Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

И автоматизированных систем

 

Форма обучения – очная

 

Учебный план 2011 года приема

 

Цикл дисциплин – Профессиональный

 

Компонент цикла дисциплин – базовый (Б3.Б.2)

 

Курс – 1

 

Семестры – 1, 2

 

Всего часов – 324 (9 зач. ед.)

 

 

Чебоксары - 2011


 

Рабочая программа основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 «Информатика и вычислительная техника», утвержденного приказом Минобрнауки 09 ноября 2009 г. № 553, и в соответствии с рабочим учебным планом, утвержденным проректором по учебной работе 8 декабря 2010 г.

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

кандидат технических наук, доцент ________________________ А.Л.Симаков

 

 

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры вычислительной техники «___»________ 20__ г., протокол № ____

 

заведующий кафедрой ________________________ Б.М. Калмыков

 

ОДОБРЕНО:

методической комиссией факультета информатики и вычислительной техники

«___»________ 20__ г., протокол № ____

 

декан факультета ________________________ Б.М. Калмыков

 

СОГЛАСОВАНО:

Начальник учебно-методического управления _________________ М.Ю. Харитонов

 

 


Цель освоения учебной дисциплины.

Целью является обучение студентов умению решать задачи путем разработки программ для ЭВМ с использованием методов технологии программирования на основе принципов модульности, структурированности и нисходящего проектирования на базе языков программирования высокого уровня с применением библиотечных процедур в Турбо оболочках систем программирования.

Задачами преподавания дисциплины являются:

· объяснение типовых структур данных и основных алгоритмов обработки данных и их записи операторами языков программирования высокого уровня;

· развитие навыков применения типов данных в операторах языков программирования, навыков использования стандартных приемов разработки программ для решения типовых задач обработки данных, выбора структур данных и структур обработки при проектировании программ с целью повышения их эффективности;

· вырабатывание представление о возможностях конкретной системы программирования в плане создания и отладки программ и об эффекте, достигаемом при применении различных структур данных и структур обработки в плане времени и объема будущей программы;

· формирование умения правильно выбирать структуры данных и алгоритмы их обработки при проектировании программ с целью уменьшения сложности и трудоемкости программ;

· обеспечение получения практического опыта разработки программ обработки массивов, записей, файлов и динамических структур данных с применением собственных и библиотечных подпрограмм и модулей средствами систем программирования.

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО.

 

Цикл ООП: Профессиональный цикл, Базовая часть, Б.3.Б.2

Для изучения дисциплины студент должен иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12), уметь логически мыслить и обладать знаниями школьной математики на уровне не ниже 60%.

Дисциплина обеспечивает изучение основ языков программирования высокого уровня - типов данных, операций, операторов, подпрограмм; модулей; типовых методов разработки алгоритмов и программ; стандартных приемов работы и способов отладки программ средствами систем программирования. Акцент делается на разработку структур данных и структур программ, отвечающих принципам алгоритмизации и программирования. В основу закладывается понятие хорошо написанной программы. Дисциплина является базисной основой для специальности, поэтому в первом семестре упор делается на четкое знание теории, во втором - на умение грамотно и последовательно разрабатывать программы. Дисциплина формирует базовые знания для дисциплин, связанных с изучением, разработкой и применением программного обеспечения: Информатика, Операционные системы, Системное программирование, Теория вычислительных процессов, и др.

 

 

Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины, ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6);

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

- имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

- осваивать методики использования программных средств для решения практических задач (ПК-2);

- разрабатывать интерфейсы «человек - электронно-вычислительная машина» (ПК-3) в объёме консольного приложения с дружественным диалогом;

- разрабатывать модели компонентов информационных систем, включая модели баз данных (ПК-4) в объёме моделирования аппаратной и информационной модели процессора;

- разрабатывать компоненты программных комплексов и баз данных, использовать современные инструментальные средства и технологии программирования (ПК-5) в объёме использования систем программирования на языках TurboPascal и BorlandC++ для выполнения лабораторных по изучению языка программирования и выполнения курсовой работы;

- обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности (ПК-6) в объёме сравнения структур данных и структур решения;

- готовить презентации, научно-технические отчеты по результатам выполненной работы, оформлять результаты исследований в виде статей и докладов на научно-технических конференциях (ПК-7) в объёме подготовки отчетов по лабораторным работам и курсовой работы;

- инсталлировать программное и аппаратное обеспечение для информационных и автоматизированных систем (ПК-11).

