Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Представим перечень видовой специализации имиджмейкера.




ü Имиджмейкер деловой сферы (бизнес, менеджмент, маркетинг);

ü имиджмейкер семейный;

ü имиджмейкер в медицинской сфере;

ü имиджмейкер в образовательной сфере;

ü имиджмейкер в дошкольном учреждении;

ü имиджмейкер в военной сфере;

ü имиджмейкер в средствах массовой информации;

ü имиджмейкер в политической деятельности;

ü имиджмейкер в театре и кино;

ü имиджмейкер в шоу-бизнесе;

ü имиджмейкер в дипломатической деятельности;

ü имиджмейкер в торговле и сервисе;

ü имиджмейкер спортивный;

ü имиджмейкер работников учреждений культуры и искусства;

ü имиджмейкер госслужбы;

ü имиджмейкер правосиловых органов.

ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ ДЛЯ ИМИДЖМЕЙКЕРА

История возникновения человековедческих технологий не знает возраста. Напомним попытку Сенеки создать искусство руководства душою человека, которое он назвал «психагогикой». Человековедческими технологами предстают Томазо Компанелла – автор книги «Город солнца» и социальный экспериментатор Роберт Оуэн, работы которого («Новая гармония» и другие) до сих пор подпитывают своими идеями философов и социотехнологов. Совсем недавно мы восхищались человековедческим мастерством А.С. Макаренко. Все выдающиеся военные полководцы и хозяйственные руководители были и есть талантливые человековеды.

Спрос на «социальную инженерию», как 30 лет тому назад называлось человековедческое направление в зарубежном менеджменте, резко возрос. И не случайно. Эта проблема – одна из фундаментальных и трудоёмких проблем соединения гуманитарной теории с практикой, успешное решение которой имеет в наше время чрезвычайно важное значение. Объясняется это тем, что жизнь убедительно доказывает: знания придают уверенность людям в своем социальном значении, выступают в качестве мощного субъективного фактора проявления воли, ориентируют получение новых знаний.

По цеховой принадлежности – психологи, педагоги, имиджмейкеры – занимаются одной из фундаментальных проблем науки и практики, название которой – эффективность использования человеческого ресурса. Всем, кто занимается научно-профессиональной деятельностью в социономической сфере, полезно напомнить высказывание В.И. Вернадского: «Чем ближе научный охват реальности к человеку, тем объём, разнообразие, углублённость научного знания неизбежно увеличиваются».

Возрастание зависимости ценности научного знания от его приближения к человеку – закономерность повышения полезности научного знания в цивилизованном обществе. Если в контексте этого утверждения обратимся к психологии, социологии, педагогике, имиджелогии, то обнаружим, что инвестиции в человека весьма скромны. Вдумаемся в такие факты: за последние годы почти в семь раз возросло число самоубийств. Наркотики властвуют над целыми странами. Как здесь не вспомнить русского философа П.Е. Астафьева, который в 1882 г. в книге «Понятие психического ритма» писал: человек индустриальной культуры обречён быть душевно больным, ибо происходит постоянно превышение скорости душевной под давлением технических факторов жизни. Несколько по-иному этот патологический феномен в современном обществе объясняет философ Фромм, отмечая, что у современного человека ум XXI века, а сердце – каменного века.

В таком состоянии общества значительна вина уклада жизни, что объясняется различными социально-экономическими и экологическими причинами. Однако будем откровенны: современные профессиональные антроповеды, среди которых особо следует выделить технологов-человековедов, не умеют достаточно эффективно пробуждать в современных людях глубокое чувство жизни и радости общественного существования, что крайне важно для полноценного существования современного общества, перенасыщенного проблемами социальной конфронтации, экологических бедствий, технических катастроф. Вл. Соловьев в статье «Тайна прогресса» писал: «…спасающийся спасётся». И профессиональные антроповеды призваны помочь соотечественникам овладеть самыми высокими технологиями социального выживания и самосовершенствования.

