Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Паттерны эмоционального взаимодействия




В течение первых месяцев жизни у ребенка начинают
проявляться две базовые реакции — удовольствия и не-
удовольствия. Вызываемые ощущениями приятного—не-
приятного, эти реакции оказываются своеобразными
"входными воротами" в эмоциональный мир будущей ин-
дивидуальности. Так, исследователи отмечают, что гене-
тическое развитие эмоций представляется как их посте-
пенная дифференциация — от общего возбуждения к спе-
циализированным реакциям огорчения и удовольствия
(Bridges, 1930). Нейрофизиологические изменения в орга-
низме в процессе созревания также оказывают влияние
как на широту диапазона эмоциональных реакций, так и
на контроль за интенсивностью.

Со временем эмоциональные паттерны начинают ста-
билизироваться, с одной стороны, под воздействием инт-
раиндивидуальных тенденций, и, с другой стороны, под
влиянием складывающегося взаимодействия между ребен-
ком и заботящимися о нем людьми:

"если при этом рассуждать о специфике эмоциональной
сферы, то некоторые эмоции в ней начинают преобладать.
Если же говорить в терминах динамической системы, специ-
фические модусы образуются за счет повторения определен-
ных типов взаимодействия" (Oafley & Jenkins, 1996, р.215).
Среди наиболее существенных форм эмоционального
взаимодействия выделяют два взаимосвязанных, но дос-
таточно автономно функционирующих параметра — "сер-


102 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

дечность" (warmth) и "привязанность" (attachment). Суще-
ствует подтверждение о соответствии этим параметрам
различных нейрофизиологических систем организма ин-
дивида. Младенцы, которые видят устремленную к ним с
распростертыми объятиями мать, проявляют радость, что
сопровождается зарегистрированным высоким уровнем
активации в левой стороне кортекса. В то же время реак-
ции дистресса, вызванного вероятностью разделения ма-
тери с младенцем, вызывает активацию в правой стороне
кортекса (Fox & D'avidson, 1987). Различные нейрофизиоло-
гические структуры, лежащие в основе двух эмоциональ-
ных систем, обуславливают связь сердечности с ощуще-
нием счастья, а также связь страха и дистресса с ощуще-
нием "разрыва" привязанности (MacDonald, 1992). В раз-
личных культурах могут поощряться те или иные страте-
гии эмоционального взаимодействия. В Уганде, например,
матери, общаясь с младенцами, не склонны к многочис-
ленным объятиям и поцелуям — основным проявлениям
сердечности. Однако они гораздо более отзывчивы на про-
явление у детей дистресса, чем, например, американские
матери, отличающиеся по отношению к своим детям боль-
шей сердечностью (Ainsworth, 1967).

4.2. эмоциональные ПРЕДПОЧТЕНИЯ, РЕАКЦИИ И
СТИЛИ

Индивидуальные различия в эмоциональной сфере изу-
чаются в двух наиболее разработанных аспектах — в связи
с отнесенностью первичных (в отличие от высших) эмо-
ций к темпераментальному фактору (см. главу 5), а также
в связи с изучением формирования эмоциональных реак-
ций под влиянием социальных интеракций.

Хотя различия в модальной окраске эмоциональности
проявляются у младенцев уже в первые месяцы жизни,
однозначно определять складывающиеся у ребенка эмо-
циональные стили реагирования как констутициональный
фактор было бы поспешно. Дж-Бельски с коллегами (Belsky,
Fish & Isabella,
1991) исследовали изменения в негатив-
ной и позитивной окраске эмоций у младенцев в период с
трех до девяти месяцев в связи с характеристиками семей-


грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)... ^03

ной атмосферы. Результаты мы можем представить в виде
следующей таблицы:

Таблица 5

Зависимость изменений в эмоциональности ребенка от
параметров внутрисемейной среды

От низкого уровня проявления   От высокого уровня проявления  
негативных эмоций — к высокому (по   негативных эмоций — к низкому (по сравнению  
сравнению с детьми с устойчивым   с детьми с устойчивым высоким уровнем  
низким уровнем негативных эмоций)   негативных эмоций)  
\ \ \   i l i  
Отцы обладают низко выраженной   Матери отличаются более высокой  
ориентацией на других; менее   самооценкой; менее негативно оценивают свой  
позитивно оценивают свой боак до   связанный с браком жизненный опыт:  
вождения оебенка: обнаоуживают   взаимодействие с ребенком хаоактеоизуется  
большую рассогласованность со своими   большей гармоничностью, отзывчивостью и  
женами по поводу оценки своей   полнотой.  
вовлеченности в воспитание ребенка.      

