Структура типового (традиционного) занятия.
Музыкальное занятие в ДОУ - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Музыкальное занятие — основная форма воспитания и обучения детей в детском саду по развитию музыкальных способностей, нравственного и эстетического воспитания, привитие музыкального вкуса, физического развития, укрепления здоровья детей. Позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.
Виды музыкальных занятий I. По организации ( в зависимости от числа участвующих в них детей): 1. Фронтальное занятие - проводятся со всей группой. 2. По подгруппам — когда есть необходимость в проведении занятий с 3. Индивидуальные — проводятся, когда есть необходимость позаниматься с Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах. II. По содержанию: 1. Типовое (традиционное) музыкальное занятие - включает в себя все виды деятельности детей.(музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество). Может иметь вариативную структуру- меняется последовательность разделов по необходимости программных задач. Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.
2. Тематическое музыкальное занятие – объединяется одной темой, т.е. все разделы связаны между собой одной тематической нитью и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания. Выделяются три разновидности этих занятий: · собственно тематические («Осень», «Природа и музыка» ит.д.), · музыкально-тематические («Интонация в музыке и речи», «Русская народная песня», «Народные музыкальные инструменты»… когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д. · сюжетные («Путешествие») эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
3. Комплексное (интегрированное) музыкальное занятие – ведут два педагога: музыкант и воспитатель, педагог изо, физкультурник, педагог по драматизациям. Даёт детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Имеет те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или из сказки, связана с сюжетом или темой может быть само искусство: «Времена года», «Краски Осени в музыке и поэзии», «Краски Осени в музыке и живописи», «В здоровом теле – здоровый дух», «Сказочные персонажи». Основные методы – сравнение и сопоставление худ. образов. Дети учатся понимать специфику каждого вида искусства. Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
4. Доминантное занятие - а) доминирует, преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо муз. способности или ликвидации отставания. Например, доминирует игра на д.м.и.: в слушании – знакомство, тембры; творчество, муз.-дид. игры, музицирование. б) во всех разделах музыкального занятия преобладает какой-то один жанр (марш, вальс…)
Продолжительность занятий: ясли – 10 мин. мл. гр. – 15 мин. Ср.гр. – 20 мин. Ст. гр. – 25 мин. Подг. гр. – 30-35 мин. Структура типового (традиционного) занятия. I раздел. Упражнения под музыку: 1) «Марш» Парлова П-С (программное содержание) - дать понятие о характере и ритме марша, приучать шагать четко, высоко поднимая колени. М (методы) - объяснительно-иллюстративный + частично поисковый Пр (приемы) - образные словесные указания и наводящие вопросы П (повтор) - 2 раза. А (атрибуты) - барабан В младшем возрасте в данном разделе (I р) может быть от одного до четырех упражнений (ясли, младшая и средняя группы), в старшем возрасте — от одного до восьми упражнений По времени: младший возраст — от 1 до 3 мин. старший возраст — до 10 мин. II раздел. Слушание музыки 1 ) «Вальс» Леви. П-С - знакомство с жанром вальса, его характерным 3-х дольным ритмом и основными танцевальными движениями М Объяснительно-иллюстративный + частично-поисковый + эвристический Пр - проблемные, контрастные, наводящие вопросы, показ движений вальса воспитателем или старшими детьми (без музыки) П - 2 раза. В данном разделе может быть: для младших возрастов 2 произведения, для старшего возраста до 5 произведений. А - шарфы, ленты и т.д.
III раздел. Распевание и пение (в яслях — подпевание): 1. Распевание - может состоять из 1- 3-х попевок в зависимости от возраста и задач: «Вот иду я вверх» Тиличеевой П-С - знакомство со звукорядом, работа над чистотой интонации и ее «окраской». М- объяснительно-иллюстративный + наглядный + частично- поисковая ситуация ПР - показ карточки на фланелеграфе и выразительное исполнение П- 2-3- раза. А - съемные нотки на фланелеграф или лесенка, куколка 2. Пение. «Падают листья» Лившиц П-С - работа на напевностью и чистотой интонации, осмысленным исполнением (в опоре на музыкальный образ осени - песни) М - убеждение + побуждение к сопереживанию (созерцание красоты осенней природы) + частично поисковая ситуация ПР - проблемные, контрастные, наводящие вопросы и собственный показ, ИЗО, стихотворение, показ лучших детей (исполнение фраз песни) П - 2-3 раза. А-ИЗО
IV раздел. Игры, пляски, хороводы: В младшем возрасте (ясли) этот раздел длится 2-3 минуты, 2-ая младшая группа - 4 мин. средняя - 5-6 мин, старшая - до 10 мин. Подготовительная 15 мин. Чем больше дети двигаются на занятии, тем естественнее их физиологическое состояние организма
V раздел. Игра на Д.М.И. (детское творчество ) П-С - знакомство с различными инструментами и усвоение приемов игры на них М – различные, по необходимости и возрастным способностям детей (практический) ПР - показ, объяснение, игровые приемы П - от 2 до 5 раз. А — по необходимости
При подготовке к занятию муз рук должен учитывать:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|