Этому и должны научить россиян имиджмейкеры и родственные им специалисты, что требует овладения процессом перевода гуманитарных и естественных знаний в особый технологический алгоритм.

Любая технология – это продуманная система знаний и умений, благодаря которым в определённой последовательности и определённым образом замысел воплощается в конкретный вид продукции или её составную часть. Технология – это система практических действий, гарантирующая реализацию замыслов.

Ф.М. Достоевский писал: «Невольно приходит в голову одна чрезвычайно забавная, но невыносимо грустная мысль: «Ну, что, если человек был пущен на землю в виде какой-то наглой пробы, чтобы только посмотреть: уживётся ли подобное существо на земле или нет?».

Что помогло человеку удержаться на земле?

То, что в своей деятельности он постоянно совершенствуется в практическом применении знаний. И, наоборот, из деятельности их черпает. Он от природы – творческий технолог, ибо выживание было и остаётся делом его самого. Умение практически пользоваться своим интеллектом – исходное условие его существования. Вот почему все технологии, как результат деятельности человека, являются человекотворческим деянием, конечное предназначение которого – цивилизованное обустройство личной и общественной жизни. Среди многообразия технологии я выделяю и разрабатываю особый класс технологий, которым дал название «человековедческие технологии» (См.: Шепелъ В.М. Управленческая гуманиторология. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992).

Что такое человековедческие технологии?

Человекотворчество порождает огромное разнообразие технологий: технические, инжиниринговые, финансовые, медицинские, биологические и т.д. Среди них приоритетное значение имеют человековедческие технологии. Это система живых реальных воздействий, в результате которых человек как в отдельности, так и в группах совершает целевые действия. Если сказать конкретнее, то сущность человековедческих технологий состоит в том, что с помощью этих технологий формируется нравственное и эстетическое отношение человека к себе, к людям, к природе, к духовным и материальным ценностям.

Объектами в человековедческих технологиях становятся душевный и духовный мир отдельной личности, различные социальные сферы её жизнедеятельности, взаимодействие её с природой. Их усилия имеют гуманистический замысел. Вот почему по антропологической природе объекта и прогнозируемому замыслу человековедческие технологии относятся к особому классу технологий – технологий гуманитарного жанра.

Траектория виртуального развития современного общества решающим образом задаётся всё возрастающим интересом к «антропологическому знанию». Представлю его толкование: это система гуманитарных, естественных, политэкономических, художественных и других знаний, способствующих познанию человека как исторически сложившегося и формирующегося феномена, его разнообразных социальных форм жизнедеятельности и взаимоотношений с природной средой. В наше время идёт интенсивный процесс образования новых знаний, расширяющих спектр антропологического знания. Их селекция и агрегатное построение при всей необычайной трудности решения подобной задачи имеют огромный практический смысл. Конкретно это можно объяснить двумя обстоятельствами.

Во-первых, это обусловлено тем, как утверждал Н.А. Бердяев, что «антропологический путь – единственный путь познания вселенной…» Этим и обусловлен повышенный интерес специалистов к усилению антропологической составляющей в современной человекотворческой деятельности.

Во-вторых, антропологическое знание – это знание, которое из-за особого научно-исследовательского отбора и экспериментирования (в отличие от специализированных гуманитарных знаний), наиболее реально переводимо на язык человековедческих технологий.

Всё это объективно актуализирует возрастающее значение в образовании, бизнесе, политике антропологического знания. Было бы весьма продуктивно обобщить новые теоретические сведения и эмпирические данные, расширяющие информационный банк психологии, педагогики, социологии, имиджелогии, опыт перевода этих знаний в соответствующие технологии. Это – особенно актуально, так как не каждый психолог, педагог и даже имиджмейкер могут достойно выступать в роли человековедческого технолога.

Ресурсонасыщенность человековедческих технологий, используемых, например, в менеджменте и имиджелогии, наглядно проявляется в разработанных мною базовых технологиях: «индивидуальной работы с персоналом», «конструирования коллективного социума», «стимулирования делового честолюбия», «упреждения и преодоления конфликтов», «личного обаяния», «самосбережения здоровья и жизненного оптимизма», «выявления профпригодности менеджера», «измерения гражданского самочувствия персонала (населения)».

