Главная | Обратная связь
МегаЛекции

СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО В ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ.




 

Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в оториноларингологии

Медицинская сестра должна

- знать систему организации отоларингологической помощи;

- знать причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний уха, горла, носа;

- уметь осуществлять отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с заболеваниями уха, горла и носа и нарушением слуха;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

В здравпункт обратился мужчина с жалобами на колющую боль в глотке, усиливающуюся при глотании. Вчера ел рыбу, подавился. Глотал корки хлеба, вызывал рвоту. Боль стала менее острой, но не исчезла. При осмотре глотки обнаружено инородное тело (рыбья кость) в паренхиме левой небной миндалины.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику фарингоскопии при подозрении на инородное тело глотки.

Эталон ответа

1. Инородное тело в глотке (рыбья кость).

2. Алгоритм удаления инородного тела из глотки:

а) прижать шпателем язык для обеспечения максимального обзора глотки;

б) захватить кончиком пинцета выступающий конец инородного тела;

в) тракцией по оси во избежание надлома кости удалить инородное тело из глотки.

3. Техника фарингоскопии при подозрении наличия инородного тела в глотке:

а) осмотреть глотку, фиксируя язык шпателем;

б) при отсутствии инородного тела в видимой зоне (зеве) надавить шпателем на переднюю небную дужку, вывихивая небную миндалину, и осмотреть заднюю поверхность миндалины, корень языка, нижние отделы глотки;

в) требования к освещению при фарингоскопии: дневной или искусственный свет должен быть спереди от пациента, сзади от исследуемого.

Задача № 2

В мед. пункт обратилась молодая женщина, которой на прогулке в лесу что-то попало в ухо. Отмечает боль в ухе, жужжание, сильный шум. Прижатие козелка к слуховому проходу несколько облегчает состояние.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику удаления инородного тела из уха.

Эталон ответа

1. Инородное тело наружного слухового прохода (живое?).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) закапать в ухо спирт 10-15 капель с целью обездвиживания живого инородного тела (можно масло в той же дозе);

б) удалить инородное тело путем промывания уха теплым раствором фурацилина с помощью шприца Жанэ.

3. Техника промывания уха:

а) набрать в шприц Жанэ 100-150 мл теплого раствора фурацилина;

б) оттянуть ушную раковину кверху кзади и толчкообразно направить струю в верхне-задний угол наружного слухового прохода;

в) промывание повторять неоднократно до удаления инородного тела.

Задача № 3

В мед. пункт доставили женщину, 40 лет, с носовым кровотечением, страдающую гипертонической болезнью II степени. Кровь течет струей из одной половины носа. Состояние больной средней тяжести из-за сильной головной боли. Носовое кровотечение началось 30 мин. назад.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику передней тампонады носа.

Эталон ответа

1. Струйное носовое кровотечение на фоне гипертонической болезни.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) придать пациенту возвышенное положение, склонив при этом голову к груди;

б) прижать крыло носа к носовой перегородке;

в) ввести в преддверие носа шарик (ватный или марлевый, смоченный 3% перекисью водорода, вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией);

г) положить холод на переносье и затылок;

д) измерить АД и принять меры по его нормализации;

е) ввести гемостатические средства: 1% раствор викасола 2,0 мл в/м, 10% раствор хлорида кальция 10,0 в/в, 12,5% дицинона 4,0 мл в/м или в/в (на физрастворе);

ж) при неэффективности принятых мер произвести переднюю тампонаду носа.

3. Техника передней тампонады носа:

а) бинт в виде турунды длиной 50-70 см пропитать вазелиновым маслом, синтомициновой эмульсией или другими гемостатиками, отжать его между браншами пинцета;

б) ввести в кровоточащую половину носа отжатый тампон, петлеобразно наполняя всю полость носа от преддверия до хоан;

в) тампонировать можно и короткими влажными турундами, длинной 15 - 20 см, вкладывая их в первоначальную “петлю”, которая должна располагаться в задних отделах носа;

г) эффективность передней тампонады носа проверяется осмотром задней стенки глотки, после чего на нос накладывается пращевидная повязка.

