Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общий двигательный темп или психомоторная сфера —




подвижность или заторможенность, специальный харак-
тер движений (быстрый, мягкий, закругленный и т.д.).

Таким образом, связав понятие темперамента, в основ-
ном, с аффективностью и общим психическим темпом,
Э.Кречмер описал три типа темперамента, соответствую-
щие конституциональным типам:

шизотимический (характерный для лептосоматическо-
го или астенического телосложения) — замкнутость вплоть
до аутизма, колебания эмоций от раздражения до сухос-
ти, упрямство, малоподатливость убеждению и измене-
нию установок, сложности в приспособлении к окруже-
нию, склонность к абстракции. При расстройствах психи-
ки обнаруживается предрасположенность к шизофрении;

циклотимический (соответствующий пикническому те-
лосложению) — противоположность шизотимику, легко
контактирует с окружением, эмоции колеблются между
радостью и печалью, веселостью и мрачностью. У одних
циклоидов центр этих колебаний направлен к гипоманиа-
кальному полюсу, у других — к депрессивному. При пси-
хических расстройствах обнаруживается склонность к цир-
кулярному или маниакально-депрессивному психозу;

иксотимический (греч. ixos — тягучий) — характерен
для атлетического телосложения. Иксотимик спокоен, ма-
ловпечатлителен, обладает сдержанными жестами и ми-
микой, невысокой гибкостью мышления, трудно приспо-
сабливается к перемене обстановки. При психических рас-
стройствах проявляет предрасположенность к эпилепсии.

Связь между телосложением и темпераментом Э.Креч-
мер видел, как и многие до него, в обусловленности этих
параметров химическим составом крови, влияющим на
особенности гормональной системы.

Концепция Э.Кречмера оказала очень сильное влияние
не только на развитие дифференциальной психиатрии (см.
главу 15), но и на типологические исследования в самых
разных областях психологии. В России, как и в других стра-
нах Европы, учение о конституциональном факторе ин-
дивидуальности было встречено с одобрением. В Московс-
ком Психологическом институте разрабатывается поведен-
ческая типология, в которой помимо некоторых консти-


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 121

туциональных координат учитывается также темп реаги-
рования (быстрый и медленный), и момент силы или ди-
намичности (Корнилов, 1926). Выделенные типы описыва-
ются так: мускульно-активный, с природной склоннос-
тью к быстрому и сильному способу реагирования; мус-
кульно-пассивный, с природной склонностью к быстро-
му и слабому типу реагирования; сенсорно-активный, с
природной склонностью к медленному и сильному спосо-
бу реагирования и сенсорно-пассивный, с природной
склонностью к медленному и слабому способу реагирова-
ния. Затрагивая вопрос о возможном изменении типа тем-
перамента, что важно учитывать в процессе воспитания и
обучения, Л.С.Выготский (1926) отмечал, что человек
легко может перейти от ослабленного к усиленному типу
реакции, от пассивного к активному способу реагирова-
ния, и от замедленного к ускоренному. Зато обратный пе-
реход — от быстрого к медленному, и от сильного к ос-
лабленному оказывается чрезвычайно затруднительным.
Следовательно, легче всего поддается изменениям сенсор-
но-пассивный тип, то есть флегматик, легко усваиваю-
щий форму поведения активных натур. Труднее же всего
поддается изменению холерический темперамент (мускуль-
но-активный тип).

Обзор конституционально-типологических теорий темпе-
рамента был бы неполным без имени еще одного исследова-
теля — американского психолога Уильяма Шелдона (см.
Sheldon, Stevens & Tucker, 1940), сформулировавшего сома-
тотипическую концепцию темперамента. Важно отметить, что
эта теория зародилась не в клинике и не в психиатрической
практике. Кроме того, в основе классификации лежали не
дискретные "типы", а непрерывно распределенные "компо-
ненты" телосложения. У.Шелдон писал:

"Концепция типов сыграла свою положительную роль,
но сами типы при этом, пожалуй, больше всего напоминали
шесты, поддерживающие бельевую веревку, иными слова-
ми, что-то такое, к чему можно было "подвесить" всю клас-
сификацию. По мере того, как "веревка" заполнялась, пред-
ставление о типах отходило на задний план и, наконец, ис-
чезло совсем, уступив место представлению о непрерывном
распределении. Развитие шло от представлений о дихотомии


122 координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

до концепции изменчивости по различным пространствен-
ным осям" (цит.по Харрисон и др., 1968).

