рамках своей компетенции экономическую безопасность РФ и защиту ее экономических интересов; организует таможенное регулирование хозяйственной деятельности и взимание таможенных пошлин и налогов; выдает и обеспечивает выдачу лицензий; обеспечивает соблюдение законодательства по таможенному делу; организует борьбу с нарушителями таможенных правил; ограничивает и запрещает ввоз товаров и т. д. Органы местного самоуправления вправе заключать хозяйственные договоры с зарубежными партнерами для привлечение их продукции, товаров и услуг на местный рынок; могут осуществлять лицензирование и квотирование поставляемых на экспорт продуктов (товаров) предприятий и организаций, расположенных на их территории; участвуют в формировании валютных фондов за счет отчислений от валютной выручки предприятий, находящихся в муниципальной собственности, и т. д.

Государственный контроль в области внешнеэкономических связей осуществляют Минэкономразвития и ГТК РФ.

 

61. Административно-правовая организация в социально-культурной сфере.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В понятие системы образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая: преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов; органы управления образованием и подведомственные им учреждения и организации.

2. Система образовательных программ и государственных образовательных стандартов

Образовательные программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности и подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным программам, которые направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ, относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования.

К профессиональным образовательным программам, которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней и подготовку специалистов соответствующей квалификации, относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы, как и основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности), устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом, а нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях определяются законом и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Наряду с образовательными программами в системе образования в России устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный, а также национальный и (или) региональный компоненты.

Федеральные органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

 

62. Организационно-правовые основы управления образованием.

Организационно-правовые формы управления образованием

Право на образование закреплено в ст. 43 Конституции РФ: общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее (причем оно обязательно), среднее профессиональное образование; бесплатное высшее - на конкурсной основе. Также поддерживаются различные формы образования и самообразования. Основное регулирование - в Законе «Об образовании» и принятых на его основе подзаконных актах.

Управление осуществляется в следующих организационно-правовых формах:

- установление государственных образовательных стандартов (ГОС) (федеральный и региональный компоненты), которые обязательны для всех аккредитованных образовательных учреждений, расположенных на территории РФ (ГОС устанавливают минимум содержания образовательных программ и др.).

- утверждение образовательных программ (определяют содержание образования определенного уровня и направленности). Виды: 1) общеобразовательные (общая культура личности) - для дошкольного и начального, основного, среднего общего образования; 2) профессиональные (подготовка специалистов) - для начального, среднего, высшего, послевузовского профессионального образования;

- лицензирование на основе заключения экспертной комиссии (проверка материально-технической базы, санитарно-гигиенических норм; не учитываются содержание, методика образовательного процесса);

-аккредитация - признание способности образовательного учреждения осуществлять деятельность на уровне официально признанной нормы, выдавать документ об образовании государственного образца;

- аттестация - установление соответствия уровня, качества подготовки выпускников требованиям ГОС (как правило, раз в 5 лет).

Государственные органы управления образованием:

1) Министерство образования РФ (управление и координация деятельности других ФОИВ, осуществление государственной политики в сфере образования;

разработка госстандартов, программ развития образования, типовых положений об образовательных учреждениях, перечня специальностей, учебной литературы, порядка приема в государственные учреждения среднего и высшего образования);

2) органы государственного управления образованием субъектов Федерации (осуществление федеральной политики, лицензирование образовательных учреждений, разработка учебных планов, организация переподготовки педагогических кадров и др.);

3) федеральные ведомственные органы управления образованием (управляют только подведомственными им образовательными учреждениями по профилю сфер деятельности этих органов; управление образованием - не основное их назначение).

 

63. Организационно-правовые основы управления здравоохранением.

Конституция РФ (ст. 7,41) устанавливает, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Охрана здоровья основывается на следующих принципах: бесплатность медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; доступность медико-санитарной помощи; социальная защищенность в случае утраты здоровья; приоритет профилактических мер; ответственность органов государственной власти за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Охрана здоровья (здравоохранение) - медицинские меры профилактики заболеваний, оказание медицинской помощи и поддержание общественной гигиены и санитарии.

Виды систем здравоохранения:

1) государственная (Министерство здравоохранения РФ, органы управления здравоохранением (ОУЗ) субъектов Федерации, лечебно-профилактические, фармацевтические, аптечные и другие учреждения, находящиеся в государственной собственности);

2) муниципальная (муниципальные ОУЗ, аналогичные учреждения, находящиеся в муниципальной собственности);

3) частная (учреждения, имущество которых находится в частной собственности; лица, занимающиеся частной медицинской деятельностью).