В результате освоения дисциплины студенты должны:

Знать:

· стандартные типы данных, основные управляющие структуры программирования, основные приемы разработки алгоритмов и программ и запись этих конструкций и алгоритмов на языках программирования высокого уровня Турбо Паскаль и Си++ с использованием средств систем программирования;

· основы построения и архитектуры ЭВМ;

· современные технические и программные средства взаимодействия с ЭВМ в объёме использования систем программирования на языке высокого уровня;

· технологию разработки алгоритмов и программ, методы отладки и решения задач на ЭВМ в различных режимах;

Уметь:

· анализировать поставленную задачу, правильно выбирать типы данных и способы обработки при проектировании программ и реализовать программы в конкретной системе в соответствии с методами технологии программирования;

· применять математические методы, физические законы и вычислительную технику для решения практических задач;

· ставить задачу и разрабатывать алгоритм ее решения, использовать прикладные системы программирования, разрабатывать основные программные документы;

Владеть:

· опытом разработки, отладки, тестирования и документирования программ обработки массивов, записей, файлов, динамических данных, линейных списков с использованием процедур и функций, организованных в многомодульный программный проект, в Турбо оболочках систем программирования;

языками процедурного программирования, навыками разработки и отладки программ на алгоритмических процедурных языков программирования высокого уровня Турбо Паскаль и С++.

4. Структура и содержание учебной дисциплины.

 

4.1. Структура дисциплины.

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела Формируемые компетенции (ОК, ПК)
1. Введение Цель, предмет, задачи, структура, литература. Структура программного обеспечения ЭВМ. Технология выполнения программ в турбо-оболочке. ОК-1,2,6,8,12 ПК-2, 5, 11
2. Алгоритмизация и основы языка программирования Турбо Паскаль Алгоритмизация. Методы преобразования алгоритмов. Основные приёмы разработки алгоритмов. ОК-1,2,6,8,12 ПК-2, 4, 6
3. Структурное программирование на языке Турбо Паскаль Основные понятия, типы данных, структура программ и подпрограмм, операторы, обработка данных в соответствии с типом, связные списки, рекурсии, модульное программирование. ОК-1,2,6,8,12 ПК-2, 3, 4, 5, 7
4. Язык программирования С++ Основы языка, лексика, определение и описание переменных, типы, операторы, указатели, массивы, функции, файлы, программный проект. ОК-1,2,6,8,12 ПК-2, 3, 5, 7
5. Проектирование программ Проектирование интерактивных программ, проектирование структур данных, иерархическая разработка алгоритма программы. ОК-1,2,6,8,12 ПК-2, 3, 4, 5, 6, 7

4.2. Объем дисциплины и виды учебной работы.

 