 

Общий вывод, который делают авторы исследования —
стабильность и изменчивость детской эмоциональности за-
висит и от эмоциональной атмосферы в семейной среде.

Процесс социализации оказывает очень сильное влияние
и на эмоциональное регулирование процесса коммуникации.
что отображается в эмоциональных компонентах стиля со-
циального взаимодействия. Например, склонность родите-
лей обсуждать эмоциональные проблемы ведет к более луч-
шему пониманию ребенком собственных эмоций и развива-
ет у него способность к саморегуляции. В разных семьях отно-
сятся неодинаково к проблеме "разговоров по душам". Реги-
страция обсуждения эмоциональных состояний между мате-
рями и их трехлетними детьми показала, что частота варьи-
рует от 25 до 2 обсуждений в час (Dunn & Brown & Beardsall.
1991). В данном случае количество оказалось тесно связано с
качеством, проявляющимся в последующем понимании деть-
ми эмоционального контекста коммуникаций. Чем больше
матери обсуждали со своими трехлетними детьми различные
эмоциональные состояния, тем более успешно адаптирова-
лись дети, достигнув шестилетнего возраста, к эмоциональ-
ным проявлениям незнакомых взрослых.

В последнее десятилетие весьма активно разрабатывает-
ся проблема эмоциональных стилей как индивидуальны?


iSi


104 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)...

 

 


 


детерминант (см.Дорфман, 1994), характеризующихся раз-
личиями как в предпочтении определенных переживаний,
так и в способах их выражения. Изучение будущих специа-
листов в области художественных профессий показало, что
люди "испытывают предпочтения к эмоциональным пе-
реживаниям определенного характера в зависимости от осо-
бенностей своего темперамента" (Дорфман, 1988). Так, ин-
троверты-танцовщики осуществляют выбор танцевальных
партий в связи с побуждениями к эмоциональным пере-
живаниям печали и страха, тогда как экстраверты-танцов-
щики выбирают партии, побуждающие к переживаниям
гнева. Среди оркестрантов также обнаруживаются разли-
чия в предпочтении исполнения музыкальных произведе-
ний. Экстраверты стремятся исполнять произведения, по-
буждающие к эмоциональным переживаниям, включаю-
щим радость, активность, и избегают переживаний, свя-
занных с печалью; интроверты игнорируют музыкальные
произведения, вызывающие переживания гнева, активно-
сти и радости.

4.3. эмоциональные И НЕЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
СУБЪЕКТЫ

Связь эмоций, имеющих неоднозначную детерминацию
и обладающих как сильно выраженным физиологическим,
так и не менее сильно выраженным психологическим и
психосоциальным компонентами (см. Веккер, 1981; Ekman,
1978, 1993; Ekman & Davidson, (Eds.), 1996) с другими
иерархическими уровнями индивидуальности обнаружи-
вается на самых ранних стадиях развития. Х.Джонс (1950)
обнаружил у детей младшей группы детского сада разли-
чия в кожных ощущениях (измеряемых на основе электро-
дермографической реакции), которые он связал с особен-
ностями самовыражения. Выражающие вовне свои эмоции
дети обладали слабой реакцией, свидетельствующей о
меньшем напряжении. Сдерживающие свои эмоциональ-
ные отклики дети отличались сильной электродермогра-
фической реакцией, тогда как третья группа детей отли-
чалась выраженностью генерализованных реакций всего
организма.


 

Эмоциональность, как и многие другие характеристи-
ки индивидуальности, различается по своей направлен-
ности. Субъекты с выраженной эмоциональной ориента-
цией на себя характеризуются высокой тревожностью,
склонностью к депрессивным и ипохондрическим рас-
стройствам (Либина, Либин, 1998). Два других вида ориен-
тации (см. подробнее главу 8) связаны с интенсивностью
переживаний по отношению к предметной (ориентация
на объект) или коммуникативной (ориентация на других)
активности. Два последних типа ориентации соотносятся с
темпераментальными параметрами — предметной и со-
циальной эмоциональностью (Русалов, 1990).