XXI век науковеды называют веком биологии. Мы на пороге фундаментальных открытий, в мире живых организмов. В ближайшем будущем весь комплекс естественных и гуманитарных дисциплин получит качественно новую информацию для разработки более совершенных человековедческих технологий. Несомненно, что психологи, педагоги, менеджеры, имиджмейкеры, имеющие добротный опыт обращения с этими технологиями, сумеют использовать в своей профессиональной деятельности ожидаемые достижения в биологии.

Речь идёт не только о полезности более основательного введения биологических знаний в профессиональную компетентность специалиста по человековедческим технологиям. Известно, что познание методологии естественных наук – одно из важных требований ко всем наукам, занимающимся изучением личности и общества, а также практически воздействующих на людей. Соблюдать это требование должны в первую очередь те специалисты, которые преподают в общеобразовательной и высшей школе, задействованы в бизнесе, но особенно для профессиональных имиджмейкеров. Именно они призваны помочь людям овладеть интеллектуальными технологиями самопознания, качество которых решающим образом определяется уровнем методологической подготовленности самих имиджмейкеров.

У Карла Линнея в «Философии ботаники» есть выражение: «Новичок знает классы, кандидат – все роды, магистр – очень многие виды. И далее делает вывод: с познания видов начинается всякое серьёзное образование в области естественных наук, экономики, медицины, в конце концов, подлинное человеческое познание».

Можно обозначить три рода человековедческих технологий:

социально-ориентированные;

личностно-ориентированные;

комбинированные, сочетающие в себе оба предыдущих подхода.

К первым, например, относятся технологии конструирования различных социумов, проведения пиаровских и имиджмейкерских акций. Ко вторым причисляются технологии конкретного воздействия на личность. Например, педагогические, психологические и психотерапевтические технологии. Комбинированные человековедческие технологии – это сочетание различных социально-ориентированных и личностно-ориентированных технологий. Их широко используют в экономической и политической сферах, шоу-бизнесе; их используют в управленческой, педагогической, медицинской, имиджмейкерской практике.

Итак, определив принадлежность человековедческих технологий к классу, выявив три их рода, обозначим теперь их видовое представление. Сразу же отмечу, что существует огромное видовое многообразие рассматриваемых технологий. Представлю следующие: фундаментальные (базовые) и специализированные (пакетные).

К фундаментальным человековедческим технологиям относятся «технологии жизнедеятельности» (см. схему).

Эти человековедческие технологии называются фундаментальными, так как они воссоздают модель активной личной и общественной жизнедеятельности людей.

Обращаю особое внимание имиджмейкеров на полезность познания названных технологий и использования их в практической деятельности. Тем, кого заинтересовало это утверждение, предлагаю более подробно познакомиться с моей монографией «Управленческая антропология: человековедческая компетентность менеджера» (М.: Дом педагогики, 2000).

Кратко представлю суть каждой из представленных технологий.

Технология целеполагания ориентирована на осознание человеком, необходимости постоянно определять цели как содержательные ориентиры своего поведения, реализации своих амбиций, удовлетворения своих интересов. Глобальные цели – это цели-идеалы. Рубежные цели – цели конкретных дистанций продвижения к целям-идеалам. Текущие цели – это цели прохождения конкретных дистанций для достижения рубежных целей.

Технология этического соотнесения ориентирована на нравственно прочувственное и осмысленное отношение к природе, к людям, к себе. Чем лучше освоена эта технология, тем спокойнее душа человека. Другими словами, создаётся устойчивая уверенность в нравственной оправданности своих поступков по шкале наивысшего приоритета, в качестве которого выступает совесть.

Технология активной самореализации становится стимулирующим фактором в жизнедеятельности человека. Благодаря постоянному личностному самосовершенствованию можно добиться успехов в утверждении себя в таких жизненно важных социумах, как семья и трудовой коллектив.

