Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Типологические особенности районных газет Волгоградской области




Проблемы модернизации газет малых городов широко обсуждаются социологами, политологами, работниками печати. Периодически в «Журналисте» появляется рубрика, специально посвященная вопросам обновления локальной прессы.

Кафедра журналистики ВолГУ провела небольшое исследование районных газет в рамках семинаров для их редакторов и сотрудников. Кроме опроса и обсуждения проблем местной печати, с целью определения информационной политики изданий с помощью метода контент-анализа проводилась первичная обработка и классификация материалов газет. Интерес «районщиков» к научной оценке своей деятельности и перспективам развития своих изданий обусловлен не только изменениями социокультурной обстановки в малых городах, но и укреплением позиций газет, успешно конкурирующих с традиционными печатными органами местных администраций. Во многих районных центрах наряду с общественно-политической газетой, учредителями которой являются Комитет по печати администрации Волгоградской области, администрация района и коллектив редакции, активно осваивают информационный рынок деловые («Деловой Камышин»), рекламно-информационные («Новое время» в Михайловке), рекламно-развлекательные («Легкий день» в Камышине), специализированные (например, «Подкова» в Клетском районе, «Камертон» в Камышине), политико-агитационные издания. В районах появились частные газеты альтернативной общественно-политической направленности, издания, учредителями которых явлется коллектив редакции («Звезда Краснослободска»), развивается православная печать, некоторые приходские издания зарегистрировали даже приложения для детей («Светлячок» с 2000-го года издается приходом Свято-Никольской церкви в Михайловке). Появление разветвленной сети районной периодики создает дополнительные проблемы для выживания традиционных «районок». Так, например, редактор николаевской газеты «Заволжье» отмечает, что жители района, занятые мелким и средним бизнесом, отдают предпочтение информационно-рекламному «Компасу»; ситуация конкурентной борьбы возникла и на информационном рынке Камышина.

Исследование прессы Волгоградской области еще не завершено, но некоторые предварительные итоги дают представление о тенденциях ее развития. Основные факторы жизнеспособности локальной газеты, названные в ходе опроса редакторами, - это близость к читателю, способность вести диалог с аудиторией, организовывать прямой контакт сельских жителей с представителями власти, давать полезную юридическую, потребительскую и другую информацию, универсализм тематики. Важнейшим фактором выживания 90% редакторов назвали умение найти поддержку у местных рекламодателей и финансово-промышленных кругов. Но все же основу существования районных газет, по подсчетам самих редакторов, составляют дотации учредителей – Областного комитета по печати и информации и администрациЙ районов. Почти половина опрошенных заявила, что фактором, непосредственно снижающим тиражи, является обилие безоценочной хвалебной информации о деятельности местной администрации. Учредительские отношения в системе районной печати предусматривают исчерпывающую публикацию официоза. По результатам контент-анализа, в среднем 17,5 газетной площади занимают материалы, посвященные работе органов местной и областной власти. По жанру это, в основном, отчеты или расширенные информационные заметки, публикуемые на первой полосе с переносом на внутренние. Сообщения часто не содержат комментариев, могут представлять собой просто описание в хронологическом порядке рабочего дня главы района. В то же время в ходе опроса большинство участников семинара отношения с учредителями охарактеризовали как деловые и партнерские, указали, что возможность вскрывать возникающие социальные проблемы, выступать с критикой существует. Но условия функционирования локальной прессы таковы, что создание критических материалов требует особой ответственности, строгой аргументированности, четко осознанной гражданской позиции, ведь с объектом критики придется постоянно встречаться и продолжать сотрудничать. Поэтому далеко не каждый журналист берется критиковать власть. Также журналисты отмечают, что интерес к газете более всего снижает освещение предвыборных кампаний.

Примерно такой же объем (17-20%) занимают материалы по вопросам социальной сферы, именно они, по мнению редакторов, должны стать основой для налаживания коммуникации внутри района. Связь с читателем ставится во главу угла редакционной политики во всех районных газетах. В последние годы среди подписчиков распространяется анкета, в которой читателей просят назвать проблемы, которым газеты уделяют мало внимания, оценить материалы, указав конкретные публикации. В результате редакторы газет пришли к выводу, что сельский читатель предпочитает тексты, в которых «ясно, четко и недвусмысленно» дается прямая авторская оценка фактам, событиям и явлениям». Читатели хотят различать «своих» журналистов «по голосам», знать их аргументированное мнение.

