Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации к использованию произведений устного народного творчества в математическом развитии дошкольников




 

Во многих сказках и книжках на самом деле содержится масса самой настоящей математической информации. Самый тривиальный пример "математической" сказки - это конечно "Репка". С помощью этой сказки формируется, например, такое важное представления из математического анализа, как "приращение бесконечно малого", или, скажем, философское понятие "о переходе количества в качество". Ещё вот напоминают сказку про Трёх медведей, да и вообще, надо сказать, что числа 3, 4 и 7 в сказках очень и очень популярны!

Среди авторских сказок тоже есть такие, в которых большое внимание отводится математическим представлениям:

Альф Прейсен "Про козлёнка, который умел считать до десяти" - классика жанра, можно сказать. По сказке снят мульфильм, также есть и диафильм.

Константин Шевелев "Ювентик в стране чисел и цифр", "Приключения треугоши: математическая сказка для детей от 2-ух до 4-ех лет".

Жемчужиной среди математических книг для самых маленьких является, конечно же знаменитая серия про Кубарика и Томатика - книга первая и вторая.

Левинова, Сапгир "Кубарик и Томатик или Месёлая математика" и "Приключения Кубарика и Томатика или Весёлая математика. Часть II. Как искали Лошарика" (смотрите также здесь).

Джовани Рабони "Тетрадь по арифметике кота Котангенса".

Ирина Токмакова "Может, ноль не виноват?" Продолжение книги "Аля, Кляксич и буква А", в котором Аля отправляется со своим другом в новое путешествие, чтобы найти пропавшего солдатика из задачи по математике. История рассказывается по схеме предыдущей книги, только на сей раз ребята знакомятся не с буквами, а в цифрами и математическими знаками.

Георгий Юдин "Заниматика": "Занимательная математика для девочек и мальчиков 4-7 лет. "Заниматика" - весёлая младшая сестра арифметики. Она поможет вашим детям не только быстро запоминать цифры и решать с ними несложные задачи, но и даст первые представления о теории относительности, пространстве, времени и, самое главное, научит творчески мыслить и находить правильные решения как в арифметике, так и в жизни."

И парочка познавательных мультфильмов для этого возраста:

"Арифметика для малышей"

"Геометрия для самых маленьких".

Из литературы для родителей можно порекомендовать следующую книгу: Александр Калманович Звонкин "Малыши и математика". Автор этой книги — профессиональный математик — рассказывает о своём опыте занятий математикой с дошкольниками. Жанр книги смешанный: дневниковые записи перемежаются рассуждениями о математике или о психологии, наблюдения за детьми и за их реакцией на происходящее служат источником для новых задач, а те в свою очередь позволяют углубить и развить как бы намеченные пунктиром идеи [9].

Эту главу убрать, а в предыдущей вставить, что результаты исследования позволили сформировать методические рекомендации, которые могут быть использованы педагогами и родителями для формирования элементарных математических представлений старших дошкольников.
Заключение

 

На основании изучения психолого-педагогических источников были выявлены особенности развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста, которые заключаются в изучении состава чисел, цифр, составлении числа из меньших групп; произведения действия сложения, вычитания; освоения второго десятка; решения простых задач.

Использование фольклора на занятиях и в досуговой деятельности позволило активизировать познавательную деятельность старших дошкольников; поэтапно формировать умственные действия; развивать мыслительные процессы; создавать ориентировочную основу действий с предметами; организовывать предметно-развивающую среду, обеспечить новизну занимательного материала; создать благоприятный микроклимат с учетом индивидуальных особенностей детей.

Условия

Успешное выполнение математических заданий с использованием фольклорных форм, способствует развитию у ребенка уверенности в себе.

Таким образом, вариативное использование фольклора позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям.

Элементарные знания по математике, определённые современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходимо углубление и дифференциация индивидуальной работы с каждым ребёнком, что может быть предметом нашего дальнейшего исследования.

Обновление и качественное улучшение системы математического развития дошкольников позволяет педагогам искать наиболее интересные формы работы, что способствует развитию элементарных математических представлений.


Список литературы

Если Вы указываете количество страниц, то указывайте их везде, но можно и не указывать. [Текст] – убрать по новому ГОСТ.

1. Бабаева Т.И. Методические советы к программе «Детство». – СПб., 2009.?

2. Блехер Ф.Н. Счет и число в детском саду. Методическое письмо. - М., 2010. - с. 6-8.

3. Боголюбская, М. К. Художественное чтение и рассказывание в детском саду [Текст] /М. К. Боголюбская, В. В. Шевченко. – М.: Просвещение, 2010.- 224с.