Граждане РФ имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения (программа обязательного медицинского страхования); дополнительные услуги оказывают на основании программ добровольного страхования и иных источников. Основным, бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания является первичная медико-санитарная помощь, которая оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы (СЭС).

Система органов, осуществляющих управление здравоохранением:

1) Президент и Правительство РФ (осуществляют общее руководство): Правительство РФ утверждает, финансирует программы по развитию здравоохранения, координирует деятельность учреждений и организаций в области охраны здоровья;

2) Министерство здравоохранения РФ (Минздрав): в его компетенцию входят разработка государственной политики, нормативов и стандартов; организация оказания медицинской помощи населению; осуществление госсанэпидемнадзора, лицензирования; выдача разрешений;

развитие сети санаторно-курортных учреждений и др.;

3) ОУЗ субъектов Федерации, помимо тех же полномочий, что и у Минздрава, осуществляют меры по развитию сети учреждений на соответствующей территории, по спасению жизни людей и защиты их здоровья в чрезвычайных ситуациях; выдают разрешения на применение новых методов диагностики, лицензии;

4) другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения (Минобороны, МВД, ФСБ и др.).

 

64. Санитарно – эпидемиологический надзор, его органы, учреждения и их административные полномочия.

Данная разновидность административного надзора регламенти­руется Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,* Положе­нием о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Рос­сийской Федерации,* Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации и другими правовыми актами.

Различается государственный и ведомственный специализиро­ванный санитарно-эпидемиологический надзор.

Государственный надзор определяется как деятельность органов и санитарно-профилактических учреждений, направленная на про­филактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. В содержание государственного надзора входит наблюде­ние, оценка и прогнозирование здоровья населения в связи с состо­янием среды его обитания; выявление причин и условий инфекцион­ных и массовых неинфекционных заболеваний; разработка обяза­тельных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие насе­ления; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдение санитарного законодатель­ства организациями и гражданами; применение мер пресечения са­нитарного правонарушения и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

Государственный надзор включает также ведение государствен­ного учета инфекционных, профессиональных и массовых инфекци­онных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприят­ным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.

Государственный надзор осуществляется Государственной сани­тарно-эпидемиологической службой Российской Федерации, систему которой образуют Департамент государственного санитарно-эпиде­миологического надзора Российской Федерации Минздрава России; центры санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Россий­ской Федерации, городах, районах, а также на водном и воздушном транспорте; научно-исследовательские учреждения; дезинфекцион­ные станции и

другие санитарно-профилактические учреждения и организации, а также предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Минздрав России руководит предприятиями, учреждениями и организациями службы через непосредственно подчиненные ему центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, на водном и воздушном транспор­те. Кроме того, оно руководит непосредственно подчиненными ему учреждениями и предприятиями, в том числе по производству медицинских иммунобиологических препаратов.

Центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в районах и городах подчиняются соответствующим вышестоящим аналогичным центрам. Дезинфекционные станции находятся в подчинении соответствующих центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Руководство учреждениями и предприятиями службы, на которые возложены функции санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляется: заместителем Министра здравоохранения, возглавляющим Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора — Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации; главными врачами центров государственно-эпедемиологического надзора — главными государственными санитар­ами врачами по субъектам Российской Федерации, городам и районам, на водном и воздушном транспорте.

Перечень основных функций Государственной санитарно-эпидемиологической службы приведен в Положении об этой службе. Они не сводятся к государственному санитарно-эпидемиологическому надзору за соблюдением санитарного законодательства Российской Федерации, являющемуся лишь одним из направлений ее деятель­ности.

Данная служба занимается прежде всего вопросами обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Она разра­батывает предложения для принятия решений компетентными орга­нами по таким вопросам: разрабатывает целевые программы обеспе­чения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложения к проектам федеральных и региональных науч­но-технических программ по вопросам охраны здоровья населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания человека.

Одной из важнейших функций службы является разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, как составной части основ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Они обяза­тельны для выполнения на всей территории страны всеми государст­венными органами, всеми государственными и негосударственными организациями, их должностными лицами и гражданами. Какие раз­новидности правил, норм и нормативов имеют общеобязательный ха­рактер, определено в Положении об этой службе. Это санитарные правила, устанавливающие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благопо­лучия населения; санитарные нормы, устанавливающие оптимальные и предельно допустимые уровни влияния комплекса факторов среды обитания человека на его организм; гигиенические нормативы, уста­навливающие гигиенические и эпидемиологические критерии без­опасности и безвредности отдельных факторов среды обитания чело­века для его здоровья; санитарные правила и нормы, объединяющие требования отдельных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов. В Положении конкретизированы также сферы действия санитарных правил, норм и нормативов. Например, они устанавлива­ют гигиенические и эпидемиологические критерии безопасности и безвредности для человека продовольственного сырья, пищевых про­дуктов и питьевой воды, товаров народного потребления и объектов окружающей природной среды: атмосферного воздуха, вод и почвы.