Выявилась потребность аудитории в газете, которая ставила бы целью идею «собирания» человека, поднимала бы не только тему выживания, но и проблемы личной ответственности перед страной, семьей и т.д. Отвечая на просьбы читателей, с большим или меньшим успехом все газеты публикуют зарисовки (или житейские истории) о знаменитых земляках, распространен жанр интервью-портрета. Газета «Заволжье» проводит исторические разыскания, публикует циклы очерков, затем они выходят отдельными изданиями в книжном варианте и пользуются популярностью[1]. Четвертый год на первой полосе «Усть-Медведицкой газеты» под рубрикой «Человек труда» помещаются фотопортреты тружеников с небольшой подписью к ним. Руководители предприятий сами предлагают кандидатуры в эту «галерею труда». В «Звезде» постоянно ведется рубрика «Старые русские». Большое количество материалов приурочено к различным профессиональным праздникам, календарная дата становится поводом для того, чтобы написать о положительном конкретном труженике. Эту особенность районной прессы, как и преобладание «бодрого, оптимистичного тона» резко негативно оценил ведущий медиакритик «Журналиста» Н.Вайнонен[2]. Вряд ли с его мнением можно согласиться. Критик не учитывает принципиальных типологических отличий локальной газеты, рассчитанной на сельского жителя, от общероссийских изданий. Все участники семинара основными функциями своих газет назвали ценностно-ориентирующую, организаторскую и функцию психологической поддержки.

Обобщенно концепция районной газеты формулируется так: экология человека, защита личности. Российское село сейчас переживает не лучшие времена, и сельская газета стремится сохранить «проникновенно патриотичное» лицо. На семинаре много говорилось о проблеме создания в российских СМИ негативного образа власти и страны в целом, о девальвации исторических символов, о том, что на телевидении преобладают историко-разоблачительные и актуально-имиджевые проекты, несущие негативный заряд. В этом смысле сотрудники локальных изданий ощущают себя создателями альтернативной прессы. Общее убеждение – без идеалов и веры в будущее своей родины (и большой и малой) человек нежизнеспособен. Эти убеждения определяют информационную политику изданий. Открыв наугад любую газету, мы увидим, что прямо или косвенно постоянно затрагивается эта тема. Например, отчет о совещании директоров школ газета «Придонские вести» начинает со слов: «Патриотизм есть зов наших предков. Без этого понятия нет государства. Почему мы называем свою родину «этой страной»? (21.07.2004). Именно потому, что ставятся такие вопросы, газеты подробно сообщают о деятельности поисковых групп, участниках акций «Фронтовое письмо», операции «Обелиск», о самых мелких мероприятиях, направленных на благоустройство города, потому и процент позитивных сообщений неизменно выше, чем негативных.

Даже при беглом просмотре локальных газет невозможно согласиться с выводом Н.Вайнонена о том, что «районка» по уровню мышления и по литературному качеству отстала лет на пятьдесят. Конечно, бросаются в глаза стереотипные, сложившиеся в советские времена выражения, используя которые, те же «Придонские вести» рассуждают о «моральном разложении молодежи под влиянием идеологии потребительства», о подмене «коллективизма индивидуализмом» и т.д. Но ведь выводы газеты о психологическом воздействии СМИ совпадают с результатами исследований социологов и теоретиков журналистики. В фокусе внимания районщиков парадокс: в стране, которая должна ориентироваться на раннюю стадию развития индустриального общества, в СМИ вместо призывов к минимальному условию процветания – к трудовой деятельности – широко распространена реклама свободного времени и способов расслабления. Информации о том, что большинство взрослого населения индустриальных стран посвящает основную часть времени работе, занятиям по профессиональной подготовке, о том, что работа – главное содержание жизни, на экране телевидения, самого массового и доступного канала коммуникации, нет. Поэтому сотрудники локальных газет очень четко формулируют главную задачу - «писать о конкретном труженике, о том, что сделано, построено, засеяно». Поэтому и утверждает Г.Выпряшкин, редактор «Усть-Медведецкой газеты», что, встретившись с героем публикации после выхода очередного номера, он чувствует, что «сделано еще одно доброе дело». О человеке, успешно работающем в селе, узнали люди во всем районе. Эту программную установку он счел необходимым заявить на всю страну, опубликовав в «Журналисте» статью «Наши герои – люди труда» (2003, №2).