№№ п/п Аудиторные занятия Лекции Лабораторные занятия Самостоятельная работа Контроль самостоятельной работы Всего часов[1] Из них в интерактивной форме
  Семестр _1__            
  Раздел 1. Введение            
1. Тема 1. Технология выполнения программ на ПЭВМ            
  Раздел 2. Алгоритмизация и основы языка программирования Турбо Паскаль            
2. Тема 2. Алгоритм. Свойства. Язык граф-схем алгоритмов.            
3. Тема 3. Методы преобразования алгоритмов            
4. Тема 4. Основные приемы разработки алгоритмов            
  Раздел 3. Структурное программирование на языке Турбо Паскаль            
5. Тема 5. Основные понятия программирования и языка Паскаль            
6. Тема 6. Стандартные типы данных.            
7. Тема 7. Структура программы. Оператор присваивания            
8. Тема 8. Выбирающие операторы, операторы цикла            
9. Тема 9. Регулярный тип.            
10. Тема 10. Комбинированный тип.            
11. Тема 11. Файловые типы            
12. Тема 12. Текстовые файлы. Ввод/вывод.            
13. Тема 13. Процедуры в Турбо Паскале            
14. Тема 14. Функции в Турбо Паскале.            
15. Тема 15. Записи с вариантами, множественный тип.            
16. Тема 16. Обработка текстовой информации            
  Семестр _2__            
17. Тема 17. Ссылочные типы              
18. Тема 18. Линейный список.            
19. Тема 19. Двусвязный список            
20. Тема 20. Циклический список.            
21. Тема 21. Рекурсии.              
22. Тема 22. Модульное программирование. Стандартные библиотеки.            
  Раздел 4. Язык программирования С++            
23. Тема 23. Основы языка С++              
24. Тема 24. Лексические основы языка С++            
25. Тема 25. Определение и описание переменных            
26. Тема 26. Операторы языка С++              
27. Тема 27. Указатели, массивы, функции в С++.            
28. Тема 28. Файлы в С++              
29. Тема 29. Программный проект в С++.            
  Раздел 5. Проектирование программ            
30. Тема 30. Проектирование интерактивных программ            
31. Тема 31. Проектирование структур данных            
32. Тема 32. Иерархическая разработка алгоритма интерактивной программы            
  Итого            

 

 

Вид промежуточной аттестации: зачет в 1,2 семестрах, экзамен в 1,2 семестрах, защита курсовой работы во 2 семестре.

 

 

4.3. Темы занятий и краткое содержание.

 

4.3.1. Введение (2 часа)

 

Тема 1. Технология выполнения программ на ПЭВМ.

1. Программирование: сущность и назначение. Место программирования в современных информационных технологиях. Необходимость освоения теоретических основ, методов и средств создания программ для вычислительных машин. Программирование как профессиональная деятельность. Подготовка по программированию как фундаментальная составляющая инженерного образования по специальности 230105.

2. Цель преподавания дисциплины. Предмет и задачи дисциплины. Структура, содержание дисциплины, ее связь с другими дисциплинами учебного плана специальности. Литература.

3. Структура программного обеспечения ПЭВМ. Средства автоматизации подготовки и выполнения программ на ЭВМ. Пример простой программы: алгоритм. Запись текста по алгоритму на языке Турбо Паскаль. Проверка правильности работы программы - тестирование, таблица трассировки. Язык общения пользователя с ЭВМ. 4. Технология выполнения программ на ПЭВМ в Турбо-оболочке.

Лабораторное занятие 1. Настройка интегрированной среды, вызов файлов, компиляция и запись примера из помощи.

 

4.3.2. Алгоритмизация и основы языка программирования Турбо Паскаль (8 часов)

 

Тема 2. Алгоритм. Свойства. Язык граф-схем алгоритмов..

1. Этапы решения задачи на ЭВМ. Диалоговый режим решения задач, его особенности. 2. Понятие алгоритма. Сущность и свойства алгоритма. Программа. Соотношение программы и алгоритма. Основные способы записи алгоритмов и программ: словесный, формульно-словесный, схемы алгоритмов, псевдокоды, языки программирования. 3. Язык граф-схем алгоритмов (ГСА). Система символов графического изображения действий. Правила выполнения схем алгоритмов и программ. Государственные стандарты, устанавливающие правила выполнения схем. 4. Основные элементарные структуры алгоритмов (следования, решения, цикла, выбора) и их запись на языке программирования Турбо Паскаль. Иерархическая структура алгоритмов. 5. Принципы алгоритмизации и программирования: нисходящее проектирование, модульность, структурированность. Требования к «хорошо написанной программе». Критерии качества программы. Дружественность. Структура текста и структура программы.

 

Тема 3. Методы преобразования алгоритмов.