Технология личного увековечивания для россиян своего рода «ноу-хау», ибо при нашей национальной скромности и благодушии многие из нас не задумываются серьёзно о том, будут ли вспоминать нас люди, когда мы уйдём из земной жизни. Для душевного спокойствия желательно испытывать глубокое удовлетворение от своей прижизненной полезности людям, духовной примерности для них, а потому быть уверенным в возможности остаться в их памяти.

Обобщая сказанное, подчеркнём: представленные технологии составляют матрицу выстраивания реальной жизнедеятельности людей. В них воплощается весь набор родовых и видовых человековедческих технологий. При этом приоритетную роль здесь играют ранее названные базовые человековедческие технологии, а также многие психологические, педагогические и социальные технологии.

Э. Кречмер в своём Предисловии к пятому изданию книги «Гениальные люди» в 1958 г. писал: «Предметом антропологического рассмотрения – всё равно, употребляем ли мы эти слова в философском или естественнонаучном смысле – может и должен быть только антропос как целое».

Это и есть теоретико-методологическая основа объединения усилий всех гуманитарных исследователей и практикующих специалистов в области психологии, педагогики, социологии и имиджелогии в целях создания высоких человековедческих технологий российского образца.

Даже самый непримиримый оппонент по отношению к человековедческим технологиям не сможет убедительно опровергнуть того, что сегодня, переходя на сленг маркетинга, актуализируется потребительский спрос на человековедческие технологии, а потому они имеют прекрасную перспективу возрастания своего покупательского спроса. Этим объясняется научный и прагматический интерес к этим технологиям, полезность размышлений о перспективах их развития.

Кратко обозначим приоритетные сферы возрастающего спроса на человековедческие технологии.

ЭКОНОМИКА

По мере научно-технического усложнения материального производства естественно возрастает потребность в обеспечении экологического и гуманитарного подхода к оборудованию рабочих мест, деловых офисов, работы с персоналом. Как известно, в развитых странах бурно развивается сектор услуг. Так, в структуре внутреннего валового продукта на его долю приходится 60–70% от его общего объёма. Не случайно прирост прибыли в этих странах связывают с расширением сервисной деятельности, что актуализирует повышенный спрос в экономике на технологии, ориентированные на непосредственное обслуживание людей. Если учесть, что в современном мире идёт интенсивный процесс потребления природных ресурсов (газа, нефти, угля, металла, леса, воды), то перспективы жизнедеятельности людей уже в ближайшее время будут определяться их достижениями в создании высоких технологий человековедческого класса. Благодаря именно этим технологиям можно сделать творчески продуктивной интеллектуальную деятельность людей, обеспечить экологическую безопасность планеты, создавать гуманистические отношения в социумах и в международном общении.

ПОЛИТИКА

Жизненно важно для общества, чтобы на его вершине оказывались достойные мыслители. Крайне необходимо вытеснить «грязный» пиар из политической сферы. Как призывал философ И. Ильин – «править должны лучшие». Как известно, благодаря чёрному пиару нередко к власти приходят недостойные люди.

Избежать этого невозможно, не используя цивилизованные человековедческие технологии. Такие технологии – истинно гуманистические по своей сущности, ибо при их применении преследуют цель: помочь политическому деятелю проявить свои лучшие личностно-деловые качества, оптимизировать его роль в сознании нации.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

В обществе усиливается спрос на специализированные человековедческие технологии в средней и высшей школе, занимающиеся поиском талантливых людей и созданием им условий, способствующих полноте проявления их дарований.

Нашему обществу, как никогда раньше, нужны талантливые управленцы, научные дарования, духовные просветители.

С их появлением на земле российской можно будет уверенно говорить о реальности прогрессирующих успехов нашего общества, утверждении здорового образа жизни, возрастании государственной мощи. Вот почему в общеобразовательной и высшей школе человековедческие технологии, помогающие выявлять таланты, должны стать предметом пристального интереса. Такие технологии подтверждают правоту слов П. Наторпа, автора книги «Философия как основа педагогики» о том, что «воспитание есть именно введение теоретически познанного в дело человеческой жизни».

