Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пошаговая схема оценки при рыночном подходе (MB V)




Определение рыночной стоимости требует осуществления ряда предварительных процедур, позволяющих рассматривать полученный результат как разносторонне исследованную оценку.

Тематические исследования и очередность практических шагов следующие.

Шаг 1. Формирование финансового обзора компании-цели.

Шаг 2. Стандартизация и нормализация финансовой отчетности компании-цели.

Шаг 3. Предварительный подбор компаний-аналогов.

Шаг 4. Формирование пакета финансовых ревю компаний-аналогов.

Шаг 5. Стандартизация и нормализация финансовой отчетно­сти компаний-аналогов.

Шаг 6. Выбор вида мультипликатора.

Шаг 7. Выбор релевантного периода и места оценки.

Шаг 8. Расчеты мультипликаторов для компаний-аналогов.

Шаг 9. Определение репрезентативного мультипликатора.

Шаг 10. Определение базовой рыночной стоимости компании-цели.

Шаг 11. Альтернативы и толерантность оценок.

Шаг 12. Дополнительные расчеты и дальнейшее уточнение оценок базовой рыночной стоимости.

Методические ключи к пошаговой схеме оценки рыночной стоимости

Шаг 1. Формирование финансового обзора компании-цели:

• характеристика принципов подготовки отчетности компании-цели;

• раскрытие признаков, позволяющих недвусмысленно характеризовать бизнес компании-цели;

• определение минимально достаточного формата финансового обзора оцениваемой компании;

• обоснование необходимого состава форм финансовой отчетности.

Шаг 2. Стандартизация и нормализация финансовой отчетности компании-цели:

• раскрытие специфики учетной политики;

• стандартизация финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IFRS) и MCA (IAS), а также Международного комитета по регулированию рынка ценных бумаг (IOSEC);

• обеспечение нормализации статей отчетности путем исключения экстраординарных, эксклюзивных, нетипичных и т.п. учтенных фактов;

• финансовый анализ для углубленного понимания бизнеса, его сильных и слабых сторон; выяснение существенных признаков бизнеса.

Шаг 3. Предварительный подбор компаний-аналогов:

> составление расширенного реестра компаний-претендентов, подпадающих под существенные качественные признаки аналогии бизнеса;

> обеспечение равенства шансов включения в реестр компаний-претендентов из числа конкурентов, субститутов, листинговых компаний и т.п.;

> имитация репрезентативного, сбалансированного, конкурентного рынка оцениваемого бизнеса (по ТИПОЛОГИИ).

Шаг 4. Формирование пакета финансовых обзоров компаний-аналогов:

♦ вычленение в предварительном реестре максимально идентичных компаний-аналогов по сочетанию качественных, описательных признаков, идентификационным кодам;

♦ обеспечение процедур, соответствующих шагу 1.

Шаг 5. Стандартизация и нормализация финансовой отчетности компаний-аналогов:

♦ обеспечение процедур, соответствующих шагу 2;

♦ формирование кластеров компаний-ориентиров по выбранным цензам однородности;

♦ установление частотного ценза доверия к проявлению симптоматических признаков устойчивости типа бизнеса;

♦ финансовый анализ по данным отчетности и финансовых обзоров с целью кластеризации компаний-аналогов в качественно и количественно однородные группы.

Покажем порядок образования кластера экономически однородных компаний-претендентов с компанией-целью на числовом примере.

Критерий однородности компаний в группе соответствует коэффициенту вариации признаков, подчиненных нормальному закону распределения (коэффициент вариации — не более 30%).

Ценз доверия к устойчивости согласованного сочетания признаков принимается на уровне частоты 50%.

Характеристика ключевых показателей бизнеса, приведенных к эталонному уровню, для рассматриваемого примера приведена в табл. 10.6.

Таблица 10.6 - Ключевые показатели бизнеса, приведенные к эталонному уровню

Признак Компания-цель Компания-аналог
        № 1 №2 №3 №4 №5 №6 №7
Активы Продажи Прибыль Финансовый риск Операционный риск   2,12 1,71 1,45 1,78 2,0 1,33 2,05 1,76 0,54 0,78 1,27 0,98 1,09 1,14 1,0 3,15 2,42 2,95 0,83 0,59 1,21 1,43 1,15 0,90 1,17 1,11 1,17 1,93 1,49 1,22 0,89 0,75 0,93 1,01 0,98
Число признаков, относимых к однородным симптоматическим признакам эталон              
Частота признаков, относимых к однородным 0/5 1/5 5/5 1/5 4/5 3/5 5/5

По условиям числового примера наиболее правдоподобными признаками однородности оцениваемого бизнеса обладают компании № 3, № 5, № 6 и № 7. Причем компании № 3 и № 7 отличаются более высо­кой степенью устойчивости к подтверждению мер однородности при­знаков.