4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей /А. М. Бородич. – М.: Просвещение, 2008. – 276с.

5. Волковский Д. Л. Руководство к "Детскому миру" в числах. - М., 1916. - с.7-11,13,24.

6. Гризик, Т. О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. [Текст] / О. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2010. - №5. – С. 5 – 10.

7. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… - М.: Линка-пресс, 2008.

8. Гурович, Л. Ребенок и книга [Текст] / Л. Гурович, Л. Береговая, В. Логинова. – СПб.: Питер, 2009. – 324с.

9. Житко И. В. Развитие у дошкольников творческого воображения как средства культуротворчества (в процессе предматематической подготовки). Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. тр.: В 2 ч. – Ч. 2. – Минск: БГПУ, 2009. – 139 с. – С. 36-38.

10. Занимательная математика для малышей-дошкольников.-http://community.livejournal.com/kid_home_lib/15852.html

11. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская – М.: Педагогика, 2008. – 152с.

12. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. - М.: Просвещение, 2008. – С. 128

13. Метлина Л.С. Математика в детском саду. - М.: Просвещение 2007.

14. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. - М.: Просвещение, 2010.

15. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л. Литературный материал с математическим содержанием. Методическое пособие для воспитателей, родителей. – СПб.: Фирма Икар, 2009.

16. Новикова В.П. Математика в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.

17. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом: история и современность. - М., 2009.

18. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под. ред. М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.

19. Радуга: Программа и методические рекомендации по воспитанию, развитию и образования детей 5-6 лет в детском саду. / Состав. Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2010.

20. Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. - М.: Гном-Пресс, 2008.

21. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / под ред. Т.И. Ерофеевой. - М., 2010.

22. Сорокова М.Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. - М., 2008

23. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №7. - С. 6 - 14.

24. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. - №8. – С. 10 – 18.

25. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики; Курс лекций для высших учеб. зав./А.В.Белошистая.- М.:Владос, 2004.- 400с.: ил.- (Учеб. пос. для вузов).

26. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 2008.

27. Ходонович Л. С. Дошкольное образование в контексте культурологического подхода. Образование и педагогическая наука: тр. Нац. Ин-та образования. Вып. 1. Концептуальные основания / Ред. кол. Жук А.И. – Минск: НИО, 2007 (Серия 5: Дошкольное и начальное образование). – С. 28-32.

28. Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование. – 2007. - №9. – С12-17.

29. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е.И. Щербакова. – М.: Издательский центр “Академия”, 2009.

 


Приложение 1

 

№ 1. Математический досуг «На бабушкином дворе»

Цель: 1. Развивать интерес к математической деятельности путем использования фольклорного материала (потешки, образ бабушки)

2. Закрепить образование группы из однородных предметов, выделение из группы одного предмета, нахождение групп одинаковых предметов и одного (специально подготовленных)

3. Закрепить умение различать геометрические фигуры и группировку.

4. Упражнять в сравнении предметов по величине (большой-маленький)

Материал: муляжи больших и маленьких деревьев, цветов, ягод разной величины, большое и маленькое ведерко, мисочки разного размера, игрушки кота, мышей, утят, поросят, гусят, свинки, утки, гусыни, коровы.

Ход.

Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к бабушке. По дороге:

- рассматривают деревья (большие, маленькие)

-цветы (большие, маленькие)

- собирают ягоды (большие в большое ведерко, маленькие – в маленькое).

Детей встречает бабушка.

Бабушка: Детушки-малолетушки мои пришли! Здравствуйте! Спасибо за подарки. Будьте гостями. Знаете, кто живет на моем дворе? Всех вам сейчас покажу. Живет у меня кот Васька. Он любит мышей ловить. Хотите с ним поиграть? Вы будете мышками. Сколько мышек? (много) А кот? (один)

Хороводная игра «Васька кот»

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький.

Ходит Васька кот,

Сядет умывается,

Лапкой вытирается,

Песенки поет.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Мышки, мышки, вам беда,

Не ходите вы сюда,

Всех поймает кот!

(дети стоят в кругу, кот ходит внутри круга, имитация движений согласно тексту, в конце дети разбегаются, кот их ловит)

Бабушка: А еще живут на моем дворе курочка с цыплятками и петушок.

Чтение потешки «Петушок»

Бабушка: Ребята, а сколько у меня цыплят? (много) А курочка? (одна) Петушок? (один)

Помогите мне зернышки для них разобрать (дидактическая игра «Помогите разобрать зернышки» - в мешочке находятся геометрические фигуры, дети группируют их по форме).

Бабушка: Спасибо ребята! Посмотрите, кого еще много на моем дворе (утят, гусят, поросят) А кто один? (свинка, утка-мама, гусыня).