Контрольно-надзорные функции службы подразделяются на две группы, связанные с осуществлением: предварительного контроля, например, при размещении объек­тов промышленности; выборе водоисточников, используемых для централизованного и децентрализованного водоснабжения и др.; надзора за соблюдением санитарного законодательства Россий­ской Федерации.

Под этим углом зрения служба осуществляет наблюдение, оцен­ку и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с состо­янием среды обитания человека; проверяет выполнение гигиеничес­ких и противоэпидемических мероприятий, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов при эксплуатации предприятий, учреж­дений и организаций, зданий, помещений, сооружений, оборудо­вания и транспортных средств и т.д. Разумеется, что контроль и над­зор — это двуединая функция службы, поскольку они органично взаимосвязаны и взаимопроникают, что находит свое отражение в нормативных актах и особенно в практическом их осуществлении.

Тем не менее на различия между предварительным контролем и надзором указывают юридически значимые действия (решения), принимаемые по их результатам. При таком контроле они обычно за­ключаются в даче согласия на то или иное решение вопроса либо за­ключения по его проекту и т.п. Выявленные же в порядке надзора нарушения могут повлечь применение, в частности, мер административного принуждения.

Служба осуществляет и другие, кроме обозначенных выше, виды работ, соответствующих ее основному назначению.

Для эффективного выполнения задач, возложенных на органы и учреждения указанной службы, их должностные лица наделены ши­рокими полномочиями, которые можно подразделить на следующие группы:

а) полномочия, обеспечивающие необходимые условия для осу­ществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них за­дач; изымать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пище­вых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследова­ний и проведения гигиенической экспертизы;

б) полномочия по предупреждению нарушений санитарных пра­вил организациями и гражданами; требовать проведения гигиени­ческих и противоэпидемических мероприятий; выявлять и устранять причины и условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и др.;

в) полномочия по пресечению нарушений санитарного законода­тельства. Эти меры различны. К ним относятся приостановление либо прекращение работ по проектированию и строительству, а так­же введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатации действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов. Они могут принимать решения по применению ад­министративного принуждения в виде мер пресечения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудите­лей инфекционных болезней и могущих быть источниками их расп­ространения в связи с особенностями выполняемой работы или про­изводства, в которых они заняты; об обязательной госпитализации инфекционных больных; о проведении дезинфекции, дезинсекции в очагах инфекционных заболеваний; о проведении профилактических прививок населению или отдельным группам граждан по эпидемио­логическим показаниям;

г) полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил.

Органам Государственной санитарно-эпидемиологической служ­бы предоставлены такие своеобразные полномочия, как право требо­вать возмещения ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противо­эпидемических и медицинских мероприятий при возникновении мас­совых заболеваний и отравлений людей.

Ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор есть, по существу, разновидность государственного, ибо он осуществляется государственными органами, хотя и в отношении объектов, подведом­ственных отдельным министерствам и ведомствам. Он обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специ­альных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерст­ва внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы без­опасности и др.

 

65. Организационно-правовые основы управления наукой и технической поли­тикой.

Научная деятельность проявляется в различных организацион­ных формах: фундаментальная, ведомственная, вузовская. Ее го­сударственное регулирование осуществляется на основе Федераль­ного закона «О науке и государственной научно-технической поли­тике» от 23 августа 1996 г.

Министерство науки и технологий РФ (Миннауки России) является федеральным органом исполнительной власти, проводя­щим государственную политику и осуществляющим управление в сфере науки и технологий гражданского назначения.

Миннауки: определяет приоритетные направления развития науки и техники; организует работы в области разрешения важ­нейших научно-технических проблем; осуществляет межотрасле­вую и межрегиональную координацию при формировании государственной научно-технической политики; утверждает номен­клатуру специальностей научных работников; координирует рабо­ты по формированию и использованию государственной системы научно-технической информации; готовит предложения о при­своении научным организациям статуса государственных науч­ных центров и т.д.

Миннауки также осуществляет государственную аккредита­цию научных организаций по представлению органов исполни­тельной власти. Российской академии наук и отраслевых акаде­мий наук. При осуществлении своих функций министерство взаи­модействует с Российской академией наук, отраслевыми акаде­миями, другими научными сообществами.