В наших исследованиях соотношения стилевых и темпе-
раментальных признаков в структуре индивидуальности
была выявлена негативная корреляция между социальной
эргичностью (характеризующей интенсивность социального
взаимодействия) и предметной эмоциональностью у им-
пульсивных мужчин, а также негативная связь между пред-
метной эргичностью и предметной эмоциональностью у
импульсивных женщин (Либин, 1993). Эти соотношения
оказались воспроизводимы на различных выборках, общей
численностью 250 человек. Очевидно, у субъектов, склон-
ных к импульсивному стилю поведения, сопровождающе-
муся высокими показателями эмоциональности, образу-
ется своеобразный компенсаторный механизм, сдерживаю-
щий возможные значительные энергозатраты (из-за низ-
кого уровня саморегуляции) в случае отрицательного внеш-
него подкрепления. Иной механизм соотношения актив-
ности и эмоциональности обнаруживается у рефлексив-
ных субъектов, характеризующихся более длительным ин-
тервалом времени, затрачиваемого на подготовку перед
принятием любого решения. Рефлексивные субъекты, как
мужчины, так и женщины, значимо отличаются от им-
пульсивных по показателям эргичности и эмоциональнос-
ти. Низкая эмоциональность рефлексивов, затрудняющая
процесс обратной связи, а значит и выбор наиболее опти-
мальной, экономящей силы стратегии поведения, ком-
пенсируется более высоким уровнем эргичности (позитивно
коррелирующей с эмоциональностью в их структуре тем-
перамента). Рефлексивный может позволить себе по-


106 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

тратить большее количество энергии и, соответственно,
времени на проработку дополнительных вариантов пове-
дения.

Низкие показатели эмоциональности отмечаются так-
же у руководителей в некоторых профессиональных сфе-
рах, но, в любом случае, адаптированный индивидуум
обладает способностью к компенсации недостающей чув-
ствительности. Иное дело, когда из-за различных наруше-
ний в работе системы "психика—организм" компенсация
становится невозможной. Разумеется, нет людей с абсо-
лютно подавленной системой эмоциональных проявлений.
Тем не менее можно говорить о чрезвычайно низком уровне
выраженности эмоций у людей с определенными девиа-
циями. Эмоциональная "холодность" отмечается у страда-
ющих шизофренией и аутизмом, что вполне согласуется с
гипотезой П.К.Анохина (1975), согласно которой эмоции
являются важнейшей характеристикой обратной связи.
Случаи отмеченных патологических нарушений характе-
ризуются, в первую очередь, затруднениями в получении
сигналов обратной связи. При шизофрении нарушается
контакт между психикой (ментальными структурами) и
поддерживающим ее организмом (физическими структу-
рами), происходит "потеря связи с собой"; в отличие от
этого аутизм, например, определяется как нарушение про-
цесса коммуникации с другими.

4.4. индивидуальные ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛЯЦИИ И
САМОРЕГУЛЯЦИИ

Пройдя по основным уровням когнитивной и эмоцио-
нальной иерархий, мы встречаемся с еще одним удиви-
тельным феноменом мира психической реальности —
контролирующими и управляющими процессами, обыч-
но называемыми регулятивными. Также как и два других
компонента базовой ментальной триады — когниции и
эмоции, — феномен регуляции имеет сложную иерар-
хическую структуру (см. Libin, in preparation, b). Иссле-
дования показывают, что младенцы могут регулировать :

свой уровень возбуждения (arousal), переключая внима-
ние с людей или предметов, которые выступают причи-


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)...


 


ной усиления возбуждения {Rothbart, Ziaie & О'Boyle,
1992). Фактор регуляции тесно связан как с когнитив-
ными, так и с эмоциональными процессами. Р.Томпсон
(Thompson, 1994), например, определяет эмоциональную
регуляцию как систему внутренних и внешних процес-
сов, обеспечивающую мониторинг, оценку и модифи-
кацию эмоциональных реакций, в особенности связан-
ных с интенсивностно-временными паттернами, обес-
печивающими достижение цели.

Выделяется общий фактор саморегуляции человека,
производный от основных свойств нервной системы и про-
являющийся в психомоторной и интеллектуальной (Юр-
кевич,
1972) сферах. Выявлено, что важнейший параметр
саморегуляции — пластичность, характеризующая скорость
переключения — связан (отрицательно) с уровнем про-
странственно-временной сопряженности электрофизиоло-
гических процессов мозга (ЭЭГ-процессов) (Русалов, Кош-
ман,
1980).

Изучение природы регулятивных процессов с целью
выявления их механизмов безусловно требует привлече-
ния параметров психобиологического уровня индивиду-
альности, в частности, темперамента. В.П.Бояринцев
(1988), исследуя индивидуальные проявления саморегуля-
ции, выявил различия в механизмах компенсации в дина-
мике приспособительного акта у людей с различным тем-
пераментом. Экстравертированные и пластичные субъек-
ты отличаются быстрым возникновением и большей сте-
пенью выраженности состояния монотонии, которое ком-
пенсируется медленным возникновением и малой степе-
нью выраженности состояния утомления. Интровертиро-
ванные и ригидные субъекты, напротив, характеризуются
медленным возникновением и малой степенью выражен-
ности состояния монотонии, что компенсирует быстрое
возникновение и большую степень выраженности состоя-
ния утомления:

"Благодаря тому, что разные стороны динамики моното-
нии и утомления могут друг друга компенсировать, — делает
вывод автор, — создаются необходимые условия для успеш-
ной продуктивности деятельности людей различных темпе-
раментов" (там же, с.66),


108 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

и, добавим, возникающих на этой основе стратегий само-
регуляции.