Чтение потешки «Наши уточки с утра»

Бабушка: Мне их также нужно накормить. Поможете?

Проводится дидактическая игра «Накорми животных» (дети подбирают миски- маленькую, побольше, большую соответственно поросенку, свинье, корове)

Бабушка: Спасибо большое мои внучата! А что вы еще умеете делать?

Пальчиковая гимнастика «У нашей бабушки много внучат»

У нашей бабушки много внучат (2 раза)

(раскрыть и показать пальцы рук, назвать имена детей, загибая пальцы)

Много внуков (раскрыть пальцы)

А бабушка одна (руки прижать к груди)

Бабушка: А я вам пряничков напекла. Сколько? (много) Берите по одному, угощайтесь.

Дети берут по одному прянику, благодарят бабушку.

№ 2. Математический досуг по сказке «Репка».

Цель: 1. Поддерживать интерес детей к математической деятельности.

2. Уточнить понимание детьми постепенного уменьшения величины (роста) сказочных героев.

3. Закрепить умение ориентироваться в пространстве (впереди, сзади)

4. Упражнять в различии: много, один, мало; группировке по величине, нахождении пары по двум признакам.

Материал: маски героев сказки «Репка», муляжи больших и маленьких морковок, репка, огурцы, две корзинки.

Ход.

Воспитатель загадывает загадку про репку.

Воспитатель: Дети, а вы помните героев сказки «Репка»? хотите стать героями этой сказки? (выбирают детей на роль согласно их росту) Дед был в сказке какой по росту? Кто у нас самый высокий? А баба? И т. д.

Воспитатель предлагает отправиться в сказку: Покружись, покружись и в сказке «Репка» очутись! (раздает маски героям)

Драматизация хорошо знакомой детям сказки «Репка».

Воспитатель: Вот и вытянули репку, а теперь можно и повеселиться.

Проводится игра «Найди свое место» (дети под музыку бегают, по сигналу занимают свое место в ряду согласно сказке).

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще овощи остались у деда на огороде?

Проводится дидактическая игра «Назови, чего больше» (на импровизированной грядке расположены несколько морковок разной величины, 1 репка, 2 огурца). Вопросы к детям: сколько морковок, огурцов, репок?

Игра «Большие-маленькие» (в одну корзинку собрать большие морковки, в другую – маленькие).

«Найди пару» (по названию и величине – дети находят, например, 2 большие морковки, 2 маленькие репки).

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас нам пора возвращаться в группу. Покружись, покружись и в своей группе очутись!

№ 3. Математический досуг по сказке «Колобок».

Цель: 1. Упражнять в пространственных ориентировках, различении геометрических фигур и их чередование на полосе.

2. Определение на ощупь округлой формы.

3. Закрепить составление картинки из 6 частей.

4. Закрепить составление предмета из геометрических фигур.

Материал: игрушка Колобок, геометрические фигуры (круг, прямоугольник, треугольник, «Чудесный мешочек» с предметами разной формы, разрезные картинки из 6 частей (сюжет из сказки, сюжетные картинки по сказке.

Ход.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Он живет у бабки с дедкой,

У него румяный бок,

Круглый, желтенький, веселый

Он зовется (колобок)

Он ушел от бабушки и дедушки и прикатился к вам, ребята. Колобок хочет с вами поиграть.

Игра «Прятки» (дети закрывают глаза, Колобок прячется, дети открывают глаза и говорят, где Колобок: на стуле, под столом, за цветком и т. д.).

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, а на какую фигуру похож Колобок? (круг). А какие фигуры вы еще знаете? Колобок хочет поиграть с вами в «Чудесный мешочек» (достать из мешочка на ощупь предметы круглой формы, назвать их).

Воспитатель: Ребята, давайте сделаем дорожку для Колобка, чтобы он по ней катился и не заблудился (дети строят дорожку из геометрических фигур – чередование геометрических фигур).

Воспитатель: Дорожку для Колобка мы построили, но он забыл, кого повстречал на своем пути. Давайте ему напомним (дети вспоминают содержание сказки, последовательно выкладывают сюжетные картинки по содержанию сказки).

Воспитатель: А давайте мы попробуем составить животных, которых повстречал Колобок на своем пути (составление силуэта животных из геометрических фигур).

Воспитатель: Ребята, пока мы составляли животных, пришла хитрая лиса и разрезала нам все картинки. Колобок теперь не знает, как вернуться обратно в сказку. Давайте мы ему поможем (составляют картинки из 6 частей).

Воспитатель: Колобок благодарит вас за помощь и прощается с вами. Ему пора обратно в сказку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...