Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая природа и признаки предпринимательства




Переход на рыночные принципы хозяйствования — это переход к экономике предпринимательского типа. Соответственно создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

Экономическая природа предприниматель­ства неразрывно связана с рыночным хозяйством, которое исторически и генетически является исходным пунктом предпринима­тельской деятельности. Специфика предпри­нимательства как явления хозяйственной жизни выражается в непрерывно осуществляемой цепи обменных операций. Именно в этом предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, выражающийся в стремлении извлечь выгоду посредством осуществления рыночных операций, т.е. в процессе обмена.

Экономическая природа предпринимательства раскрывается через анализ его признаков: инициативу, коммерческий риск, хозяйственную ответственность, комбинирование факторов производства, новаторство.

Предпринимательская инициатива. Предпринимательство — инициативная деятельность. Постоянное стремление к поиску новых воз­можностей извлечения выгоды — будь то производство новых продук­тов или освоение новых рынков, внедрение новых способов организации производства или применение новых методов продаж — является отличительной чертой предпринимателя.

Коммерческий риск и хозяйственная ответственность. Окружа­ющая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему рыночной неопределенности. Что примечательно, неразрывно связанная со свойствами рынка (изменение конъюнктуры, цен, предпочтений потребителей и т.д.) эта неопределенность усугубляется деятельностью самого предпринимателя, выражаясь в непредсказуемой реакции рынка на предпринимаемые им инициативы. Для предпринимателя суть проблемы рыночной неопределенности заключается в неизвестности ис­хода (результата) предпринимаемых им инициатив. Поэтому любое ре­шение, принимаемое в условиях неопределенности, связано для него с риском, который выражается в возможности возникновения потерь.

Рыночная неопределенность и коммерческий риск — явления, тесно связанные между собой, но одновременно и различающиеся по своему влиянию на предпринимательство. Коммерческий риск — это измеренная неопределенность. Измеренная в том смысле, что предпринимателю известно распределение вероятных исходов на основании опыта прошлого или априорных расчетов. Неопределенность — неизмерима и представ­ляется в виде полной неизвестности о вероятностном наступлении того или иного исхода. Когда предпринимательская инициатива не выходит за рамки уже известных практике направлений, приемов и методов ведения бизнеса, предприниматель сталкивается с риском. Когда же такая инициатива несет в себе уникальные, т.е. неизвестные практике, начинания, предприниматель будет иметь дело с неопределенностью.

Другой важный аспект проблемы — это вопрос о мотивации осуществления деятельности, связанной с риском. Любая предпринимательс­кая деятельность связана с риском. Но было бы ошибкой думать, что само предпринимательство обусловлено особенностями человеческой психологии, т.е. склонностью индивидов к риску. В этом отношении важно учитывать, что принятие предпринимателем на себя риска связано не со склонностью к риску, а с его стремлением обратить рыночную неопреде­ленность в свою пользу. Именно получение вознаграждения выступает решающим фактором, побуждающим предпринимателя идти на риск, a величина принимаемого им на себя риска напрямую зависит от размера вероятного вознаграждения. Кроме того, коммерческий риск — это измеренный риск еще и потому, что всегда основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Иначе говоря, стремление к выгоде всегда уравновешивается хозяйственной ответственностью, степень которой в значительной мере определяет приемлемую для предпри­нимателя степень риска. Одно дело — риск, связанный с недополучением дохода, другое — риск возникновения убытков и уж совершенно иное — риск, который грозит потерей собственности. Комбинирование. Поиск лучших вариантов связан с комбинирова­нием факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи (доходности) от каждого ресурса. Наиболее очевидной формой повышения эффективности располагаемых ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность больше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием. Арбитра-жирование легко обнаружить в сфере торговли и биржевой деятельности. При всем различии форм проявления для него характерны: использова­ние неравновесных рыночных ситуаций как источника новых возможностей, стремление к рационированию распределения ресурсов как источ­нику дополнительного дохода, содействие установлению рыночного равновесия через перераспределение благ. Перемещение ресурсов — лишь один из способов повышения эффективности применения ресурсов.