Не менее интересным — по сравнению с изучением
уровня непроизвольной регуляции, в основе которой ле-
жат внесознательные, находящиеся вне фокуса сознатель-
но организованного контроля, механизмы — оказывается
анализ произвольных действий и поступков, традиционно
относящихся к сфере воли. Н.Ф.Круглова (1990) рассмот-
рела индивидуально-типические особенности произволь-
ной регуляции у школьников шестых—восьмых классов,
сопоставив волевые характеристики с успешностью обу-
чения, особенностями мышления и уровнем самостоятель-
ности в работе. В результате было выделено три группы
учащихся, различающихся по степени сформированности
и осознанности регуляторных функций. В группе А учащи-
еся проявляли самостоятельность, добивались заданных
результатов при рациональном способе деятельности. В груп-
пе В было снижено умение анализировать значимые при-
знаки, школьники отличались несамостоятельностью и
нуждались в помощи для успешного выполнения заданий.
В группе С ученики, хотя и проявляли достаточный уро-
вень самостоятельности, показали сниженную способность
к обобщению, неоптимальность способов работы при от-
казе от прямой помощи, а также плохой самоконтроль.
При этом возрастных изменений в выявленной регулятор-
ной типологии обнаружено не было.

4.5. Стиль речи: как мы говорим?

Речь — одна из наиболее ярких отличительных индиви-
дуальных особенностей человека. Детская способность ис-
пользовать язык становится важным фактором регуляции
эмоций. Едва научившись говорить, дети гораздо охотнее
пользуются речью для выражения своих чувств, чем ми-
микой и жестами. Анализ становления языка в детском
возрасте является такой же увлекательной задачей, как и
анализ когнитивного развития. Воззрения психологов на
эту проблему группируются вокруг трех основных устано-
вок на природу вербального способа самовыражения, ко-
торый:


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)...


 


— образуется в результате структурных изменений в
процессе индивидуального развития, так как очевидно,
что все дети проходят одинаковые стадии становления речи;

— обладает выраженной специфичностью в результа-
те установленных различий в скорости созревания ин-
дивидов;

— проявляется лишь в виде небольших нюансов каче-
ства детской речи (имеет различную стилевую окраску).

Очевиден и житейский факт — разные родители, гово-
ря о своих детях, не преминут отметить отличия в их вер-
бальных способностях. Исследования на тему: "В чем при-
чины различий в детской речи", как всегда, идут во встреч-
ном направлении — со стороны поиска доказательств ге-
нетического влияния на исследуемый феномен, и со сто-
роны выявления подтверждений средового воздействия.

Используя стандартный тест языковых навыков, Гарри
Мюнзингер и Артур Дугласе {Munsinger & Douglass, 1976)
протестировали группы моно- и дизиготных близнецов, а
также группу неблизнецовых сибсов. Возраст тестируемых
был от трех до семнадцати лет, так что в этом случае речь
шла о достаточно сформированном уровне языковых на-
выков, а не о развитии. Была подтверждена гипотеза о вклю-
ченности генетической компоненты в индивидуальный
уровень развития вербальных способностей — корреляции
между языковыми оценками монозиготных близнецов были
значительно выше (.83), чем у дизиготных (.44). Исследо-
вание с помощью генеалогического метода также обнару-
жило генетическое влияние (Hardy-Brown et a/., 1981). На
первом году жизни интенсивность и понятность детской
речи можно было лучше предсказать, зная когнитивные
способности генетических родителей, чем на основе зна-
ния языковых навыков приемных родителей.

В пользу гипотезы о средовом влиянии говорит неоднок-
ратно упоминавшийся в литературе факт — если родители
больше говорят со своими детьми, то развитие языковых
способностей малышей идет намного быстрее. Но это не
противоречит и генетической гипотезе — ведь родители с
лучшими языковыми навыками, имеющие соответствен-
но больший объем общения, могли передать ген "говоре-
ния" по наследству своим детям. Однако Карен Харди-Бра-


110 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

ун (Hardy-Brown et ai, 1981) обнаружила, что особеннос-
ти вокализации приемных матерей (имитирующих вокаль-
ные реакции малышей) связаны с особенностями разви-
тия языка детей в возрасте до года.

