Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Координаты индивидуальности человека





 


рованном). Развивая представления В.Д.Небылицына о
выделении трех главных компонентов в структуре темпе-
рамента — интенсивности, темпа и вариативности, — ха-
рактеризующих общую активность индивидуума, а также
рассматривая эмоциональность через призму теории фун-
кциональных систем П.К.Анохина (1975), автор выделяет
четыре основных темпераментальных блока — эргичность
(от греч. ergos — работа), темп, пластичность и эмоцио-
нальность, каждый из которых оценивается с двух сторон:

предметной и социальной. Такое разделение темперамен-
тальных функций представляется вполне оправданным и
перспективным.

С позиции теорий, основанных на интеракционном
анализе, очевидно, что темпераментальные характеристики
играют важную роль в разграничении реакций индивида
на социальное и физическое окружение, а также в раз-
личных ситуациях выбора, перцептивных ситуациях, в раз-
витии стратегий предпочтения (Lerner, 1984; Thomas, Chess,
1977; Rothbart, 1991; Buss, 1995). С этой точки зрения чело-
век характеризуется как активный, адаптирующийся в
окружающей среде субъект. Важно отметить, что адаптив-
ные возможности индивида различные авторы связывают
с реализацией его биологических программ, зафиксиро-
ванных, прежде всего, в системе темпераментальных
свойств. При этом темперамент маскирует процесс и ре-
зультативность деятельности (в том числе совместной) и
определяет стиль и организацию свободного общения (Бе-
лоус,
1989). Проблема определения специфики соотноше-
ния стилевой и темпераментальной подструктур индиви-
дуальности особенно отчетливо проявляется при выборе
стратегий обучения и обобщения, организации профессио-
нальной, спортивной и совместной деятельности (Белозе-
рова, \9SS; Либин, \99\;Маствилискер,
1989; Шарцев, 1988,
Тергалинский, 1988; Русалов, Парилис, 1991).

Еще одним важным отличием концепции структуры
темперамента в специальной теории индивидуальности
является то, что в качестве механизма формирования тем-
перамента предлагается рассматривать действие общей
конституции (включающей биохимический, анатомо-мор-
фологический и нейрофизиологический уровни), благо-


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 137

даря чему происходит "системное обобщение" всех био-
логических характеристик, включенных в реализацию всех
видов деятельности и общения, независимо от конкрет-
ных мотивов, целей и способов поведения. В соответствии
с этим, выделяется три этапа в формировании темпера-
мента (Русалов, 1991). Первый этап характеризуется слит-
ностью предметного "содержания" и "формальных" осо-
бенностей индивидуального поведения и соответствует
самым ранним стадиям онтогенеза человека, когда реша-
ющая роль в поведении принадлежит врожденным про-
граммам. Второй этап связан с приобретением новых мо-
тивов, планов, схем и способов поведения. Здесь происхо-
дит лишь частичное "разделение" содержательных и фор-
мальных компонентов поведения, так как темперамент,
как совокупность формальных аспектов поведения, еще
неустойчив и определяется в существенной мере темпами
биологического созревания организма. Третий этап харак-
теризуется отчетливым расхождением "содержания" по-
ведения от "формальных" особенностей, когда заверша-
ется обобщение и стабилизация формальной подструкту-
ры индивидуальности.

Одной из ближайших задач специальной теории инди-
видуальности в анализе структуры формальной динамики
поведения является поиск генетически детерминирован-
ных параметров. В ряде работ получены убедительные до-
казательства генетической детерминированности пластич-
ности (Бирюков, 1992), а также наследуемости нейрофи-
зиологических коррелятов темперамента (Анохин, 1987).