Передний тампон в носу находится в течение 1 суток, при отсутствии кровотечения за этот период тампон необходимо удалить, предварительно размочив его.

Задача № 4

Пациенту произведена операция по поводу рубцового сужения гортани.

Введена трахеостомическая трубка для постоянного ношения. Через 10 дней после операции выписан домой. Во время транспортировки у пациента ухудшилось дыхание.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте этапы ухода за трахеостомической трубкой.

Эталон ответа

1. Начинающийся стеноз гортани, обусловленный обтурацией трахеостомической трубки.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

а) проверить плотность прилегания к шее площадки основной трахеостомической трубки;

б) удалить из трахеостомической канюли внутреннюю трубку путем поворота ключа крепления;

в) промыть проточной водой и механически очистить (проволокой с ватой) внутреннюю поверхность удаленной трубки;

г) продезинфицировать трубку кипячением или обработать спиртом;

д) смазать наружную поверхность трубки стерильным вазелиновым маслом;

е) ввести трубку в просвет основной трахеотомической канюли и закрепить поворотом ключа.

3. Продемонстрировать все вышеперечисленные манипуляции.

Сестринское дело в офтальмологии

Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области сестринского дела в офтальмологии
для специальности 0406 "Сестринское дело"

 

Медицинская сестра должна:

- знать систему организации офтальмологической помощи;

- знать причины, клинические проявления, принципы лечения, профилактики глазных болезней;

- уметь осуществлять отдельные этапы сестринского процесса при уходе за пациентами с заболеваниями глаз и нарушением зрения;

- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях.

Проблемно-ситуационные задачи

Задача № 1

Вы работаете на базе отдыха без врача. К вам обратилась пациентка 48 лет, с жалобами на сильную боль в правом глазу, иррадиирущую в правую височную область, резкое снижение зрения до светоощущения, тошноту, рвоту. Состояние ухудшилось после того, как она в течение 5-ти часов собирала грибы. Острота зрения снижена до светоощущения с правильной проекцией света 1/Д p.l.c

Объективно: застойная инъекция правого глазного яблока, роговица отечная, передняя камера мелкая, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечна.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику исследования внутриглазного давления.

Эталон ответа

1. Острый приступ глаукомы правого глаза.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: приступ болей в глазном яблоке возник внезапно, иррадиирует в правую височную область, тошноту, рвоту;

- объективного обследования: застойная инъекция глазного яблока, роговица отечная, мелкая передняя камера, зрачок шире, чем на другом глазу, радужка отечная.

Характерным провоцирующим фактором возникновения данного заболевания была длительная работа с наклоном головы вниз (собирала грибы).

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

- измерить внутриглазное давление пальпаторным методом – глазное яблоко твердое как камень; топометрическим методом – внутриглазное давление 60,0 – 80,0 мм рт. ст. (в норме 17,0-26,0 мм рт. ст.) для уточнения диагноза;

- закапать в глаз Sol Pylocarpini 1% и дать выпить 1 таблетку диакарба;

- вызвать скорую помощь с целью экстренной транспортировки в глазную клинику.

3. Внутриглазное давление исследуют в соответствии со стандартом.

Задача № 2

В приемное отделение стационара обратился за помощью тракторист. Со слов пациента во время ремонта трактора при ударе металлом о металл кусочек отлетел и ранил правый глаз. Жалобы на боли, покраснение, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения.

Объективно: правый глаз – острота зрения снижена до цветоощущения, на роговице на 9-ти часах в 3 мл от лимба роговичная рана длиной 3 мм с ровными краями. В рану выпала и ущемилась радужка, зрачок подтянут к ране, передняя камера мелкая, сгустки крови на радужке в области раны, помутнение хрусталика, гипотония.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику наложения бинокулярной повязки с помощью индивидуального перевязочного пакета.