Вряд ли можно критиковать районную прессу за мелкотемье. Специфика этого типа изданий обусловлена обращением к локальным темам. Редакторы районных газет убеждены, что писать о становлении гражданского общества в России нужно на понятном сельскому читателю языке, на примерах из его жизни. Работая в издании другого уровня, для другой аудитории, они писали бы иначе. Сотрудница палласовской газеты «Рассвет» объясняет: «По этой причине я никогда не получу «Золотого пера», но я хочу быть нужной и понятной тем, кто живет по соседству».

Читатель – предмет постоянной заботы районщиков. Особое внимание журналисты уделяют молодежной аудитории. Процент читателей районных газет моложе 30 лет ничтожно мал, поэтому большинство редакций, «работая на будущее», организуют или молодежные приложения, или вкладки, или тематические полосы. Наиболее интересен опыт газеты «Звезда» Среднеахтубинского района. С 2001 года ежемесячная страница для молодежи была преобразована в еженедельное четырехполосное приложение «Антарес», с 2002 года на него объявлена автономная подписка. возможность ощущать себя участником описываемого события.

При газете Калачевского района «Борьба» каждый месяц организуется выпуск молодежного приложения «Донской прибой», где все авторы – школьники. В ряде районных газет при редакциях работают студии юнкоров, проводятся межрайонные конкурсы молодежных изданий, организуются клубы по интересам.

Большинство опрошенных редакторов отметили, что и «взрослые» районки должны взять на себя функцию организации клубов общения. Дайджестирование центральных и областных изданий не имеет смысла, поскольку необходимую информацию о событиях в стране и мире жители провинции получают из других источников. Обсуждение локальных проблем жизни и быта малого города, села – и есть та информационная ниша, которую может занять районная газета.

 

Тема 10. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ПЕЧАТЬ

Деловые газеты

Социальная функция деловой прессы - обеспечение бизнес коммуникаций. Ее аудиторией является деловое сообщество, люди, занятые в управлении общественным производством, в бизнесе. Содержание деловых газет, как правило, шире политэкономической, экономической или собственно бизнес-информации. Они оперируют любой информацией, могущей оказать влияние на поведение агентов рынка или отражающей это поведение.

Деловая пресса по определению является качественной. Профиль читателя определяет ее специфику. Ее главная функция изначально предполагает надежность источника информации. Обеспечение надежности диктует строгие профессиональные стандарты: достоверность, объективность, преобладание материалов, подготовленных специалистами в определенных областях экономики.

По тематике выделяют пять видов деловой прессы: универсальную («Новые деловые вести»), специализированную («Мы и налоги»), узкоспециализированную, профессиональную («Волжский шинник») и точечную. В качестве подвидов специализированной деловой прессы принято рассматривать отраслевую («Волга и Дон»)и корпоративную прессу («Нефтяник»).

Корпоративные издания

Эксперты ООН дали современной экономике определение – это «экономика, основанная на знаниях». В условиях, когда знание становится основой успешности производства, возрастает потребность в корпоративных изданиях. Эффективное использование производственного знания и опыта требует его распространения среди персонала предприятия. Эту функцию выполняют корпоративные издания. Исследователи деловой прессы выделяют четыре основных вида корпоративных изданий:

1. Внутрикорпоративные издания предназначены для информирования персонала или отдельных категорий служащих по тем или иным вопросам развития корпорации, о важных событиях внутри компании и вне ее. Как правило, эти издания не распространяются за пределам корпорации. Среди них выделяют два подвида:

- издания для всего персонала;

- издания для руководства корпорации.