1. Линейные алгоритмы. Пример (площадь треугольника по координатам вершин). Варианты решения. Критерии выбора решения. 2. Разветвляющиеся алгоритмы. Примеры (решение квадратного уравнения, принадлежность точки области графика). Бессистемность человеческого мышления. 3. Преобразование неструктурированного алгоритма в структурированный методом дублирования кодов. Применимость метода. Циклические алгоритмы. Общая структура цикла: тело цикла, подготовка цикла, проверка окончания цикла, изменение параметра цикла. Общая структура цикла и элементарные структуры цикла. 4. Вычисление конечных сумм. Пример (сумма десяти чисел до первого отрицательного). Нисходящее проектирование: 1) учет всех слагаемых, 2) учет отрицательного. 5. Второй метод преобразования алгоритмов к структурированному виду: введение булева признака. Применимость метода. Пример: алгоритм Евклида. 6. Третий метод преобразования: введение переменной состояния.

 

Тема 4. Основные приемы разработки алгоритмов.

1. Вычисление конечных произведений. 2. Вычисление бесконечных сумм и произведений. Уменьшение сложности вычислений. Определение точности вычисления. 3. Нахождение суммы степенного ряда (схема Горнера). Перевод символьного представления числа в целое методом "цифра за цифрой". Алгоритм. Запись на языке программирования. Добавление системы счисления. 4. Нахождение максимального (минимального) элемента. Пример (максимальное число среди чисел, вводимых с клавиатуры в одну строку). Алгоритмы ввода и вывода двухмерного массива. Поиск максимального в двухмерном массиве. 5. Определение позиции максимального (минимального) элемента в массиве. 6. Обработка части элементов массива. Анализ задачи и нахождение математического решения. Уточнение корня методом деления пополам: математическое решение, ГСА, программа.

Лабораторное занятие 2. Анализ выполнения и отладка программы с условными операторами.

 

4.3.3. Структурное программирование на языке Турбо Паскаль (38 часов)

 

Тема 5. Основные понятия программирования и языка Паскаль

1. Основные понятия программирования. Языки программирования. Классификация. Характеристика. Алфавит, лексика, синтаксис, семантика языков. Трансляция. 2. Основные понятия и обозначения Паскаля. Словарь языка. Синтаксические диаграммы. Имена. Стандартные имена. Служебные имена. Комментарии. Числа. Строки. Константы. Разделители. Данные. 2. Понятие типа. Классификация типов данных. Принцип строгой типизации.

Лабораторное занятие 3. Контрольная работа 1. Условный оператор.

 

Тема 6. Стандартные типы данных.

1. Стандартные типы данных: булевские, целые, вещественные, символьные. Множества значений, операций, функций. 2. Преобразование типов данных. 3. Перечисленные и ограниченные типы. Целесообразность использования типов данных, задаваемых пользователем. Синтаксис и семантика. Базовый тип. Значения, операции, функции.

Лабораторное занятие 4. Преобразование строки в число и обратно.

 

Тема 7. Структура программы. Оператор присваивания

1. Структура программы. Заголовок программы. Блок. Разделы описаний меток, констант, типов, переменных, процедур и функций. 2. Типированные константы. Синтаксическая диаграмма блока. Концепция действия. 3. Оператор присваивания. Синтаксис, смысл, ограничения. Выражения. Приоритет выполнения операций. 4. Составной оператор. Синтаксис, назначение.

Лабораторное занятие 5. Контрольная работа 2. Преобразование типа значения.

 

Тема 8. Выбирающие операторы, операторы цикла.

1. Условный оператор. Синтаксис, семантика. Применение. Вложение структур решения. Рекомендации по надежному программированию. 2. Оператор варианта. Синтаксис, семантика. Применение. Ограничения. Примеры. 3. Операторы циклов с предусловием, с постусловием, с параметром. Синтаксис, применение, исключение зацикливания. 4. Преобразование операторов цикла друг в друга. Ограничения на параметр цикла. Вложение структур повторения.

Лабораторное занятие 6. Анализ выполнения и отладка операторов цикла.

Лабораторное занятие 7. Отладка простейшей программы. Окна редактирования, просмотра и выходное.