Эти компоненты получили названия в соответствии с
принятыми в эмбриологии обозначениями зародышевых
листков плода: эндодермы, из которой развиваются пре-
имущественно внутренние органы; мезодермы, образую-
щей впоследствии мышечную ткань, и эктодермы, из ко-
торой развивается кожа и нервная ткань. Проанализировав
4000 фотографий студентов колледжа, У.Шелдон выделил
три крайних варианта телосложения, а затем составил
описания соответствующих им темпераментов, используя
наборы характеристик. Выделенные пятьдесят поведенчес-
ких признаков, после проведения обследования, раздели-
лись на три категории, положенные в основу трех компо-
нентов темперамента. Каждый компонент характеризовал-
ся двадцатью признаками, а каждый признак оценивался
по семибалльной шкале. Средний балл по двадцати при-
знакам определял соответствующий компонент. Таким об-
разом, соматотип описывался с помощью трех цифр. Пред-
положив, что люди с разными типами телосложения вы-
бирают различные способы действий, У.Шелдон провел
сопоставление данных по выраженности компонентов тем-
перамента с данными по соматотипам и получил коэф-
фициент корреляции порядка 0.80 между компонентами
соматотипа и темперамента (см. таблицу 6).

Более поздние исследования подтвердили, в частности,
выводы Шелдона, касающиеся соотношения между доми-
нирующей церебротонией и доминирующей эктоморфией
(Child, 1950).

Оценивая период развития конституциональных типо-
логий, известный специалист в области темперамента,
нынешний президент Международного общества по изу-
чению индивидуальных различий, польский психолог Ян
Стреляу (1986) приводит несколько основных критичес-
ких замечаний:

1. Большинство конституциональных типологий игно-
рирует роль социальных условий в формировании психи-
ческих свойств человека. В лучшем случае среде отводится
роль фактора, вызывающего проявление заранее запрог-
раммированных состояний.


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 123

Таблица 6
Темпеоамент и соматотип

телосложение   темперамент  
эндоморфия   висцеротония (лат. viscera —  
преобладание шарообразных   внутренности)  
форм, вялые руки и ноги,   преобладание дружелюбия; жажда  
большое количество жира на   похвалы; любовь к комфорту,  
плечах и бедрах, но тонкие   приветливость со всеми; расслабленность  
запястья и лодыжки   в осанке и движениях; легкость в  
    выражении чувств; тяга к людям в  
    тяжелую минуту; мягкость при опьянении  
мезоморфия   соматотония (лат. soma — тело)  
хорошо развита мускульная   уверенность в осанке и движениях;  
система, широкие плечи и   любовь к приключениям; скрытность в  
грудная клетка; кубическая   чувствах и эмоциях; тяга к действиям в  
массивная голова   тяжелую минуту; агрессивность и  
    настойчивость при опьянении  
эктоморфия   церебротония (лат. cerebrum — мозг)  
слабое развитие внутренних   скованность в осанке; необщительность,  
органов и телосложения;   социальная заторможенность; скрытность;  
долговязый человек с худым   устойчивость к действию алкоголя; тяга к  
вытянутым лицом; узкая   одиночеству в тяжелую минуту;  
фудная клетка и живот; тонкие   ориентация к поздним периодам жизни  
длинные руки и ноги      

 

2. Отождествление личностных черт с признаками тем-
перамента, в частности, обусловленными конституцией.
Такие черты личности как любовь к компаниям, терпи-
мость или отсутствие сострадания считаются наследствен-
ными свойствами того же порядка, что и телосложение.