СМИ

По состоянию и роли СМИ в духовной жизни общества можно безошибочно судить о цивилизованности общества, о культурном уровне его граждан. Однако на сегодня далеко не все СМИ с честью выполняют возлагаемые на них надежды. Одна из причин – отсутствие должной подготовки у ведущих специалистов, работающих в СМИ, в области человековедческих технологий. Особенно это относится к телевидению. Трудно назвать канал, который облагораживает психику людей, духовно возвышает их сознание.

В этой связи отметим, что с подачи ряда СМИ понятие демократии сведено к свободе слова. Да, свобода слова – важный показатель демократии, но не самый приоритетный. Демократия – это гарантия здорового образа жизни всех членов общества, защищённости их личной чести и национального достоинства. Демократия – это реальное участие людей в управлении обществом, это многообразные формы их влияния на все виды власти государства. Именно ради этого и существуют в цивилизованном обществе СМИ с их человековедческими технологиями, благодаря которым они формируют у широких масс людей правильное понимание демократии и актуализируют у них интерес к её развитию в обществе.

Бесспорно, что в решении этих проблем без свободы слова не обойтись.

ГОСУДАРСТВОВЕДЧЕСКАЯ СФЕРА

Как свидетельствуют наши мониторинговые данные «Гражданского самочувствия народа», по-прежнему невелико доверие людей к государственным органам власти, без которого нам не решить глобальные проблемы по социально-экономическому преобразованию Отечества. Поэтому необходимо придать официальный статус человековедческой компетентности чиновников.

Известно, что существует государственный «Центр стратегических разработок». Если в этом центре не будет создано подразделение, занимающееся проектированием и разработкой человековедческих технологий, предназначенных быть компонентом общего пакета конкретных стратегических разработок, то без такого гуманитарного сопровождения человеческие ресурсы не будут в должной мере включены в реализацию этих разработок. Напомню печальный опыт горбачёвской перестройки. Была бы она подготовлена грамотно психологически и идеологически, а её проводники были бы оснащены человековедческими технологиями, её замысел более достойно мог бы воплотиться в жизнь.

Отметим, что под давлением проблем, которыми сегодня переполнено наше школьное и вузовское образование, за последние годы появилось немало интересных разработок и публикаций по педагогическим технологиям. К сожалению, они пока стоят в стороне от своей несущей конструкции, в качестве которой выступают человековедческие технологии. Этим и объясняется довольно низкий содержательный уровень педагогических технологий, обилие методологических погрешностей, допускаемых их авторами на стадии проектирования и процедурного оформления педагогических технологий.

Настало время конституировать «человековедческую компетентность» как российское научно-прикладное открытие. Создать федеральную программу подготовки педагогов по соответствующему обучению, варианты которой уже есть в Лиге профессиональных имиджмейкеров. Ввести специальность «человековедческие технологии» при защите кандидатских и докторских диссертаций. Придать законную силу статусу профессии имиджмейкера и поддержать на государственном уровне создание в вузах факультетов подготовки дипломированных имиджмейкеров (по российской версии).

ПРИЛОЖЕНИЯ

Учебно-тематический план: «Человековедческая компетентность менеджера» (Шепель В.М.)

«Имидж-тренинг» (Футин В.Н.)

«Навыки общения» – тренинг (Башмакова Е.)

Упражнения по выведению из аудиторного шока (Троянкина Л.Д.)

Упражнения по фейсбилдннгу (Лобарева Л.А.)

Методические материалы

Тест «Оценка имиджа»

Комплимент – это чудесный дар

Шведский стол

Приглашение на кофе

Банкет-чай

Фуршет

Искусство дарения

Тест «Знакомы ли вы с правилами хорошего тона?»