Определенную роль в регулировании отношений в сфере науч­ной деятельности играет Российское агентство по патентам и то­варным знакам (Роспатент). На него возложены исполнительные, контрольные, разрешительные и регулирующие функции приме­нительно к государственной регистрации и охране прав на изобре­тения. Агентство рассматривает заявки о выдаче патентов и свиде­тельств, проводит их экспертизу, осуществляет государственную регистрацию и выдает охранные документы. Патент является офи­циальным документом, свидетельствующим об исключительном праве его владельца на использование зарегистрированного изо­бретения. На основе лицензии возможна передача такого права физическим и юридическим лицам.

Научные организации

Научная организация – юридическое лицо независимо от ор­ганизационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятель­ность и подготовку научных работников. Это научно-исследова­тельские организации; научные организации вузов; опытно-кон­структорские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации. Учреждаются они на основе государственной аккредитации и выдачи соответствующих свидетельств.

Управление научными организациями осуществляется на базе сочетания государственного регулирования и самоуправления, т.е. в пределах, не нарушающих свободу научного творчества. При учреждении научных организаций утверждаются их уставы. Руководители государственных научных организаций назначаются либо избираются в соответствии с их уставами. Органы исполни­тельной власти, учреждающие их, осуществляют контроль за эф­фективным использованием ими государственного имущества.

Центральное место в системе научных организаций принадле­жит Российской академии наук (РАН). Она является высшим на­учным учреждением России и представляет собой общероссийскую самоуправляемую организацию, действующую на основе рос­сийского законодательства и собственного устава.

РАН объединяет действительных членов (академиков) и чле­нов-корреспондентов академии, а также других научных сотруд­ников академических учреждений (институты, лаборатории и т.д.). Все имущество, используемое РАН, передано в ее собствен­ность.

РАН действует на основе устава, утвержденного общим собра­нием академии – ее высшим органом, решающим все основные вопросы ее деятельности. В период между общими собраниями действует в качестве исполнительного органа Президиум РАН в составе президента и вице-президентов, главного ученого секрета­ря, академиков – секретарей отделений, избираемых отделения­ми и утверждаемых общим собранием.

Отделения РАН – творческие и организационные центры, объ­единяющие членов академии по одной или нескольким специаль­ностям по соответствующему направлению деятельности. Напри­мер, отделение философии и права. В составе отделений действуют научно-исследовательские институты. Например, Институт госу­дарства и права.

РАН имеет свои региональные отделения. Например, Ураль­ское, Сибирское, Дальневосточное.

РАН и ее отделения и филиалы, институты обеспечивают иссле­дования по основным направлениям фундаментальной науки, а также научные исследования прикладного характера.

В стране существует немало отраслевых академий наук. Напри­мер, Российская академия архитектуры, Российская академия ме­дицинских наук и т.д. Это либо государственные научные учреж­дения, действующие в системе соответствующих федеральных ор­ганов исполнительной власти, либо самоуправляемые научные со­общества, не финансируемые государством. Например, Россий­ская академия естественных наук (РАЕН).

Следует иметь в виду, что академиями сейчас называются мно­гие высшие учебные заведения. Например, Московская государст­венная юридическая академия.

Отраслевая (ведомственная) наука сосредоточена в научно-ис­следовательских учреждениях системы соответствующих минис­терств, государственных комитетов и иных органов исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов. В основном в них проводятся исследования по прикладным направлениям науки, что не исключает и фундаментальные научные работы. Руководство ими осуществляется по линии названных ранее государственных органов преиму­щественно на госбюджетной основе. Например, Всероссийский на­учно-исследовательский институт глазных болезней, подведомст­венный Министерству здравоохранения РФ, Всероссийский науч­но-исследовательский институт МВД РФ и т.д.

Вузовская наука – проявление эффективного использования научного потенциала вузов параллельно с решением образователь­ных и воспитательных задач. Государственная и финансовая дис­циплина при проведении научных исследований обеспечивается руководителями вузов. Исполнители: профессорско-преподавательский состав, докторанты, аспиранты, стажеры. К научной ра­боте привлекаются студенты.

В последние годы появилась новая форма научных организа­ций – государственные научные центры. Они создаются на базе существующих академических, ведомственных и вузовских науч­ных коллективов в интересах сохранения и развития ведущих на­учных школ мирового уровня. Создаются также федеральные на­учно-производственные центры (связь науки и оборонного произ­водства).

 

66. Организационно-правовые основы управления культурой.

Управление в области культуры предполагает государственное регулирование в сфере сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, правовое обе<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...