Мажорантность компаний из числа отнесенных к кластеру установим на основе метода расстояний по сумме модулей линейных отклоне­ний от эталона:

l = Σ|l-e| = min.

По данным табл. 10.6 проведем расчеты меры удаленности компаний-аналогов от компании-цели (табл. 10.7).

 

Таблица 10.7. Расчет меры удаленности компаний-аналогов от компании-цели

Признак Компания-аналог, отобранная в кластер Отклонение от эталона (модуль)
    №3 № 5 №6 №7 №3 №5 №6 №7
1. Активы 2. Продажи 3. Прибыль 4. Финансовый риск 5.Операционный риск 1,27 0,98 1,09 1,14 1,0 1,21 1,431,15 0,90 1,17 1,11 1,17 1,931,49 1,22 0,89 0,750,93 1,01 0,98 0,27 0,020,09 0,14 0 0,21 0,430,15 0,10 0,17 0,11 0,170,93 0,49 0,22 0,11 0,25 0,070,01 0,02
Сумма X X X X 0,52 1,06 1,92 0,46

В рассматриваемом примере из качественно однородной типологической группы компаний (№ 3, 5, 6, 7) наиболее правдоподобными компаниям-целям оказались компании № 7 и № 3, что позволяет сконцентрировать внимание на параметрах их бизнеса и провести углубленное их исследование.

Шаг 6. Выбор вида мультипликатора:

• обоснование выбора наиболее выразительной характеристики ценности бизнеса;

• подбор адекватного типа мультипликатора по показателю ценности бизнеса.

Шаг 7. Выбор релевантного периода и места оценки:

• соотнесение даты оценки и отчетных дат финансовых ведомостей;

• согласование дат оценки и дат рыночных котировок, сделок по поглощению и приобретению;

• уточнение места оценки и места рыночных котировок.

Шаг 8. Расчеты мультипликаторов для компаний-аналогов:

• сбор данных о рыночных котировках;

• расчет показателей ценности бизнеса;

• анализ вариантов расчета мультипликаторов для выбранного показателя ценности бизнеса;

• исследование целесообразности использования аналитических и позиционных средних;

• расчеты мультипликаторов альтернативного содержания (по другим показателям ценности бизнеса).

Продолжая рассматривать пример, данный табл. 10.6 и 10.7, приведем рассчитанные значения различных мультипликаторов по компании-аналогу (табл. 10.8).

Таблица 10.8. - Значения различных мультипликаторов по компании-аналогу

Период оценки Рыночная цена Доходность на одну акцию Мультипликатор
За текущий год Средняя за год 1002,7 Средняя за год 54,2 Текущий 18,5
За последние 52 недели Последняя цена закрытия 1456,8 За последний отчетный период 60,7 Отслеживающий 24,0
На бюджетный год Последняя цена закрытия 1138,5 Прогнозная на год 55,0 Форвардный 20,7
В среднем за год Средняя за период 821,1 Средняя за период 48,3 Средний 17,0

Шаг 9. Определение репрезентативного мультипликатора:

• обоснование уместности использования мультипликаторов по конкретной компании-аналогу или по «усредненной» компании-аналогу;

• тестирование «на логику поведения» сопряженных показателей с мультипликатором у компании-цели и у компаний-аналогов в кластере.

Шаг 10. Определение базовой рыночной стоимости компании-цели:

♦ определение параметров операционного результата по компании-цели;

♦ расчет показателей рыночной стоимости с использованием соответствующих мультипликаторов.

В условиях рассматриваемого числового примера величина рыночной стоимости для каждой из модификаций мультипликатора акций будет определяться расчетом (табл. 5.9).

Таблица 5.9. Расчет величины рыночной стоимости для каждой из модификаций мультипликатора акций, тыс. руб.

Мультипликатор компании-аналога Чистый доход компании-цели Рыночная стоимость
18,5 24,0 20,7 17,0 322 011 286 400 319 300 259 670 5957 204 6873 6006 609 510 4 414 390
Расчетная базисная рыночная стоимость (оценка)   5 963 676

Шаг 11. Альтернативы и толерантность оценок:

• расчет рыночной стоимости по альтернативным мультипликаторам;

• обобщение оценки рыночной стоимости, установленной на базе различных мультипликаторов и показателей ценности бизнеса (с использованием весовых коэффициентов доверия).

Шаг 12. Дополнительные расчеты и дальнейшее уточнение оценок базовой рыночной стоимости:

> помимо показателей обычной деятельности в компании-цели, принимаются во внимание ранее исключенные непредвиденные статьи (непрофильные активы, стоимость инвестиционного бизнеса компании-цели, имущество социального назначения и т.п.);

> базисная оценка рыночной стоимости уточняется на сумму непрофильных ценностей для получения наиболее вероятной полной рыночной стоимости компании-цели.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...