2. Корпоративные издания, распространяемые и внутри корпорации, и вне ее. Такие издания стремятся информировать читателя по более широкому кругу проблем, чем новости и политика компании, они ориентированы на проблемы отрасли в целом, на тенденции рынка. Интересы корпорации отражаются в таком издании опосредованно, как интересы одного из представителей отрасли. Точка зрения корпорации обычно присутствует, но не доминирует. Среди них выделяют два подвида:

- издания, ориентированные на персонал компании, работников отрасли, представителей исполнительной и законодательной власти;

- издания, предназначенные для клиентов корпорации.

3. «Смешанный» вид включает в себя признаки первого и второго видов, ориентирован и на персонал и на внешнюю аудиторию.

4. «Инструменты сбытового маркетинга» ориентированы только на клиентов корпорации и нацелены на рост продаж товаров и услуг, это фактически рекламные издания.

 

Рекламная пресса

Радикальное отличие рекламной прессы от других типов состоит в том, что побочная функция – быть рекламоносителем – становится здесь основной и единственной. Эта пресса – инструмент маркетинга, продвижения товаров на рынок. Она не стремится к отражению мира и не отвечает за свое содержание, если соблюдены все правила, принятые законом. Но рекламная пресса является специфической бизнес-коммуникацией и поэтому идентифицируется специалистами как особый тип деловой прессы. Выделяются универсальные и специализированные рекламные издания, среди специализированных особое место занимает рекруитерская пресса (информирующая о найме на работу), газеты бесплатных объявлений, газеты и журналы по оптовой торговле.

Религиозная печать

 

Новейшая история религиозной печати России ведет свой отчет с 1990г., когда был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях». Религиозные организации получили права юридических лиц, возможность самостоятельно заниматься издательской деятельностью, вести независимую от государства информационную политику. За пятнадцать лет сформировалась широкая система религиозной периодики, которая включает в себя издания разных уровней, типов и направлений. Религиозные издания печатаются небольшими тиражами, адресуются верующим людям, распространяются в основном через храмы. Православная печать структурирована в соответствии с организационной структурой Русской православной церкви. Сохраняется иерархический принцип: издания Московского патриархата, издания митрополий и епархиальных управлений, издания монастырей, отдельных храмов, религиозных учебных заведений. По тематике материалов, постановке проблем, стилю изложения эти издания носят официальный характер. Они адресуются в первую очередь священнослужителям, но в то же время стараются привлечь внимание и широкой аудитории. Публикуются современные материалы из области богословской мысли, труды классиков богословия, тексты, служащие своего рода пособием для священнослужителей, сообщения о новостях внутрицерковной жизни и материалы, рассчитанные на духовное воспитание читателей, уже приобщившихся к вере, готовых к совместному размышлению о смысле бытия, поисках путей спасения, которые они находят в православии.

Среди православной периодики выделяют теоретические издания, призванные повысить уровень богословской культуры и образования священнослужителей. Стабильно развивается епархиальная периодика, иногда в епархии выходит несколько изданий, учредителями выступают епархиальные управления.

Одно из изданий, как правило, является официальным органом управления и соответственно публикует центральную (из Московской Патриархии) и местную официальную информацию, материалы по истории церкви, проповеди, святоотеческие и богословские произведения, материалы, посвященные истории и традициям православия.

Другие епархиальные издания ориентируются на широкую аудиторию и предлагают душеполезное чтение с учетом возраста и интересов. Некоторые епархиальные издания имеют тематические приложения. Для епархиальных изданий характерен принцип многофункциональности. Официальные епархиальные газеты и журналы составляют единую типологическую группу, которую можно обозначить как информационные духовно-просветительские издания. При этом каждое выбирает какое-то приоритетное направление, разрабатывает формы духовного просвещения.

Среди неофициальных православных изданий выделяются журналы и газеты «для семейного чтения». Значительное место занимают литературно-художественные, философские журналы, журналы, сосредоточившиеся на проблемах церковного искусства, православные издания для детей и юношества, религиозно-политические издания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...