Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материала по темам контрольной работы № 2




 

Тема 6.2. Декоративное решение натюрморта.

 

В современном изобразительном искусстве термин «декоративность» (от фр. Decorative – украшать) может употребляться в двух смыслах. С одной стороны, его связывают с полным или почти полным отсутствием трехмерности в декоративно-прикладных произведениях, выполненных на плоскости с использованием условной «двухмерной перспективы». С другой стороны, термин «декоративность» указывает прежде всего на художественный метод, направленный на создание объемного художественного образа, имеющего повышенную выразительность по сравнению с реальными объектами окружающего мира.

Декоративность трактуется также как прием художественно-образного мышления, характерной чертой которого является создание особой композиционной модели. Декоративность как прием служит для выявления внутренней согласованности произведения, соразмерности и упорядоченности всех его деталей и форм и применяется не только в декоративно-прикладной искусстве, но в во всех пространственно-временных искусствах.

Задачами живописи как учебной дисциплины является изучение особенностей художественного воплощения действительности в образах через цвет и форму. Декоративная живопись как вид искусства является одним из средств эстетического воспитания. Это особая форма познания и осмысления действительности. Она эмоционально воздействует на человека, развивает его интеллект, формирует его чувства, учит видеть и познавать мир.

Специалисты, осуществляющие проектную деятельность в сфере рекламы, должны обладать образно-ассоциативным мышлением. Этому способствуют занятия декоративной живописью.

Декоративность как особый прием художественно-образного мышления присуща практически всем произведениям живописи.

При выполнении работ в рамках декоративной живописи имеет место использование стилизации как подражания какому-либо стилю, направлению и использование его черт.

При помощи линий, пятен, цвета создается эмоциональный настрой, независимо от конкретно-предметных или абстрактных форм.

Информативность изобразительной формы может иметь три основных качественных состояния:

· форма информативна, понятна, четко прослеживается её соответствие внутреннему содержанию;

· форма неинформативна, непонятна, её соответствие внутреннему содержанию не вполне определяется в первого взгляда;

· форма дезинформативна (в природе это приспособительная окраска – мимикрия представителей животного и растительного мира), её внешний облик не соответствует внутреннему содержанию.

Творчество в любой сфере художественной деятельности представляет собой процесс изменения старой формы и поиск содержательно новой. Художественное мышление всегда связано в творческим преобразованием и формированием изобразительного материала.

Под художественным мышлением понимается умение сочинять композицию, выбирать из различных вариантов нужное решение, основываясь на субъективных ощущениях (воспоминаниях, настроении, самочувствии, интуиции и т.п.) и восприимчивости, которая может колебаться в границах нормальных физиологических ощущений человека, включая и крайние проявления – от депрессии до эйфории.

 

Декоративная интерпретация натуры

 

В настоящее время существует великое множество технических и стилистических способов интерпретации натуры. Декоративное исполнение, в отличие от реалистического, не имеет каких-либо установленных традициями канонов и границ. В декоративном решении важную роль играет организация композиции с точки зрения эстетики.

Рассмотрим три вида подачи или способа декоративной интерпретации натуры:

§ декоративно-реалистический способ преобразования натуры подразумевает декоративно выполненное реалистическое изображение формы и пространства. Композиционное расположение объекта изображения и конструктивное построение формы выполняют во всем правилам академической школы. Сохраняются линейная перспектива, характерные особенности предметов, тональности, цветовой строй, присущий натуре. Этот способ отличается от академического декоративной обработкой изображенной формы и пространства. Для этого специально подбирается необходимое изобразительное средство выражения. Характерно отсутствие световоздушной и цвето-воздушной перспективы. Форма предметов лепится упрощенно, даже жестко, с четким контуром. Элементы переднего и дальнего планов обозначаются одинаково выразительно. Это приводит к зрительному уплощению пространства и сокращению плановости, характерному для декоративного исполнения;

§ декоративно-образный способ предполагает уход от натурного реалистического изображения в сторону эмоционально-образного видоизменения на основе индивидуального восприятия увиденного. Изображение создается на основе от увиденного, что является в какой-то степени творческой импровизацией и ведет к идейному изменению увиденного. Перед тем как приступить к изображению, необходимо как следует присмотреться к натуре, увидеть в ней что-то необычное, характерное, особенное, так как образное решение должно выражать экспрессию, характер, чувства человека, его душевные переживания. Нередко толчком к импровизации становятся образные ассоциации, к которым прибегает художник, стремясь в одном предмете найти признаки, напоминающие другой, внешне не похожий, но в чем-то созвучный образ, и тем самым выявить скрытую сущность изображаемого.

Конструктивное изображение отличается от предыдущего видоизменением реальных видимых качеств предмета. Это необходимо для обостренной передачи смыслового ощущения от видимого предмета. Для этого могут создаваться специальные изломы и вмятины формы, добавляются новые придуманные качества или, наоборот, убираются ненужные, мешающие передаче идеи. Предметы могут увеличиваться или уменьшаться, вытягиваться или укорачиваться и т.д. Плоскости, на которых расположены предметы, могут выворачиваться, перекрещиваться, их может быть больше, чем есть на самом деле, а может и вообще не быть. Лепка формы также зависит от идеи автора;