 

Тема 9. Регулярный тип.

Сложные типы. 1. Регулярный тип. Массивы. Логическая структура массива. Объявления. Тип индекса и тип компоненты. Ограничение на типы. Доступ к элементам массива. Программирование действий с массивами. Оператор присваивания для массивов. Перестановка строк в массиве. Умножение матриц. Ввод, вывод, обработка элементов массивов.

Лабораторное занятие 8. Анализ выполнения и отладка программ обработки массивов.

Лабораторное занятие 9. Контрольная работа №1: массивы.

 

Тема 10. Комбинированный тип.

1. Комбинированный тип. Записи. Назначение записей. Номенклатура записей в языке Паскаль. Записи с фиксированным числом компонент. Структура и правила построения описания записи. Описание переменных. Действия со значениями записи и ее компонентами. 2. Оператор присоединения. Синтаксис, назначение, использование. Иерархические записи. Описание и семантика типа данных. Описание переменных. Операции над иерархическими записями. Особенности использования оператора присоединения. Пример: Ввод списка группы. Вывод родившихся в указанном месяце и подсчет процента имеющих доход больше заданного. 3. Поиск наиболее старшего студента из группы. Способы хранения даты в программе.

Лабораторное занятие 10. Анализ выполнения и отладка программ с данными комбинированных типов.

Лабораторное занятие 11. Определитель матрицы.

 

Тема 11. Файловые типы.

Концепция файла. Файл как тип данных. 1.Определение файлового типа и переменных в языке Паскаль. Внутренние и внешние файловые переменные. Стандартные процедуры для работы с файлами: состав набора, назначение и семантика процедур. Взаимосвязь процедур. Примеры применения. 2. Создание, запись, чтение, закрытие файла. 3. Типовые задачи обработки файлов: Формирование файла (сохранение результатов в файле), просмотр, слияние файлов.

Лабораторное занятие 12. Использование файлов.

 

Тема 12. Текстовые файлы. Ввод/вывод.

1. Текстовые файлы. Назначение, структура, описание в языке Паскаль. Стандартные процедуры для работы с текстовыми файлами: Ввод, копирование, вывод и печать текстового файла. 2. Посимвольная и построчная обработка. Разрешенные типы данных. Применение текстовых файлов для представления и обработки текстовой информации. 3. Подсчет частоты букв в тексте. 4. Удаление лишних пробелов. 5. Стандартные файлы ввода/вывода. Принцип умолчания. 6. Операторы ввода/вывода. Разрешенные типы данных. Примеры.

Лабораторное занятие 13. Контрольная работа 4. Текстовые файлы.

 

Тема 13. Процедуры в Турбо Паскале.

1. Концепция процедуры в языках программирования. Назначение процедур. Обмен информацией с процедурой. 2. Параметры процедуры: формальные и фактические (аргументы). Классификация параметров по назначению. Параметры-файлы. Структура и правила построения описания процедуры-оператора. Примеры. 3. Поиск номеров строки, столбца минимального элемента массива. 4. Моделирование RS-триггера.

Лабораторное занятие 14. Организация, анализ выполнения и отладка программ с использованием процедур и функций.

 

Тема 14. Функции в Турбо Паскале.

1. Структура и правила построения описания функции. Примеры. Программирование передачи результата, вырабатываемого функцией. 2. Побочный эффект. Структура программы с подпрограммами. Локальные и глобальные объекты программ. 3. Область действия переменных. Вложение описания процедур. Вызов процедур. 4. Операторы вызова процедур и обозначения функций. 5. Генерация случайных чисел. 6. Опережающее описание процедур и функций. Пример. Технология разработки программ с процедурами. Пример.

Лабораторное занятие 15. Графическое решение системы уравнений.

 

Тема 15. Записи с вариантами, множественный тип.

1. Записи с вариантами. Структура, правила построения и семантика описания. Операции над записями с вариантами. Назначение и применение записей с вариантами. Применение оператора варианта при обработке записей. 2. Оператор перехода. Синтаксис, семантика. Метки. Обоснование применения. Синтаксическая диаграмма операторов. 3. Множества как тип данных. Определение типа и переменных в языке Паскаль. Значения, операции над множествами. 4. Пример: выделение слова из строки.