5.3. развитие ТЕМПЕРАМЕНТА В КОНТЕКСТЕ
ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИХ И ЛОНГИТЮДНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ

Если в России современный этап изучения темпера-
мента начался с работ Б.М.Теплова, В.С.Мерлина и их
учеников, применивших учение И.П.Павлова о свойствах
нервной системы к типологическим исследованиям чело-
века, то в США современная теория изучения темпера-
мента началась в конце 1950-х годов с Нью-йоркского
лонгитюдного исследования, инициированного Алексан-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


дром Томасом, Стеллой Чесс (Thomas, Chess, 1977) и их
коллегами (Plomin, 1986). Как указывает Стреляу (Strelau,
1991), приоритет американских психологов заключается
прежде всего в междисциплинарном подходе к анализу
темперамента и его развития у детей, изучаемого с помо-
щью лонгитюдного метода. Можно отметить два общих
признака для российского и американского подходов, ко-
торые и оказались дифференцирующими критериями со-
временного этапа в изучении темперамента человека. Это
касается представлений о природе темперамента и опре-
делении самого конструкта. Во-первых, подавляющее боль-
шинство исследователей считает темперамент "относитель-
но устойчивой, врожденной базовой диспозицией, кото-
рая определяет вариативность многих поведенческих черт"
(McCall, 1979), и, во-вторых, с точки зрения психологии
развития, темперамент оказывается первой координатой,
характеризующей формирующуюся специфику индиви-
дуального поведения.

5.3.1. первые ПРОЯВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Представьте, что вы вдруг оказались в покоях для ново-
рожденных младенцев в современном Доме матери и ре-
бенка. Случайный взгляд, брошенный на ровные ряды угу-
кающих, орущих или мирно посапывающих в своих кро-
ватках младенцев, вызывает странное ощущение, похожее
на панику. Почему-то кажется, что все новорожденные
похожи друг на друга. Однако мать, увидев хотя бы раз
своего ребенка, почти безошибочно узнает его среди ос-
тальных. И дело здесь не только в "шестом чувстве" или
сверхъестественной материнской интуиции. Психологи
выделяют шесть основных различий в поведении новорож-
денных:

1. Диапазон реакции — одни младенцы энергично реа-
гируют на широкий спектр стимулов, другие относятся ко
многим стимулам безразлично.

2. Степень общей активности — с самого рождения не-
которые младенцы гораздо чаще остальных совершают дви-
жения телом, делают больше поворотов головой и т.п.


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 139

3. Возбужденность младенцев проявляется в том, много
или мало они кричат и плачут.

4. Беспокойство во время сна — одни младенцы спят
крепко, другие двигаются всю ночь напролет.

5. Привыкание — некоторые младенцы очень быстро
привыкают ко всему новому и непривычному.

6. Стремление вырваться из рук — одни малыши любят,
чтобы их обнимали и подольше держали на руках, другие
не очень это "приветствуют".

По мнению многих авторов (см. Bee, 1978; Fries, 1954;

Schaffer & Emerson, 1964), эти поведенческие признаки
обусловлены темпераментом, который начинает проявлять-
ся с самого раннего возраста. В поведенческой картине
младенца уже проступают контуры инструментальной сто-
роны поведения будущей взрослой личности.

5.3.2. Устойчивость темпераментальных показателей

Александр Томас и Стелла Чесс с сотрудниками
(Thomas, Chess, Birsh, 1970) обследовали 141 ребенка с
целью изучения темперамента, который они определяли
по степени выраженности моторной активности, чувстви-
тельности к стимулам и характеру реакций на новые объек-
ты. В первую очередь были отобраны малыши с "легким" и
"трудным" темпераментом. Первые с готовностью адапти-
руются к новым ситуациям, реагируют с низкой или сред-
ней интенсивностью, пребывают, в основном, в хорошем
настроении и отличаются ритмичностью телесных прояв-
лений. "Трудные" же младенцы характеризуются противо-
положными признаками. Некоторых малышей назвали "не-
торопливыми", имея в виду склонность не сразу обнару-
живать интерес к чему-либо, а "воодушевляться посте-
пенно". И, наконец, остались те, кого нельзя было отнес-
ти к какой-нибудь определенной группе. Их назвали "не-
постоянными", характеризующимися смешанными черта-
ми поведения. При анализе распределения выделенных
типов обнаружилось, что 40% малышей относятся к кате-
гории "легких", 15% оказались "неторопливыми", 35%
"непостоянными" и только 10% "трудными". Однако са-
мым примечательным оказался факт устойчивости опи-


 

координаты ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


 


санных признаков во времени. "Легкие" дети сохраняли
типичные поведенческие черты при обследовании в пяти-
летнем и в десятилетнем возрасте.

