Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какое же значение вкладывают в термин «Педагогика»?




Во-первых, выделяют «бытовое» значение педагогики. Каждый человек на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитыва­ет своих детей, членов семьи, сотрудников по работе.

Во-вторых, подчеркивают практическое значение педагогики. Педагоги­ку рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного опыта от старшего поколения к младшему. Здесь умест­но говорить о взаимосвязи народной (житейской) педагогики с педагогиче­ским мастерством и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельности называют искусством.

В-третьих, педагогика понимается как наука и, одновременно, как от­расль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы вли­яния на развитие человека в нерасторжимом слиянии природного, общест­венного и индивидуального. Поэтому педагогические учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации строятся только на фундаменте целостного и сис­темного знания о развивающемся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке.

В-четвертых, педагогика представляет собой учебную дисциплину, вклю­чающую в себя теоретический и практический аспекты обучения и воспита­ния.

В-пятых, значение педагогики как отрасли гуманитарного знания вхо­дит в общекультурный контекст современной жизни. Оно выявляется
в качестве педагогической культуры человека.

 

Определение объекта, предмета, функций и задач педагогики поможет выяснить, чем является педагогика – наукой, искусством или тем и другим. В качестве критерия будем пользоваться обще­принятыми определениями науки, ее предмета и объекта, также ее функциями.

Наука определяет сферу человеческой деятельности, ее зада­ча – выработать и систематизировать объективные знания о дей­ствительности.

Цель науки – описать, объяснить и спрогнозировать процессы и явления действительности, которые составляют предмет ее изу­чения на основании открываемых законов.

Объект науки – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объ­екта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Можно выделить три концепции во взглядах ученых на педа­гогику.

Первая концепция представляет собой мнение, что педагоги­ка – междисциплинарная область человеческого знания. Если рас­сматривать педагогическую науку с такой точки зрения, то в этом случае совершенно теряется смысл и значение педагогики как са­мостоятельной науки. Данный подход дает представления о педа­гогике как о несамостоятельной науке, объясняя ее как область отражения педагогических явлений. В данном случае в педагоги­ке рассматриваются различные объекты действительности, напри­мер, космос, социализация, развитие.

Вторая концепция представляет педагогику как прикладную дис­циплину, задачей которой является опосредованное использование знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествоз­нания, социологии и др.) и адаптированных к решениям неко­торых задач, которые возникают в сферах воспитания и образо­вания.

На первый взгляд, объектом педагогики является любой чело­век, которого обучают и воспитывают. Но в этом случае и педа­гогика, и психология изучают психическую реальность (психику человека), причем педагогика – лишь прикладная часть психоло­гии, ее «практическое приложение».

И первая, и вторая концепции подхода к педагогике отрицают право педагогики на свой предмет и, следовательно, собственное теоретическое определение, подменяя его совокупностью положе­ний, взятых из других наук. Это очень плохо отражается на педагогической практике. Только педагогика позволяет достаточ­но подробно, емко, систематично отразить суть явлений и про­цессов, происходящих в практической деятельности обучения, воспитания человека. Ни одна наука не изучает педагогическую действительность так полно и углубленно. Такой подход не может позволить разработать основательный фундамент для функцио­нирования и преобразования педагогической практики.

Эффективной и продуктивной для науки и практики является третья концепция, по которой педагогика является относительно самостоятельной дисциплиной, со своим объектом и предметом изучения.

Известный советский педагог А.С. Макаренко, которого трудно обвинить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 году сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ребенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагогики является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключается из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образование. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предметом педагогики как науки является реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитатель-ных учреждениях).

Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, организацию, содержание, методику и перспективы развития педагогического процесса как фактора и средства развития человека.

В узком смысле педагогика – целенаправленная деятельность воспитателей в системе учебно-воспитательных учреждений.

Система педагогических знаний – взаимосвязанные теоретические знания о закономерностях и принципах обучения и воспитания, о фактах педагогической практики, о знаниях педагогической теории.

 

Функции педагогики

Функции педагогики как науки обусловлены её предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях:

1) описательном или объяснительном – изучение передового и новаторского педагогического опыта;

2) диагностическом – выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагогов и учащихся;

3) прогностическая – экспериментальные исследования педагогической деятельности и построения на их основе моделей преобразования этой деятельности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации:

1) проектный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций);

2) преобразовательный, направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции;

3) рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...