Пресс-релиз Лиги профессиональных имиджмейкеров

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН: «ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА»

Проф. В.М. Шепель

Тема занятий Время час. Дидактические формы
1. Возрастание роли управления в конвергентном обществе   лекции
2. Идеология управленческой деятельности   лекции, семинары
3. Философия конвергентного менеджмента   лекции, практикумы
4. Управленческая психология   лекции, практикумы
5. Управленческая этика   лекции, практикумы
6. Управленческая ортобиотика   лекции, практикумы
7. Управленческая социология   лекции, практикумы
8. Управленческая риторика   лекции, практикумы
9. Управленческая конфликтология   лекции, практикумы
10. Управленческая имиджелогия   лекции, практикумы
11. Технология индивидуальной работы с персоналом   лекции, практикумы
12. Технология «конструирования» трудового коллектива   лекции, практикумы
13. Подготовка и защита курсовых проектов   на одного слушателя
  Индивидуальные и групповые консультации   на одного слушателя
15. Зачет по предмету «Человековедческая компетентность менеджера»   на одного слушателя
  Итого:    
  Лекции    
  Практические занятия    
  Зачет    

ИМИДЖ-ТРЕНИНГ

проф. B.H. Футин

Введение

Менеджеры и имиджмейкеры должны обладать высокой психологической культурой – неотъемлемой частью общей культуры человека. Эффективность управления в немалой степени зависит от умения продуктивно построить межличностные коммуникации, владения вербальными и невербальными средствами общения, видами и техниками слушания, спецификой делового общения, методиками установления контакта с партнерами, приемами управления конфликтами, принятия оптимальных решений, активизации деятельности, снятия стрессов, создания своего неповторимого облика. Овладеть на технологическом уровне этими умениями с помощью современных методик обучения можно на занятиях по предлагаемой программе.

ТЕМА 1. Моделирующий тренинг в форме «мозгового штурма» «проектирование идеального имиджа»

Лекционное сообщение – 1 час.

Мозговой штурм – 3 часа.

Понятие имиджа. Ментальный, индивидуальный, профессиональный имидж. Имидж в ракурсе жизненной перспективы. Содержание тактического имиджа. Имиджирование: путь к успеху. Имидж-коммуникации. Имидж в развитии карьеры. Имидж как средство решения личностных проблем. Типология имиджа: спонтанный, развиваемый, деформированный, эталонный имидж. Основные приемы, формирующие привлекательный имидж в процессе общения: аттракция, импонирование, гармоника, гармония. Основные виды имидж-технологии: телесноориентированное (ситуативное) имиджирование; личностно-центрированное (глубинное) имиджирование. Особенности разработки идеального имиджа в процессе «мозгового штурма».

ТЕМА 2. Коммуникативно-ролевой тренинг «развитие межличностных отношений с деловыми партнёрами. Рефлексивное управление деловыми отношениями»

Лекционное сообщение – 1 час.

Коммуникативно-ролевой тренинг – 3 часа.

Модели межличностных отношений. Специфика деловых отношений. Приёмы рефлексивного управления в сфере коммуникаций. Овладение методикой контактного взаимодействия. Особенности развития межличностных отношений и рефлексивного управления деловыми отношениями в процессе тренинга. Условия эффективного проведения коммуникативно-ролевого тренинга.

ТЕМА 3. Социально-психологический тренинг «разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в деловом общении»

Лекционное сообщение1 час.

Социально-психологический тренинг3 часа.

Основные понятия и виды конфликтов; межгрупповые, внутригрупповые, межличностные и внутриличностные конфликты, причины их возникновения, методы разрешения; вербальные и невербальные средства коммуникации и тактика их использования в конфликтном взаимодействии; позиционный анализ как средство изучения ситуации конфликта; стили и стратегии поведения в конфликтной ситуации. Особенности развития умений управления конфликтными ситуациями в процессе тренинга.

ТЕМА 4. Операционный тренинг «эффективное участие клиента в деловых переговорах»

Лекционное сообщение1 час.

Операционный тренинг3 часа.