Указанные в лонгитюдном исследовании темперамен-
тальные признаки, конечно же, не единственные. К осо-
бенностям темперамента, как мы уже отмечали, относят
активность и эмоциональность, темп и скорость, плас-
тичность и устойчивость к стрессу. Несмотря на огромное
многообразие, признаки темперамента могут быть сведе-
ны к некоторым базовым характеристикам или метапара-
метрам, таковы, например, нейротицизм или экстраверсия.
Принято считать, что эти черты остаются довольно устой-
чивыми на протяжении долгого периода времени, а иног-
да и в течении всей жизни.

5.4. темперамент, СТИЛЬ, ХАРАКТЕР: О СТАТУСЕ
ТЕМПЕРАМЕНТА В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
СВОЙСТВ

Вокруг темперамента, как вокруг основного фактора,
определяющего систему предпочтений и специфику реак-
ций человека на стимулы, группируются приобретенные
навыки и выработанные в процессе воспитания и обуче-
ния индивидуальные черты. Проблема соотношения тем-
перамента и характера, а также различения темперамента
и стиля, относится к одной из наиболее запутанных тем в
психологии. Вместе с тем, объяснение этого соотношения
очень важно для понимания природы и сущности челове-
ческой личности. Именно на этом перекрестке души встре-
чаются "Биологическое" и "Социальное", "Врожденное"
и "Приобретенное", многие другие персонажи дифферен-
циальной психологии. В большинстве психологических ра-
бот сопоставление темперамента с другими личностными
свойствами проводится по принципу "или—или", то есть
ближайшим партнером темперамента оказывается либо
характер, либо стиль, но практически никогда сочетание
"темперамент—стиль—характер" не встречается в "гармо-
ничном созвучии". Однако шаги в этом направлении уже
сделаны. Достаточно рассмотреть лишь несколько наибо-
лее удачных определений.


темперамент — ПСИХОБИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ЛИЧНОСТИ 141

К.К.Платонов (1984) понимает темперамент как "ка-
чество личности, сформировавшееся в личном опыте че-
ловека на основе генетически обусловленного типа нервной
системы, и в значительной мере определяющее стиль его
деятельности" (с. 148). Изучение соотношения темперамента
и характера в отечественной психологии развивалось под
влиянием идей И.П.Павлова (1951а), который определял
характер как сплав нервной системы и жизненных влия-
ний — обучения и воспитания, — закрепившихся в струк-
туре индивидуальности в виде тех или иных способов реа-
гирования. Л.С.Выготский (1926) считал темперамент на-
личной предпосылкой, а характер — конечным результа-
том воспитательного процесса.

Может сложиться впечатление, что для большинства
современных психологов различение анализируемых
свойств личности очевидно. Однако, если проблеме тем-
перамента и стиля (в данном случае неважно, поведенчес-
кого или когнитивного) на протяжении рассматриваемо-
го периода уделялось достаточно внимания, то работ по
изучению характера, посвященных его сопоставлению с
другими свойствами личности, практически нет как в оте-
чественной, так и в зарубежной литературе. Таким обра-
зом, в исследовании вопроса о соотношении понятий "тем-
перамент", "стиль", "характер" можно отметить две зако-
номерности.

Во-первых, довольно часто понятия "темперамент" и
"стиль", "темперамент" и "характер" (и даже "темпера-
мент" и "личность") объединяются в рамках одной кон-
цептуальной плоскости. При этом наиболее характерными
"ходами" при анализе понятий являются следующие.

А. Отождествление понятий "стиль" и "темперамент".
При этом вся стилевая сфера индивидуальности может су-
зиться до отдельных темпераментальных проявлений, на-
пример, тревожности или психотизма. Г.Оллпорт (Allport,
1961), связывая стиль с формой, а не с содержанием по-
ведения, отождествлял его с темпераментом, т.е. восприим-
чивостью к эмоциональным стимулам, типичной силой и
скоростью реакций, фоном преобладающего настроения
и интенсивностью его колебаний. Интересно, что в основе
темпераментальных проявлений Г.Оллпорт предполагал


 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...