§ декоративно-беспредметный способ характеризуется полным отказом от реалистического предметного изображения в сторону беспредметной абстракции, однако позволяет сохранить чувственное ощущение от увиденной постановки. Способ базируется на увиденной и рассматриваемой постановке. Только в этом случае все конкретные предметы заменяются другими видами форм, например, геометрическими: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал и т.д. Сюда можно включить линии и полосы различной толщины, конфигурации и искривленности. Приемлемы изображения сложных фигур, пятен, орнаментов, узоров, добавление шрифтовых или буквенных изображений и т.д. В результате переработки натуры реальные предметы на картине превращаются в своего рода знаки или символы, понятные порой лишь автору. Цветовое решение в беспредметной переработке развивается на основе увиденных натурных цветовых особенностей. Но цвета в работе подбираются и выстраиваются колористически, созвучно дополняя друг друга. Центр композиции выражается самым активным цветовым пятном (яркий, светлый, тёмный), возможна передача группой пятен или форм концентрирующих внимание и притягивающих своей интенсивностью. Решение пространства беспредметной композиции рассматривается не в глубину, а из стороны в сторону.

 

Использование цветовой тональности (цветотени)

в декоративной композиции

 

Тональность цвета, которую называют также цветовой светотенью, в количественном отношении характеризует количество белого (светлого) или же черного (тёмного) в тех оттенках цвета, которые выбираются для получения той или иной цветовой тональности.

Во всех композициях светотень (черно-белая в ахроматических и цветовая – в цветных) служит главным средством для передачи зрителю эмоций, настроения, а также для создания контрастов. Достаточно большие области композиции, в которых нет цветовой светотени, могут иногда выглядеть однообразно и скучно.

Используя цветотеневой контраст, можно с помощью более светлой цветотени визуально «выдвигать» объект композиции вперед, а с помощью более тёмной цветовой светотени «отодвигать» их назад. Минимальная интенсивность цветовой светотени также отодвигает объекты назад, особенно при использовании «прохладных» цветов, что часто помогает создать ощущение определённой дистанции между объектами. Более тёмные цветотени визуально придают объектам массивность, более светлые – большую легкость и воздушность.

 

Создание цветотеневого композиционного баланса

 

Цветотеневой баланс достигается с помощью визуального принципа цветотеневой трёхкомпонентности. Для наилучшего восприятия будущей композиции необходимо, чтобы все многообразие используемых в ней цветовых тонов (цветотеней) можно было условно разделить на три крупных группы – тёмные цветовые тона, средние и светлые.

Создавая композицию, можно использовать любое количество цветовых тонов. Но все цветотеневое богатство должно визуально распределяться на три условные группы: тёмные цветовые тона, средние и светлые. Рекомендуемые соотношения площадей картинной плоскости композиции, занятых этими группами, приблизительно таковы: тёмные цветовые тона – 25%, средние – 60%, светлые – 15%. Для достижения определенного художественного или эмоционального эффекта вполне возможно сознательное и целенаправленное несоблюдение этих соотношений.

 

Тема 8.1. Этюды фигуры человека в одежде

 

Множество разнообразных форм и фактур в одежде, волосах и теле, анализ анатомической конструкции тела, неоднородность окраски кожи добавляют дополнительные сложности в изображении модели человека.

В живописи модели человека должен применяться метод работы «отношениями». Необходимо точно подобрать цвет того или иного места формы, но и учитывать действие и взаимодействие соседних цветов на этот цвет и влияние данного цвета на соседние. Метод живописи «отношениями» позволяет воссоздавать форму, пространство и предостерегает от раскраски. В цветовых отношениях – прежде всего руководствоваться ощущениями от натуры: её цветовыми особенностями, условиями света и среды.

Поэтапная последовательность живописи одетой фигуры человека:

· определение пространственных рамок композиции (масштаба фигуры относительно размеров листа, необходимости включения деталей интерьера в изображение);

· построение конструктивно-структурного рисунка интерьера (если он взаимодействует с фигурой и отображается на работе);

· построение фигуры человека с учетом анатомических и пластических характеристик;

· выявление пластических особенностей костюма и его взаимодействие с фигурой;

· первая прокладка локальным цветом всех участков изображения;

· вторая прокладка цветом по светотени модели;

· лепка цветом формы головы, прически, фигуры, одежды, предметов интерьера;

· уточнение цветовых отношений: обобщение дальнего плана, детализация переднего плана.

Выполнять этюды фигуры человека можно различными способами, с применением одного или нескольких художественных материалов. Степень детализации и время выполнения этюда зависят от поставленных задач. Качественному исполнению такой работы, как изображение человеческой фигуры в цвете, должны предшествовать этап изучения натуры средствами тона - светотеневой рисунок. Его цель - изучение пластики и анатомических особенностей фигуры, пластика материалов костюма, драпировка складок одежды, общее световое состояние и соотношение масс фигуры с фоном. С этими задачами хорошо справляется фор-эскиз, выполняемый мягким графитовым карандашом или углем, выявляющий зоны света и тени, основные массы и их соотношения внутри рисунка. Детализация не требуется.

Художественные материалы играют большую роль в выборе последовательности работы и степени проработки.

Краткосрочные этюды выполняются без детализации и имеют своей целью зафиксировать характер движений фигуры и взаимодействие костюма с фигурой, показать общий цветовой строй постановки. Выявляется пластика и объем модели. Большую роль в достоверности этюда играет правильное отображение цветовых и световых рефлексов. Цвет кожи каждого человека уникален. Окружающая среда и костюм накладывают отпечаток на кожу в виде рефлексов на открытые участки тела. Окружение сказывается и на цветовом решении одежды.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...