Эталон ответа

1. Проникающее ранение роговицы с выпадением радужки, травматическая катаракта правого глаза. Внутриглазное инородное тело.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: при ударе кусочек отлетевшего металла ранил глаз, боли, покраснение глаза, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения;

- объективного обследования: на роговице имеется рана, в ране выпавшая и ущемленная радужка. Мелкая камера, зрачок подтянут к ране, помутнение хрусталика, сгустки крови на радужке, гипотония, острота зрения снижена до цветоощущения.

2. Алгоритм действий медицинской сестры.

- вызвать помощь;

- инстиллировать в поврежденный глаз дезинфицирующие капли (30% сульфацил натрия, раствор левомицетина 0,25 и др) и наложить асептическую бинокулярную повязку с целью профилактики инфицирования;

- ввести по назначению врача внутримышечно антибиотики (1 млн. ЕД пенициллина или другой антибиотик), ввести противостолбнячную сыворотку (1500-3000 МЕ);

- транспортировать в положении лежа в глазное отделение.

3. Бинокулярную повязку накладывают в соответствии со стандартом.

Задача № 3

В здравпункт завода обратилась за помощью пациентка с жалобами на боли, покраснение, отек в области внутреннего угла левого глаза, повышение температуры тела, Симптомы появились после переохлаждения. Раньше беспокоило слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое левой конъюнктивальной полости.

Объективно: общее состояние средней тяжести, температура 37,5 град. Припухлость и гиперемия кожи в области слезного мешка слева. Отек распространяется на левую щеку. При пальпации этой области отмечаются флюктуация и болезненность.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику наложения монокулярной повязки с помощью индивидуального перевязочного пакета.

Эталон ответа

1. Флегмона слезного мешка.

Заключение основано на данных:

- анамнеза: раньше больную беспокоило слезотечение, слизисто-гнойное отделяемое из левой конъюнктивальной полости. После переохлаждения появились жалобы на боли, покраснение, отек в области внутреннего угла левого глаза, переходящий на левую щеку;

- объективного обследования: общее состояние средней тяжести, температура 37,5 град. Припухлость и гиперемия кожи в области слезного мешка слева. Отек распространяется на левую щеку. При пальпации этой области отмечаются флюктуация и болезненность.

2. Алгоритм действий медицинской сестры:

- вызвать скорую помощь, с целью экстренной транспортировки в глазную клинику;

- наложить асептическую монокулярную повязку;

3. Техника наложения монокулярной повязки согласно алгоритма выполнения манипуляции.

Задача № 4

В цехе химического предприятия разорвался шланг, и струя раствора каустической соды попала в оба глаза рабочего. Он обратился за помощью в здравпункт с жалобами на боли век, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения.

Объективно: на коже век обоих глаз пузыри, отек и поверхностный некроз слизистой оболочки с наличием легкоснимаемых беловатых пленок, поверхностное повреждение роговицы с точечными помутнениями.

Задания

1. Определите и обоснуйте состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действия медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику закладывания мази за веки.

Эталон ответа

1. Химический ожог (щелочью) II степени век, конъюнктивы и роговицы обоих глаз.

Заключение основано на данных:

- анамнеза; струя раствора каустической соды попала в глаз рабочего, появились боли, отек век, светобоязнь, слезотечение, снижение зрения;

- объективного обследования: на коже век обоих глаз пузыри, отек и поверхностный некроз слизистой оболочки с наличием легкоснимаемых беловатых пленок, поверхностное повреждение роговицы с точечными помутнениями.

2. Алгоритм действий медицинской сестры.

- вызвать скорую помощь с целью транспортировки больного в глазную клинику;

- открыть веки порознь; промыть глаза в течение 10-15 минут слабой струей воды до полного удаления из конъюнктивального мешка остатков обжигающего вещества;

- удалить с кожи и конъюнктивы частицы извести и другие поверхностно лежащие инородные тела с помощью увлажненного ватного тампона;

- промыть глаза раствором фурацилина 1:5000 или 2-3% раствором борной кислоты, открыв веки порознь;

- закапать в глаза 30% раствор сулъфацил-натрия;

- заложить за веки и смазать кожу век 1% тетрациклиновой мазью;

- по назначению врача ввести столбнячный анатоксин и противостолбнячную сыворотку по Безредке.

 

ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.