Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура типового (традиционного) занятия.

Музыкальное занятие в ДОУ - основная форма организации музыкальной деятельности дошкольников.

Музыкальное занятие основная форма воспитания и обучения детей в детском саду по развитию музыкальных способностей, нравственного и эстетического воспитания, привитие музыкального вкуса, физического развития, укрепления здоровья детей.

Позволяющая наиболее эффективно и целенаправленно осуществлять процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребёнка.

 

Виды музыкальных занятий

I. По организации ( в зависимости от числа участвующих в них детей):

1. Фронтальное занятие - проводятся со всей группой.

2. По подгруппам когда есть необходимость в проведении занятий с
меньшим количеством детей (многочисленные группы, или необходимо
подготовить сюрпризные моменты к празднику, или обработать более
тщательно какой-либо вид деятельности). Музыкальные занятия по подгруппам, как правило, проводят с детьми 2–3 раза в неделю по 10–20 минут, в зависимости от возраста детей.

3. Индивидуальные проводятся, когда есть необходимость позаниматься с
ребенком индивидуально, подтянуть его или развить его склонности.

Индивидуально в ДОУ занимаются с детьми раннего и младшего дошкольного возраста 2 раза в неделю по 5–10 минут во вторую половину дня. Однако с целью совершенствования музыкально-исполнительских навыков детей, а также с отстающими детьми, этот вид занятия может применяться и с детьми в старших возрастных группах.

II. По содержанию:

1. Типовое (традиционное) музыкальное занятие - включает в себя все виды деятельности детей.(музыкально-исполнительскую, восприятие, творчество).

Может иметь вариативную структуру- меняется последовательность разделов по необходимости программных задач. Важно, чтобы отсутствие какого-либо вида деятельности не было постоянным.

2. Тематическое музыкальное занятие объединяется одной темой, т.е. все разделы связаны между собой одной тематической нитью и виды музыкальной деятельности могут варьироваться, т.е. меняться по необходимости программного содержания.

Выделяются три разновидности этих занятий:

· собственно тематические («Осень», «Природа и музыка» ит.д.),

· музыкально-тематические («Интонация в музыке и речи», «Русская народная песня», «Народные музыкальные инструменты»… когда сама формулировка темы связана с музыкой, ее выразительными средствами, с музыкальными инструментами, с именами и творчеством композиторов и т. д.

· сюжетные («Путешествие») эти музыкальные занятия объединены не только одной темой, но и единой сюжетной линией. Целостность музыкального занятия в данном случае достигается логикой развития выбранной темы, объединяющей содержание и виды музыкальной деятельности детей.
Может проводиться вместо праздничного утренника.

 

3. Комплексное (интегрированное) музыкальное занятие – ведут два педагога: музыкант и воспитатель, педагог изо, физкультурник, педагог по драматизациям.

Даёт детям представление о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография). Имеет те же разновидности, что и тематические. Тема может быть взята из жизни или из сказки, связана с сюжетом или темой может быть само искусство: «Времена года»,

«Краски Осени в музыке и поэзии», «Краски Осени в музыке и живописи»,

«В здоровом теле – здоровый дух», «Сказочные персонажи».

Основные методы – сравнение и сопоставление худ. образов. Дети учатся понимать специфику каждого вида искусства.

Цели этих занятий: объединить разные виды художественной деятельности детей (музыкальную, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и т. д.), обогатить знания детей о специфике различных видов искусства и особенностях выразительных средств; расширить представления детей о взаимосвязи искусств.
Подготовка к комплексным занятиям достаточно трудоёмка, она требует согласованных действий воспитателя и музыкального руководителя. Проводятся эти занятия примерно один раз в месяц со всей группой, как правило, с детьми среднего и старшего возраста.

 

 

4. Доминантное занятие - а) доминирует, преобладает один вид музыкальной деятельности (пение, движение, восприятие музыки – остальные виды деятельности вспомогательные) для развития какой-либо муз. способности или ликвидации отставания. Например, доминирует игра на д.м.и.: в слушании – знакомство, тембры; творчество, муз.-дид. игры, музицирование.

б) во всех разделах музыкального занятия преобладает какой-то один жанр (марш, вальс…)

 

Продолжительность занятий:

ясли – 10 мин.

мл. гр. – 15 мин.

Ср.гр. – 20 мин.

Ст. гр. – 25 мин.

Подг. гр. – 30-35 мин.

Структура типового (традиционного) занятия.

I раздел. Упражнения под музыку:

1) «Марш» Парлова

П-С (программное содержание) - дать понятие о характере и ритме марша,

приучать шагать четко, высоко поднимая колени.

М (методы) - объяснительно-иллюстративный + частично поисковый

Пр (приемы) - образные словесные указания и наводящие вопросы

П (повтор) - 2 раза. А (атрибуты) - барабан

В младшем возрасте в данном разделе (I р) может быть от одного до четырех упражнений (ясли, младшая и средняя группы), в старшем возрасте — от одного до восьми упражнений

По времени: младший возраст — от 1 до 3 мин. старший возраст — до 10 мин.

II раздел. Слушание музыки

1 ) «Вальс» Леви.

П-С - знакомство с жанром вальса, его характерным 3-х дольным ритмом и

основными танцевальными движениями

М Объяснительно-иллюстративный + частично-поисковый + эвристический

Пр - проблемные, контрастные, наводящие вопросы, показ движений вальса

воспитателем или старшими детьми (без музыки)

П - 2 раза. В данном разделе может быть: для младших возрастов 2 произведения,

для старшего возраста до 5 произведений.

А - шарфы, ленты и т.д.

 

III раздел. Распевание и пение (в яслях — подпевание):

1. Распевание - может состоять из 1- 3-х попевок в зависимости от возраста и задач:

«Вот иду я вверх» Тиличеевой

П-С - знакомство со звукорядом, работа над чистотой интонации и ее «окраской».

М- объяснительно-иллюстративный + наглядный + частично- поисковая ситуация

ПР - показ карточки на фланелеграфе и выразительное исполнение

П- 2-3- раза. А - съемные нотки на фланелеграф или лесенка, куколка

2. Пение.

«Падают листья» Лившиц

П-С - работа на напевностью и чистотой интонации, осмысленным исполнением

(в опоре на музыкальный образ осени - песни)

М - убеждение + побуждение к сопереживанию (созерцание красоты осенней

природы) + частично поисковая ситуация

ПР - проблемные, контрастные, наводящие вопросы и собственный показ, ИЗО,

стихотворение, показ лучших детей (исполнение фраз песни)

П - 2-3 раза. А-ИЗО

 

IV раздел. Игры, пляски, хороводы:

В младшем возрасте (ясли) этот раздел длится 2-3 минуты,

2-ая младшая группа - 4 мин.

средняя - 5-6 мин,

старшая - до 10 мин.

Подготовительная 15 мин.

Чем больше дети двигаются на занятии, тем естественнее их физиологическое

состояние организма

 

V раздел. Игра на Д.М.И. (детское творчество )

П-С - знакомство с различными инструментами и усвоение приемов игры на них

М – различные, по необходимости и возрастным способностям детей (практический)

ПР - показ, объяснение, игровые приемы

П - от 2 до 5 раз. А — по необходимости

 

При подготовке к занятию муз рук должен учитывать:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...