 

Тема 16. Обработка текстовой информации.

1. Строки. Математические модели строки знаков: представление с длиной, с маркером конца. Понятие «подстрока». 2. Операции над строками и подстроками. Представление строки знаков массивами языка Паскаль. Реализация действий со строками. 3. Способы представления текстов в программе: наборы знаков, строки знаков, наборы строк. Типовые задачи и приемы обработки текстов. Действия с текстами, разделенными на слова. Приемы программирования обработки текстов.

Лабораторное занятие 16. Элементы лексического анализа.

 

Тема 17. Ссылочные типы

1. Статические и динамические переменные. Концепция ссылки (указателя). 2. Ссылочный тип данных. Определение типа: синтаксис, семантика. Значения, операции. Переменные ссылочного типа (переменные-указатели). Примеры организации динамических объектов. 3. Массивы указателей. Действия с динамическими объектами: создание, уничтожение, присваивание значения. 4. Инициализация ссылок в разделе констант и операторов. Доступ к одной переменной по имени и по ссылке. 5. Технология программирования обработки динамических объектов.

Лабораторное занятие 17. Нисходящее проектирование: календарь.

 

Тема 18. Линейный список.

1. Линейный список. Типовые структуры. 2. Основные операции: формирование списка, просмотр списка, удаление списка. Представление в программе на языке Паскаль и примеры применения. Технология надежного программирования обработки.

Лабораторное занятие 18. Динамические переменные.

 

Тема 19. Двусвязный список.

1. Двунаправленный список. Логические структуры. Представление в программе. Действия с элементами двунаправленного списка как целым и с его элементами. 2. Поиск элемента, добавление элемента, удаление элемента, Примеры применения.

Лабораторное занятие 19. Массивы указателей.

 

Тема 20. Циклический список.

1. Кольцевой список. Логические структуры. Представление в программе. 2. Действия с циклическим списком как целым и с его элементами. Создание, вывод, уничтожение циклического списка. Примеры применения. 3. Очередь. Организация очереди в виде циклического списка. Помещение и удаление объекта в/из очереди без изменения числа элементов

Лабораторное занятие 20. Линейные связанные списки.

 

Тема 21. Рекурсии.

1. Рекурсивные структуры данных и рекурсивные алгоритмы обработки. Рекурсивные процедуры и функции в языке Паскаль. 2. Структура и правила построения описаний рекурсивных процедур. Вызов и семантика исполнения рекурсивных процедур. Стек. Примеры применения. 3. Вычисление факториала. 4. Рекурсивная обработка списков. Рекомендации по надежному программированию и использованию.

Лабораторное занятие 21. Контрольная работа 5: Односвязные списки.

 

Тема 22. Модульное программирование. Стандартные библиотеки

1. Основные этапы конструирования программы: проектирование, кодирование, отладка и тестирование. Метод функциональной декомпозиции. 2. Определение функций частей программы. Построение иерархии функций. Сопоставление функциям частей (модулей) программы. 3. Пример: редактор текста: меню и модули, подменю и подпрограммы. 4. Модули в Турбо-Паскале. Разработка модулей. Спецификация модуля. Проектирование логики модуля. Реализация на языке программирования. Использование модулей. 5. Программный проект в Турбо Паскале. Компиляция проекта.

Лабораторное занятие 22. Модули: обратная матрица.

 

4.3.4. Язык программирования С++ (14 часов)

 

Тема 23. Основы языка С++

1. Пример простой программы на С++. Процесс подготовки исполняемой программы. 2. Объявление переменных. Ввод и вывод. 3. Форматы для потока вывода cout. Флаги форматирования. Манипуляторы. 4. Проверка нажатия клавиш, ввод/вывод символов с/на консоль. 5. Форматы для функций форматного ввода / вывода.