По мнению Кэтрин Нельсон (Nelson, 1981), дети раз-
личаются также в способах, то есть стилях, использова-
ния языка. Проявляющие экспрессивный стиль языка боль-
ше сфокусированны на собственно коммуникативном,
социально-окрашенном аспекте речи и обучаются скорее
с помощью подражания. Их первые высказывания часто
имеют вид слитных наборов звуков без пауз и интонаций,
как бы в свернутом виде воспроизводящих сказанную взрос-
лыми фразу. Экспрессивные используют большее количе-
ство местоимений и имеющих личностно-социальную ок-
раску слов. В противоположность им, предпочитающие сим-
волический стиль склонны чаще использовать имена соб-
ственные, их предложения более коротки и, кажется, они
не очень стремятся использовать речь для социального вза-
имодействия со взрослыми. К.Нельсон обнаружила прояв-
ление этих различий уже в раннем детстве. Она также уста-
новила, что матери детей с символическим стилем склон-
ны чаще использовать существительные по сравнению с
местоимениями. Так что вполне возможно, что детские
стили речи формируются как подражание взрослым. Но, с
другой стороны (Bee, Mitchell, 1984), они могут отражать
более фундаментальные различия в детской ориентации
на взаимодействие с предметами (миром предметов) или
на развитие взаимоотношений (миром людей).

В только что описанном разделении еще раз находит
подтверждение удивительный факт функционирования в
структуре стиля человека (рассматриваемого в данном слу-
чае в качестве Сложной Сбалансированной Системы, ре-
гулирующей взаимодействие человека со средой — см. Libin,
in preparation, а) трех автономных, хотя и взаимозависи-
мых подсистем — предметно-ориентированной структуры,
ответственной за взаимодействие субъекта с миром вещей;

коммуникативно-ориентированной структуры, регулиру-
ющей индивидуальное взаимодействие с миром людей, а


 

грани МЕНТАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ (II)...


 


также Я-ориентированной структуры, отвечающей за под-
держание оптимального уровня индивидуальной самоиден-
тификации. Механизмы формирования предметно-ориен-
тированной, коммуникативно-ориентированной и Я-
ориентированной структур индивидуальности уходят кор-
нями в недра темперамента (см. Kagan, 1994; Палей, 1972;

Русалов, 1988, 1990, 1995) и предпочтений в формирова-
нии поведенческих стратегий (Bee, 1978; 1998), а верши-
ной касаются высших уровней личностной иерархии, про-
являясь в виде направленности — на себя, на предмет или
на других (Мясищев, 1995; Neymark, 1976; Божович, 1968).
Уместность этой обширной ремарки именно в разделе,
посвященном изучению индивидуальных различий в язы-
ке, очевидна. Однако мы сможем проследить закономер-
ности описанного деления и при анализе другим проблем
дифференциальной психологии.

4.6. стилевые ОСОБЕННОСТИ СОЗНАНИЯ

Сравнительный анализ уникальных миров человечес-
кого сознания с позиций формального подхода кажет-
ся, на первый взгляд, неразрешимой задачей. Однако
детальное исследование содержания субъективного со-
знания — феномена, ментального по своей природе и
социального по своим проявлениям — обнаруживает
устойчивые различия между людьми в способах органи-
зации своего внутреннего мира, своеобразие которого
существенно зависит от сложившейся системы предпоч-
тений (Либин, Парилис, 1998). Для целей дифференци-
ально-психологического исследования важно отметить,
что сознание человека определяется семантикой мно-
жества полярных шкал, задающих координаты индиви-
дуальности в потоке разнообразных событий, запечат-
левающихся в психике. В данный момент мы не будем
останавливаться на подробной характеристике способов
функционирования сознания, которые проанализирова-
ны в соответствующих главах в зависимости от выделен-
ного аспекта рассмотрения как образы и представления


 


1 12 индивидуальная СПЕЦИФИКА ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

(см. главу 3), полоролевые стереотипы (см. главу 12),
этнические стереотипы (см. главу 14), способы оценки и
интерпретации событий, а также различия в картинах
жизни и образах мира (глава 19).

Ключевые термины главы: активация, воля, импульсив-
ность, негативные эмоции, предметная эмоциональ-
ность, предпочтения, "привязанность", позитивные
эмоции, развитие языка, рефлексивность, "сердеч-
ность", социальная эмоциональность, стиль речи, фак-
тор саморегуляции, эмоциональные реакции.


Часть III. КООРДИНАТЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Глава 5. темперамент —

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...