Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дифференциально-психологический аспект




Область изучения различий между людьми тесно связа-
на с проблемой иерархизации подсистем индивидуально-
сти. Исследование этих подсистем ведется с учетом коор-
динат, задаваемых универсальными конструктами, в со-
держании которых в концентрированном виде отобража-
ются основные направления познания человеком собствен-
ной природы.

" сходство—различие "

Этот конструкт является, пожалуй, наиболее очевид-
ным для дифференциальной психологии, так как показы-
вает основной вектор приложения исследовательских уси-
лий, направленных на поиск различий, а не общего (как
это происходит в общей психологии).


 

познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


 


"формальное—содержательное"

Как уже отмечалось, целью дифференциальной психо-
логии является выявление и изучение формальных свойств
(добавим — также и в их отношении к содержательным).
Важно отметить, что возможны следующие соотношения
этих категорий (Асеев, 1988): полного соответствия, гар-
монии; противоречия, находящегося в процессе разреше-
ния; полного несоответствия (противоречие типа антаго-
низма). Относительность этих понятий (не умаляющая их
теоретической и эмпирической ценности) подчеркивает-
ся поступательным характером развития индивидуальнос-
ти, в процессе которого формальный признак, достигая
определенного уровня развития, приобретает все более
содержательный оттенок. В свою очередь, некоторые со-
держательные черты, типизируясь, например, в случае
жесткого стереотипного поведения, все более формализу-
ются. С позиций дифференциальной психологии и психо-
физиологии проблема формальное—содержательное часто
соотносится с проблемой биологическое—социальное или
врожденное—приобретенное.

" наследственное— ПРИОБРЕТЕННОЕ"

Эта дихотомия является частным случаем широко об-
суждаемой уже много десятилетий проблемы "природное-
социальное". Ряд авторов (см. Равич-Щербо, 1988) спра-
ведливо указывает, что в психологии и психофизиологии
эту проблему целесообразно ограничить формулой гено-
типическое—средовое. При этом надо отчетливо понимать,
что "речь идет о роли наследственного и средового не в
историческом становлении психики человека, а в межин-
дивидуальной вариативности психологических признаков"
(там же, с.5). К этому измерению в познании человека
также тесно примыкают пары конструктов "объективное-
субъективное" (где под субъективным понимается возмож-
ность влияния самой индивидуальности — в противопо-
ложность средовому, как биологическому, так и социаль-
ному, на свое самопроявление), и "конъюнктивное—дизъ-
юнктивное" (Брушлинский, 1978), в контексте которого
взаимодействию наследственных и средовых, биологичес-


 

Дифференциальная ПСИХОЛОГИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ


 


ких и социальных факторов по типу "или—или" противо-
поставляется более эффективное "и—и".

"детерминизм—индетерминизм"

Эта дихотомия имеет более широкий диапазон влия-
ния, по сравнению с предыдущей, и заслуживает выделе-
ния в качестве самостоятельного пункта. Применение это-
го конструкта к области изучения индивидуальности свя-
зано с развитием представлений о психологической диф-
ференциации — то есть усложнением иерархической струк-
туры индивидуальности и разведением ее подструктур,
приобретающих автономный характер, — в процессе раз-
вития от простого к сложному. Этому процессу сопутству-
ет также увеличение количества степеней свободы во вза-
имодействии конкретного свойства с внутренней (субъект-
ной) и внешней (объективной) средой, и, следователь-
но, увеличение индетерминистских тенденций в поведе-
нии и саморегуляции системы в целом.

"общее—единичное"

В дифференциально-психологическом контексте прояв-
ляется в двух ипостасях. Во-первых, при разведении раз-
личий на индивидуальные и групповые, и, во-вторых, в
исследовании индивидуальных и типологических особен-
ностей. Производная от рассматриваемой дихотомии три-
ада "индивидуальное—типологическое—групповое" опи-
сывает, как мы позже увидим, внутренний аспект онтоло-
гического статуса дифференциальной психологии.

" идентификация—ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ"

Как координата, отображающая реальные процессы че-
ловеческой жизни, связана с двумя фактически противопо-
ложными тенденциями в развитии человека, обозначаемы-
ми как "социализация—индивидуализация". Под социализа-
цией понимается npouect формирования в течение жизни
индивидуальных поведенческих паттернов, ценностей, стан-
дартов, навыков, установок и мотивов в соответствии с об-
разцами, наиболее желательными в данном обществе
(Hetherington & Parke, 1975). Также как и предшествующий


 

познание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


 


двухполюсной конструкт, эта дихотомия связана с выявле-
нием родо-видовых отношений в процессе самореализации
индивидуальности в системе социальных отношений.

"физическое—социальное"

Это деление отображает вычленение внутри физичес-
кой реальности особой области человеческих, социальных
отношений. В ряде исследований отмечается, что даже на
начальных стадиях развития уже на психобиологическом
уровне (темперамент) происходит разграничение реакций
человека на физическое и социальное окружение (Lemer
& Lemer,
1983; Rothbart, 1991; Buss, 1991). В дифференци-
альной психологии указанная дихотомия трансформиру-
ется в конструкт "предметное—коммуникативное" (или
"предметное—социальное" — см. Kagan et al., 1986; Руса-
лов,
1990), в котором полюс предметности отображает
направленность субъекта на взаимодействие с вещами в
физическом смысле слова, а полюс коммуникативности,
соответственно, на взаимодействие с людьми.

" сознательное—ВНЕСОЗНАТЕЛЬНОЕ"

Этой координатой нельзя пренебречь (подробнее о тер-
мине "внесознательное" см. Либин, 19986). Протекающие
вне сферы сознания процессы оказывают не меньшее, но,
зачастую, значительно большее влияние на форму прояв-
ления индивидуального поведения. Особое значение учет
силы воздействия на поведение со стороны внесознатель-
ной сферы психики имеет для психометрических измере-
ний. По этому поводу Мюррей, один из основоположни-
ков современной психологии личности, писал: "Дети вос-
принимают неточно, очень мало осознавая свое внутрен-
нее состояние, и сохраняют свои заблуждения в воспоми-
наниях. Большинство взрослых вряд ли лучше в этом отно-
шении" (Murray, 1938).

"внешнее—внутреннее"

Последняя по списку, но не по значимости, пара ко-
ординат реализуется в двух встречных направлениях в иссле-


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...