3. Необоснованным является часто встречающееся ут-
верждение, будто здоровые люди носят в себе зародыш
психического заболевания. Неправомерно также полнос-
тью переносить закономерности, установленные для груп-
пы больных людей, на всю популяцию.

"Что было бы, если Санчо Панса и Дон Кихот поменя-
лись бы телами? Сохранили бы они при этом свою лич-
ность?" — многие авторы, задавая себе этот вопрос, быва-
ют вынуждены признать обоснованность некоторых дос-
тижений в области сопоставления конституциональных и
психологических параметров человека. Дело не в том, что-
бы избавиться от стереотипного образа, сочетающего в себе
воедино черты телесного и психологического портрета,
конституции и поведения. Проблема заключается в уме-
нии исследователя проанализировать отдельные части кон-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА \


 


ституционально-поведенческого гештальта, не разрушая
целого.

5.1.3. психологическая ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
"МАГИЧЕСКИХ ТИПОВ"

Что же в это время происходило с уже привычным для
многих психологов традиционным четырехмерным описа-
нием темперамента? Вне всякого сомнения, традицион-
ная теория постоянно остается в поле зрения исследовате-
лей. Наиболее четкое психологическое звучание интерпре-
тация магических четырех типов темперамента начинает
приобретать в 20—30-х годах нашего столетия. В несколько
измененном виде Гиппократо-Галлено-Кантовские фор-
мулировки, дополненные данными наблюдения и лабора-
торного эксперимента, по-прежнему звучат убедительно.
Приведем портреты, составленные профессором К.Н.Кор-
ниловым (1921), создателем реактологии — учения, со-
гласно которому единицей человеческого поведения явля-11
ется реакция, — применительно к детям:

"Вот ребенок сангвинического темперамента: он худощав,
строен, изящен. В движениях слишком быстр и подвижен,
даже суетлив; он хватается с горячностью за всякое новое
предприятие, но, не имея настойчивости довести его до кон-
ца, быстро к нему охладевает. Ум его — живой и острый, но
недостаточно глубокий и вдумчивый. Чувства быстро нарас-
тают, но захватывают его слишком поверхностно; он жизне-
радостен, любит наслаждения и стремится к ним...

Несколько иного склада ребенок флегматического темпе-
рамента. Физически упитанный, он медлителен в своих дви-
жениях, даже инертен и ленив. Его ум последовательный,
вдумчивый и наблюдательный...Его чувства не горячи, но
постоянны..

Вот ребенок холерического типа. Он слишком решителен
и быстр, а потому часто и опрометчив в своих движениях. Он
настойчив и резок в осуществлении своих замыслов. Его ост-
рый и насмешливый ум слишком категоричен в своих выво-
дах. Чувства слишком страстны и резки в проявлении симпа-
тий и антипатий. Он склонен ко всякого рода борьбе...

Иного склада ребенок меланхолического темперамента:

сумрачный и не по летам серьезный, он медлителен и осно-

 


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 125

вателен в проявлении своей воли. С глубоким и вдумчивым
умом, он непреклонен и настойчив до фанатизма в своих
излюбленных взглядах. Крайне впечатлительный и замкну-
тый, он редко проявляет свои чувства" (с. 125).
В объяснении природы темперамента продолжают дав-
леть те же традиции. Связывая темперамент с типом реак-
ции, Л.С.Выготский (1926) отмечает, что

"в конечном счете мы определяем темперамент по типу
движения, которое производится нашими органами, или
иначе — по возможности или готовности движений, кото-
рые мы угадываем в чертах тела".

Внешне наблюдаемые признаки по-прежнему отождест-
вляются с внутренними причинами, производящими тем-
пераментальные различия. В лучшем случае авторы доволь-
но эффективно реинтерпретируют "устоявшиеся" поло-
жения, например, гуморальной концепции, отмечая, что
установить корреляцию между строением тела и темпера-
ментом (который часто, надо отметить, подменялся и не-
редко продолжает подменяться понятием "характер") воз-
можно, так как существует общая "породившая" их при-
чина — работа секреторного аппарата, объединяющего
функционирование головного мозга, эндокринных желез
и нервной системы (Выготский, 1926).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...