 

Тема 24. Лексические основы языка С++

1. Алфавит. Лексемы. Разделители. Комментарии. Идентификаторы. Ключевые слова. 2. Константы: целые, вещественные, перечислимые, символьные, строковые. 3. Знаки операций: унарные операции, бинарные операции, аддитивные, мультипликативные, сдвигов, поразрядные, отношений, логические, присваивания, выбор компонента структурированного объекта, операция "запятая", скобки в качестве операций. условная операция, операция приведения типа, операции New и Delete. 4. Ранги операций.

 

Тема 25. Определение и описание переменных

1. Синтаксис определения и описания переменных. Класс памяти, модификатор, тип, инициализатор. Примеры. 2. Структуры. 3. Битовые поля. 4. Объединения. 5. Явное преобразование типа. Примеры.

 

Тема 26. Операторы языка С++

1. Последовательно выполняемые операторы: оператор-выражение, пустой оператор, составной оператор, блок. 2. Операторы выбора: условный оператор, переключатель. 3. Операторы цикла: цикл с предусловием, цикл с постусловием, итерационный цикл. 4. Операторы передачи управления: безусловного перехода, возврат из функции, выход из цикла или переключателя, переход к следующей итерации цикла.

Лабораторное занятие 23. Массивы и ввод/вывод в языке Си++.

 

Тема 27. Указатели, массивы, функции в С++.

1. Одномерные массивы. Многомерные массивы. 2. Функции в С++: определение, передача параметров, прототипы функций, заголовочный файл, умалчиваемые значения параметров, указатели на функцию. 3. Определение имени типа.

Лабораторное занятие 24. Функции в языке Си++.

 

Тема 28. Файлы в С++

1. Традиционная работа с файлами: создание файла, чтение из файла. 2. Использование потоков: открытие файла, режимы работы с файлом, проверка ошибок, проверка конца строки и файла.

Лабораторное занятие 25. Файлы в языке Си++.

 

Тема 29. Программный проект в С++.

1. Создание и использование проектов в С++. 2. Общая организация файлов программного проекта в турбо оболочке С++. 3. Внешние переменные. 4. Заголовочные файлы. 5. Файл включения типов и констант.

Лабораторное занятие 26. Контрольная работа 6: Преобразование типа данных на Си++.

 

4.3.5. Проектирование программ (6 часов)

 

Тема 30. Проектирование интерактивных программ

1. Определение требований к программе. Содержательная и формальная (математическая) постановки задачи. Общие требования к интерфейсу программ: справки, входные данные (параметры). 2. Процесс проектирования программы. Спецификация программы. Переход от формальной постановки задачи к спецификации программы. 3. Структура программного продукта: разбиение на модули, выделение общих и частных подпрограмм, систематизация имен, размеры подпрограмм и стиль написания и размещения текста. 4. Пример построения спецификации программы диалогового решения задачи на ЭВМ. Реализация интерфейса "Модели ВМ".

 

Тема 31. Проектирование структур данных

1. Сравнение структур данных. Критерии сравнения. Пример: «Модель вычислительной машины»: Выбор варианта структур данных с учетом ввода / вывода и изменения в программе: 1) массив записей о регистрах со значением регистра и массив ячеек памяти такого же типа 2) отдельные переменные для памяти и регистров 3) значения регистров храним отдельно 4) массив записей о регистрах с указателями на значения регистров. 2. Выбор элемента ввода.

 

Тема 32. Иерархическая разработка алгоритма интерактивной программы

1. Общая организация работы программы. 2. Применение переменной состояния в модели ВМ. 3. Увеличение скорости индикации. 4. Примеры восходящего проектирования подпрограмм: очистить прямоугольник в графических координатах, вывести строку с цветом без контроля границ, вывести строку в графических координатах, вывести целое значение с числом цифр Lens, вывести целое значение с числом цифр Lens с цветом. Особенности реализации в операционной системе: 1) прямой доступ к памяти. 2) прямой доступ к портам. 3) вывод времени. 4) пример реализации функции KeyРressed. 5) пример реализации функции ReadKey.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...