Понятие деловых переговоров. Планирование, организация и проведение переговоров. Особенности ведения переговоров по телефону. Специфика развития переговорных умений в процессе операционного тренинга. Условия эффективного проведения операционного тренинга.

ТЕМА 5. Рефлексивно-ролевой тренинг «разработка индивидуального стиля поведения, соответствующего новому имиджу»

Лекционное сообщение1 час.

Инновационно-рефлексивный тренинг3 часа.

Разработка поведенческих стереотипов; выработка устойчивых навыков конструктивного взаимодействия, перестройка системы отношений и самоотношений; индивидуальный подбор средств самовыражения, позволяющих раскрыть внутренний потенциал человека; моделирование индивидуального стиля поведения в различных жизненных ситуациях; овладение технологией защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Условия эффективного рефлексивно-ролевого тренинга.

ТЕМА 6. Тренинг коммуникативной компетентности «воздействие в деловом общении. Манипуляции в межличностной коммуникации и методы их нейтрализации»

Лекционное сообщение1 час.

Тренинг управленческой компетентности3 часа.

Психология делового общения. Диагностика психологических трудностей общения. Особенности воздействия в деловом общении. Продуктивное и непродуктивное воздействие. Психологические барьеры и способы их преодоления. Методы психологического воздействия в типичных ситуациях. Манипулятивные психологические игры и приёмы их нейтрализации. Особенности развития коммуникативной компетентности в процессе тренинга. Условия его успешного проведения.

ТЕМА 7. Имидж-тренинг «психология успеха в деятельности и общении»

Лекционное сообщение – 1 час.

Имидж-тренинг – 3 часа.

Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения имидж-тренинга. Имидж успешного человека. Технология имиджирования. Методы арттерапии в имиджелогии: развитие адаптивности, социальной активности, психологической пластичности, коммуникативности, гармоничности. Психокоррекционная работа: изменение визуального (создание привлекательной внешности) и психологического (коррекция психоэмоциональных состояний, их гармонизация с новым имиджем, социальным статусом и нормативным ролевым поведением, разрешение внутриролевых конфликтов, снятие психологических комплексов и барьеров) компонентов личности. Усиление саморегуляции, приведение её в соответствие с формируемыми психоэмоциональными состояниями, гармонизация «Я-концепции», выстраивание позитивных межличностных отношений с окружающими. Визуальные и коммуникативные, вербальные и невербальные методы самопрезентации. Приёмы психологической защиты имиджа в конфликтных ситуациях. Механизмы успеха и неудачи. Гармонизация делового и личностного имиджа – эффективный путь к профессиональному успеху.

ТЕМА 8. Психотренинг «психотехнологии управления собой и управления другими людьми».

Лекционное сообщение – 1 час.

Психотренинг – 3 часа.

Понятие, цель, задачи, содержание и методика проведения психотренинга – эффективной технологии преодоления неуверенности в себе, неудовлетворённости своими успехами и достижениями, разрешения внутриличностных конфликтов, повышения психоэмоциональной устойчивости, развития психологической защиты, эффективности самоуправления и управления другими людьми. Пути преодоления жизненных кризисов, апатии, беспокойства и неуверенности в себе. Методы субъектно-личностного, духовно-нравственного и профессионального саморазвития. Виды самовоздействия на психофизическую, эмоциональную и ментальную сферы. Пути управления психическим состоянием: техники мышечного расслабления, саморегуляция эмоциональной сферы, саморефлексия мыслительной сферы, продуктивное мышление. Основные методы саморегуляции: аутотренинг, медитация, самопрограммирование. Методы психологической защиты. Особенности овладения приёмами управления собой и другими людьми в процессе психотренинга. Условия успешного проведения психотренинга.

«НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ» – ТРЕНИНГ

ст. препод. Е. Башмакова

1. Понятие «общение». Качества личности, проявляющиеся в эффективном общении: доброжелательность, открытость, эмпатия, аутентичность, принятие мыслей и чувств, инициативность.