Другой, более сложный по содержанию способ повышения эффектив­ности применения ресурсов — комбинирование на основе принципа замещения факторов производства. Суть его состоит в поиске наиболее раци­онального варианта сочетания факторов путем замещения одного факто­ра другим. Варьируя факторами производства, предприниматель не про­сто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, создавая новые технологии, обеспечивает прогресс производства. Поскольку в рамках индустриальной стадии применение «принципа заме­щения» является определяющим фактором предпринимательского успе­ха, то само предпринимательство ассоциируется с «духом рационализма» и отождествляется с ним.

Между тем содержание функции комбинирования шире «принципа замещения» ресурсов. Предприниматель может изменять сам принцип координации ресурсов, заменяя ценовой механизм (покупка необходимых означает, что экономическое содержание новаторской функции предпри­нимательства заключается в изменении всей среды хозяйствования.

компонентов на рынке) административным (обеспечение необходимыми компонентами на основе вертикальной интеграции). Таким образом, ком­бинирование может стать инструментом изменения способа предприни­мательской деятельности, когда рыночной неопределенности противопоставляется планомерно работающая организация. Связанная с изме­нением принципа координации ресурсов, данная форма комбинирования выступает уже фактором преобразования рыночной среды.

Новаторство, ставшее в настоящее время символом предпринимательства, как элемент присутствует в нём всегда, поскольку деятельность в условиях неопределенности требуёт от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода.

Предпринимательствоэто инициативная, связанная с риском и направленная на завоевание и удержание конкурентных преимуществ деятельность, ведущаяся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Такая трактовка сущности предпринимательства, раскрывая его при­роду именно как экономической категории, позволяет сделать ряд прин­ципиальных заключений. Первое из них состоит в том, что как состязательная деятельность предпринимательство реализует себя только при наличии конкурентных условий. Деятельность вне конкурентных усло­вий лишена как содержания, так и признаков (инициатива, риск, нова­торство) предпринимательства. Второе заключение состоит в том, что до­стижение цели предпринимательства (обретение выгоды) — результат реализованных конкурентных преимуществ. Следовательно, деятель­ность, пусть даже и осуществляемая в рыночных условиях, но опирающаяся не на конкурентные преимущества, а на властные или административные полномочия, не может быть отнесена к предпринимательской. Третье заключение состоит в том, что предпринимательство — экспанси­онистская по своей природе деятельность.

5.2. Организационно- правовые формы предпринимательства

Форма предпринимательства — это способ организации предпринимательской деятельности, посредством которого осуществляется реализация присущих предпринимательству функции и цели. Учитывая специфичность организационных и содержательных признаков, можно выделить следующие формы предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Частное предпринимательство — форма предпринимательства основанная на частной собственности и осуществляемая частными лицами с целью извлечения дохода и приумножения собственности. Оно является наиболее распространенной формой предпринимательской деятельности и имеет многовековую историю.

Характерный признак частного предпринимательства — его социаль­но-экономическая неоднородность. Частное предпринимательство может реализоваться на базе личного труда предпринимателя и членов его се­мьи, а может — посредством применения наемного труда. И если в первом случае уместно говорить о трудовой природе предпринимательской деятельности, то во втором следует определять ее как капиталистическую. Различие и их экономическая мотивация: для мелкотоварного предпри­нимательства — получение дохода, а для капиталистического — получе­ние прибыли.

По способу организации частное предпринимательство может иметь индивидуальную, групповую и корпоративную формы.

Коллективное предпринимательство — форма предпринимательства, при которой источником предпринимательских правомочий является трудовое участие, а работники оказывают решающее влияние на приня­тие решений. Именно этот признак отличает коллективное предприни­мательство от частного, реализуемого в групповой форме..

Государственное предпринимательство — форма предприниматель­ства, при которой принятие решений в отношении целей и способа пред­принимательской деятельности принадлежит государству, а использова­ние ее результатов имеет не частный характер. Чаще всего госпредпринимательство обнаруживает себя в производствах, которые характеризуются либо высокой капиталоемкостью (атомная энергетика, транспортные коммуникации), либо значительной неопределенностью коммерческого результата (космонавтика, научные исследования), либо большой обще­ственной значимостью (оборонная промышленность, образование, здравоохранение и т.п.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...