Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный процесс Российской Федерации




Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Выделяют следующие стадии бюджетного процесса:

1) составление проектов бюджетов — подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета;

2) утверждение проектов бюджетов — принятие нормативных правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год;

3) исполнение бюджетов — получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете;

4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов — текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.

К основным задачам бюджетного процесса относятся:

1) выявление материальных и финансовых резервов в стране

2) максимально приближенный к реальности расчет расходов бюджета

3) обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов

4) согласование бюджетов с экономической программой

5) осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разных уровней, отраслями народного хозяйства, экономическими регионами и так далее.

Участниками бюджетного процесса являются:

· Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;

· орган, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета – Министерство финансов РФ

· орган, осуществляющий казначейское исполнение федерального бюджета – Федеральное Казначейство

· органы, осуществляющие сбор доходов бюджета

· Центральный Банк России

· Счетная палата РФ

· органы денежно-кредитного регулирования

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств

В основе бюджетного процесса лежат принципы, соблюдение которых позволяет качественно составить бюджет:

· принцип ежегодности, потому что объем национального дохода государства постоянно меняется, а также меняются потребности как республик, так и регионов. Этот принцип дает возможность выявить тенденции рыночного развития, определить уровень научно-технического прогресса.

· принцип специализации показателей бюджета, который конкретизируется суммами доходов бюджетов по источникам, а расходов – по целевому направлению. Для этого необходима бюджетная классификация. Классификация расходов – функциональная, ведомственная и экономическая.

· принцип балансовый, который позволяет правильно установить соотношение между доходами и расходами всех уровней бюджетов, а также между натуральными и стоимостными показателями, что создает устойчивость бюджета и соблюдение необходимых пропорций. Этот принцип является главной целью финансовой политики страны.

· принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех поступивших средств и всех расходов с единого счета бюджета, за исключением средств, находящихся вне территории РФ.

Министерство финансов обладает следующими бюджетными полномочиями (165 статья Бюджетного кодекса РФ):

· составляет проект федерального бюджета и представляет его в правительство, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов

· по поручению Правительства РФ представляет сторону государства в договорных отношениях и предоставлении средства федерального бюджета на возвратной основе.

· разрабатывает по поручению Правительства РФ программу внутренних заимствований, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг

· получает от всех органов исполнительной власти материалы, необходимые для составления федерального консолидированного бюджета, а также отчета об исполнении бюджета

Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство России вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального бюджета на очередной финансовый год не позднее 1 октября. Федеральный бюджет разрабатывается в соответствии с положениями ежегодного Бюджетного послания Президента РФ.

Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях.

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

· прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

· приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

· общий объём расходов;

· верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

· нормативная величина резервного фонда;

· дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

· предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

· вернуть в правительство на доработку;

· поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

· приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

· бюджетные ассигнования по разделам;

· программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

· программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.

После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

До 2002 в процессе принятия федерального бюджета депутатам удавалось существенно увеличить некоторые его расходные статьи (как правило, социальные). В последние годы бюджет принимается в том виде, в каком он был внесён правительством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...