2. Невербальная сторона общения. Эффект первого впечатления. Выбор дистанции, позы, выражения лица в зависимости от целей общения. Интонация как наименее управляемый источник невербальной информации. Мини-тренинг «На приёме у значимого лица».

3. Вербальная сторона общения. Процессы слушания и говорения.

Виды слушания: пассивное, нерефлексивное, активное, рефлексивное, эмпатическое. Барьеры слушания. Искажение информации при передачи её через «третьих» лиц.

Мини-тренинг «Пассивное слушание». Условия эффективного пассивного слушания.

4. Техника перефраз как базовая в процессе активного слушания. Тренировка в технике перефраз.

5. Техника принятия группового решения. Мини-тренинг на решение групповой задачи.

6. Понятие «позиция общения». Позиция «Доминирования над собеседником» как создающая барьеры общения. Барьеры общения. Позиция «Подстройка под собеседника с нижней позиции» как проявление инфантилизма.

Позиция оптимальная для делового общения, информационного обмена и принятия решений.

7. Трансляция чувств в процессе общения и умение заявить о своей проблеме. Открытость и ясность в общении. Техника «Я-сообщения». Мини-тренинг.

8. Наиболее «тонкая» техника активного слушания, приносящая удовлетворение собеседнику – отзеркаливание. Отличие техники отзеркаливания от техники перефраз. Мини-тренинг «Техника отзеркаливания».

9. Искусство задавания вопросов.

Виды вопросов: «открытые» и «закрытые».

Классификация открытых вопросов: уточняющие, проясняющие, переадресованные и т.п. Ситуации, в которых используется тот или иной тип вопросов. Особенности оценочных и директивных вопросов.

10. Отражение агрессии собеседника как техника активного слушания. Семишаговая модель отражения агрессии. Мини-тренинг «Отражение агрессии собеседника».

11. Конфликтное и бесконфликтное взаимодействие. Мини-тренинг разыгрывания насущных конфликтных ситуаций (по заявкам участников занятия).

12. Возможности использования тела и дыхания для более эффективного общения.

УПРАЖНЕНИЯ ПО ВЫВЕДЕНИЮ ИЗ АУДИТОРНОГО ШОКА (СЦЕНИЧЕСКОГО, ОРАТОРСКОГО СТРАХА)

доц. Л.Д. Троянкина

В состоянии психологического стресса человек дышит поверхностно и, как правило, в учащенном ритме («еле дышит от страха»). Такое дыхание усиливает тревогу и приводит к дополнительному напряжению, к появлению психических и мускульных зажимов. Поэтому при подготовке к публичному выступлению целесообразно проделать следующие дыхательные упражнения.

1). Сядьте ровно и сделайте вдох. Вдох должен длиться столько времени, чтобы можно было не спеша сосчитать до пяти. Далее на три счета задержите дыхание, а затем выдохните, снова считая до пяти. Опять на три счета задержите дыхание, и так повторяйте весь цикл, пока не почувствуете, что успокоились. Чтобы быстрее запомнить это упражнение, назовите его «Пять плюс три».

2). Непосредственно перед выступлением полезно выполнить упражнение:

Сделайте вдох, отведя локти и плечи назад. Затем еще раз резко вдохните воздух. Воздуха должно быть столько, чтобы почувствовать давление в животе. Задержите дыхание примерно на две секунды и сделайте резкий выдох. Повторите это упражнение несколько раз подряд. Можно назвать это упражнение «Двойной вдох».

3). «Дыхание Гермеса»: Четыре секунды – энергичный вдох, затем четыре секунды – задержка дыхания и максимальное напряжение всех мышц тела. После этого – выдох и полнейшее расслабление в течение четырех секунд до следующего вдоха. Постепенно доводите время до шести секунд на каждую фазу и повторяйте весь цикл не менее пяти минут.

4). «Сброс»: Поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и максимально напрягите все мышцы тела. Сожмутся кулаки, ноги задрожат от напряжения, шея одеревенеет. В таком неприятном состоянии следует пробыть 4–5 секунд, после чего мысленно скомандуйте

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...